Начало читайте по ссылке: 1 часть — Якутск, Хабаровск, Советская Гавань
4 ноября. Ванино
Переночевав в Советской Гавани, по заранее достигнутой договоренности с АО «ВаниноТрансУголь» мы должны были посетить строящийся угольный терминал по перевалке угля в Ванино. Выехали довольно рано. Дорога туда дает довольно приличный крюк, огибая Советско-Гаванский залив и по времени занимает около часа.
По приезду в Ванино нас встретили представители АО «ВаниноТрансУголь» во главе с заместителем руководителя Евгением Григорьевым. После знакомства не теряя времени двинулись в сторону терминала. Так что, к сожалению, осмотреть сам поселок нам не удалось.
Объект находится на живописнейшей бухте Мучка, что севернее самого поселка у железнодорожной станции Токи. В терминале будет осуществляться перевалка угля с железнодорожного транспорта в морские суда для доставки «горючего камня» по всему миру.
Первые шаги по подготовке проекта строительства были предприняты нашей Республикой в лице Постпредства Якутии по ДФО. С 2005 года ею велись работы с этапа поиска до подписания договора аренды земли будущий угольный терминал, который в будущем должен стать воротами в международный рынок для угольной промышленности Якутии.
Подробнее об этом можно прочитать на странице Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) по Дальневосточному федеральному округу:
11 сентября в Ванинском районе Хабаровского края состоялся торжественный запуск первой очереди крупного угольного терминала, базирующегося в бухте Мучке, компании «ВаниноТрансУголь» — дочернего предприятия ООО УК «КОЛМАР». Открытие нового крупнейшего терминала в морском порту Хабаровского края ждали многие… далее
Перед въездом в строящийся терминал нам раздали каски и провели короткий инструктаж по безопасности. Как оказалось, комплекс занимает всю северную оконечность бухты, а это довольно внушительная площадь. В самой акватории терминала еще ведутся дноуглубительные работы.
С ходом строительства нас познакомил Евгений Григорьев. Для членов экспедиции была проведена «экскурсия» по комплексу терминала, который включает железнодорожную инфраструктуру, пирс, причал и многое другое.
Строительство поражает своим масштабом, такие гигантские промышленные объекты я видел разве что в компьютерных играх. По словам Евгения Григоьева, завершение строительства планируется в марте 2020 г. И в подтверждение его слов, летом этого года была осуществлена тестовая погрузка первого балкера и 38,5 тысяч тонн угольного концентрата ушло в Китай.
Как-то во время экскурсии я отстал от группы, и тут неожиданно из траншеи выныривают двое рабочих восточной внешности и спрашивают: «А вы откуда ребята? Казахстан, Киргизстан?». Услышав мой ответ, махнули рукой и исчезли. Присутствуют также и будущие основные потребители нашего угля — представители «поднебесной» . Вадим Петрович даже успел с ними перекинуться парой слов. Вот такая вот интернациональная стройка.
В нижеприведенном ролике можно послушать комментарии Дьулуса Антонова и интервью Игоря Григорьева:
Вечером в неформальной обстановке состоялась встреча с главой Советско-Гаванского района Юрием Бухряковым, где обсудили вопросы по дальнейшему сотрудничеству по текущим соглашениям.
5 ноября. Паромная переправа Ванино-Холмск
В тот день нам предстояло волнительное событие — паромная переправа через Татарский пролив протяженностью 137 морских миль (254 километра).
По вчерашней информации погрузка на паром должна была осуществиться ближе к обеду, но тут вмешался фактор неожиданности и по обновленной сводке паром отходил ранее. Данный факт материализовался рано утром в виде появления сильно недовольного руководителя экспедиции Георгия Никонова, который застал нас крепко спящими. Последовали скоротечные сумбурные сборы в дорогу, в ходе которых я забыл запасные стельки, которые так и остались досушиваться после стирки на батарее за шторами.
Кому любопытно, можете ознакомиться с тарифами на паромную переправу Ванино-Холмск:
Быстро доехали до пропускного пункта Ванинского грузового порта и, пройдя довольно тщательный досмотр и проверку документов, заехали в накопитель для автотранспорта. На территории порта, помимо парковки находится зал ожидания для пассажиров, где есть туалет и буфет, который не работал. Позавтракали тем, что нашли в запасах.
Огранизацией очередности заезда автомобилей на судно, по всей видимости, заведовал один человек — девушка в отражающем жилете по имени Юля (точного имени не припомню). У нас сложилось впечатление, что и в справочной порта отвечала она же, уж больно голоса были похожи.
В накопителе простояли в общей сложности часа три и, наконец, девушка в отражающем жилете дала отмашку на погрузку и все машины с радостью ринулись в сторону парома.
Паром, на котором нам предстояло плыть к Холмску, относился к типу «Сахалин», а попался именно «Сахалин-9» 1986 года постройки. Самый первый паром серии был введен в строй в далеком 1973 году, а последний уже после развала Союза в 1992 году.
Всего было выпущено 10 паромов этого типа, 7 из них были списаны и утилизированы. В настоящее время линию Ванино — Холмск обслуживают три парома, один из них чисто грузовой (Сахалин-10), а два остальных имеют возможность перевозить и до 100 пассажиров (Сахалин-9 и Сахалин-8).
Помимо автотранспорта, они еще принимают в себя и железнодорожные составы (~37 грузовиков или же ~26 вагонов). Вернее будет сказать, что данный класс паромов больше «заточен» под перевозку железнодорожных вагонов.
Погрузка автомобилей на паром производится по аппарелю, который находится в корме, а пассажиры проходят на посадку к носовому люку судна. Так вот, нас высадили перед заездом в пирс, еще раз заставили пройти спецконтроль и предложили пройти на посадку.
Машины своим ходом заехали на нижнюю палубу, во время всего плавания доступ к ним водителям и пассажирам запрещен, поэтому настоятельно рекомендуется все необходимое взять с собой в каюту. Ко всему необходимому я, в первую очередь, отнес бы еду, пауэрбанк, интересное чтиво. Выбор обусловлен тем, что в бортовом буфете (может вернее назвать камбузом?) цены отнюдь не материковые, в некоторых каютах не работает розетка на 220 В, да и мобильная связь не ловит почти на всем протяжении круиза, а созерцание безбрежного моря довольно быстро надоедает.
Я, как человек сугубо «сухопутный», морской опыт которого ограничивался каботажными заплывами развлекательного характера в южных морях, перед посадкой на огромный корабль чувствовал смесь волнения, тревоги и любопытства.
После того как покинули машины мы прошли по причалу к носу судна и по трапу поднялись на борт, где охрана проверила ручную кладь на предмет запрещенного, куда относятся и алкогольные напитки. При обнаружении огненной воды тара изымается и до конца рейса запирается в пронумерованном шкафчике и выдается только при высадке с корабля. Затем каждому сообщают номер каюты, притом, если вы путешествуете компанией, то легко можете быть распределены по разным каютам.
Немного поплутав по лабиринтам коридоров и несколько раз споткнувшись по пути об комингсы, нашел каюту. Она представляет собой небольшую комнату примерно 3 на 4 метра, слева и справа койки с деревянными бортиками, напротив двери — наглухо задраенный снаружи иллюминатор, прикрученный к стенке столик с ящиком, две табуретки, гардероб, над дверью висит ретранслятор судового радиовещания, вот собственно и все. В каждом отсеке примерно 20 кают, один общий гальюн с тремя кабинками и различные хозяйственные помещения. Забросив вещи на койку, я поспешил на верхнюю палубу.
Погода стояла великолепная: на небе ни облачка, на море полный штиль, как говорится, тишь да гладь. Пока я рассматривал портовые сооружения и любовался бухтой, паром решил отчалить. Спустя некоторое время поднялись и остальные члены экспедиции. Первым с камерой поднялся Семен Ермолаев, затем Георгий Никонов и Егор Борисов. Настроение у всех приподнятое, начался морской этап нашей экспедиции!
Выйдя из бухты Ванино, судно взяло курс на Холмск. Осталась позади и бухта Советской Гавани, в годы Советско-Японской войны являвшейся базой СТОФ, откуда в годы Советско-Японской войны советские корабли с десантом тем же курсом, что мы шли на Маоку (ныне Холмск).
Курс пролегал, по всей видимости, под острым углом к береговой линии, поэтому еще довольно долго можно было наблюдать справа по курсу прибрежные сопки, но все таки вернее будет их назвать потухшими вулканами.
По моему простейшему расчету, при скорости в 12 узлов расстояние в 140 миль пройдем за 12 часов, еще дополнительные 2 часа на отшвартовку/швартовку, итого 14 часов. Грубо конечно, но примерно оказался прав.
Между тем, отсутствие полноценного завтрака отозвалось урчанием в желудке и посещение буфета стало приоритетной задачей. Дополнительным стимулом служил талон на один прием пищи, выданный при посадке на паром. Комплексный обед ничем не запомнился кроме детского размера порций. В самом буфете довольно аскетичное убранство очень напоминающее чем-то советские столовые из далекого и счастливого детства.
Во время плавания все в основном отдыхали и отсыпались перед дорогой. Пресловутую качку и морскую болезнь я даже и близко не почувствовал видимо, повезло с погодой.
Что лично меня беспокоило больше всего, так это полное отсутствие обзора с каюты, единственный иллюминатор был наглухо задраен. Для оценки ситуации за бортом приходилось каждый раз подниматься наверх по очень крутому и высокому трапу.
Потемнело довольно рано, иногда вдалеке были видны судовые огни и зарево от освещения населенных пунктов. Что примечательно, судя по огням суша была уже слева, то есть это было побережье острова Сахалин. Значит до Холмска осталось несколько часов ходу.
Незадолго до прибытия сдали постельное белье и собрались в «фойе» у выхода. Около 23 часов вечера сошли по трапу в порт назначения Холмск. Наша экспедиция в полном составе прибыла на остров Сахалин!
Ну и вдогонку видео:
Сразу по выезду с пора Холмска нас ждала незабываемая дорога в нефтяную столицу острова Сахалин — Оху.
Продолжение следует.
- 1 ЧАСТЬ – ЯКУТСК, ХАБАРОВСК, СОВЕТСКАЯ ГАВАНЬ.
- 3 ЧАСТЬ — ДОРОГА В ОХУ. ВСТРЕЧА В БИБЛИОТЕКЕ
- 4 ЧАСТЬ – ОХА.НЕФТЕГОРСК-НОГЛИКИ
- 5 ЧАСТЬ — СМИРНЫХ, 50-Я ПАРАЛЛЕЛЬ
- 6 ЧАСТЬ — ПОРОНАЙСК, ОТАСУ
- 7 ЧАСТЬ — ЮЖНО-САХАЛИНСК. ХОЛМСК