21 мая отмечается 290-летие Краснознамённого Тихоокеанского флота России

На сегодняшний день невозможно представить Россию без своего Дальнего Востока, история обретения которого неразрывно связана, можно сказать состоялась исключительно благодаря укреплению и расширению своей военной мощи в Тихоокеанском регионе, в первую очередь это касается созданию мощного боеспособного флота.

Как сообщает сетевое издание “VLADNEWS”, во Владивостоке в честь этого знаменательного дня с самого утра проходят праздничные мероприятия, которые начались с церемонии поднятия флагов. Экипажи кораблей поздравили главнокомандующий Тихоокеанским флотом Сергей Авакянц, губернатор Приморского края Олег Кожемяко и временно и. о. главы Владивостока Константин Шестаков.

Также в честь юбилея 21 мая флотский причал на Корабельной набережной станет выставочной и концертной площадкой, которую смогут посетить все желающие. С 12 до 16 часов для посещения будут открыты боевые корабли, ошвартованные у основного флотского причала. Войти на причал могут все желающие, для этого при себе необходимо иметь паспорт гражданина Российской Федерации. Гости праздника также смогут посетить выставку современного вооружения и военной техники, увидеть показательные выступления подразделения морской пехоты флота и побывать на концерте, который под открытым небом дадут творческие коллективы Тихоокеанского флота и Владивостока.

Приведем немного истории. Зарождение русского флота на Дальнем Востоке относится к началу XVIII в., когда отправленные Петром I в Охотск мореплаватели и кораблестроители построили на р. Кухтуй первое морское судно — ладью «Восток». 

balt-lloyd.ru

10 (21 мая) 1731 г. Сенатским указом Охотск был объявлен военным портом, базой Охотской военной флотилии, позже получившая название Сибирской. Состояла она, в основном, из малотоннажных судов. Корабли Охотского порта явились первым постоянно действующим военно-морским подразделением России на Дальнем Востоке и были предназначены для защиты дальневосточных территорий Российской империи от нападений японцев, китайцев и маньчжуров, охраны морских торговых путей и промыслов. 

Карта восточной части России конца XVIII века. wikimedia.org

Впоследствии, уже в наше время, Приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом Российской Федерации от 15 апреля 1999 г. дата 21 мая 1731 года была установлена днем образования Тихоокеанского флота. 

А после Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга началось регулярное мореплавание не только на Камчатку, но и по всем тихоокеанским направлениям. Заметно вырос и флот. С деятельностью экспедиции выросло и значение второго дальневосточного порта — Петропавловска-на-Камчатке. Оттуда регулярно совершались плавания на Алеутские острова, а затем и в Америку. Но главным центром по-прежнему оставался Охотский порт. 

До начала XIX в. преобразования в Сибирской военной флотилии шли медленно. Изучение дальневосточных рубежей Российской империи началось во время первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 гг. под командованием адмирала И.Ф. Крузенштерна и капитана 1 ранга Ю.Ф. Лисянского. На корабле «Надежда» моряки И.Ф. Крузенштерна обследовали и подробно описали восточные берега о. Сахалин, провели гидрографические, астрономические и метеорологические исследования. 

В 1849-1855 гг. изучение акватории Охотского моря было продолжено командой судна «Байкал» под руководством адмирала Г.И. Невельского. Экспедиция обследовала юго-западное побережье Охотского моря и устье р. Амур, смогла подтвердить наличие пролива между о. Сахалин и континентом. 

Транспортный корабль «Байкал». Источник: trip-dv.ru

В виду того, что Охотское море зимой замерзает, в 1849 г. для более надежной охраны побережья и Курильских островов главная база Сибирской флотилии была перенесена в Петропавловский порт (ныне – Петропавловск-Камчатский). 

Первым крупным военным конфликтом, в котором участвовала Сибирская военная флотилия, является Крымская война. 18 августа 1854 г. перед Петропавловским портом появилась англо-французская эскадра во много превосходившая силы защитников. Руководил обороной порта генерал-губернатор Камчатки генерал-майор В.С. Завойко. 20 августа англо-французская эскадра начала военные действия, сосредоточив огонь всех орудий на батареях береговой обороны русских. После двух атак часть кораблей англо-французской эскадры получили повреждения, ее потери в живой силе составили 450 человек. Потери защитников Петропавловского порта составили около 100 бойцов. Не добившись успеха 27 августа, союзная эскадра ушла в открытое море. Не принесли ей успеха и военные действия и в Охотском море. 

Художник В.Ф. Дьяков. Бой в Авачинской бухте. statehistory.ru

Как следствие, в 1855 г. главная база Сибирской военной флотилии была перенесена в более защищенный порт – Николаевск, а Правительство России стало все больше обращать внимание на экономическое и военное значение Дальнего Востока. Было начато интенсивное изучение побережья Охотского моря, Курильских островов и полуострова Камчатка и иных территорий.  

с 1871 года база флотилия перебазировалась еще южнее – во Владивосток. Помимо этого, к концу XIX века сформировалась Тихоокеанская эскадра, базировавшаяся в Порт-Артуре.  

Но все же боевая мощь флотилии оставалась на невысоком уровне, что особенно вызывали опасения на фоне роста нового геополитического соперника – Японии. Война казалась неизбежной. В результате в 1894 году на Дальний Восток был переброшен Средиземноморская эскадра под командованием контр-адмирала С.О. Макарова, того самого знаменитого Макарова, который позже будет назначен командующим Тихоокеанским флотом и погибнет с броненосцем «Петропавловск» во время Русско-японской войны подорвавшись на мине, с ним же разделят печальную участь знаменитый художник Василий Верещагин и около 700 членов экипажа.

Гибель броненосца «Петропавловск»

После поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг. морские силы России на Дальнем Востоке были резко ограничены. Тихоокеанская эскадра была превращена в Сибирскую военную флотилию, предназначенную для береговой обороны. Восстановление морских сил в Приморье началось уже после революционных событий 1917 г. и Гражданской войны. В 1935 г. морские силы Дальнего Востока были переименованы в Тихоокеанский флот. 

В 1930-е гг. силы Тихоокеанского флота принимали участие в локальных конфликтах — авиация флота вела воздушные бои с японскими самолётами во время боев у оз. Хасан и на р. Халхин-Гол. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. часть кораблей и судов Тихоокеанского флота была переброшена на Северный флот, где принимала участие в морских боях. Во время советско-японской войны 1945 г. отдельные части Тихоокеанского флота во взаимодействии с войсками первого Дальневосточного фронта освободили Северную Корею, провели Южносахалинскую и Курильскую десантные операции. 

Художник А.И. Плотнов. Десант на Курильских островах.

В 1960-80-е гг. Тихоокеанским флотом СССР велось боевое дежурство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, слежение за авианосными ударными группировками и атомными подводными лодками и обеспечивалось советское присутствие в Индийском океане, где несла службу 8-я оперативная эскадра Военно-Морского Флота СССР.  

Сегодня Тихоокеанский флот (ТОФ) является оперативно-стратегическим объединением Военно-Морского Флота России, поддерживает морские стратегические ядерные силы в постоянной готовности, защищает экономические зоны и районы производственной деятельности, обеспечивает безопасность судоходства, выполняет различные международные политические акции. 

Использованы материалы https://flot.com/, https://structure.mil.ru/, https://ru.wikipedia.org/, https://balt-lloyd.ru/