Вообще, чем больше я наблюдаю за деятельностью организаторов, авторов проекта «Пути великих свершений», а именно Георгия Дмитриевича Никонова и соратников, тем больше понимаю, насколько важно то, что они делают. Причем, делают спокойно, системно, шаг за шагом. У нас, к сожалению, вот такой подход к работе стал наблюдаться нечасто.

Об этом проекте знают многие и знают, что цель его — систематизировать и обобщить историю и этнографию Дальнего Востока. Как объяснял ранее цель создания «Путей великих свершений» Георгий Дмитриевич – даже дальневосточники толком не знают историю своего региона, что уж говорить об остальных, значит, нужно работать в этом направлении.
Поэтому пока на федеральном уровне идут какие-то мега движения в основном для недропользователей типа создания ТОР, международных в том числе (к сведению, этот законопроект уже принят), и другим мерам, наши якутяне, на мой взгляд, начали с основополагающего – с истории. Ведь согласитесь, как можно любить то место, где ты живешь, если ты не знаешь своих корней, историю. И как можно хотеть остаться жить и работать здесь?
У нас же в этом смысле есть, мягко говоря, некоторые пробелы. Например, в связи с аварией в Жиганске, я начала читать про этот город и немало удивилась, насколько значимым был этот населенный пункт для развития всего Дальнего Востока, какие люди пребывали там в ссылке.
Когда ты узнаешь такую информацию, как будто раскрываются глаза и ты совершенно по-другому начинаешь смотреть на мир.
Вот потому-то проект «Пути великих свершений» — он уникален и крайне важен. Особенно в нынешней ситуации в стране и в мире в целом. Когда усилиями разных групп как будто специально вымывается вот эта глубокая культурная, историческая составляющая, которая является основой личности каждого человека, а в глобальном смысле – нации.
Так вот, сегодня состоялась пресс-конференция участников проекта по итогам очередной автомобильной экспедиции по маршруту Якутск-Олекминск-Мача-Перевоз-Бодайбо-Перевоз-Мача-Олекминск-Якутск. К слову, стартовала она 3 января в минус 54.
О чем говорили участники экспедиции, руководителем которой стал вице-спикер якутского парламента Афанасий Владимиров? О том, что посвящена она была 80-ю со дня Победы в Великой Отечественной войне (и в каждом населенном пункте у подножий памятников и обелисков были возложены венки). О том, что в этом году мы празднуем очень значимую дату – 300 лет со дня старта Первой камчатской экспедиции под руководством выдающегося исследователя Витуса Беринга. О том, что необходимо готовиться к еще одной знаковой дате – 400-летию вхождения Якутии в состав России и в целом вхождения Дальнего Востока в состав государства Российского (а это будет дата основания Якутска в 1632 году). И, как подчеркнул Георгий Никонов, есть большая надежда на то, что Глава Якутии Айсен Николаев подпишет соответствующее распоряжение.

Был подробный рассказ о том, как проходила экспедиция, какие были встречи в администрациях, музеях и так далее. Везде наших путешественников встречали радушно. Во многом, наверное, потому, что люди соскучились по живому, наполненному общению. В том числе и между населёнными пунктами, регионами Дальнего Востока. К большому сожалению, мы, якутяне, слабо знаем, как живут наши соседи. И они точно также.
Отдельно участники экспедиции рассказали о золотодобывающей «Артели старателей «Витим» под руководством Юрия Жаркова. Базируется эта артель в селе Мача Олекминского улуса. И имеет (представьте себе!) свое хозяйство: 150 свиней, 25 коров, свой колбасный, сырный цеха и так далее. Коллеги своего руководителя называют «антикапиталист».

Много еще разной и полезной информации было озвучено, так что побратимские связи между Якутией и Иркутской областью, а именно Бодайбинским районом, постепенно будут налаживаться. Также и – по развитию музейного дела, изучению памятников, совместным научным проектам и так далее. Плюс – запланирован выпуск фильмов, статей, путевых заметок.
Мне же, помимо общей значимости вот таких экспедиций, самого проекта «Пути великих свершений» кажется важным тот пункт, который озвучил Георгий Дмитриевич Никонов.
Он сказал, что необходимо строить круглогодичную автомобильную дорогу от города Якутска до Олекминска. «Негоже, что в XXI веке такой крупный населенный пункт республики находится в изоляции». И это абсолютно верное замечание. Уже много лет подряд это одна из самых наболевших тем (достаточно вспомнить скандальные случаи на технологической дороге нефтяных компаний). Конечно, она нужна, просто остро необходима. Не понимаю, почему до сих пор этому вопросу не удалятся должного внимания.

Кроме того, Георгий Дмитриевич сказал, что она должна быть федеральной и через Мачу выйти на Иркутскую область. Может, и так. И этот вопрос напрямую перекликается с необходимостью продолжения строительства федеральной трассы «Вилюй» по южному варианту через Ленск, Витим, Непу, Верхнемарково. Это тоже острейший для республики вопрос. До сих пор (повторю слова Георгия Дмитриевича) в XXI веке два крупнейших региона Дальнего Востока – Якутия и Иркутская область – не связаны между собой круглогодичной автодорогой. Еще при руководстве республики Вячеславом Штыровым вопрос о строительстве был решен, но после его ухода с поста, маршрут сразу поменяли – на более северный, так как это удобно недропользователям. В 2020 году глава Якутии Айсен Николаев ставил этот вопрос перед федеральным правительством, но что-то дело заглохло.
Так может, вот эта экспедиция, привлекшая внимания к транспортным проблемам Западной Якутии и есть повод возобновить всю эту работу? Тем более, что действительно 400-летие Дальнего Востока на носу?
В общем, острых тем, которые подняты участниками экспедиции проект «Пути великих свершений» много. Все эти давно наболевшие вопросы требуют решения. И хотелось бы верить, что это случится.