Путевые заметки экспедиции “Пути великих свершений” в Томпонский и Таттинский улусы Якутии 2018 г. Часть 1

Автор: Дмитрий Никонов

Экспедиция прошла с 30 марта по 06 апреля 2018 года по территории Таттинского и Томпонского улусов Республики Саха (Якутия) и ее работа была организована по двум основным направлениям: «По следам Охотского тракта» и “По дорогам Дальстроя”.

В XVII веке Российское государство активно продолжало свою экспансию на восток безграничного Евразийского континента и вышло к берегам Тихого океана и далее взоры простирались уже на Северную Америку. Уже к началу XVIII века начали появляться первые русские поселения и опорные пункты на Камчатке, в Чукотке, а чуть позже и в Северной Америке. Сразу же вполне закономерно встал вопрос снабжения и установления символов государственной власти на новых территориях. Северный морской путь был как бы “не вариант”, а по суше далеко и опасно. И поэтому немного поразмыслив, было принято решение организовать круглогодичный сухопутно-водный тракт с Якутска до побережья Охотского моря, а далее задействовать морской транспорт. Проблема заключалась в том, что надежного сообщения с побережьем, тем более порта на Охотском море еще не было.

И тогда пользуясь результатами Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга, а еще возможно за неимением других адекватных альтернатив, в качестве порта на материке в 1731 году был выбран Охотск – к тому времени обычное зимовье на реке Охоте, промышлявшее сбором ясака у местных тунгусов и стабильного сообщения с Якутском не имело и с этим безотлагательно нужно было что-то делать. С этой целью в том же году был учрежден Якутско-Охотский почтовый тракт. Столь скорому развитию событий способствовала в первую очередь необходимость снабжения Анадырска, где шли постоянные столкновения с воинственными чукчами, и только во вторую очередь – проведение Камчатских экспедиций.  

Зимняя станция по Охотскому тракту. Л. Немировский, 1856 год.

В качестве наемной рабочей силы для перевозки грузов нанимались преимущественно якуты из центральных улусов Якутии. Во многом благодаря их усилиям в тяжелейших условиях и функционировал этот уникальный тракт, где были задействованы все типы транспорта доступные в те времена – конный, олений, собачий и водный.

Якут в Охотске. http://www.slovoart.ru/node/916

В общем, не вдаваясь в подробности, можно сказать, что сообщение с Охотском поддерживалось до начала ХХ века.  Существовало несколько основных маршрутов, среди которых как основной можно выделить следующий: Якутск – Ярмонка – Амгинская слобода – Алданский перевоз – Усть-Майская пристань  – р. Юдома – Охотск. Параллельно с ним существовал маршрут до Оймякона и далее на Колыму, которая разделялась со станции Лэбэгэнэ (около с. Черкех) и уходила через Уолбу, Таттинского улуса в сторону нынешнего Крест-Хальджая, Мегино-Алдана, Сасыльцев. Эта дорога связывала не только Яну, Индигирку, Колыму, Магадан и Чукотку, но и через Томтор связывала с Охотском. 

В середине XIX века по инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева Сибирская военная флотилия была перебазирована в Петропавловск, а Охотская фактория Русско-Американской компании переведена в Аян. Якутско-Охотский тракт было предложено закрыть в пользу Аянского, но все же потеряв статус государственного, он продолжал действовать вплоть до начала ХХ века и тракту перевозились в основном коммерческие грузы в Якутск. В 1909-1910 году по вдоль него была проложена телеграфная линия. В конечном итоге, с появлением портов Николаевска, затем и Владивостока Охотский и Аянский порты потеряли свое былое значение как главных портов России на Тихоокеанском побережье. 

Охотский порт во времена Второй Камчатской экспедиции. https://flot.com/publications/books/shelf/alexeevohotsk/6.htm

В настоящее время правопреемником Якутско-Охотского и Якутско-Аянского трактов можно назвать федеральную автодорогу “Колыма”, известного с 1930 годов как “Колымский тракт”.  

Если говорить об Аянском и Охотских трактах, то в рамках проекта “Пути великих свершений” было организовано две экспедиции до Охотска и Аяна. Первая из которых под руководством председателя Оймяконского отделения Русского географического общества Иннокентия Жуллярова в начале июля 2016 проехала с Оймякона в Охотск на вездеходе «Странник». Вторая  экспедиция, в том же 2016 году под руководством Заслуженного деятеля искусств Республики Саха (Якутия) Виталия Власова преодолела комбинированный водно-сухопутный маршрут Усть-Мая – Нелькан Аян. Подробнее об этих путешествиях можно почитать на нашем сайте. 

Участники экспедиции “Пути великих свершений” в Аяне. 2016 г.

Экспедиция в Таттинский и Томпонский районы была призвана дополнить те две экспедиции, так как в 2016 году была разведана и изучена лишь часть пути, пролегающая уже за пределами основных районов оседлого проживания якутов.  

Целью экспедиции являлся сбор информации у местного населения, ведь у многих отцы, деды, родственники были связаны с функционированием Охотского, а позже и Колымского трактов. Немаловажным было и личное посещение тех исторических мест, изучение музейных экспозиций и выставок. Позже собранный материал ляжет в основу документальных фильмов и одного из будущих томов серии Исторического альбома “Пути великих свершений”.  

Маршрут был проложен по территории двух улусов Якутии и выглядел следующим образом:  Якутск – Ытык-Кюель – Харбалаах – Чычымах – Чимнай – Хандыга – Охотский Перевоз – Джебарики Хая – Теплый Ключ – Тополиный – Крест-Халджай – Арыы Толоон – Сасыльцы – Мегино-Алдан – Якутск. Передвижение планировалось осуществить на автотранспорте, питание по возможности в сети общепита, ночлег в гостиницах.  

Маршрут. Яндекс карты не смогла проложить маршрут дальше п. Джибарики Хая. Ниже него экспедиция добиралась до п. Охотский Перевоз

Конец марта – благодатное время для путешествий на автомобиле по Якутии. На реках действуют автозимники, неровности дорог с гравийным покрытием утрамбованы снегом, нет пыли, по-весеннему тепло и к тому же уже устанавливается довольно длинный световой день.  

30 марта. Первый день экспедиции. Ытык-Кюель.

Накануне перед выездом состоялось вводное совещание участников, где точкой старта была назначена площадь Орджоникидзе в г. Якутске, обусловились встретиться в 07:30 “под световым табло” возле здания Главпочтамта, где находится Нулевой километр — начальная точка отсчёта дорожных расстояний.  

В качестве транспортного средства нам были выделены 2 уазика “буханки” – самый распространенный микроавтобус в якутском селе. А что касается участников, то в экспедиции приняли участие всего 9 человек:  

  • Георгий Дмитриевич Никонов – Руководитель; 
  • Илья Семенович Шадрин – Председатель Томпонского районного Совета депутатов. Заслуженный работник Народного хозяйства Республики Саха(якутия); 
  • Борисов Егор Егорович – Доктор медицинских наук, отличник здравоохранения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), заслуженный врач Республики Саха (Якутия), член Якутского республиканского отделения Русского географического общества. 
  • Андросов Гаврил Гаврильевич – Заместитель главного редактора журнала «Чолбон», заместитель председателя правления Союза писателей Республики Саха (Якутия), руководитель творческого объединения молодых писателей «Тыл кыhата», член Молодежного Правительства Республики Саха (Якутия), член Якутского республиканского отделения Русского географического общества, член Совета по языковой политике при Главе Республики Саха (Якутия), секретарь Союза писателей РФ. 
  • Старостин Прокопий Иннокентьевич – Секретарь якутского отделения “Аграрной партии России”. 
  • Татаринов Аким Константинович – Учитель истории и географии, краевед-исследователь, Член Русского географического общества, олонхосут народа саха, отличник культуры Республики Саха (Якутия). 
  • Васильев Илья Эдуардович – Заведующий музеем истории академической науки Якутии им. Г.П. Башарина при Институте гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, внук Д.К. Сивцева – Суорун Омоллоона 
  • Винокуров Иннокентий Эдуардович – Оператор “НВК-Саха” 
  • Долгов Андрей – Водитель.
  • Иванов Николай – Водитель.
  • И я; 

К месту сбора я подошел раньше времени и пришлось немного померзнуть в ожидании машины, которая, кстати подъехала ровно в положенное время. В течение 15-20 минут подошли и остальные участники экспедиции. Перед выездом из Якутска под завязку заправились и выехали в центр Таттинского улуса – село Ытык-Кюель. 

Начало пути. Слева-напрво: Прокопий Старостин, Аким Татаринов, Георгий Никонов, Николай Иванов, Андрей Долгов, Илья Васильев. 30 марта 2018 г
Начало пути. Слева-напрво: Прокопий Старостин, Аким Татаринов, Георгий Никонов, Николай Иванов, Андрей Долгов, Илья Васильев. 30 марта 2018 г.

По пути необходимо было еще нанести наклейки на автомобили, что и было сделано на безлюдной стоянке за Нижним Бестяхом. Именно здесь берет свое начало автодорога федерального  значения Р-504 “Колыма” – потомок Якутско-Охотского и “Колымского” трактов.  

Георгий Никонов (слева) и Аким Татаринов в процессе нанесения наклеек. 30 матра 2018 г.
Георгий Никонов (слева) и Аким Татаринов в процессе нанесения наклеек. 30 матра 2018 г.

На границе Чурапчинского и родного для некоторых участников Таттинского улуса устроили импровизированный обряд “Алгыс”. Ввиду отсутствия нашего штатного алгысчыта Егора Борисова, который по служебным делам остался в Якутске и присоединился к экспедиции позже, вся церемония продлилась не больше минуты.  

На границе Чурапчинского и Таттинского улусов. Аким Татаринов и Георгий Никонов. 30марта 2018 г
На границе Чурапчинского и Таттинского улусов. Аким Татаринов и Георгий Никонов. 30марта 2018 г.

Уже к 11 часам утра в конференцзале администрации Таттинского районе в Ытык-Кюеле состоялась рабочая встреча с жителями райцентра. Несмотря на разгар рабочего дня народу собралось немало. Заранее услышав о приезде представителя “Аграрной партии”, в зале также присутствовали фермеры и сельхозпроизводители улуса.  

Рабочая встреча в Администрации Таттинского улуса. 30 марта 2018 г.
Рабочая встреча в администрации Таттинского улуса. 30 марта 2018 г.

Выйдя из администрации района, я сразу наткнулся на танк, вернее на памятник, и как бывший заядлый “танкист” сразу распознал в нем советский средний танк Х-го уровня Т-62. За ним расположен парк победы, где красуется 85-мм противотанковая пушка Д-44, внешне чем-то очень похожая на немецкую Pak40. Напротив парка, через улицу Ленина стоит здание Таттинского народного театра, на территории которого высится памятник, посвященный одному из известнейших сынов Таттинской земли, основоположнику якутской литературы, видному общественному и политическому деятелю Платону Ойунскому.  

Памятник Платону Ойунскому во дворе Таттинского народного театра. https://kartarf.ru/

После обеда мы были приглашены в краеведческий музей, где собрались местные исследователи истории, представители активной молодежи и районные функционеры от культуры. По традиции, Георгий Никонов коротко представил проект “Пути великих свершений”, участники познакомили присутствующих с целью и задачами экспедиции.

В Таттинском краеведческом музее. 30 марта 2018 г.
В Таттинском краеведческом музее. 30 марта 2018 г.

К нашему удивлению, собравшиеся показали прекрасную осведомленность и продемонстрировали хранящийся в фондах музея тома нашего исторического альбома. На мой взгляд, встреча прошла очень душевно и затянулась до вечера. Так закончился первый день экспедиции. 

<figcaption>Директор музея Маргарита Арисовна Сивцева с томом Исторического альбома "Пути великих свершений". 30 марта 2018 г.
Директор музея Маргарита Арисовна Сивцева с томом Исторического альбома “Пути великих свершений”. 30 марта 2018 г.

31 марта.  Второй день экспедиции. Харбалаах, Дьаам, Чычымах, Чымнайи.

Состав экспедиции временно пополнился еще одним участником, к нам присоединился директор литературно-художественного музея-заповедника «Таатта» Владимир Таппыров. В тот день по плану предстояло посетить 3 населенных пункта на берегу реки Амга. Во времена Охотского тракта их территории относились к так называемой “Амгинской слободе”, где стояла почтовая станция и осуществлялась переправа через реку.

Перед выездом с Ытык-Кюеля у памятника А.Е. Кулаковскому. Слева направо: Илья Васильев, Владимир Таппыров, Георгий Никонов, Аким Татаринов, Иннокентий Винокуров, Прокопий Старостин. 31 марта 2018 г.
Перед выездом с Ытык-Кюеля у памятника А.Е. Кулаковскому. Слева направо: Илья Васильев, Владимир Таппыров, Георгий Никонов, Аким Татаринов, Иннокентий Винокуров, Прокопий Старостин. 31 марта 2018 г.

Именно там, в начале ХХ века разворачивается действие романа “Сааскы кэм” (“Весенняя пора”) народного писателя Якутии Николая Егоровича Мординова – Амма Аччыгыйа. По сюжету отец Микиты, малолетнего ребенка в бедной якутской семье, нанимается на перевозку грузов с Аяна, в результате по дороге несчастный заболевает и вместо денег приносит домой долги. Такой вот след оставил в якутской литературе Аянский тракт. Произведение можно почитать здесь.

Утром сфотографировавшись у памятника еще одному великому Таттинцу – одному из основоположников якутской литературы, выдающемуся ученому-исследователю, философу, писателю, общественному деятелю А.Е. Кулаковскому (Өксөкүлээх Өлөксөй) выехали в сторону с. Харбалах.

По пути в с. Харбалах. 31 марта 2018 г. Слева направо: Аким Татаринов, Прокопий Старостин, Георгий Никонов, Владимир Таппыров.
По пути в с. Харбалах. 31 марта 2018 г. Слева направо: Аким Татаринов, Прокопий Старостин, Георгий Никонов, Владимир Таппыров.

Село Харбалах расположен на правом берегу реки Амга и находится в 50 километрах от Ытык-Кюеля. Дорога представляет собой хорошо прикатанную узкую гравийку. При въезде в село можно увидеть единственное горнодобывающее предприятие Таттинского улуса – угольный карьер, который между прочим, обеспечивает все близлежащие районы, помимо пожалуй Томпонского.

Стела при въезде в село, на заднем фоне - красавица Амга.
Стела при въезде в село, на заднем фоне – красавица Амга.

Как помню, доехали до Харбаалаха быстро, примерно минут за 40 и сразу же направились в поселковую администрацию.

Здание Администрации с. Харбалах. 31 марта 2018 г.
Здание администрации с. Харбалаах. 31 марта 2018 г.

На рабочей встрече присутствовали жители поселка, интересующиеся историей родного края, а также старожилы и представители молодого поколения села.

Рабочая встреча в с. Харбалах. Крайний справа - Глава Администрации села Альберт Кулачиков. 31 марта 2018 г.
Рабочая встреча в с. Харбалаах. Крайний справа – Глава администрации села Альберт Кулачиков. 31 марта 2018 г.
Рабочая встреча в с. Харбалах. 31 марта 2018 года.
Рабочая встреча в с. Харбалаах. 31 марта 2018 года.
Почетный житель с. Харбалах Иннокентий Петрович Винокуров. 31 марта 2018 г.
Почетный житель с. Харбалах Иннокентий Петрович Винокуров. 31 марта 2018 г.

Далее наш путь пролегал в местность “Дьаам”, что недалеко от с. Чычымах. С недавних пор там действует туристическая база с одноименным названием, где нас любезно принял ее хозяин – наш старый друг, поэт, алгысчыт и предприниматель Данил Егорович Афанасьев. Его дом стоит на высоком берегу реки Амга и отсюда открывается прекрасный вид на реку и гору “Дьаам хайата”. Сюда Данил Егорович вместе с супругой Александрой и детьми перебрался с поселка еще 25 лет назад организовав свое фермерское хозяйство. Начинали с выращивания картофеля, а сегодня имеется своя пасека, турбаза с уютными домами для гостей.

Данил Егорович Афанасьев. 31 марта 1918 г.
Данил Егорович Афанасьев. Местность “Дьаам” 31 марта 1918 г.

Помимо этого на территории компанией “Ростелеком” был установлен памятный знак в честь столетия телеграфной линии Якутско-Охотск. Также имеется табличка о том, что здесь с 1731 по 1921 годы находилась станция Охотского тракта “Амгинская” и с 1909 по 1921 годы почтово-телеграфное отделение “Нижнеамгинское”.

У памятного знака 100 лет телеграфной линии Якутск-Охотск. Слева направо: Прокопий Старостин, Владимир Таппыров, Данил Афанасьев, Аким Татаринов, Илья Васильев. 31 марта 2018 г.
У памятного знака 100 лет телеграфной линии Якутск-Охотск. Слева направо: Прокопий Старостин, Владимир Таппыров, Данил Афанасьев, Аким Татаринов, Илья Васильев. 31 марта 2018 г.

Данил Егорович очень содержательно и в красках рассказал об истории здешних мест, показал свои находки, которые можно отнести к деятельности тракта и телеграфа более чем вековой давности.

Фрагмент из рассказа Данила Афанасьева. Местность “Дьаам”. 31 марта 2018 г.
В гостях у Афанасьевых. Местность Дьаам. 31 марта 2018 г.
В гостях у Афанасьевых. Местность Дьаам. 31 марта 2018 г.

Поблагодарив за радушный прием, мы тепло попрощались с гостеприимными хозяевами и поехали в само село Чычымах, которое находится в 10 километрах от турбазы.

Чычымах является колыбелью якутской литературы, здесь появились на свет такие известные деятели как А.Е. Кулаковский – Өксөкүлээх Өлөксөй, С.Р. Кулачиков – Эллэй, Н.Е. Мординов – Амма Аччыгыйа. В селе сразу бросается в глаза величественный памятник деревянного зодчества – старинная церковь, построенная местными мастерами в 1899 году, колокольный звон которого, по воспоминаниям старожилов, был слышен по всей округе.

Участники экспедиции на фоне церкви, на заднем фоне - здание школы. с. Чычымах 2018 г.
Участники экспедиции на фоне церкви. с. Чычымах 31 марта 2018 г.

В поселке нас встретил глава администрации Степан Степанович Соров и проводил в здание средней школы, где в актовом зале была организована презентация проекта “Пути великих свершений” и последующая за ним беседа с населением.

В актовом заде школы. с. Чычымах. 31 марта 2018 г.
В актовом заде школы. с. Чычымах. 31 марта 2018 г.
Встреча с населением. с. Чычымах. 31 марта 2018 г.
Встреча с населением. с. Чычымах. 31 марта 2018 г.

В свою очередь собравшиеся рассказали о своих предках, об односельчанах, судьба которых так или иначе была связана с Охотским трактом и не только.

Интервью Михайлова Владимира Иннокентьевича. с. Чычымах. 31 марта 2018 г.
Интервью Татьяны Васильевны Ефимовой. с. Чычымах. 31 марта 2018 г.
Фрагмент из рассказа жительницы с. Чычымах Канаевой Анны Николаевны. 31 марта 2018 г.

Кстати говоря, школа здесь была открыта в далеком 1905 году. Ныне школа носит имя С.Р. Кулачикова – Эллэя и располагается в современном каменном здании, коих в последнее время по республике было построено немало.

В тот же день мы еще должны были посетить село Чымнайи, что в 17 километрах ниже по течению Амги. Доехали уже затемно, на встрече присутствовали местные активисты, краеведы и все кто интересуется родной историей, несмотря на конец рабочего дня глава села Егор Васильев, а также специалисты администрации приняли активное участие в беседе.

Глава Администрации Егор Васильев знакомится с экспедициями проекта "Пути великих свершений". с. Чымнайи. 31 марта 2018 г.
Глава Администрации Егор Васильев знакомится с экспедициями проекта “Пути великих свершений”. с. Чымнайи. 31 марта 2018 г.
Егор Васильев о нашем проекте. с. Чымнайи. 31 марта 2018 г.
Иевлев Терентий Николаевич. с. Чымнайи. 31 марта 2018 г.
На встрече с населением в с. Чымнайи. 31 марта 2018 г.
На встрече с населением в с. Чымнайи. 31 марта 2018 г.
Общее фотографирование. с. Чымнайи. 31 марта 2018 г.

Общение прошло в очень доверительной, по-домашнему теплой обстановке. Вдохновленные и уставшие мы выехали в столицу Таатты село Ытык-Кюель.

Читайте продолжение по ссылкам: