Якут Филипп Павлов открыл нефть на Сахалине и теперь благодаря добыче чёрного золота это процветающий регион. Якутский купец Дмитрий Винокуров на острове держал многотысячное стадо оленей, по некоторым данным был награждён советским орденом и дважды встречался с начальником Генштаба Квантунской армии. Некогда столицу Приморья город Николаевск-на-Амуре начали строить саха и якутские казаки. Скоро будет 400 лет как Якутск послужил столицей освоения Дальнего Востока, которая сейчас занимает 42 % Российского государства. Об этом и многом другом мы поговорили с руководителем проекта «Пути великих свершений» и советником Главы Якутии Георгием Никоновым.
За красных и белых
Интересные документы Георгий Никонов сумел найти во время поиска следов якутских эмигрантов в Харбине, куда он съездил в августе этого года. В частности, уникальные архивные документы открывали свет на послевоенную жизнь одного из авторов первой якутской Конституции и председателя Временного Якутского областного народного управления (ВЯОНУ) Георгия Ефимова. Он, как юрист и член Губревкома, составлял вместе с Ойунским, Аммосовым, Бараховым конституцию ЯАССР, а вскоре из-за красного террора, устроенного триумвиратом Лебедева, Агеева, Козлова, встал на сторону белых.
— Георгий Дмитриевич, я слышал, что, когда красные окружили Верхоянск, в осаде оказались друзья, близкие, земляки Георгия Ефимова. Он помогал им бежать, потом вообще стал одним из основателей ВОЯНУ.
— Да, Георгий Семёнович был очень противоречивой личностью. Он учился в Томске с Ойунским и тот, хорошо зная его как юриста, привлёк к работе над конституцией будущей Якутии. Потом их пути разошлись, и он эмигрировал. Мы в Харбине дали заявку на порядка 100 имён якутских эмигрантов (а их было гораздо больше), но в местном архиве нам сказали, что ничего не нашли. Сократили до трёх имён – Гаврила Никифорова-Манньыаттаах уола, Георгия Семёнова и отца Мелетия. И нам неожиданно показали много документов о Ефимове.
Георгий Семёнович Ефимов родился в 1892 году в Дулгалахе Верхоянского округа, преподавал в Якутской учительской семинарии, в 1916 году закончил Томский университет (об его дипломе не знали даже его родственники). С 1922 по 1926 годы был без гражданства. Благодаря связям в Китае он стал китайским гражданином под именем Е Бовень с 1926 по 1941 годы. Потом видимо у него были проблемы с японцами. Давал частные уроки, работал преподавателем права и русского языка, бухгалтером, инспектором по кадрам на КВЖД. Год работал в Мукдене бухгалтером на винзаводе, где женился на Аполлинарии Кардополовой из уссурийских казаков. Рост 171 см, близорук. В графе национальность писал, что русский. По некоторым данным имел двух дочерей, но по документам о них ничего неизвестно. С 1951 года профессор юридического факультета Харбинского политехнического института. В 1957 году подавал заявку на возвращение в СССР.
Кстати, в 1922 году Якутская АССР заявила о широкой амнистии якутских эмигрантов, но имени Георгия Ефимова там не было. Многие поехали на родину, так как жили в Китае очень бедно. Например, Георгий Хоютанов жил с четырьмя земляками в одной комнате и работали они грузчиками. Почти всех вернувшихся репрессировали в 1927-1928 годах в ходе разгрома ксенофонтовщины.
— Читал, что вы нашли в Харбине дома, где жили якутские эмигранты.
— Да. Георгий Семёнов жил по адресу Бородинская, 68. Адрес сохранился, мы сверили с картой Харбина 30-х годов. Там рядом Алексеевская церковь, которая ныне стала католической. Манньыаттаах уола жил в трёхэтажном особняке по адресу Коммерческая, 10, который и сейчас стоит на нынешнем Арбате. Во время государства Маньчжоу-Го там рядом располагалось посольство Германии.
Столицы Приморья строили якуты
— Возвращение имён якутской интеллигенции начала ХХ века благое дело. Вы работали с 2010 по 2021 годы представителем Якутии на Дальнем Востоке и с этого начался проект «Пути великих свершений»?
— Начался он со спора с высокопоставленным военным моряком, когда я доказывал ему, что всё освоение Приморья, Чукотки, Камчатки, Сахалина, Русской Америки шло из Якутска. Он долго не соглашался. Потом сопоставил все факты и признался, что я прав. Сегодня на Дальнем Востоке, ни в одном регионе не говорят, что вхождение в Россию началось около 4 веков назад. Все отмечают об основании своих городов чуть более 150 лет назад. И только в Якутии мы говорим, что вхождение началось с 1632 года. Через 9 лет мы будем отмечать 400-летие этой даты и надо это широко отмечать по всей стране.
— В рамках вашего проекта вышло несколько книг.
— В 2012 году увидели свет первые книги исторического альбома проекта «Пути великих свершений». Тогда мы выпустили первые два тома об Якутске, с которого начинались походы на Охотское море, Амур, Камчатку, Чукотку, Аляску. В третьем-четвертом томах мы писали об освоении Арктики из Якутска – экспедициях Беринга и Челюскина. В 5-6 томах описали о Якутской комплексной научной экспедиции Академии наук СССР 1925-1930 годов, которую инспирировал Максим Аммосов.
Глобальной истории Дальнего Востока до сих пор нет и поражает местечковость в разных регионах. Крупнейшее Амурское речное пароходство банкрот – его сейчас нет. Крупнейшим ныне в ДФО является ЛОРП. Вы знаете, что во время Дальстроя в Зырянке была железная дорога длиной 55 км? И в Бодайбо была «железка». В городе Артём жили десятки шахтёров – Героев Соцтруда. А сейчас там шахт нет и ничего о героях не знают. Как и в шахтёрском некогда партизанском крае Сучане, самом депрессивном сейчас. Из Сангара уголь поставляли для Северного морского пути. А сколько можно написать о пушнине, ради которой казаки за 50 лет прошли пол-Евразии и добрались до Америки!
— Если Якутск был столицей освоения краёв, которые за полвека дали России треть её территории, то видимо и саха принимали в этом самое активное участие.
— Конечно. У них были лошади, крупный рогатый скот, своя металлургия и ремёсла. На них и опирались казаки и экспедиции. В 1679 году был основан Удской острог (по-якутски Ут сирэ) в 90 км от Удской губы Охотского моря. Это до 1870 года был окружной город Якутской области и считался столицей Приморья. Там жили якуты, эвенки и служили казаки Якутского казачьего полка.
Потом столица Приморского края переместилась в Николаевск-на-Амуре, где первым построенным зданием была якутская изба-балаган. Есть докладные николаевцев, которые ждали лошадей и скот, который им перегонял намский купец Соловьёв. Как он за тысячи км доставлял на своих четырех копытах коров и коней?! Но это было. Мы там были с экспедицией и всё это снимали.
Саха нашёл на Сахалине нефть
— Читал, что на Сахалине был якутский купец Винокуров с многотысячными стадами оленей.
— В Татарском проливе есть самый узкий участок между материком и Сахалином в 7 километров. И он промерзает. Вот тогда и перегонял Дмитрий Винокуров своих оленей. Говорят, что потом число их доходило до 45 тысяч голов. Но это вряд ли. Мы переходили пролив с экспедицией на «Буранах», и горы все покрыты лабыкта (ягелем). Дмитрий Прокопьевич Винокуров был неординарной личностью. Встречался дважды с начальником Генштаба японцев, которые оккупировали Сахалин. Умер в 1942 году.
Сейчас на Сахалине нет оленей, хотя раньше были оленеводческие совхозы. Местные коренные жители – нивхи, ольчоны, айны – рыболовы. Вот Сахалин просит у Якутии оленей и людей. Кормовая база-то хорошая. Кстати, мы встретили на Сахалине, в краеведческом музее города Ноглики родственницу Дмитрия Винокурова, которая было нам очень рада.
— Сейчас Сахалин весьма богатый регион благодаря нефти, которую нашел тоже саха.
— Да, и сейчас они многое вкладывают в инфраструктуру, в те же роскошные музеи. Якут Филипп Павлов нашёл нефть на Охе в 1879 году. В музее города Оха есть документы, подтверждающие сей факт. Потом эти земли скупил некто Зуев, но умер. Приехал его сын, но вешки были все порушены. И земляк Павлова некто Скрябин по памяти нашёл эти выходы нефти и показал отпрыску Зуева. Мы там были и поставили знак с табличкой «Первооткрывателю Сахалинской нефти Филиппу Павлову».
Кстати, во время этих экспедиций мы у одной красивой речки возле Комсомольска-на-Амуре нашли хорошо сохранившийся надгробный памятник уроженца II Тыллыминского наслега Восточно-Кангаласского улуса Николая Петровича Яковлева, умершего в 1900 году. Видимо там шёл оленный маршрут и наверное перевозили пушнину Манньыаттаах уола. Кстати, Гаврил Васильевич занимался и золотом.
— Да, много где мы «наследили»…
— Советская гавань, которую все зовут Совгавань, отмечала 170 лет основания. И вот мы в музее видим, что её основали лейтенант Бошняк, два якутских казака Белохвостов и Парфентьев, и амгуньский крестьянин Иван Моссеев. Мы поправили на амгинского пашенного Ивана Моисеева.
Кормовая база на Амуре?
— В Амурской области одно время очень продуктивно работал в сельском хозяйстве Александр Давыдов из Качикатцев.
— Мы же часто закупаем сено в Амурской области, Хабаровском крае, когда у нас засуха, наводнения, пожары. Земель не хватает. А Александр Николаевич работал в Ивановке так, что местные перебегали дорогу поздороваться, увидев его на противоположном тротуаре. Выказывали уважение, разговаривали о хозяйстве, о видах на урожай. К нему ездили его земляки-трактористы из Качикатцев работать. Но его убили… Республика могли купить давыдовские земли, но не получилось, и вдова продала его акции.
Те же амурчане приглашают якутов занять землю в красивейшей долине, где планируется строительство моста Джилинда-Мохэ. Там, где рядом была русская крепость Албазин. Проезжаешь через Сковородино. Будет прекрасная кормовая база, мясо и молоко в крат дешевле, чем в Якутии. Там же коровы и зимой доятся.
Мечта сельского мальчишки
— Расскажите немного о себе.
— Родился я в 1956 году в Хандыге в семье геолога. Отец закончил Магаданский горный техникум и работал в Хандыге, Усть-Нере в системе Дальстроя. Потом мы осели в Таттинском улусе в селе Уолба. После десятилетки я закончил Омский институт и стал инженером-механиком в сельском хозяйстве – мечта деревенского мальчишки.
Трудился по специальности механиком отделения, главным специалистом, управляющим в двух отделениях, замдиректора совхоза имени Петра Алексеева в родном улусе. Три года проработал председателем улусного РАПО в Ытык-Кюеле до развала Советского Союза. Основал предприятие «Дойду ЛТД» и мы поставляли первые тракторы из Китая.
Когда закончил Академию внешней торговли в Москве Михаил Ефимович Николаев назначил меня торговать первыми бриллиантами «Туймаады даймонд». Первый президент в 1998 году неожиданно назначил главой родного Таттинского улуса. Дефолт, наводнение – 6 наслегов оказались под водой. Весёлое было время. Ничего, выплыли. В 2002 году Вячеслав Штыров уже поставил постпредом Якутии по Дальнему Востоку в Хабаровск. С 2006 по 2010 годы работал министром внешних связей. В 2010-2021 годы – постоянный представитель Республики Саха в ДВФО с совмещением должности заместителя правительства Якутии.
«Железка» до Аяна через Якутск
— Китайские рыболовы издавна знали бухту Владивостока и звали Хайшэньвай, что означает «Бухта трепангов». В 1855 году англо-французская эскадра побывала здесь и им очень понравилось, и прозвали они её Бухта Мэй. В 1859 году губернатор Восточной Сибири Муравьёв-Амурский изучал её, и она напомнила ему Золотой рог в Стамбуле. Так и назвал и решил основать военный порт Владивосток.
— Транссиб и приморские порты давно перегружены. Уголь сейчас перевозится по квотам. И китайцы даже предлагают построить на свои средства железнодорожный мост через Лену у Якутска и довести «железку» до Аяна. Но при условии преференций. Они гнали бы коксующийся уголь Нерюнгри через Аян до южных портов Шанхая и Гуанчжоу. А Аян это наше внутреннее Охотское море.
Так что планов разных много и наши заклятые друзья-соседи США, Китай, Япония, КНДР не спят. Дальний Восток имеет глобальное геополитическое, экономическое, военное значение для России, огромные богатства и коридоры для товарных потоков. И поэтому надо изучать, продвигать 400-летнюю историю освоения сего российского края (напомню, 42 % территории РФ), шедшего через Якутск и прийти к юбилею в 2032 году во всеоружии, всесторонне информируя о дате, к которой причастны все субъекты ДФО, как тренд-юбилей «400 лет Российскому Дальнему Востоку». Кто не знает прошлого, тот не имеет будущего. Китайцы уже сейчас называют Владивосток Хайшэньваем, хотя трепангов там давно нет.
Игорь ПЛАТОНОВ.