В ходе Историко-этнографической автомобильной экспедиции «Пути Великих свершений: 75 лет Победы-остров Сахалин», состоявшейся со 2 по 11 ноября 2019 года нами были посещен Охинский краеведческий музей. Среди экспонатов особое внимание привлекла уникальная старинная пушка, которая, судя по клейму, была отлита в далеком 1861 году. Нам не давала покоя ее история. Как эта морская пушка явно иностранного производства оказалась у наших Дальневосточных рубежей?
Завесу тайны приоткрывает публикация «Тайна пушки охинского музея» на сайте общественно-политической газеты муниципального образования городского округа «Охинский» «Сахалинский нефтяник». Ниже приведем статью без изменений:
Тайна пушки охинского музея.

Несколько версий, но пока ни одной подтвержденной.Продолжаем публикации в рубрике «История одного предмета». Сегодня наш рассказ о корабельной пушке – пожалуй, самом загадочном экспонате Охинского краеведческого музея, который хранится в зале открытий и исследований.
Знакомьтесь: пушка корабельная, дульнозарядная, гладкоствольная, четырехдюймовая.
1861 год, литье, длина – 178,5 см, диаметр дула – 9,9 см (на казенной части в центре рельефное изображение короны, под ней написано = B. P =; ниже выбито = B. P & C =; под буквами выбиты цифры = 8.1. 4 =; сбоку на выступе (цапфе) выбито = 1861=; под цифрами – буква = M =; на выступе с другой стороны – = G P о 1, под знаками = М =).

В 1979 году В. Новоселов, работник охинского промысла, в заливе Чайво (Ногликский район) сделал удивительную находку. Вблизи маяка в песке лежала пушка, причем старинная, середины XIX века, что подтверждала дата на цапфе «1861».

Находку перевезли в Оху, в здании музея она заняла почетное место.
Вопросов о ее истории было много. В Отечестве нашем была отлита или иноземного производства? На каком судне находилась? Как и когда оказалась на сахалинском берегу?
Сотрудники музея пытались найти ответы на эти вопросы. Запрос и фотографии пушки отправили в Ленинград, в Военно-исторический ордена Красной Звезды музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.
18 марта 1987 года пришел ответ за подписью начальника музея М. Кравченко. В нем сказано: «Изображенный на снимках ствол является стволом морской пушки иностранного образца, с дула заряжаемого. В том, что ствол является морским, свидетельствует отсутствие дельфинов, прицельных приспособлений и наличия у винграда отверстия для протягивания каната.
Ствол, вероятнее всего, изготовлен в Швеции, так как вензель у опорных цапф в виде короны похож на аналогичный знак шведских орудийных заводов. Кроме того, в середине XIX века Россией у Швеции была закуплена большая партия пушек, в том числе и подобного типа».

Итак, с большой долей вероятности можем утверждать, что пушка шведского производства. А на остальные вопросы ответить сложнее. Версии есть разные, интересные…
Познакомим вас лишь с одной из них, которая, на наш взгляд, после проведенного исследования заслуживает особого внимания.
Цитата из книги Роберта Владимировича Кондратенко «Морская политика России 80-х годов XIX века»: «Главная же цель создания Тихоокеанской эскадры (в 1870-х годах) заключалась в защите политических и промышленных интересов России на Тихом океане, в Японии и Китае.
В июне 1880 года кораблям под командованием контр-адмирала Штакельберга из-за возможности разрыва с Китаем (то есть начала боевых действий) было приказано сосредоточиться во Владивостоке для его прикрытия. В этот отряд входили фрегаты «Минин» и «Князь Пожарский», клипера «Крейсер», «Джигит», «Наездник», «Разбойник» и «Абрек», а также крейсер «Азия».
Остальные корабли, направленные из Кронштадта во Владивосток (крейсер «Европа», «Африка», «Забияка» и клипера «Пластун» и «Стрелок»)».
Для нас наиболее важным является упоминание о клипере «Пластун», который наравне с другими кораблями нес службу на Дальнем Востоке.

«Пласту́н» – русский парусно-винтовой клипер (крейсер второго ранга) четвертой серии (типа «Крейсер»). Заложен в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе в сентябре 1877 года. Вступил в строй в 1879 году. Экипаж: семь офицеров и 122 нижних чина.
Водоизмещение: 1334 тонны, мощность: 1543 и. л. с., скорость: 12,5 узла (максимальная), вооружение: 3 × 152/28, 4 × 87-мм, 4 × 47-мм, 6 × 37-мм, 1 × 64-мм десантное орудие.
«Во времена парусного флота неотъемлемой частью вооружения кораблей являлись 3–8-фн гладкоствольные пушки. Они размещались на гребных баркасах и шлюпках. При высадке десанта большая их часть ставилась на специальные колесные лафеты, перекатываемые расчетом по полю боя. Такие орудия назывались десантными». (Д. Н. Эндаков «Русский флот на Тихом океане».)
Десантные орудия, или десантные пушки, – именно такое вооружение было на борту «Пластуна», то есть оно вполне могло оказаться в шлюпке на мелководье или на берегу.
Еще одна цитата: «… четыре 11-дюймовых орудия образца 1867 года покинули Одессу на пароходе Добровольного флота «Нижний Новгород» лишь 4 июня 1885 года…».
Обратите внимание на то, что орудия, изготовленные в 60-е годы XIX века, продолжали исправно нести службу на российских кораблях в 80-е, и есть очень большая вероятность нахождения таких орудий на «Пластуне».
Конечно, можно возразить, что такими пушками в тот период времени были вооружены многие российские корабли… Но мы имеем совпадение сразу по двум пунктам: время и место.
«С 4 июня по 12 июля 1882 года – под командованием капитана второго ранга П. А. Полянского клипер «Пластун» проводил гидрографические исследования Ныйского и Набильского заливов Сахалина. Май 1883-й – клипер «Пластун» проводил картографическую съемку острова Сахалин».
Итак, в начале 80-х годов XIX века в том самом месте, где была найдена пушка, находилось судно с десантными орудиями на борту, и очень возможно, отлиты они были в Швеции в 1861 году.
У нас есть несколько сценариев того, как пушка переместилась с борта клипера на берег. Это могло быть крушение шлюпки, на борту которой находилась пушка. Для картографической или гидрографической работы приходилось двигаться вдоль самого берега, заметьте, только изучаемого, и был велик риск наткнуться на подводные камни, сеть на мель или быть перевернутыми коварной волной.
Подобный инцидент уже случался на «Пластуне». После визита в Австралию в том же 1882 году при возвращении во Владивосток у острова Дажелет клипер попал в густой туман с изморозью. Для разведки пути спустили паровой катер, но его подтянуло под борт, и суденышко опрокинулось. Удалось спасти мичмана и семь матросов, но один из матросов, несмотря на быстрые и четкие действия команды, утонул. (Р. В. Кондратенко «Морская политика России 80-х годов XIX века».)
Затонувшая на мелководье пушка постепенно была вынесена на берег приливами и штормами, засыпана толстым слоем песка.
Следующая версия базируется на том, что, согласно многочисленным свидетельствам, в те годы Охотское море кишело китами. Было много китобойных судов, экипажи которых далеко не всегда вели себя достойно в отношении местного населения. Р. В. Кондратенко «Морская политика России 80-х годов XIX века»: «… для командиров эскадр, отправленных на Тихий океан, особо оговаривалось, что их задачей (при плавании в Охотском и Беринговом морях) является защита русских подданных от насилий со стороны иностранных китобоев».
Значит, пушку могли переправить на берег, чтобы поддержать местных жителей, использовали орудие для устрашения непрошеных гостей. При каких обстоятельствах пушка была оставлена на берегу, выяснить спустя столько времени не представляется возможным.
И, наконец, пушка могла быть оставлена намеренно, так как имела серьезные повреждения, и выяснилось это уже на берегу. Переправлять обратно бесполезное тяжелое орудие не стали.Еще раз подчеркнем: все сказанное – всего лишь догадки и версии, нет неоспоримых доказательств их подтверждения, только косвенные. Остается надеяться, что благодаря современным технологиям они у нас появятся. Доказательства, способные как подтвердить, так и опровергнуть нашу версию. И в одном и в другом случае мы еще на шаг приблизимся к истине.