Вторая, заключительная часть путевых заметок велопохода якутской команды по северной Монголии, написанных Александром Яковлевым. Ребята на своих велосипедах прошли от Слюдянки, что в Иркутской области до монгольского города Хархорин. В ходе похода было преодолено свыше 1200 километров, набор высоты составил около 13 000 метров. Организатором выступил партнер проекта «Пути великих свершений» турфирма «Попутный ветер».

Первую часть читайте по ссылке:
28 августа 2024. День 13
Ночь выдалась тихой, спокойной, немного прохладной, но никто не замёрз. Утро выдалось пасмурным. На завтрак приготовили пшеную кашу, попили кофе и чай со вкусом регидрона. Во время завтрака пошел небольшой дождь, мы растянули мой дождевик-пончо и сели под ним завтракать. Собирались под дождем, к окончанию сбора дождь почти закончился. Восполнив кислотно-щелочной баланс в организме выехали на дорогу и почти сразу начался подъем на перевал. Поднимались пешком. Хорошо что набрать высоту нам надо было всего 140м. Поднялись на перевал с высотой 2154м. Затем начался спуск длиной 9км, дорога сначала сильно каменистой с большим уклоном, приходилось осторожно спускаться на тормозах, затем началась грунтовка а в конце дорога стала ровной и травянистой, где можно было разогнаться до 37км/ч.

Спустились с перевала и заехали в районный центр Шинэ-Идэр. Купили в продуктовом магазине воду, хлеб, колбасу. У Николая сегодня был день рождения, ему исполнилось ровно 50 лет. Он купил на вечерний праздничный стол виски и колу. Пообедали в Зоогийн газар- кафе: я купил 1 суп с мясом, 2 позы и 2 хушуура и заплатил 15000 тугриков.

Как только выехали с поселка, сразу же начался пологий подъем на перевал. На подъеме стоял джип ленд круизер 200, возле него ходили 3 мужчины и женщина, которые фотографировали двугорбых верблюдов. Подъехав поближе мы познакомились с ними, это были поляки, которые сегодня выехали из Улан-Батора, проехали 750км и едут на южную сторону озера Хубсугул кататься на лошадях. Узнав откуда мы едем, сколько дней и сколько километров в общем прошли, они сильно удивились и сказали про нас amazing man и сфотографировали нас. Пожелав нам удачи они сели в машину и уехали.
Нас ждал перевал высотой 2242м. Почувствовав себя невероятными людьми мы стали энергично толкать велосипеды наверх. Мимо нас проехал мотоциклист-дальнобойщик, это был итальянец, он путешествовал в одиночку и планировал проехать по России.

Когда мы поднялись наверх, нас догнали 3 машины с туристами из Малайзии, одна женщина немного знала русский язык, так как 30 лет назад училась в Москве. Она рассказала, что они большой группой ехали на поезде из Москвы в Улан-Батор в течении 5 дней в купе. Сейчас они зафрахтовали 3 машины и ездят по Монголии осматривать достопримечательности. Они сфотографировались с нами, сказали что мы amazing, сели по машинам и уехали вниз. Когда мы стояли на перевале, начался дождь, потом град. Быстро утеплившись мы начали спуск.

Проехав 10км мы подъехали к поселку Джаргалант и встали лагерем возле реки. На ужин приготовили на горелке макароны с тушенкой, Лиля с Таней сделали импровизированный торт со свечкой, поздравили Николая с юбилеем и выпили по 50 грамм виски с колой.

Дневной пробег составил 64 км.
29 августа 2024г. День 14
Утро выдалось солнечным, приготовили на завтрак овсяную кашу. Во время завтрака к нам подошла культурная монгольская собака и ненавязчиво стала выпрашивать еду. Мы покормили ее остатками каши и дали ей пустую банку от тушенки.
В 9:30 выехали на дорогу и через пару километров заехали в поселок Джаргалант. В поселке много новых домов, строится большая каменная школа, есть супермаркеты, кафе, универсальные магазины и автомастерские. Местное население культурное и ненавязчивое. Заехав в супермаркет и купив на дорогу питьевую воду, соки и перекус, мы проехали через весь поселок и выехали на грунтовую дорогу.
Впервые с начала велопохода по Монголии у нас был попутный ветер. Начались подъемы и спуски по холмам с красивыми видами на горы, речку, долины с пасущимися яками, овцами и козами. Когда мы подъезжали к белым юртам, из них выбегали дети разного возраста и встречали нас радостными криками. Мы угощали их конфетами и чупа-чупсами, они благодарили и бежали домой рассказывать родителям об увиденном.

Ближе к обеду на одном из холмов у Мастера появилась сильная восьмерка на заднем колесе, которая начала задевать крыло велосипеда. Сняв заднее колесо он обнаружил что наружная часть обода колеса оторвалась от места соединения, а внутренняя часть обода треснула продольно по всей окружности колеса. Дальше ехать на таком колесе было невозможно.
Начали думать что можно сделать в таких условиях. Спустившись к речке приготовили на обед суп из сайры и стали обсуждать возможные варианты. Таня остановила проезжающего мимо монгола на мотоцикле, который гнал отару овец на пастбище. Мы на пальцах объяснили что случилось, он вызвался помочь, посадил Мастера с треснутым ободом на заднее сиденье и куда-то его увез.

Мы стали ждать возвращения Мастера. Через некоторое время Мастер вернулся и рассказал нам свою историю: они поехали домой к монголу, по пути заезжали на высокие холмы и криками подгоняли отару овец. Из своей юрты монгол забрал сварочный аппарат, чемодан с инструментами вручил все это Мастеру и они поехали в соседнюю юрту, где был бензиновый генератор. Когда монгол только собрался варить обод, Мастер остановил его и сказал ему, что алюминий нельзя варить обычной сваркой, она просто расплавит обод, нужна специальная аргонная сварка. Монгол хлопнул себя по лбу и сказал Мастеру что аргонная сварка есть в соседнем поселке и нужно ехать туда. После этого он привез Мастера обратно к нам. На общем собрании было принято решение, что Мастер останется на дороге и будет ловить попутку, чтобы на ней поехать в соседний поселок, а мы поедем своим ходом и встретимся в поселке с ним. Забрав к себе котелок, таганок и общую еду, мы поехали дальше, оставив Мастера с парой бутербродов и колесом в руках ждать попутку. Доехав до подножья перевала, разбили лагерь на одном из холмов. Приготовили на ужин рис с монгольской тушенкой и расстроенные случившимся легли спать.

Дневной пробег составил 40 км.
30 августа 2024г. День 15
С 5 утра начал дуть сильный и резкий ветер. На завтрак приготовили пшеную кашу. Во время завтрака под навесом начался дождь. Когда я собирал вещи, ветер унес в поле мою пенку-сидушку, гоняясь за ним я попал ногой на ямку и подвернул правую стопу, боль была острая, но постепенно стихла. Быстро завершив сборы, в 9:00ч пошли штурмовать самый высокий на нашем маршруте перевал высотой 2344м. Добравшись до вершины переговорили с Мастером по телефону. Вот что нам поведал: он стоял на дороге до позднего вечера но так и не дождался ни одной попутной машины. Наступил вечер, ему стало холодно и он пошел в юрту к тому монголу, который хотел помочь заварить обод сварочным аппаратом. В юрте была только жена и дочь и Мастер стал ждать монгола на улице.
Через некоторое время подъехал сам монгол на мотоцикле с сыном и позвал Мастера в юрту поужинать с ними. На ужин был полный таз сильно пахнущего мяса с костями, по монгольской традиции сначала сели кушать хозяин вместе со старшим сыном, они брали из таза ребра с мясом, срезали ножом с кости мясо, отправляли в рот мясо, заедали его вареным тестом с маслом и запивали монгольским чаем. Мастер отказался есть такое мясо и женщина подала ему хлеб с маслом. После того как мужчины покушали, за стол села бабушка монгола. Только после того, как бабушка поела, за стол сели женщина с дочкой.

После ужина Мастер попросил монгола отвезти его в поселок Тариат. Мужчина долго совещался с семьей, затем написал на земле сумму 150000 тугриков. Мастер вытащил все что у него было с собой, пересчитал деньги, сумма оказалась около 80000 тугриков. Больше денег у него не было. Семья монгола от души посмеялась, подумала и согласилась. После этого старший сын торжественно одел белую шляпу, загрузил велосипед и баул в тойота-приус и повез Мастера под музыку монгольского рэпа по перевалам и камням в поселок Тариат. В 01:00ч они приехали в поселок, парень постучал в какую-то дверь, открывшая дверь девушка пригласила Мастера в дом и указала на деревянную широкую кровать, куда он и лег спать. За ночлег Мастер ни тугрика не заплатил.
Наш спуск с перевала был каменистый, затем мы съехали с намеченного маршрута, проехали по долине около 20км и выехали на асфальтовую трассу. Проехав по асфальту 15км доехали до маленькой деревни Цагааннуур. Мы заехали в первый же небольшой домик с почти выцветшей надписью «Цайны газаар» и с новой надписью «Дугуй засвар». Лиля и Таня зашли в домик, там сидел мужчина, который смотрел сериал и курил табак. Он сказал что из еды есть только «хуйцаа» (суп с мясом, пельменями и лапшой) и больше ничего. Мы решили проехаться по деревне и поискать другое заведение, но все кафе были закрыты. Пока мы искали где покушать, начался дождь. Поступило предложение от Лили купить в магазине быстрорастворимую лапшу и приготовить его на горелке под каким-нибудь навесом. Большинством голосов предложение было отклонено и мы вернулись к мужчине, он пригласил нас за стол, его жена молча принесла мне и Николаю горячий суп, потом начала отдельно готовить суп для Тани и Лили. После того как я и Николай доели суп, хозяйка принесла суп Тане и Лиле. За еду мы заплатили по 10000 тугриков.

После обеда дождь почти закончился и поднялся попутный ветер. Ускорясь на спусках мы с ветерком долетели до поселка Тариат и встретились там с Мастером. Он с утра снял деньги в банкомате по курсу 1 рубль=30 тугриков+проценты, нашел автосервис, где ему местный умелец, проявив чудеса изобретательности, закрепил хомутом треснувший обод и укрепил по кругу секционными мебельными стяжками. Мы опять поехали в тот же автосервис и тот же мастер переставил на заднее колесо Николая спицы из детского велосипеда и соединил их изолентой.

Пока ремонтировалось колесо, Лиля и Таня проехались по всему поселку и нашли для нас отличный хостел с удобствами и стоянкой для велосипедов. Номер обошелся нам по 28000 тугриков.

После заселения мы нашли кафе «Монгол зоог», в ней в темноте без электричества, одиноко сидела женщина, которая радостно приняла у всех нас заказ и энергично начала готовить нам еду. Я заказал себе «хавиргатай шел» (суп с ребрами), 4 буузы и 4 хушуура. Порции были просто огромные, некоторые не смогли доесть свой заказ. После ужина мы немного посидели в номере и легли спать.

Дневной пробег составил 84км.
31 августа 2024г. День 16
Ночью у меня разболелась нога, которую я подвернул утром бегая за сидушкой. Голеностопный сустав опух и было больно наступать на правую ногу. Проведя медосмотр и поставив самому себе диагноз растяжение связок, утром доковылял до ближайшей аптеки, купил там эластичный бинт, намазал кетаролом место растяжения, туго зафиксировал сустав и выпил таблетку аэртала.
Лиля приготовила на завтрак яйца в крутую в чайнике, Мастер купил в магазине мюсли с молоком. На общественную еду докупили хлеб, сгущенку, сахар.

В 11:00ч выехали из хостела. Погода солнечная, дорога с хорошим асфальтом с небольшими подъемами и затяжными спусками. К нашему счастью дует сильный попутный ветер в спину. Много большегрузов, фур, джипов, иномарок. После затяжного спуска у Николая сломались еще 2 спицы. На обед остановились у моста возле поселка Белх, на горелке приготовили макароны с тушенкой. После одного из подъемов у Мастера спицы начали вырывать обод в нескольких местах, Таня заклеила обод суперклеем и сверху прилепила армированный скотч.

Не доезжая 2км до места лагеря у меня спустило заднее колесо. Как оказалось лопнула покрышка. Пока ставили запасную покрышку, к нам подъехал тот самый монгол который помогал Мастеру с его ободом, он вез свою дочь на учебу в районный центр Цэцэрлэг.

Убедившись что с нами все в порядке наш ангел-хранитель поехал дальше. Быстро поменяв покрышку, доехали до места лагеря возле моста на речке Хануй Гол. Дров в степи практически не было, но Мастер с Николаем походили вокруг и нашли дрова для чая, на бензиновой горелке приготовили наваристый гороховый суп. Немного посидели перед догорающим костром, впитывая телом тепло огня перед холодной ночью и легли спать.
Дневной пробег составил 95км.
1 сентября 2024г. День 17
Утро выдалось солнечным и ветреным. Пока мы спали к реке пришло на водопой стадо яков. На завтрак приготовили рисовую кашу. Сегодня нас ждал сильный встречный ветер и 3 больших перевала. Асфальтовая дорога стала хуже, стали появляться трещины, колдобины и ямы с лужами красного цвета. Ехали медленно, дорога была с уклоном вверх, каждые 10км останавливались и отдыхали. В одной из остановок к нам подъехал тойота-приус, из него вышел импозантный монгол по имени Отко. Он отлично изъяснялся на английском языке и каждый год зимовал в Швейцарии. Узнав что мы все из России он перешел на русский язык. Он вез молодого парня-туриста из Германии покататься по Монголии и сейчас они возвращались обратно в Улан-Батор. Дав несколько дельных советов о Монголии, свой личный номер телефона и сообщив что за нами едет швед на велосипеде они сели в машину и уехали.
В обед докатили до поселка Их-тамир и решили перекусить в цайны газар чтобы не терять времени на готовку еды. Обошли около десяти кафе в поисках бууз и хушууров. Не найдя искомого, вернулись в первое же кафе и заказали суп с буузами и чаем. Когда мы сидели за обедом в кафе к нам заглянул наш монгол ангел-хранитель Тарбаш.

Он возвращался к себе домой и нам опять понадобилась его помощь в покупке бензина для горелки. На заправке было запрещено наливать бензин в 1,5 литровую бутылку из-за узкого горлышка и он договорился с подъехавшим на заправку местным монголом одолжить ему 5 литровую канистру чтобы залить туда 1,5л бензина, а потом перелить его в нашу тару.

В благодарность за помощь мы купили ему обед в кафе. Сделав фото на память и попрощавшись с Тарбашем мы поехали преодолевать перевал Тсагаан с высотой 1958м. По пути встретили того самого соло-шведа. Он рассказал что едет неспеша куда глаза глядят и ночует в официальных Гэр-Будаал (кэмпингах).

Спустившись с перевала мы свернули с трассы в лес и разбили лагерь перед поселком Цэцэрлэг. Лиля с Таней сходили в родник за водой, а мы собрали дрова и приготовили на костре суп из сайры. К нам присоединилась большая упитанная монгольская собака, которая отказалась от кильки в томатном соусе и всю ночь отгоняла других собак от нашего лагеря.
Дневной пробег составил 66 км.
2 сентября 2024г. День 18
Всю ночь дул сильный ветер, но нас защищали деревья и горы, ветер не мог добраться до наших палаток и нам было тепло и сухо. Все отлично выспались, на завтрак приготовили гречневую кашу, неспеша собрались, в роднике набрали в пустые бутылки чистую воду и въехали в город Цэцэрлэг.

День выдался солнечный и теплый. Город небольшой, но чистый, много магазинов, кафе, несколько школ, многоэтажные каменные дома. Мы посетили музей провинции Архангай, было очень интересно узнать историю провинции, увидеть археологические находки, жизнь и быт живших в далеком прошлом монголов. Вход стоит 10000 тугриков. Фотографирование внутри музея платное, но мы не захотели тратить последние тугрики, поэтому фотографий музея нет.

После музея мы поднялись по высокой лестнице к статуе Будды и сделали общее фотографирование. Возле выхода из музея стоял УАЗ-буханка с французкими туристами, наша Таня немного знала по-французки и поговорила с ними. Они сказали ей, что мы не похожи на русских туристов: Таня похожа на гида-монголку, я и Николай сопровождаем иностранных туристов Мастера-итальянца и Лилю-немку.

Проехав к центру города, мы попытались обменять рубли на тугрики в Хаан-банке и Торийн-банке, но ничего не получилось. Несолоно хлебавши закупили в супермаркете продукты и проехав 20км остановились на обед у реки Ценхерин-Гол у поселка Ценхер.

На обед приготовили монгольскую лапшу с монгольской тушенкой, получилось необычайно вкусно. После обеда мы купили в магазине две 5 литровые бутылки воды, с попутным ветром проехали около 30км и остановились на сопке на ночевку. Пока готовился гороховый суп на бензиновой горелке, Мастер, Николай, Лиля и Таня отправились на все четыре стороны искать дрова по степи. Мастер нашел у дороги кусок деревянной изгороди, Лиля нашла коробку от аккумулятора и несколько поленьев. Таким образом, опытным путем мы выяснили, что и в степи можно найти дрова для костра, нужно просто хорошенько поискать.

После ужина посидели перед костром с чашкой горячего чая, сухие дрова долго горели и давали отличный жар. Погрев ноги на горячих камнях и полюбовались звездным небом мы разошлись спать по своим палаткам.

Дневной пробег составил 57 км.
3 сентября 2024г. День 19
Всю ночь, светя своими фарами, туда-сюда сновали автомобили, но нам было тепло и комфортно.

Утро выдалось пасмурным но безветренным. На завтрак приготовили овсяную кашу. Проехав 30км мы доехали до деревни Хотонт и закупили там продукты на обед и ужин. Перед выездом из деревни мы решили перекусить хушуурами. Найдя подходящий цайны газар, заказали оптом 13 штук хушууров. В предвкушении скворчащих на раскаленной сковороде горячих хушууров к Мастеру пришла отличная идея: попросить работницу кафе приготовить нам обед из наших же продуктов. Женщина позвонила русскоговорящему монголу, мы озвучили ему нашу идею и он любезно разрешил нам приготовить еду.

Женщина вынесла нам индукционную плиту с большой кастрюлей. Лиля с Таней приготовили очень вкусный и питательный суп под названием башантай гурилтай шел (суп с пельменями, с тушенкой, с лапшой и с картофелем).

Во время нашей трапезы начался очень сильный боковой ветер. Как только мы сели на велосипеды, проезжающие навстречу фуры едва не сносили нас с дороги. К нашему счастью дорога постепенно стала сворачивать направо и ветер стал прямым попутным. Было такое ощущение, что как-будто кто-то положил тебе на спину свою руку и толкает тебя вперед. Скорость ветра составляла 25км. Если разгнаться на велосипеде до 25 км/ч, то появлялось такое ощущение, что ты едешь в безветренную погоду в абсолютной тишине.

Домчав до Хархорина, мы поставили лагерь под крутым берегом реки, чтобы спрятаться от этого же ветра. На ужин у нас был рис с тушенкой. Во время готовки ужина мы увидели молодого монгола на мотоцикле, который переправлялся по бурной и холодной реке против течения. В какой-то момент он попал в глубокую яму и провалился в нее с головой, утопив полностью свой заведенный мотоцикл. С большим трудом он вытащил мотоцикл обратно из ямы. После этого он оставил мотоцикл прямо в реке и стал выбираться на берег чтобы снять с себя промокший кафтан. Несколько раз он заходил в воду чтобы завести мотоцикл, но у него ничего не получалось. Затем он по телефону вызвал своих друзей, и сам же, с пятой попытки, вытолкал мотоцикл на берег. Его друзья привезли ему сухую одежду, привязали веревку к мотоциклу и отбуксировали его в Хархорин. Удивляясь поведению отчаянного монгола и впечатленные увиденным, мы отметили окончание велосипедной части нашего путешествия тортом, вином и дегустацией монгольской водки «Chingiss”. К вечеру ветер стих. Это была наша последняя ночевка в палатках.

Дневной пробег составил 66км.
4 сентября 2024г. День 20
Утро выдалось солнечным и теплым. Проснулись в 9:00ч, приготовили на завтрак рисовую кашу. Во время завтрака, к нам на мотоцикле подъехал монгол в национальной одежде с замашками полицейского, ни слова не говорящий по-английски. Он полностью обошел весь наш лагерь, присмотрелся к бензиновой горелке и к моему туристическому ножу. Задал по-монгольски несколько вопросов, не получив внятного ответа постоял, внимательно посмотрел на всех нас и оседлав свой мотоцикл уехал восвояси.
Неспеша собрав вещи выехали на дорогу и через пару километров заехали в конечную точку нашего маршрута г. Хархорин. В Хархорине у нас был забронирован гэр будаал (гостевой дом), нас заселили в уютную монгольскую юрту с 5 кроватями. Есть отдельное каменное здание с туалетом и душем с горячей водой.

Воспользовавшись всеми благами цивилизации и немного отдохнув, поехали искать Хаан-банк, со слов хозяйки там без проблем меняли рубли на тугрики. Но нашим ожиданиям не суждено было сбыться, в банке не меняли рубли. Мы через мобильное приложение закинули деньги на карту union pay Мастера и он снял для нас тугрики с банкомата за вычетом процентов за снятие. Обзаведясь тугриками мы поехали в автовокзал, у диспетчера выяснили что автобус в Улан-Батор отходит завтра в 10ч утра, билет стоит 37500 тугриков. Пообедали на местном рынке в зоогийн газар. Я купил себе ондогтэй хуурга (рис с мясом и яичницей) 4 бузы и 1 чай, заплатив за все 23500 тугриков.

Плотно поообедав, мы посетили местные достопримечательности: монастырь Эрдэни Дзу на территории руин древнего города Каракорум-бывшей столицы монгольской империи времен Угедей-хана, каменных черепах и пикантный монгольский монумент, созданный руками ламы, пользующийся грандиозной популярностью у женщин. По легенде монумент помогает избавиться от бесплодия.
Напротив руин расположен большой строящийся центр с сувенирными лавками. Мы потратили порядка 1,5 часов обходя все лавки, разглядывая и покупая сувениры для своих родных.

На ужин решили купить лапшу быстрого приготовления, доели остатки общественной еды и легли спать.

5 сентября 2024г. День 21
Утром проснулись по будильнику в 7:00ч. Наспех повесив свои баулы на велосипеды, позавтракали в главном гостевом доме томатным супом-пюре, яичницей, бутербродами с колбасой и овощным салатом и выдвинулись в сторону автовокзала.

За 10 минут доехали до автовокзала, на парковке разобрали велосипеды, разложили их в велочехлы, и как только подъехал автобус, разместили свои баулы и велосипеды в багажный отсек. За негабаритный груз нам пришлось доплатить по 40000 тугриков с каждого.

Расстояние от Хархорина до Улан-Батора 360км. Автобус едет 6 часов с перерывом на обед. В 12:30ч автобус сделал остановку рядом с кафе. На обед я заказал себе цуйван (лапша с мясом) и монгольский цай на сумму 13300 тугриков. Автобус плыл по бескрайней степи, мимо белых юрт, табунов лошадей, отар овец и коз, золотистых полей пшеницы, иногда показывались песочные барханы с верблюдами.

Чем ближе автобус подъезжал к столице, тем больше становилось молочных ферм и гэр будаалов- гостевых домиков в виде юрт и треугольных домиков. Затем началась большая промышленная зона, с заводами, фабриками, территории с сельхозтехникой, огромные центры по продаже тяжелой карьерной техники. В 16ч автобус заехал в автовокзал, нас окружили таксисты, предлагающие свои услуги, но увидев наши велосипеды с баулами перестали обращать на нас свое внимание. Собрав на парковке велосипеды и прикрепив баулы мы поехали по загруженным улицам Улан-Батора искать свой хостел. Машин на дороге было очень много, на велодорожке шумел стихийный вещевой рынок и ехать сквозь него было очень сложно. Маневрируя среди машин и встречной толпы, доехали до центра города. По плану мы должны были приехать в Улан-Батор 6 сентября, в этот день у нас был забронирован хостел через букинг, но из-за поломки колеса Мастера мы сократили маршрут и приехали на день раньше. Я позвонил администратору, объяснил на английском языке сложившуюся ситуацию. Он сказал что перезвонит через 5 минут. Затем позвонил русскоговорящий монгол и сказал что наш хостел сегодня занят и он подойдет через 30 минут.

Как оказалось у него был в наличии второй небольшой 4 местный номер и он поселил нас туда. У него также был свой офис в этом же доме, и он любезно предоставил свой офис для размещения велосипедов. Пока мы перетаскивали велосипеды и баулы в номер, к нему подошли два его друга, тоже говорящие на русском языке, один из них был бывшим военным, второй был действующим социологом.

После того как мы разместились в номере, они втроем проводили нас в самый крутой торговый центр, где разменивали рубли на тугрики, а потом отвели нас в Хаан Бууз на ужин. После ужина мы прогулялись по вечернему Улан-Батору, вернувшись в номер, вытянули спичку на то кто будет спать на полу. Счастливицей оказалась Таня, хозяин хостела откуда-то принёс ей два матраса и мы все удобно расположившись легли спать.

6 сентября 2024. День 22
Утро выдалось солнечным и теплым. Хозяин открыл нам освободившуюся большую 8-местную студию и мы перенесли туда свои вещи. Друг сына хозяина хостела согласился отвезти нас на своей гибридной машине тойота-камри на статую Чингиз-хана за 150000 тугриков. Статуя находится в 56км от Улан-Батора. Если бы мы поехали туда на велосипедах, то потратили бы целый день на поездку туда и обратно.
После посещения самой высокой конной статуи нас отвезли на природную достопримечательность- Черепашью скалу. Скала очень сильно похожа на огромную черепаху и обязательна к посещению.

После возвращения в город мы пошли пешком в ж/д вокзал с целью разведки обстановки. Вокзал стоит недалеко от центра, никакого досмотра, интроскопа и прохождения рамок метоллоискателя нет, сразу же выходишь на перрон. Рядом с вокзалом зашли в центр монгольских товаров, купили гостинцы родным и близким. Затем начался многочасовой шоппинг в самом популярном 7 этажном торговом центре Тhe State Department Store с дорогими брендовыми бутиками.

Вечером собрались в хостеле, постирали вещи, поужинали лапшой быстрого приготовления а Таня приготовила вкусные оладьи. За вкусным чаем поделились впечатлениями, позалипали в Инстаграм и легли спать. Завтра нас ждали куча дел и отъезд из Улан-Батора.

7 сентября 2024г. День 23
Утром неспеша проснулись, Лиля приготовила нам на завтрак яичницу с помидорами, а Таня домашние оладьи. После завтрака они вдвоём сбегали в магазин юникло за пуховиками. Мы неторопливо упаковали вещи, сувениры и подарки в баулы и выехали из хостела.

Нацепив баулы на велосипеды, мы за 30 минут доехали до ж/д вокзала, заехали прямо на перрон вокзала, там же разобрали и упаковали в чехлы велосипеды. Поезд Улан-Батор-Иркутск отходил в 15:22ч, мы за это время успели по очереди сбегать в кафе и купить монгольские носки.

По прибытию поезда на угольном ходу, мы занесли велосипеды и баулы в вагон: один велосипед разместили на верхнюю полку купе, второй велосипед в соседнее купе, остальные три по договоренности с начальником поезда поставили в тамбур вагона. По традиции вытянули спички на то, кто будет спать в соседнем купе, на этот раз счастливчиком оказался я.

На остановке в городе Дархан успели сбегать в магазин за лапшой быстрого приготовления и мороженым. Во время вечерней трапезы поезд доехал до города Сухэ-Батор и к нам зашли с проверкой монгольские пограничники и таможенники. Они просто проверили наши паспорта и лишних вопросов не задавали. Проверка всего поезда длилась чуть больше 1 часа. Затем нам вернули проштампованные паспорта и мы легли спать. В 00ч ночи поезд пересек государственную границу и остановился в поселке Наушки. К нам зашли наши российские пограничники с собакой и таможенники с дипломатом. Они заставили открыть все наши баулы, снять с верхней полки велосипеды для проверки люка в нише полки, а улыбчивый чекист в штатском спрашивал о цели нашего визита в Монголию. Граждан Китая они проверяли с особым усердием. Проверка длилась ровно 2 часа.

После прохождения государственной границы, наш вагон перецепили к тепловозу и поезд отправился в Иркутск через Улан-Удэ. Успешно пройдя все утомительные проверки, мы со спокойной душой легли спать под мерный стук колес.
8 сентября 2024г. День 24
Мои соседи по купе ночью тихонько сошли в Улан-Удэ и я один-одиношенек спал в четырехместном купе. Никто меня не беспокоил, размеренный стук колёс и мерное покачивание вагона отлично убаюкивали и усыпляли. Целиком и полностью выспавшись, выпили по чашечке кофе и позавтракали вчерашними хушуурами, бутербродами с колбасой и дошираком. Иркутск встретил нас дождливой погодой. В 15:05ч сошли с поезда, выгрузили на станции велосипеды и баулы, погрузили Лилю с вещами в поезд следующий до Томска, вызвали грузовое такси и поехали в аэропорт.

По уверениям Лили авиакомпания S7 принимала багаж за сутки до вылета. На деле оказалось все прозаичнее, прием багажа начинается за 2 часа до вылета. С помощью вытягивания спичек Николай с Таней поехали на такси в Торговый центр убивать время и покупать бейсболку Николаю. Я и Мастер остались охранять велосипеды и баулы. После их возвращения, наступила наша очередь. На такси доехали до ТЦ Модное место, поужинали в кафе бурятской кухни супом, буузами и позами и погуляли по торговому центру. Вернувшись в аэропорт, прошли регистрацию, Мастер по платиновой карте S7 поднял себе и Николаю место до бизнес-класса, Таня тоже купила себе бизнес-класс и у стойки регистрации наши пути разошлись. Я их увидел только в зоне получения багажа в аэропорту Якутска.

В самолете я тут же уснул и пропустил раздачу напитков и сэндвичей. Полёт длился чуть меньше 3 часов. По приземлению в Якутск в 05:00ч утра, некоторое время ждали багаж, самыми последними получили велосипеды, после получения каждый вызвал самому себе такси и попрощавшись друг другом разъехались по домам, к своим родным. Вот так закончился наш сложный но очень интересный велотур по Монголии.
Канал Александра Яковлева в Дзене: https://dzen.ru/id/66e11c3d3da52f60f9d65a3f
Контакты организатора велопохода, партнера проекта “Пути великих свершений” турфирмы “Попутный ветер”:

Первую часть путевых заметок читайте по ссылке: