Сын мой! Помни, что смерть не медлит. Прежде, нежели умрешь, делай добро людям. Не бойся смертного приговора, ибо Он отраден для человека, изнемогающего… (Книга Премудрости) Глава 41, песнь 3)
Я заявляю честно, смело и открыто, что в истории якутской крамолы многое имеет наносный характер, есть сведение личных счетов, месть за прошлое и еще худшее – создать карьеру за счет несчастия и убожества других, есть и национальная вражда и партийная рознь… Ф.Г. Сивцев, 12 февраля

Михаил Зиновьевич Винокуров, работая в фондах, обнаружил три якутских письма, спасенных из Соловецких лагерей и переправленных в Финляндию. В письме, написанном Михаилом Феодоровичем Корниловым Винокурову 11 октября 1931 года, упоминается Ф.Г. Сивцев:
«Мы были сосланы из Якутска в Соловецкие лагеря в июне 1928 года в числе 200 человек, из которых почти 40% умерли, в том числе умерли – Сивцев Ф.Г., получивший 10 лет, его жена Барашкова С.П., получившая 10 лет, Шеломов М.С., получивший 3 года, Дягилев С.И., получивший 5 лет, и другие.»
В то время я ничего не знал о Феодоре Гавриловиче Сивцеве-Сүөдэр аҕабыыт (отец Феодор), кроме обычных устных рассказов.
Также в этом архиве есть документы о судебном споре между Иваном Гавриловичем Сивцевым и неким Соловьевым, отставным поручиком из Охотска, из-за обнаруженного на участке в 25 верстах месторождения золота. Стоит отметить, что этот Соловьев позже стал сотрудником ГПУ и в Охотске без суда и следствия убил много народу.
Используя документы, найденные на Аляске, я отправился в Финляндию, где работал в архиве УСЛОН в Петрозаводске, Карелия. Во время Великой Отечественной войны центральный архив УСЛОН был эвакуирован, большая часть документов была затоплена в Онежском озере при бомбежках, а некоторые документы были сожжены. Поэтому, работая в архивах МВД Карельской Республики и Управления КСБФС в Петрозаводске, я столкнулся с множеством трудностей. Три дня я безуспешно метался между архивами МВД, КСБФС и Национальным архивом. На четвертое утро я вышел на берег Онежского озера, где развел маленький костерок, “накормил” огонь и попросил силы и помощи у душ якутян, отошедших здесь в мир иной. После этого я вернулся в архив и, к своему удивлению, нашел дела Феодора Гавриловича Сивцева, Николая Никитича Божедонова и Михаила Степановича Шеломова:
ЛИЧНОЕ ДЕЛО No 65482
на заключенного Гослагерей ОП ОГПУ
Фамилия: Сивцев
Имя, Отчество: Феодор Гаврилович
Нашлись документы, проливающие свет на последние дни земной жизни отца Феодора.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
1928 года мая 20-го дня гор. Якутск Я Пом. уполномоченного КРО ЯОООГПУ – Агеенко рассмотрев сего числа следственное дело за No 145 по обвинению гр. 1/ Егоровой Капитолины Николаевны, 2/ Харитоновой Марии Васильевны… 6/ Дягилева Софрона Феодоровича… 8/ Говорова Афанасия Иннокентьевича, 9/ Старостина Егора Егоровича… 15/ Софронова Анемподиста Иван. 16/ Сивцева Феодора Гавриловича…
Обвиняемых в преступлении, предусмотренном ст. 58-11 и принимая во внимание, что участие их в контр-революционном заговоре вышеупомянутых гр. следствием установлено, а посему руководствуясь ст. 145, 147 и 158 УПК,
Постановил:
Всех перечисленных лиц, находящихся в Якутском Центральном Домзаке с сего числа перечислить содержанием за ИПОГПУ по СК и этапным порядком направить в распоряжение последнего.
2/ Избранную меру пресечения обвиняемым – содержание под стражей оставить в силе, о чем объявить обвиняемым и копию направить Стар. Пом. Прокурору ЯАССР для сведения и Нач. Якут. Центральн. Домзака для исполнения.
Пом. уполном. КРО ЯОООГПУ /Агеенко/ Согласен: Врид Уполн. КРО. (Зотов/
Вот же чекисты с неограниченной властью. О том, как они отправили выдающихся представителей якутской интеллигенции на Соловки, просто сообщили республиканскому прокурору!
ОТКРЫТЫЙ ЛИСТ No3
составлен в Якутском Центральном Домзаке
1928 г. Мая 11 дня.
1/ Имя, отчество,фамилия или прозвище: Сивцев Феодор Гаврилович
2/ Какой губернии и уезда: ЯАССР Таттинского улуса Жехсогонского наслега
3/ Род занятий, профессия: служащий
Имена, фамилии членов семьи Следующих при заключении: не следует
Куда (город) пересылается: в Новосибирск
В распоряжении какого лица или учреждения и чьим распоряжением: П,П, О,О,ГПУ Сибири
препровождается по распор. ЯО,О,ГПУ
Следственный или осужденный: следственный
и на какой срок
Требует ли усиленногого надзора почему: требует как обвиняемый в контреволюционном заговоре
Заключение врача: здоров
Номер дела: личное дело №4
Приметы: Лета – 54
Рост – 1 м. 57 см. Цвет волос – черный с проседью Брови – жидкие
Особые приметы: Якут. Лицо корявое
ПРИМЕЧАНИЕ. Все графы открытого листа должны быть ясно и точно заполнены и на листе приложена печать, иначе начальник конвоя заключенного не принимает.
Врид Начальника Якутского Центр. Домзака п/п Зам Помощника Начальника п/п…
Удивительно, но во всех этих трагических делах нет ни одной подписи ответственного лица! Либо подписывают «помощник», либо «временно исполняющий обязанности». Что это? Либо такое пренебрежение к нам? Или же боязнь ответственности, возмездия, которое может вскоре настигнуть их?
Боялись ли возмущения, или же пытались скрыть свои действия, но широко известных в Якутии людей: Алампа, отца Феодора, Петра Ивановича Оросина, Афанасия Иннокентьевича Говорова, Василия Иннокентьевича Новгородова, Ивана Феодоровича Афанасьева, Михаила Петровича Слепцова, Николая Никитича Божедонова, Егора Егоровича Старостина (один из тех, кто сбежал в Финляндию), Павла Михайловича Колесова, Дмитрия Андреевича Канаева, Александра Николаевича Собакина, Василия Николаевича Ефимова, Константина Афанасьевича Стручкова, Ивана Тимофеевича Аммосова, Софрона Феодоровича Дягилева, студентов педтехникума Николая Михайловича Говорова, Василия Михайловича Оросина, Владимира Николаевича Егорова, Капитолину Николаевну Егорову, Марию Васильевну Харитонову, Николая Николаевича Бурцева, русских офицеров Вениамина Павловича Николаева, Петра Павловича Шулепова, Александра Михайловича Храповицкого, Ивана Николаевича Герасимова – всего 28 человек, из Якутии отправили в Новосибирск по приказу ОГПУ Сибирского края, а из Новосибирска в Москву на рассмотрение коллегии ОГПУ.
Эти 28 человек, будучи образованными людьми, потребовали, чтобы соблюдались соответствующие условия содержания, разрешение на переписку и передачу денег, обеспечение медицинской помощи больным в соответствии с санитарными нормами. Настаивая эти требования, ими было написано немало заявлений.
ИТД No1. в Учеб. восп. часть гр. якута Феод. Гавриловича Сивцева из 7 палаты 6-й горбольницы ИТД No1
Заявление
Прошу 5-й раз: а) переводе мне просимых еще 9 сент. Денег – 10 рублей по моей именной квитанции от 27 авг. с.г. за No 313- 00126; б) возврате этой квитанции; в) почтовой росписке на заказное письмо от 9/1Х – на имя моей жены Александры Ивановны Сивцевой на Седанку по Семирадской ул. No8; г) уведомдение о направлении моих заявлений в ПП ОГПУ, Якутск ЯЦДомзаку. В Новосиб. Телегр. Контору (түрмэ администрацията аннынан тардыбыт бадахтаах – аапт.) для последних двух заявлений была взята денежная доверенность на 76 коп. курьером ИТД.
Я больной из-за задержки своих же денег лишен улучшения своего положения. Думаю Увч. (туох суолталаах тыл эбитэ буолла? – аапт.) заинтересована в сохранении наших интересов и предотвратить лишнюю переписку. Иначе – поставлен я в крайне cложное положение, да и самая переписка по несколько раз по совершенно очевидным вопросам носит несоветский характер. Прошу ответ в наикратчайший путь.
Ф.Г. Сивцев
14 сент. 28 г.
Расписку в получении десяти (10) рублей сего 18 сент. Сдал особо, но нет еще ответов о направлении отмеченных в заявлении моих бумаг и заказное письмо на имя жены А.И. Сивцевой на Седанку. 18/1Х 28 г. Ф.Г. Сивцев.
Якутская интеллигенция, находясь в Новосибирске и в знаменитой московской Бутырке, столкнувшись с несправедливостью, подала заявление в коллегию ОГПУ и Центральную исполнительную комиссию СССР.
Слова «Человек не пророк на своей родной земле» («Киһи бэйэтин төрөөбүт дойдутугар бороруок буолбат») сказаны очень метко.
Отец Феодор — один из образованных якутских священников. Еще во время учебы в Казанской духовной академии и на высших педагогических курсах в Санкт-Петербурге он перевел «Евангелие» на якутский язык. При этом он использовал «Казанскую» транскрипцию, отличающуюся от якутских алфавитов Бётлинга и Дионисия Хитрова, учитывающую фонетические особенности якутского языка.
Известный хакасский ученый профессор Николай Катанов высоко оценил работу Феодора Сивцева и отправил его на научный симпозиум в Лейпциг. Там он выступил с докладом на немецком языке о якутском переводе и Казанской транскрипции.
Если немного отвлечься от письма, то в 1973 году, когда мы были студентами историко-филологического факультета, произошел громкий скандал – в университете Манилы (столицы Филиппин) на качественной тонкой бумаге офсетным методом была тайно напечатана якутская версия «Евангелия». Эта книга привлекла внимание не столько своим религиозным содержанием, сколько транскрипцией и методами перевода. Наш любимый преподаватель, профессор Николай Демьянович Дьячковский, организовал широкое обсуждение на своем семинаре. Местом первого издания той книги был указан город Казань.
— Кто же перевел «Евангелие»? — спросили мы преподавателю:
— Это сделал образованный якут Сивцев, — лаконично ответил он.
Согласно документам Якутской духовной консистории, хранящимся в Национальном архиве Республики Саха, Феодор Сивцев (сын Гаврилова) родился в 1875 году во 2-м Жексогонском наслеге Ботурусского улуса. Его отец, Гавриил Сивцев-Хабыыта, был князем наслега. Феодор Сивцев учился вместе с основоположником якутской художественной литературы Өксөкүлээх Өлөксөй (Алексей Кулаковский) в миссионерской школе и в духовном училище.
В 1895 году он окончил духовную семинарию и был назначен учителем. В 1896 году работал библиотекарем в Якутском епархиальном училище. На следующий год его направили в Казанскую духовную академию, а затем он продолжил обучение на педагогических курсах в Санкт-Петербурге. Как упоминалось ранее, в эти годы он с другими якутскими студентами в Казани занимался переводом религиозных книг. В 1899 году вернулся на родину и был рукоположен в дьяконы. С 1900 года, став священником, начал службу в Уольской Богоявленской церкви Охотского уезда. Позже короткое время служил в Тойбохойской Иннокентьевской церкви, а в 1902 году был назначен смотрителем церковно-приходской школы в Мегинском улусе.
С тех пор он активно занимался просвещением якутского народа, распространяя знания. Под руководством Комитета миссионеров Якутской епархии он возглавлял Переводческую комиссию, ведя масштабную работу. 24 октября 1912 года на собрании якутских священников обсуждались вопросы проведения богослужений на якутском языке и распространения переведенных религиозных книг. На этом собрании труд отца Феодора по внедрению богослужения на якутском языке и переводу церковных текстов был высоко оценен.

На этом собрании по его предложению было принято окончательное решение о применении Казанской транскрипции в переводах. В основу легло пособие, написанное отцом Феодором, где он обосновал использование знаков казанского алфавита. По сути, так называемый «казанский» алфавит был создан лично Феодором Гавриловичем Сивцевым. Уже в 1973 году мы, студенты, отмечали, как «переводчик Сивцев» мастерски сохранил структуру и дух якутского языка в сложных переводах религиозных текстов, демонстрируя глубокое знание якутской грамматики. Стоит добавить, что даже современный якутский алфавит основан на транскрипции, разработанной отцом Феодором.
«Труд Ф. Сивцева представляет собой полезное пособие для изучения звуков и знаков в целях правильнаго произношения слов в якутской речи. Предлагаемых звуков и знаков так мало, что познакомиться и усвоить их не представляет особого труда. Нисколько не искажая в сущности русскаго алфавита, употребляемаго в якутских переводах, несколько изменение начертания некоторых буквъ онаго дастъ возможность человеку мало знакомому с разговорной речью якутовъ правильно произносить то или иное слово», — такую высокую оценку дали протоиереи Михаил Протопопов и Михаил Охлопков своему коллеге.
В фонде Михаила Зиновьевича Винокурова в Библиотеке Конгресса США бережно хранятся редчайшие книги на якутском языке переведенные отцом Феодором: «Кутаттан оронон тахсыбатахпытына, Россия өлөр кутталлаах» («Если не вырвемся из болота, Россия погибнет»), «Таҥара улуу дьыалаларын туһунан судургу тылынан» («Про великие дела Бога простыми словами») и «Евангелие».
До сих пор не оценены заслуги Феодора Гавриловича Сивцева-Сүөдэр аҕабыыт — выдающегося просветителя, заложившего основы якутской письменности, интеллигента, патриота, ставшего жертвой клеветы как «враг народа» и погибшего в тюрьме. Сейчас пришло время народу саха восстановить справедливость и по достоинству оценить неоценимый вклад отца Феодора в просвещение родного народа.
Бэйэҥ дойдугар бороруок буолбаккын (На своей родине пророкам не станешь)
В 1909 году отец Феодор был назначен священником в Васильевскую церковь Маинского наслега Мегино-Кангаласского улуса, а также стал руководителем церковно-приходской школы. С его приездом село Майа превратилось в центр просвещения и культуры.
За заслуги в народном образовании и церковной деятельности его наградили набедренником, скуфьей, серебряными медалями Святого Владимира и Святого Александра. Однако осенью 1909 года началась долгая и жестокая травля отца Феодора. Первым клевету на него возвёл Дмитрий Беляев, житель Моорукского наслега Мегино-Кангаласского улуса, обвинивший священника в «связях с политическими ссыльными, исполнении революционных песен, распространении запрещённых книг» и в том, что во время молебна «Спаси, Господи» он «прокричал имя царя слишком тихо». Беляев также оклеветал жену отца Феодора — выпускницу Якутской женской гимназии 1899 года, назначенную учительницей Мегинской церковно-приходской школы по распоряжению Епархиального совета. Он утверждал, что она «дерзкого нрава» и «не имеет права преподавать».
Кампанию против отца Феодора возглавили священники Афанасий Силин и Александр Охлопков. По первому обвинению его приговорили к 1 году и 4 месяцам заключения. Но едва он отбыл часть срока, как Силин через своего сторонника Александра Петрова, жителя Нерюктяйского наслега Илин-Хангаласского улуса, выдвинул новое обвинение: будто бы отец Феодор заявил, что «у русских царей, начиная с Екатерины, нет русской крови». Дело возобновили, и священника снова арестовали. Лишь вмешательство епископа Мелетия (впоследствии архиепископа, эмигрировавшего в Харбин) временно приостановило процесс. Интересно, что митрополит Мелетий, возглавлявший позже собор в Китае, в Казанской духовной академии учился вместе с отцом Феодором.

Когда епископ Мелетий был переведён в Забайкалье, Силин и Охлопков, вопреки церковной солидарности, инициировали новое дело. Суд под председательством Д.И. Меликова состоялся 14 декабря 1916 года. Обвинители выдвинули все возможные претензии: например, Охлопков заявил, что «Сивцев украл книги церковно-приходской школы». Однако самым серьёзным политическим обвинением стали слова отца Феодора: «Якутам нужна полная автономия в управлении областью. С первых дней Якутской областью правят корыстолюбцы, не знающие местных условий и уклада жизни коренного населения». Судья Меликов, зачитав все обвинения, приговорил его к 4 годам тюрьмы. Однако 21 февраля 1913 года, согласно манифесту Николая II, священник попал под амнистию. Как говорится, «и волки сыты, и овцы целы»! Не успокоившись, Силин и Охлопков попытались выдвинуть новую клевету: «Сивцев, побрезговав вылил святую воду», но дело закрыли «за отсутствием состава преступления».
Как и вся прогрессивная интеллигенция, отец Феодор встретил падение царской власти с радостью и надеждой. Он искренне верил в идеалы Русской революции и отдал все силы строительству нового государства. Однако советская власть, пришедшая под красными знамёнами и на штыках отряда Рыдзинского, принесла его семье неисчислимые беды.

Отец Феодор женился в 1900 году на учительнице, и в 1901 году у них родился сын. По традиции якутской интеллигенции, его нарекли редким именем Никтополионом. В 1904 году родился второй сын — Катерий. 17-летний Никтополион, спасая Якутск от красных банд, вступил в дружину Бондалетова. Но когда красные подошли к городу и прогремели первые выстрелы, капитан Павел Бондалетов, до этого хорохорившийся тем, что не боится и всей красной гвардии во главе с самим Лениным, испугавшись, бросил свой отряд и бежал по речке Кэнкэмэ. Малочисленные дружинники, попытались дать отпор врагу у стен храма, но были разбиты. В той схватке Никтополион погиб…

Судя по письмам и воспоминаниям, родителям это, видимо стало большим потрясением. Но с того дня жизнь отца Феодора превратилась в череду мук — вплоть до гибели в Соловках.

«Я якут!»
Я якут, поэтому никто не может сказать, что я чужд народной боли и не понимаю задачи современности… (Из дела отца Феодора)
Сыновья Хабыыты — братья Баһылай (Василий), Уйбаан (Иван) и Сүөдэр (Феодор) Сивцевы — прожили яркую, насыщенную событиями жизнь. Баһылай и Уйбаан заслужили уважение жителей Охотска своим трудом и честным отношением к людям. Это подтверждается тем, что Уйбаан после Февральской революции 1917 года стал заместителем председателя Комитета общественной безопасности, а Баһылай в 1919 году был избран председателем этого же комитета.
Однако ни царская власть, ни режим Колчака, ни советское правительство не оставили Сивцевых в покое, подвергая их постоянным преследованиям. Работая в Охотске доверенными лицами якутских купцов и при поддержке местных эвенков, братья обнаружили золотоносные россыпи на реках Кухтуй и Гусинка. Но отставной поручик Соловьев, начальник уезда, оклеветал их и силой отобрал находку, а еще чтобы юридически закрепить права на золотоносные земли, найденными ими по реке Ола, братья наняли инженера Фогеляна. Тот, исследовав местность, оформил все документы на свое имя и присвоил участок. Суды по этим делам, как упоминалось ранее, хранятся в архиве Винокурова в США.
Охотское побережье, владевший несметными богатствами (драгоценная пушнина, золото, рыба, морские ресурсы и промысловые звери) — постоянно оказывался в центре конфликтов при смене власти. Все это сопровождалось кровавыми расправами.
«…Трехсотлетняя привычка сидела и портила многих ответработников, не желавщих видеть в туземцах людей равноправных с ними. Даже Автономия Якутской Советской Социалистической Республики для таких господ считалось безумием большевиков продавших Россию жидам и дикарям…», — написал отец Феодор.
Ещё со времён царской власти команда охотских казаков комплектовалось из субъектов, потерявших человеческое обличье в стремлении обогащения. Отец Феодор отмечает, что сменившие царский режим Временное правительство, Совдеп, власть Колчака, представители Дальневосточной республики и советской власти — все они, не отступая от этой же схемы, продолжали жестоко угнетать и грабить коренные народы:
…Как только стало известно в Охотске постановление Сибревкома от 1 апреля 1921 г. (телеграмма «под номером 59») о присоединении Охотского и Камчатского уездов в ведение Якутского Губревкома, уполномоченный ДВП А.И. Сентяпов поднял покорных начальству и далеких от политики камчадал- казаков, тунгусов и др. якутской политики, клонящейся будто бы в итоге к владычеству Японии. Сентяпов был верен опыту бывших Охотских начальников и казачества. Они не выносили якутов за СОЮЗ ЯКУТОВ 1905 г. и всеми средствами раздували толки о японофильстве якутов.
Преследования активных и влиятельных Сивцевых, начатые царскими казаками, продолжил Сентяпов. Он расстреливает Василия. Его родственников – Маппыя (Матвея) Сивцева вместе с женой и ребёнком белые офицеры подвергли зверским пыткам. Отца Феодора обвинили в требовании «вернуть берег Ламы сахалам» и начали его преследование. Однако, он с помощью якутов, занимая должность в «Якутторге», бежал через Японию во Владивосток, сохранив себе жизнь. Кровавые дела Сентяпова и Яныгина продолжил уполномоченный ОГПУ Кунцевич. По его приказу Иван Сивцев был расстрелян, а на отца Феодора начались преследования.

Его «самым тяжким преступлением» стало требование: «Ламы — исконная земля саха, она должна вернуться под юрисдикцию ЯАССР». Это отражено в письме, направленном в Сибревком и руководству Якутской АССР. Например, в обращении в Центральный исполнительный комитет Саха он приводит следующие факты:
Чумикан, Ола, Тола, Булгино, Новое Устье, Аян — места традиционного проживания якутов. Необходимо решение о возвращении им усадеб и домов.
…Ввести в состав «ОКАРО» представителей от населения (тунгусов, якутов, русских, камчадал, коряк и др.) для управления промыслами на месте в центрах «ОКАРО», расценке рыбы, продуктов и других товаров, поднять цену на рыбу;
…Восстановить тракты Охотск–Якутск и Аян–Нелькан– Усть-Мая…
…Открыть ряд училищ с обеспечением их помещениями, учебными пособиями, туземными учителями и организовать музей для собирания различных исторических, бытовых, этнографических и других научных ценностей, необходимо открытие «Дома Туземцев» для приезжих якутов, тунгусов и других в Охотске и на Новом Устье:
…освободить арестованных тунгусов, якутов и других, причастных к повстанчеству, амнистировать, восстановить во всех гражданских правах в самом Охотске и его окрестностях;
…провести постепенно тунгузизацию и якутизацию там, где это вызывается самой жизнью на местах;
…Возбудить ходатайство о возвращении Охотского побе- режья Якутии, как связанного исторически, этнографически, географически и экономически. И о чем говорят стоны якутского населения!
Откуда возьмется «Тунгузизация», «якутизация»?!
На Первом Конгрессе народа саха прибыли и представители из Сеймчана и Чумикана. Николай Иванов-Утучур, саха из Чумикана, в своём выступлении сказал: «Я безмерно рад, тому, что приехал на родную землю в Первый Конгресс народа саха». Якут из ламы, более восьмидесяти лет полностью оторванный от своих корней, говорит на родном языке – не это ли радость! В школах их не учат родному языку и не известно, когда начнут.
Отец Феодор в письме руководству Якутской АССР отмечал, что побережье Охотска богато золотом, однако, как и золото Аляски, его запасы могут изрядно истощиться через 50 лет. При этом главное богатство края — 16 рыболовных угодий. Он писал о необходимости строительства на этих территориях заводов по переработке рыбы и морепродуктов как японцы:
…Этому богатству не страшны ни засухи, ни наводнения, ни пожары, ни иные природные катаклизмы. Ежегодно море само дарит его. Это станет весомым вкладом в казну республики. О транспортном значении Охотского побережья для экономики ЯАССР я даже не упоминаю.
В 2002 году в центре Москвы был жестоко застрелен губернатор Магадана Цветков. Сначала списать всё на распри с «магаданским золотом». Позже выяснилось, что убийство связано с промыслом рыбы, морских ресурсов и зверя в Охотском море. После распада Советской власти началось разбазаривание народного богатства. Из-за отсутствия жёсткого контроля и отсутствия настоящего хозяина хищническое разграбление богатств Охотского моря продолжается безнаказанно до сих пор. По официальным данным, ежегодно контрабандой за рубеж вывозят рыбы, красной икры, морепродуктов и пушнины сверх установленных квот на сумму свыше пяти миллиардов долларов.
Мы, простые люди, говорим: «наше золото», «алмазы», «уголь». Но эти богатства исчерпаемы – отец Феодор ещё тогда писал об этом. Эти несметные богатсва до сих пор во власти людей, не признающих никаких законов! Оо, если Сибревком внял словам отца Феодора, если бы приняли указ о присоединении Охотского побережья к Якутии…
…Охотское побережье, связанное с Якутией, исторически, играет для Автономной Якутской республики ту же роль, что и берега Черного моря для Украины. Отнимите от Украины побережье Черного моря и расцвету Украины будет поставлена преграда. Если царское правительство оторвало Охотское побережье от Якутии, то оно вполне ясно и определенно ставило себе целью – задушить всякую возможность национального пробуждения и развития якутов, как и вообще других меньшинств…
Письмо отца Феодора в Центральный исполнительный комитет Якутии, написанное более восьмидесяти лет назад, кажется сегодня пророческим. Например, отторжение Одессы от Украины — не ведут к краху государства?
…Советская власть, начертавшая на своем знамени широкое самоопределение народностей и братский союз без гнета, должна всемерно поддерживать всякое стремление меньших своих братьев республики к своему развитию. Одной из самых действительных мер к поднятию хозяйственной Якутской республики и будет полное административное слияние Охотского побережья с ЯАССР.
Но советская власть, вместо этого, не дрогнув, бросила в тюрьмы, замучила каторжным трудом и ссылками таких прозорливых интеллигентов и патриотов, как отец Феодор, объявив их «врагами трудового народа». Земли Охотского побережья, за которую он боролся и нёс тяжкий крест до самой смерти, превратили в кровавое сердце «Дальстроя» ГУЛАГа, через кровавые жернова лагерей которого, прошли миллионы человек со всего Советского союза.
Мир праху твоему!
Он направил к Господу сердце свое и во дни беззакония утвердил благочестие… «Книга Премудрости»
…Нас загнали во двор и заставили сложить вещи в одну кучу. Затем поставили в строй по пять шеренг. Тут появился человек с черной нашивкой и начал кричать: «Здесь рабочий лагерь ГПУ Соловецкого острова. Поэтому все, кто сюда попал, должны работать и делать, что им прикажут. Кто не подчиняется, того быстро научат». Сейчас посмотреть на вас выйдет товарищ командир и когда он скажет: «Здра, рабочая рота», вы должны прокричать как один человек: «Здра». Нас заставили повторять это снова и снова. Если кричали недостаточно громко — повторялось все заново. Затем, оставив нас, он скрылся в бараке.
Так простояли часа три. Из барака выбежал «господин», который заставлял нас кричать: «Сейчас выйдет господин командир». Вышел высокий, молодой русский. Направился к нам и прокричал: «Здра, рабочая рота». Мы в ответ как один: «Здра!». И тут он говорит нашему «учителю»: «Научи из кричать «здра».
Нам опять около часа пришлось кричать «здра».
…заставили вытащить приплывшее на берег бревно. Работали все, и кто может, и кто слаб, в ледяной воде. <…> Начали слабеть, и якуты, и русские. Двоих, потерявших сознание, привели в чувство и загнали в барак. Один русский упал, оказалось, что он умер, его унесли <…>
Мы якуты, вначале не справились с дневным уроком (в «рабочей исправительной школе» УСЛОН дневную норму выработки называли «урок» — авт.) и нас заставили работать до двух часов ночи.
…Не описать всех мук, но если бы я написал правду, никто не поверил бы, если кратко, то лагерь УСЛОН — это фабрика смерти, где узников убивают подвергая страшным мукам. Уже потом учёные изучат историю Соловков и расскажут всю правду. Тогда вест мир узнает, как здесь проливали слезы и кровь, как убивали людей, уничтожали якутов!
Так в книге «Мин хайа омуктан Пин омук һиригэр түбэспитим» («Из какого народа я попал наземли финнов», Михаил Корнилов вспоминает о Соловецком концлагере.
Юриста, экономиста, известного во всем мире аферист, отца композитора Яна Френкеля, одноклассника Лейба Бронштейна (Лев Троцкий), одесского еврея Нафталия Ароновича Френкеля, когда он сбывал в Европе национализированную ризницу патриарха (стакан бриллиантов на стакан гороха!), пообещав ему «высокий пост» вызывают обратно. Как только он сошел с трапа парохода в Одессе, его арестовывают.
В годы красного террора ЧК в Соловецком лагере разработала смертоносную инструкцию — лозунг «Использовать классовых врагов для развития страны», который положил начало созданию системы ГУЛАГа. Позже Гитлер, Мао и Пол Пот широко применяли эту идею «исправления через труд», создавая свои «исправительно-трудовые» лагеря. Здесь же планируется строительство канала, соединяющего Балтийское море с Белым. Наши люди оказались среди первых, кого бросили в эту «великую стройку».
О «Беломорканале» советские народ, в большинстве своем, знал только по карте, нарисованном на пачке одноименных папирос. На деле же Беломорканал — это гигантская каторга, куда с колымских тундр, казахстанских степей, кавказских гор, свозили самых ярких представителей народа, заклеймив как «врагов трудового народа», «ярыми контрреволюционеров», «кулаками. На строительстве Беломорканала возвели 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб, вынули 21 миллион кубометров грунта, использовали 110 000 тонн цемента — это 6800 вагонов. В работе участвовали 15 тысяч лошадей и 204 800 человек. Масштаб работ сопоставим с возведением семи пирамид Хеопса. И в Египте, и на Беломорканале — рабский труд!
Соловецкий монастырь, ставший центром УСЛОН (Управление Соловецкого лагеря особого назначения), называли «жемчужиной» православия. Только настоящими еретиками эта святая земля могла быть превращена в тюрьму. Но это была не просто тюрьма — здесь людей лишали человеческого достоинства, где человек сожалеет о том, что он вообще родился на этот свет, превратив это место в центр жестоких казней.
От пристани Кемь до Соловков путь далек, но взгляд сразу притягивает храм-маяк с золотым куполом, возвышающийся на Секирной горе. Со стороны — благолепие: белоснежные стены, позолота, кресты. Кажется, будто это место, куда ступают лишь ангелы, где нет места злу. Но Секирная гора — самое страшное место СЛОНа!
Монастырь на Секирной горе пытались реставрировать. На вид простая церковь. Но самое страшное здесь – подвал. Подвал весь исписан. Прощание умирающих, их последние слова – он них станет не по себе любому. Если было нечем писать – писали кровью.
После этого, если послушать Иегуду (Ягода), Бергмана, Раппопорта, Когана, Фирина, Успеского как они говорят: «Холокост!», «Сталинские репрессии!», то в голове всплывают слова Библии, написанный самими евреями: «Не судите – не судимы будете!».
Дорогу к храму-маяку на 18-колонной Секирной горе Соловецкого монастыря когда-то выложили камнем монахи. Но сколько людей сделали здесь свой шаг в земной жизни?! Каждый камень этой дороги пропитан кровавыми слезами так, что кажется: вдоль нее тени тех, кто был замучен на Секирной горе… Но это тени не простых людей — здесь души философа Павла Флоренского, архиепископов Иллариона, Серафима, Евгения, Иувеналия, ученых, генералов, адмиралов, высоких чиновников!…
Отца Феодора отправили в «командировку» на Медвежью Гору (лагеря Беломорканала называли «командировка — авт). Там он рубил лес для строительства канала, а потом и сам рыл канал. В этой «школе исправления трудом УСЛОНа» «уроки» были тяжёлые, что даже здоровый за 12 часов не справился бы. Отец Сюодер, хилый и больной, не выдержал такой работы. Его отправили на Секирную Гору в «вечную командировку», где он вскоре умер. Лагерные эскулапы умершим ставили только три диагноза: «сердечная недостаточность», «воспаление лёгких» или «аппендицит – острое воспаление слепой кишки».
О смерти Феодора Гавриловича Сивцева сохранилось два акта. В одном сказано, что он умер «от сердца», в другом написано, что «от апендицита». Но что бы ни писали — это было убийство! Известный якутский учёный, общественный деятель, который много сделал для развития якутской письменности, Феодор Гаврилович Сивцев-Сүөдэр аҕабыыт, погиб 3 октября 1929 года в 54 года. Он умер далеко от родной Якутии, на берегу Белого моря. Что теперь можно сделать? Разве что сказать: «Мир праху твоему!»
Якутский исследователь Михаил Спиридонович Иванов-Багдарыын Сүлбэ подробно изучил жизнь отца Феодора. В своей книге «Нөрүөн нөргүй буолуохтун!» он пишет, что сын Ф.Г. Сивцева, Катерий, работал горным инженером, до войны жил в Пятигорске и переписывался с родственниками Никифоровыми из Усть-Алданского улуса. Ольга Ионовна Сивцева, приемная дочь отца Феодора, — мать Тамары и Галины Дмитриевны Никифоровых, живущих в Усть-Алдане.
В документах церковного учета, хранящихся в Национальном архиве Якутии, упоминается, что отец Феодор также усыновил брата Ольги Ионовны — Георгия Ионовича Сивцева, который учился в Варшавском университете. Я был очень удивлен этими архивными документам. Судя по документам, Ольга и Георгий Сивцевы родом из Намского улуса.
Народный писатель Якутии Суорун Омоллоон обрадовался, увидев мои находки об отце Феодоре. Он хотел показать фотографии, документы, хранящиеся у него, но не успел.
Я верю и надеюсь, что совсем скоро добрые дела отца Феодора оценят по достоинству!
Василий Васильев-Харысхал
Из документального романа “Ааспыт кэм аартыктарынан”, текст на якутском языке взят с сайта cholbon.space
Фотографии: cholbon.space, vk.com, таатта.рф
Перевод с якутского Дмитрий Никонов