Именно он, понимая наиважнейшее значение наличия транспортно-перегрузочной инфраструктуры с выходом на море для экономики республики, дальнейшего развития добывающих отраслей республики, обосновал необходимость отдельного порта для якутских грузов, выбрал и утвердил из множества вариантов лучшее место для будущего терминала, обеспечил согласование с множеством федеральных, краевых, местных, отраслевых органов власти, организовал создание, финансирование и работу структуры который начал заниматься проектированием планированием и строительством будущего терминала.
Поэтому основателем транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки сыпучих грузов, расположенного в морском порту Ванино, бухте Мучке (Хабаровский край), не без основания можно считать Второго Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Анатольевича Штырова.
Создание грузового терминала для сыпучих грузов входящего в Топ-5 самых мощных российских терминалов имеет огромное значение для экономики не только для экономики Дальнего Востока, но и всей России. Особенно на свете тех последних событий, происходящих в стране и в мире.
История строительства угольного терминала в бухте Мучке, Хабаровского края
11 сентября 2020 года в Ванинском районе Хабаровского края, в бухте Мучке «ВаниноТрансУголь», дочка УК «Колмар», запустила первую очередь крупнейшего в России угольного терминала. Комплекс предназначен, прежде всего, для транспортировки высококачественных коксующихся углей УК «Колмар», добываемых в Якутии на горно-обогатительных комплексах «Денисовский» и «Инаглинский». Проектная мощность терминала 24 млн. тонн в год, а мощность первой очереди составляет 12 млн. тонн в год.
Терминал имеет самое современное оборудование производительностью 6 тыс. тонн в час: вагоноопрокидыватели, конвейерные галереи, пересыпные станции, стакеры-реклаймеры и судопогрузочные машины.
Ввод в эксплуатацию нового современного экологически чистого угольного терминала в бухте Мучке имеет стратегическое значение, ибо это придает особое значение Ванинско-Совгаванскому промышленно-транспортному узлу и в целом территории прибрежных морских районов. Ведь не только создаются дополнительные рабочие места на самом терминале, но и вовлекается в экономическую деятельность малый и средний бизнес. Поскольку резидент ТОР «Южная Якутия» и Свободного порта Владивосток УК «Колмар» — социально ответственная кампания, район получилдополнительный импульс не только в экономическом развитии, но и в общественно-социальной сфере.
С чего это все начиналось?
«Когда экономика России после кризиса 90-х годов относительно стабилизировалась, возникли новые грузопотоки. Например, начал в больших объёмах двигаться уголь из Кузбасса на Восток. Ранее продукция его угольной промышленности традиционно направлялась на запад и для сибирских потребителей, а теперь рынки изменились и такие крупнейшие компании как «СУЭК», «КРУ» и другие заняли все портовые мощности на Дальнем Востоке. Они либо их выкупили, либо имели долгосрочные соглашения с портовиками. Поэтому для нас возникла дилемма – а что же делать? Тем более, что в условиях рынка мы выступали конкурентами по отношению к другим дальневосточным и сибирским компаниям. Пропускных возможностей существовавших терминалов просто не хватало на всех. Эта проблема касалась не только компаний республики, но и другие тоже искали возможности для организации новых портов»
Вячеслав Штыров
В начале 2000-х годов Наше Постоянное представительство Якутии по Дальнему Востоку в г. Хабаровске на себе прочувствовала возрастающую напряженность в возможностях грузовых морских терминалов, железнодорожных путей для якутских грузов в портах Приморского и Хабаровского краев. В то время «Якутуголь» был еще республиканским ГУП-ом и мы достаточно часто начали получать задания от Правительства Якутии по проталкиванию экспортных грузов в портах, поиску «брошенных поездов» по всей линии Дальневосточной железной дороги, по разбору недоставленных грузов. Ситуация с каждым годом усугублялась и не было видно положительного, системного решения проблемы.
Зимой 2003-04 года, в одной из таких поездок в порт Ванино, в побережье Татарского пролива пришла мысль о создании собственного терминала для якутских грузов способного решить наши проблемы коренным образом. Первые предложения об этом не нашли должного понимания у некоторых руководителей республики. Приходилось слышать высказывания как:
«Запомни Георгий, порт «Восточный» в Находке, создавался для нерюнгринских углей, и он работал, работает и будет работать на них» или «Мы договоримся с кузбасскими чтоб они отправляли свои угли на запад, а мы на восток».
Первый разговор по этой проблеме с Президентом Республики Саха(Якутия) Штыровым В.А. состоялся в начале 2000-х годов во время визита официальной делегации Якутии в Японию. Когда делегация ехала на скоростном поезде «Синкансэн» из Ниигаты в Токио, мы с Вячеслав Анатольевичем оказались в соседних местах. В разговоре была высказана наша идея, каким мы видели, создания терминала для якутских грузов на территории Ванинского узла с возможным привлечением японских партнеров. Вячеслав Анатольевич внимательным образом выслушал, расспросил у меня как сейчас решаются проблемы, о нашем видении ситуации не только в Ванино, но и в других портах в целом. На этом закончили.
По приезду из Японии мы сразу получили от него задание собрать информацию, осмотреть все удобные для терминала бухты, заливы всего морского побережья Дальнего Востока, начиная с самой южной бухты Троица Приморского края, заканчивая портами Николаевска-на-Амуре, Аяна Хабаровского края.
Начались многочисленные поездки, командировки, в основном на автомашинах по всему морскому побережью Дальнего Востока. Посещены, осмотрены и изучены все наиболее подходящие места для терминала. Были проведены многочисленные встречи на местах с краевыми, местными, военными властями, федеральными органами, научными, проектными организациями имеющих отношение к проблеме портов. По мере возможности собрана и проанализирована информация о ситуации в них, изучены их возможности, проводимая собственниками политика и т.д.
Начата была работа с возможными патрнерами, инвесторами. Например, в конце февраля, в начале марта 2005 года большая группа японских специалистов возможных партнеров проекта, под руководством Постпредства, с участием Минпрома Якутии в лице Голубенко Алексей Владимировича, проплыла на морском пароме из Холмска (Сахалин) в Ванино и далее проехала на железной дороге до Комсомольска-на-Амуре, с целью изучения ситуации по маршруту.
В начале 2005 года результаты работы были сведены в отчетную записку и направлены В.А. Штырову. В отчете как результат исследования приводились обоснования перспективности возможных пунктов перевалки угольной продукции из республики через Ванинский транспортный узел Хабаровского края к бухте Мучке, и, как вариант, рассматривалось строительство нового терминала в свободном наличном резерве муниципального земельного участка.
Предложенное место будущего терминала было оптимальным со всех точек зрения. Во-первых, глубины более 30 метров позволяли свободно швартовать – «панамаксы» (суда св. 120 тыс. тн. водоизмещения) без дополнительных работ, ледовая обстановка благодаря так называемому Татарскому течению даже в самые холодные периоды позволяет обходиться без ледоколов, удобная инфраструктура: рядом в 5 км. железнодорожная станция Токи, площади, позволяющие свободно расположить инфраструктуру терминала, а было необходимо свыше 200 гектаров земли, решить вопросы энергетики, водоснабжения и т.д. Главным камнем преткновения был вопрос пропускной способности железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре-Ванино, Совгавань. Сложность преодоления железнодорожными составами хребта Сихотэ-Алинь через Кузнецовский перевал было проблемой всего Ванинско-Совгаваньского узла. Проблема впоследствии разрешилась модернизацией схемы преодоления перевала по линии РЖД на федеральном уровне.
Порт Ва́нино — российский морской порт федерального значения в глубоководной бухте Ванино. Второй по грузообороту морской порт в Дальневосточном бассейне. Навигация в порту открыта круглый год. В зимний период, когда акватория бухты покрыта льдом (с января по март), проводка судов осуществляется с помощью ледоколов. Порт является транспортным узлом, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через Ванино поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Выгодное географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям. С 1973 г. работает морская железнодорожная переправа Ванино-Холмск.
В апреле 2005 года, в городе Советская Гавань и поселке Ванино побывала большая делегация Правительства Республики Саха (Якутия) под руководством В.А. Штырова. Решался вопрос по выбору места строительства терминала для перевалки якутского угля с железнодорожного транспорта на морские суда.
Перед этим в г. Хабаровске состоялась встреча с Губернатором Хабаровского края Виктором Ивановичем Ишаевым, где строительство терминала было поддержано руководителем региона.
В ходе визита делегация Якутии встретилась с руководством администраций Ванинского и Советско-Гаванского районов, федеральными, краевыми органами имеющих отношение к проблеме, обошла все побережье, выходила на буксире на бухту и осмотрела все места, выбирая площадку для будущего строительства.
«В начале тысячелетия главной задачей муниципалитетов Хабаровского края было привлечение инвесторов, социальная политика требовала дополнительных ресурсов и не малых. Была проведена огромная работа по изменению сложившихся стереотипов о якобы бесперспективности прибрежных территорий Ванинского района… …Многие наши друзья до сих пор вспоминают период взаимодействия с командой прежнего руководителя Якутии – Президентом Вячеславом Штыровым. Он лично возглавил свою делегацию, сам обошел все побережье и собственным глазами осматривал наши бухты, выбирая площадку для будущего строительства. Вопрос стоял так — сделать выход Якутии к морскому побережью через морской порт Ванино, создать свой форпост в б. Мучке, через который вести торговлю со всем миром. В. Штыров как всегда смотрел намного лет вперед, он думал о комплексном развитии своей территории и прежде всего о создание продукции с добавленной стоимостью, глубокой переработки»,
Богдан Мусянович, Глава Ванинского района в 1999-2008 гг.
Вячеслав Анатольевич Штыров, наш второй Президент, в начале 60-х годов, почти два года жил и учился в школе в Советской Гавани. Тогда его отец командовал подводной лодкой, которая в это время находилась на ремонте здесь, в судостроительном заводе.
По итогам поездки было принято окончательное решение о строительстве угольного терминала в бухте Мучке Порта Ванино, возле мыса Ая, даны соответствующие поручения, задания Правительству республики и в том числе нашему Представительству.
Представительством Якутии по ДФО была проведена вся подготовительная работа по вопросам отвода и согласования строительства угольного терминала в бухте Мучке, оказано содействие в заключении договора аренды земельного участка площадью 240 га (10 августа 2005 года).
По результатам визита в Хабаровский край был организован пул республиканских компаний, учредивших специальное общество — ООО «Саха (Якутская) транспортная компания» — «Сахатранс». Генеральным директором вновь созданного предприятия назначили Заместителя постоянного представителя Кучаева Эдуарда Раисовича. Эдуард Раисович с самого начала разработки строительства вел от имени представительства этот проект, поэтому отлично разбирался во всех перипетиях, нюансах развития проекта и он, как никто другой, подходил на эту высокую должность. Его компетентность, понимание вопроса, подходы к решению возникающих проблем во многом стали залогом успешной реализации амбициозного проекта.
В период с 2005 по 2011 годы «Сахатрансом» велась разработка проектно-сметной документации по созданию угольного терминала. Проект был включен в Государственную программу республики «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы», Федеральную целевую программу «Стратегия развития транспортной системы РФ на 2015-2020 годы».
«В те годы многим казалось, что дело это далекое, трудноосуществимое, нужен огромный объем инвестиций, много технических проблем. Но мы верили, что сможем выполнить задуманное. И несмотря ни на какие обстоятельства и трудности этот проект никогда не прекращался…
Вячеслав Штыров
… Да, были проблемы технико-экономические, сложности с финансированием. Но тем не менее мы хоть малыми шагами, но двигались вперёд, продолжали заниматься этим проектом. Когда «Якутуголь» влился в состав «Мечела», руководство головной компании приняло решение отказаться от участия в проекте и выкупило уже действующий Ванинский порт. Однако другие участники проекта продолжили работу. Особо надо отметить Сергея Цивилева, который был генеральным директором компании «Колмар», объединяющей предприятия по добыче, обогащению и транспортировке угля на Дальнем Востоке. Именно благодаря его усилиям проект получает сейчас завершение».
С 2013 года строительство транспортно-перегрузочного комплекса в порту Ванино осуществляет компания «ВаниноТрансУголь», являющаяся 100% дочерним обществом компании «Колмар». К осени 2020 года было завершено строительство основных зданий и сооружения первой очереди терминала по перевалке угля, железнодорожная инфраструктура, в том числе мосты, путепровод, линии электропередачи и трансформаторная подстанция, первой очереди.
Объект высокоэкологичный, отвечает самым высоким мировым требованиям. Здесь установлены специальные водные пушки для пылеподавления, чтобы снизить негативное воздействие угольной пыли. Также на терминале используются современные методы магнитной очистки угля от посторонних включений. Специализированный терминал строился с нуля и есть одним из самых безопасных в мире, по мощности входит в пятерку крупнейших портов России. Мощность перевалки составит 24 млн тонн, число новых рабочих мест — свыше 600.
Открытие первой очереди терминала состоялось 11 сентября 2020 года в присутствии Главы Республики Саха (Якутия) Айсена Николаева, ВРИО губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева и губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева. В мероприятии также приняли участие руководитель федерального агентства морского и речного транспорта Александр Пошивай, генеральный директор корпорации развития Дальнего Востока Дмитрий Тетенькин, председатель совета директоров АО «Колмар-Групп» Анна Цивилева, генеральный директор АО «ВаниноТрансУголь» Юрий Тямушкин.
В район пришли не только современные технологии, но и высокая, передовая общественно-политическая культура, формируется новая социальная инфраструктура, основанная на высоком интеллекте, духовности и нравственности.
Наш проект «Пути Великих свершений» в 2019 году, в ходе Историко-этнографической экспедиция «Пути Великих свершений: 75 лет Победы-остров Сахалин» посетил еще строящийся объект компании «ВаниноТрансУголь». Помимо этого, в эфире главного республиканского телеканала НВК «Саха» был показан репортаж о работе экспедиции.
Послесловие …и что дальше?
«Если говорить в целом –на побережье Дальнего Востока от Посьета до Де-Кастри есть ещё множество подходящих заливов и бухт. Просто потенциал этих бухт не раскрыт по той причине, что к ним нет подъездных железнодорожных путей. И чтобы создать в них портовые мощности надо проложить Транссихотэ-алиньскую железную дорогу от Сергеевки в Приморье до Селихино в Хабаровском крае, а от неё подходы к побережью. Новые порты на Дальнем Востоке нужны не только для экспортно-импортных операций, но и для транзита иностранных грузов через Россию. А, самое главное, для нужд отраслей специализации Дальнего Востока в общероссийском разделении труда. Вот почему, скажем, продукции отечественной рыбной промышленности так мало на рынке Сибири и центра страны? Потому что нет специализированных портовых мощностей. Их надо создавать синхронно с развитием железных дорог»
Вячеслав Штыров