Дмитрий Александрович Архангельский, чьим именем названо село Архангельское Николаевского района, в октябре 1912 года Приказом Приамурского генерал-губернатор был назначен на должность Удского уездного начальника. Через три месяца после назначения на должность Д.А.Архангельский отправился в служебную поездку по Северо-Востоку. Целью поездки, было выяснение некоторых весьма серьезных обстоятельств служебного характера. Во время путешествия Д.А.Архангельский тщательно записывал, все что видел и что узнал. После поездки он подготовил свои путевые заметки к изданию. 127 страниц написаны живым языком, читаются легко и представляют читателю описание маршрута из Николаевска в Чумикан,Неран, Удское.

Очерки были изданы в Хабаровске в 1913 году в типографии канцелярии Приамурского Генерал-губернатора и хранятся в редком фонде Краевой государственной научной библиотеке и недоступны для широкого читателя. Предлагаю читателям познакомиться с выдержками из книги очерков.
В предисловии написано: «Настоящие путевые очерки предназначаются, исключительно для лиц, интересующихся Приамурским краем и желающих познакомиться с жизнью инородцев, их бытом, экономическими условиями, промыслами и торговлей».
«Из Николаевска в Чумикан зимой уехать можно только на оленях 2-мя путями: через озеро Орель вдоль Охотского побережья или по р.Амгуни через ее левый приток р.Гугу или через Кербинскую резиденцию и Бурукан.
Инородческий староста стойбища Кульча на оз. Орель доложил, что для поездки в Чумикан приготовлено 15 пар оленей, восемь турков (сани в переводе с тунгусо-якутского языка) и 8 пастухов-тунгусов. Я купил 20 пудов сухарей и белой муки, два пуда масла, 10 кирпичей чаю, сахару и, по совету опытного купца якута, спирту.
Какая была на мне одежда и обувь? На ногах тунгусские торбаза с оленьими чулками шерстью внутрь или овчинные сапоги, крытые сукном с толстой войлочной подошвой. Кроме этого ноги прикрыты дохой. В палатке – в ночной эггеровской рубашке. В дорогу вязаная из верблюжьей шерсти фуфайка и форменное пальто на овчинном меху. На руках ничего, так как все время надо писать. Пройденные расстояния приблизительно определяю по ходу оленей и по времени. Выехал на оз.Орель 17 января 1913 года. 100 верст до стойбища Кульчи, до русско-якутской деревни Какормы-60 верст».
Далее Д.А.Архангельский дает описание озера Чля, рыбных богатств озера, особо подчеркивая ценность осетра, золотых приисков, где промышляли старатели и только Охотская золотопромышленная компания во главе которой стоял английский синдикат, работала усовершенствованными драгами, и которая в 1912 в году добыла 25 пудов золота. Подробней автор останавливается на описании Орельского Собрания или ярмарки.
«Таких тунгузских собраний в пределах Удского уезда несколько. В нынешний зимний сезон на ярмарке собралось 11 палаток с населением 62 человека обоего пола с детьми. Тунгусы привезли и продали 19 штук соболей, две красные лисицы. Всю добычу за отсутствием других конкурентов купил местный кульчинский крестьянин, занимающийся торговлей и состоящий на учете у николаевского купца. Цена соболей от 50 до 150 рублей, за лисицу по 17 рублей. А когда-то в прежние времена на Орельскую ярмарку собирались до 1000 тунгусов, сотни якутов и русские купцы. Жизнь ярмарки кипела иногда в течение месяца. Торговые обороты достигали десятки тысяч рублей. У самого въезда в Собрание стоит большой бревенчатый казенный дом – бывшая земская квартира. Тут же только что отстроенная новая деревянная двуглавая церковь.
Стойбище Кульча или как его называют инородцы «Новое собрание» было основано 10 лет назад якутом Афанасьевым, который исполняет обязанности местного старосты. Кульча расположено на берегу р.Джапи, впадающей в Орельское озеро. В стойбище 7 домов якутов, временно проживающих в Удском уезде и 4 дома русских крестьян-сибиряков. Все занимаются мелкой торговлей и скупкой, добычей пушных зверей, а также заработками на золотых приисках».
На общем собрании населения стойбища Кульча, где присутствовало 70 человек, Архангельский вручил старосте Афанасьеву серебряную медаль «За усердие» на Станиславской ленте, пожалованной ему Приамурским генерал-губернатором.
Во время путешествия Д.А.Архангельский очень подробно описывает окружающую природу, речки, утесы, холмы. Д.А.Архангельский был первым начальником уезда, посетившим тунгусов в течение последних 30 лет. Когда-то только николаевские исправники Казаринов и Овчинников посещали эти места.
«Тайга зимою представляет абсолютную пустыню, за несколько дней я не видел ни одного живого существа, хотя бы след куропатки, зайца или мыши. Куда скрылось все живое, Бог весть!
Двигаемся широким ущельем, поросшим густым, могучим листвяком. Какое громадное количество чудного строевого леса на протяжении нескольких верст. Прижавшись друг к другу стоят здоровые, крепкие красавцы – гиганты и все одного возраста. Это ясно видно по их объему. Среди них вклиниваются такие же могучие ели. Какое колоссальное богатство леса и недалеко от вершины залива Св.Николая, верст 15. Тем не менее этому лесу не суждено никогда сделаться предметом хотя бы внутреннего экспорта, т.к. между лесом и заливом высокий водораздел, а сзади сотни верст непроходимой тайги.
………На р.Мамге сохранились следы существовавшего здесь около 40 лет назад китобойного промысла: полуразвалившиеся постройки салотопенного завода, помещения для жилья, котлы. Китобойное дело велось под флагом Российско-американской компании под руководством американца Гудчинсона. После ликвидации компании Гудчинсон остался в Тугурском заливе, прожил более 40 лет и умер в глубокой старости. Дважды был женат на якутке и тунгуске. И сейчас живет его жена-тунгуска с дочерью Марией Гудчинсон и по тайге бродят сыновья и внуки с его фамилией.

……….В самую вершину Тугурского залива впадает р.Тугур, одна из самых больших рек в этой части области, за исключение реки Уды. Тугурский бассейн является естественной базой для большинства бродячих инородцев. Его притягательная сила заключается прежде всего в обширной тундре, представляющих роскошные пастбища для оленей именно зимой. Достоинство этой тундры — малоснежность. Такими же положительными качествами обладает долина р.Торома, впадающей в Чумиканский залив.
Кроме указанных достоинств р.Тугур обладает большими рыбными богатствами. Тунгусы без всякого труда, чуть не руками, имеют возможность ловить столько кеты, тайменей, ленков и сигов, сколько захотят, но их желания всегда скромны и ограничиваются потребностями настоящего момента, несмотря на то, что они могли бы сделать годовые запасы рыбы, что было бы подспорьем к их однообразному питанию мясом оленей и сохатых.
Мне было известно, что в пройденной мною части уезда от берегов Татарского пролива и до Тугурского залива бродит тунгусов всего 162 души обоего пола с детьми. Голова удских тунгусов Чепалов проживает в местности Чинакан. Чепалову 79 лет, но с виду лет 50. Может пробежать не менее 10 верст легкой рысцой».
Одной из целей поездки Д.А.Архангельского было обсудить с головой удских тунгусов, какая помощь потребуется тунгусам в течение трех лет запрета ловли соболей. Добыча соболей сокращалась с каждым годом: в 1892 г.— 1887 штук, в 1894 г.— 2459 штук, в 1897 г. и— 1459 штук и в 1901 г.— 40 штук. (По данным профессора Н. А. Кулагина), поэтому в 1913 г. охота на соболя в Сибири была запрещена на 3 года.
Между тем, промысловая охота составляла единственный источник пропитания для инородцев и главным предметом охоты являлся соболь. Удский соболь был очень пушистым, ровной окраски, поэтому ценился высоко.
«Теперь, когда я проехал большую часть пути, свыше 500 верст от Орельского озера, я не могу не вспомнить моих добрых николаевских знакомых, поручивших мне, когда я уезжал, купить сотню белок, пару или две чернобурых лисиц, пяток и, если можно десяток соболей. В то время я чувствовал, что поручение не из легких, а теперь убедился, что мне не выполнить и одной тысячной доли данных мне поручений.
Я пищу об этом для того, чтобы так сказать рельефнее оттенить то обстоятельство, что не только здесь, но и на всем земном шаре скоро придется бросить мечты о соболях, лисицах, горностаях. Все это очевидно отходит в область преданий.
Я все время иду по тем местам, где когда-то добывали лучших в мире соболей, так называемых «удских» и притом в громадном количестве, а теперь если какому-нибудь тунгусу-охотнику в течение трехмесячного сезона удастся добыть одного или двух соболей, он считается счастливчиком. Отмечая этот печальный факт, можно, к сожалению, сказать, что там, где появился человек, всякая другая жизнь исчезает.
Часто жизнь гибнет от некультурности населения. Укажу лишь на одно – пускание палов в тайге, вот что губит жизнь и недалеко то время, не останется ничего, не только лесного зверя и птицы, но и самого леса. Выгорают мхи, а сними и олени, стада которых раньше у самого бедного тунгуса били по 100 оленей.
…..На берегу одного ручья виднеются два тунгусских амбара на высоких сваях. Такие амбары, наполненные скарбом тунгуса, а иногда и ценными вещами, не исключая соболей и шкур других животных, оставляют в тайге без всякого надзора, нет даже замка. Несмотря на легкость поживы не бывало случая, чтобы такие амбары были ограблены. Тунгусы этого не делают в силу векового крепкого обычая и свойственной им в высокой степени чувства порядочности и уважения к чужой собственности.
Эта особенность для всех коренных обитателей тайги является неприкосновенной святыней. В этих амбарах хранятся также запасы муки, масла, чая, сахара. Это может взять всякий, но исключительно для личной надобности и в количестве, не более как на одни сутки».
В Чумикане Д.А.Архангельский прожил около месяца и подробно описал быт жителей.
«Зимники чумиканцы строят в Неране, куда перебираются каждую осень, чтобы спрятаться в лесу от ветров. Зимники отапливаются каминами, а в летниках просто очаги-костры. Все хозяйство среднего жителя заключается в 2-3-х коровах и одной лошади, маленькой, мохнатой, но очень сильной. Я обратил внимание на странное явление – на полное отсутствие жеребят. Оказалось, что жеребят и не может быть. Жители покупают лошадей у якута Мучникова, живущего выше Удского острога, являющегося единственным поставщиком лошадей по ценам от 120 до 160 рублей. Этот якут приводит только меринов. Но чумиканцы не очень-то любят коневодство, если бы хотели, добыли бы и кобылицу и жеребца. Лошадей они больше держат для удовольствия, а не для хозяйства».
Архангельский принял меры к тому, чтобы были заведены и кобылицы, и жеребцы.
…….Коровы также доставляют из Якутска, цены от 100 до 180 рублей. Эти круглые, как шар, черно-пегие коровы, обросшие густой, кудрявой и длинной шерстью, дают отличное молоко и сравнительно в большом количестве. Конюшни, коровники имеются только у двух состоятельных жителей, у остальных скот содержится под открытым небом.
В 18 зимниках Нерана приютилось все население-127 душ обоего пола с детьми. Население однородное, по типу тунгусо-якутское, по языку чисто якутское. Летников-15, лошадей 13, рогатого скота-93, собак ездовых и промысловых-34, оленей-44. Лодок-23, саней-19, кошевок-9.
Огнестрельное оружие у всех. Громадный пробел в жизни – нет бани и помещения для существующей с давнего времени церковно-приходской школы. Обо всем этом пришлось позаботиться. Оба здания будут строиться в текущем году, заготовки бревен начаты жителями при мне.
Нет медицинской помощи. Фельдшерский пункт указан в Чумикане, но оба уездных фельдшера почему- то проживают в Николаевске. Разрешение этой задачи крайне желательно, но трудно осуществимо, так как порядочный фельдшер, с честным взглядом на свои обязанности, на оклад 400 рублей в год не поедет. Счастье, что как среди оседлого, так и бродячего населения почти не бывает оспы и тифа, незнакомы им и венерические болезни.
Зимой все взрослое население занято промыслом соболей и лишь попутно других пушных зверей. После соболевания часть охотников идет за дикими оленями и сохатыми, но такая охота недолго, только чтобы пополнить свои запасы 1-2 оленями. Пополнив запасы, мужское население ничем не занимается, если не считать бесконечное по вечерам судаченье в каком-нибудь уютном зимнике.
Море очищается ото льда только к 9 июля, но бывают годы, когда срочному пароходу Добровольного флота не подойти к Чумиканскому рейду из-за массы плавучих льдов. Шантарская группа островов, обладает какой-то особой притягательной силой и только в начале августа есть доступ к Чумикану.
Весной чумиканцы бьют уток и куликов, которые в громадном количестве на болотах. В середине июля начинается более серьезная работа, заготовка кеты в соленом виде и в сушеном-юколы. Лов кеты примитивным образом, тоненькой сплавной сеткой. Такая сетка прямо с берега проталкивается в реку, шест выдергивается, и сетка ставится на дно. В такую сетку попадает мало рыбы и население часто остается без кеты. Я обещал выслать им два невода-один для лова кеты, другой для корюшки, наваги и сельди. Нужно отметить, что местные жители имеют смутное понятие об окружающих их рыбных богатствах. Во всяком случае, по собранным мной сведениям, здесь вполне могло бы окрепнуть довольно крупное рыбопромышленное предприятие. Я не сомневаюсь, что в самом недалеком будущем Уда и другие реки этого побережья дождутся, что на их пустынных берегах возникнут коммерческие предприятия.
……Чумиканцы, помимо добычи кеты, все лето охотятся на дельфинов, главным образом для пополнения на зиму дельфиньего масла, которое чуть ли не предпочитают коровьему. Мясо дельфинов идет на корм собакам.
Питание у тунгусов крайне однообразно: утром чай с пресными на воде лепешками. Лепешки обмакивают в дельфинье или коровье масло, в обед тоже самое, вечером варят мясо оленя или сохатого, после того неизменный чай.
В Удском уезде два казенных магазина: в Чумикане и Аяне. Раньше в них было много товаров, но в последние годы пополнение магазинов уменьшилось. Нужд у местного населения оседлого и бродячего много. Они крайне нуждаются железных каминах для отопления палаток и зимников. Как видно из нескольких штрихов, местное население беспомощно и крайне нуждается в постоянной заботе.
…..Всех тунгусов в удской тайге в настоящее время — 863 души обоего пола, оленей все вместе имеют 3076 голов. Все это общество состоит из 5 родов:
Бытальского-323
Лалыгирского -182
Первого Эджанского-35
Третьего Эджанского-222
Агинкагирского-111.
Кроме этого в уезде проживают якуты-тунгусы Жерского рода-85 душ, а по речкам между Чумиканом и Аяном бродят тунгусы Учурского ведомства, Майского рода-312 душ, но они состоят на учете в Якутской области. Все эти роды составляют Удской улус, во главе которого находится голова, во главе рода старшина, который выбирается на 3 года. По словам тунгусов, не так давно их было так много, что нельзя было сосчитать, а теперь все меньше и меньше, умирают много, родятся мало.
…….У тунгусов обыкновенно устраиваются в определенных пунктах тайги зимние и летние собрания , так называемые ярмарки. Во всех уголках уезда их 8. Одно из крупных летних – Чумикан. Здесь собирается свыше 600 душ, на озере Орель зимнее от 50 до 80 душ, на Гуге, при впадении в Амгунь летом от 50 до 90, в устье Тугура летнее до 40, на Ниманских приисках удских тунгусов до 35 и на Умальте, притоке Буреи до 80 душ. Буруканская ярмарка длилась около месяца, начиная с 22 февраля. В прежние времена пушнины привозилось на много десятков тысяч рублей, шла бойкая торговля.
Указанные собрания посещаются тунгусами с целью удовлетворения духовных и материальных нужд. На ярмарке ведется крупная картежная игра, продается пушнина и изделия мастеров, а также делаются запасы продовольствия и экипировки, совершаются до сотни венчаний, крестин, служатся молебны, панихиды. Такое собрание, особенно летнее, есть тот же клуб для общения.
…….Все лето они, как дети, проводят в различных невинных развлечениях и особенно увлекаются танцами. У них существует всего один танец, вроде нашего хоровода. Танец начинается детьми, к ним присоединяются молодые парни, затем девушки, потом мужчины и женщины, и наконец, старики и старухи. Двигаясь беспрерывно в одну левую сторону, танцоры подпрыгивают вперед попеременно то одной, то другой ногой, производится однообразный ритмичный топот, в совершенстве подражающий топоту бегущих оленей по твердой тундре.
Хороводных песен у них нет, только отдельные выкрики: «хеммока,хоггай,хадди,хурье,хиндо,херго,хакке,хандэ,хайду».Каждое слово повторяют в течение 1-2 минут, затем следующее. Танцуют до упаду, до самозабвения. Припевают только мужчины, женщины молчат. На тунгусский танец можно смотреть долго, хочется разгадать чего просит душа этого человека, цельного, неиспорченного. Ему что-то нужно, но что именно, вот вопрос.
Я долго думал над этой задачей и наконец, решил ее так: тунгус ничего не просит, он наоборот отдает всю душу. Кому? Да, всем – богу, людям, кому только может быть полезна его душа –душа кроткого, послушного оленя.
…….На небольшой равнине когда-то стояла крепость – Удской острог. Сейчас среди вырубленного леса стоит церковь, построенная свыше 100 лет назад. Когда, сведений нет. В сохранившихся церковных делах находятся бумаги якутского епархиального начальства от 1787, много бумаг 1812 года. Удская церковь лучше чумиканской, как снаружи, так и внутри. И простоит еще много лет. Такая долговечность объясняется сравнительно меньшей влажностью. Здесь больше ясных дней нежели в Чумикане.
На той же горе, где находится церковь, на самой оконечности утеса, куда когда-то возвращалась икона, сопутствовавшая казакам, стоит деревянный оклад с большим крестом. На колокольне церкви я нашел деревянную доску, на которой вырезана полуславянским шрифтом надпись, напоминающая хвалебные главы поэмы Мильтона. В конце надпись: «Сей крест сооружен 1792 года и по пришествии в ветхость, вновь построен 1839 июня 12 дня усердием якутского казацкого полка сотником 12 класса Ионой Степановым Новгородовым. Этот крест в настоящее время пришел в ветхость.
……..Селение Удское в полуторы верстах от церкви. В селении 4 семьи – казаки братья Шмонины 10 душ, в трех других домах тунгусы-якуты. Верстах в 5 выше по реке живет среди сосновой рощи якут-кузнец Мучников. У него капитальные постройки: большой дом, амбар, конюшня и баня. Мучников ведет крупную торговлю, как с оседлым населением, так и с тунгусами. Его я не застал, он уехал в Якутск. Дом и амбары на заперты на замки, хотя хранится в них немало товаров, кож оленьих и медвежьих. Кроме Мучникова, в окрестной тайге поселились еще 4 семьи якутов Жерского рода т.е. наполовину тунгусы. Друг от друга в 1-2 версты. Таким образом селение Удское с указанными пятью хуторами состоит из 9 дворов. Выгладит зажиточно, у каждого имеется по 10 голов рогатого скота и по паре лошадей, кроме этого олени. Все они отличные промышленники, например, казак Иван Шмонин – участник Шантарской экспедиции, организованной в минувшем году, вывез оттуда 92 соболя».
Из Удского экспедиция Д.А.Архангельского вернулись в Чумикан, а 10 марта двинулась в обратный многодневный путь. От Чумикана до Бурукана расстояние свыше 300 верст, было пройдено за 7 дней, далее до Кербинской резиденции еще 200 верст.
От Керби до Сергиево-Михайловского по Амгуни Архангельский проехал на оленях, был в селе 3 апреля, а дальше на лошадях и собаках 170 верст до Николаевска. По пути он делал описание реки Амгунь и жизни негидальцев, обитавшим на ее берегах.