В 2016 году из Аляски пришла сенсационная новость. На одном из небольших пустынных островов Алеутской гряды, точнее, на острове Алексея Чирикова, несущем имя сподвижника и товарища великого русского мореплавателя В.Беринга, нашли скот, имеющий гены якутского скота.
Долгое время этот одичавший скот с островов в Америке называли алеутским скотом. Но алеуты никогда не держали ни скота, ни лошадей. Изучение генов этого скота учеными из Аляски, России и Финляндии подтвердило их якутское происхождение. Благодаря преобладанию генов, адаптированных к выживанию в суровых условиях, этот одичавший скот выжил в пустынном острове без человеческого участия, и поголовье выросло с 400 голов в 1927 году до 2024 голов в 2015 году.
Как попал якутский скот на Аляску? Экономически мотивированная эмиграция из России на Аляску вызвала необходимость обеспечения колонистов продуктами питания. Во время русско-американского периода крупный рогатый скот из Якутии перевозили в порт Охотска, откуда провизия доставлялась в русские колонии по морю. В 1798 году был создан русский форпост России на острове Чирикова. Высокая стоимость и востребованность животноводческой продукции, такой как говядина, молоко, сливочное масло, привели к повсеместному ввозу сибирского (якутского) скота на каждый форпост, а также были предприняты усилия по разведению КРС на Аляске.
Во время подготовки и хода Второй Великой Камчатской экспедиции Беринга в течение 10 лет ежегодно привлекали 6-12 тыс. якутских лошадей и 1200-1600 якутов для транспортировки грузов экспедиции. Кроме того, закупали и увозили много якутского скота. В распоряжении Беринга от 28 июня 1736 года написано: “… отправлено от нас из Якуцка в Охоцк покупного от Якуцкой воеводской канцелярии на экспедицию рогатого скота, заклейменного экспедичными клеймами… быков болших тритцать восем(ь), средних пятдесят семь, малых дватцат(ь) сем, итого сто дватцат (ь) два; коров средних сорок, малых три, итого 43, всего быков и коров по цене на четыреста на тритцат (ь) рублев. Да на тое ж скотину надлежит положить цену за пазбу его до отправления в Охоцк в здешних местах якутам по дватцати копеек за каждую скотину, итого за сто за шездесят за пят(ь) скотин тритцат(ь) три рубли; … проводникам якутам трем человеком, которые наняты для лутшего в згоне до Охоцка и в пазбе и в смотрени за тем скотом порядку, понеже они в том более заобычайны, дано из экспедичной суммы денгами Бутурской волости Коберью Сахтыеву, Мегинской волости Кучюнику Турчекову по пяти рублев человеку…”. Беринг пишет, что за якутским скотом могут присматривать только якуты, поэтому и в Аляску якутов увозили на работу.
В переписке с главой Тастахского поселения Намского улуса Е.С. Федотовым американский ученый-генетик Майкл Макнейл из Аляски в прошлом году подтвердил, что скот с острова Чирикова происходит от якутского скота.
Выживание одичавшего скота в небольшом острове говорит о том, что какой уникальный скот наши предки оставили нам. Очень жаль, что мы не понимаем и не ценим этот бесценный дар. Наше руководство не ценит якутский скот, а предприимчивые американцы уже оценили. Вот что пишет в своей статье «Остров рогатого скота и морских птиц» американский исследователь Уильям Шлегель (William Schlegel), опубликованной весной 2014 года на сайте livestockconservancy.org (опустим размышления автора по поводу сохранения местных растений острова и прочие экологические проблемы):
Пожалуйста, обратите внимание: для изучения пород требуется провести дополнительные исследования, чтобы определить, заслуживают ли они включения в список приоритетных для сохранения пород. Этот шаг необходим для того, чтобы целенаправленно направлять усилия The Livestock Conservancy по сохранению пород, которые не только нуждаются в сохранении, но и могут извлечь пользу из наших усилий по сохранению. Породы из этой категории перечислены только в интернете.
Следующая статья опубликована в весеннем выпуске журнала The Livestock Conservancy News за 2014 год.
Остров крупного рогатого скота и морских птиц
Автор: Уильям Шлегель
На прибрежных островах часто обитают как дикие животные, так и одичавший домашний скот с редкой генетикой. Так обстоит дело с Алеутской грядой на Аляске. На некоторых Алеутских островах обитают одичавшие, полудикие популяции крупного рогатого скота, бизонов, лошадей, овец или северных оленей, завезённых в течение последних 200 лет. Крупный рогатый скот на одном из Алеутских островов особо привлёк внимание прессы. Я говорю об острове Чирикова и крупном рогатом скоте, названном в его честь. Видите ли, крупный рогатый скот на острове Чирикова изначально был завезён для обеспечения едой работников лисьей фермы в конце 1800-х годов. После периода запустения, остров сдавался в аренду для разведения скота до 2000-х годов, когда договор аренды не был продлён из-за смены законов (юрисдикции). То есть остров перестал быть в ведении Бюро по управлению государственными и общественными землями, а стал подчиняться Службе охраны рыбных ресурсов и диких животных США (USFWS), которая решила не продлевать последний договор аренды. Тогда, в начале 2000-х годов, была предпринята последняя попытка переселить скот, но с тех пор он остался на острове и одичал. Чтобы понять, что происходит на Чирикове, лучше всего отправиться на другой остров у побережья Калифорнии.
Бык острова Чирикова
[…]
На острове Чирикова во время последней попытки вывезти скот были взяты генетические образцы. Похоже, что скот на острове Чирикова особенный, очень особенный. В научной статье 2007 года, написанной учёными из Национального хранилища зародышевой плазмы сельскохозяйственных животных Министерства сельского хозяйства США, было подтверждено, что у него относительно небольшая степень генетического родства с другими породами мясного крупнорогатого скота. Скот на острове Чирикова больше похож на собратьев из России, страны, которая изначально колонизировала Аляску, а затем продала её Соединённым Штатам. Они определили это, сравнив ДНК чириковского скота с ДНК редкой якутской породы скота, которая оказалась более близким родственником, чем любая другая порода, которую они тестировали. Некоторые из животных, завезённых на остров Чирикова, должно быть, произошли от скота первых русских поселенцев и миссионеров побережья Аляски. Эти русские генетические линии не только попали на остров (и, вероятно, на другие Алеутские острова), но и прижились там. Животные с русскими генами пережили все остальные завезённые породы крупного рогатого скота, и так продолжалось вплоть до 1980-х годов. Хотя чириковский скот может различаться по внешнему виду и даже по окраске шерсти, он образует генетически обособленную группу или породу с меньшим внутрипородным разнообразием, чем у многих других пород. Чириковский скот хорошо известен своей морозостойкостью и может жить на траве круглый год. Он является результатом естественного отбора, в результате которого животные приспособились к жизни на траве в суровом климате.
Генетически уникальная природа чириковского скота и его приспособленность к холоду и рациону, состоящему только из травы, делают его, пожалуй, идеальным для удовлетворения потребности в выносливом, адаптированном к холоду, пастбищном скоте. Производителям на Аляске, в Канаде и во многих западных штатах может быть выгодно использовать такую выносливую породу для производства говядины на пастбищах. Некоторые могут найти полезным использование чириковских быков в программах скрещивания, сохраняя при этом их уникальные черты, поддерживая чистопородное стадо для пополнения племенного фонда. Говядина, выращенная на пастбищах, полезна для здоровья потребителей, и генетика крупного рогатого скота, который хорошо растёт на пастбищах, пользуется спросом. У чириковского скота потенциально может быть светлое будущее в мясной промышленности. Исследования генетики этих животных могут дать представление о его устойчивости к холоду и других полезных свойствах.
Местные жители на Аляске хотели бы, чтобы скот остался на острове. Некоторые считают, что наличие здоровой популяции крупного рогатого скота на отдалённом острове — это страховка от потенциально разрушительных болезней скота. Как и многие из нас, они видят в скоте источник пропитания. По крайней мере, один местный фермер заявил о своих правах на стадо. Местные жители также хотели бы иметь возможность сохранить и съесть мясо любых животных, забитых во имя восстановления.
Моё любимое решение этой проблемы — возвращение к животноводству. Новая аренда или какое-либо партнёрство позволило бы вернуть на остров крупный рогатый скот. Скот можно было бы держать за ограждением на уязвимых участках острова, чтобы дать возможность ручьям, водно-болотным угодьям и археологическим памятникам восстановиться. Ограждение также позволило бы использовать часть острова в качестве места гнездования морских птиц, либо путём чередования выпаса скота, либо путём постоянного содержания скота за ограждением. Возможно, погонщики скота могли бы участвовать в уничтожении завезённых на остров лисиц и грызунов. Уничтожение неместных видов лисиц и грызунов способствовало бы достижению целей Службы охраны рыбных ресурсов и диких животных США по восстановлению популяции, позволяя при этом редким видам крупного рогатого скота оставаться в среде, в которой они эволюционировали на протяжении последних ста лет.
Хотя решение, позволяющее крупному скоту оставаться на острове, может не входить в сферу текущей миссии USFWS в отношении Чирикоф, оно не лишено прецедента. Национальный заповедник дикой природы Уичито Маунтин в Оклахоме сыграл центральную роль в сохранении исторической породы техасский лонгхорн. Проект «Уичито Маунтин», вероятно, был первой федеральной попыткой сохранить редкую породу на планете. Начатая в 1927 году, она спасла техасского лонгхорна от вымирания. Аналогичная миссия могла бы быть уместной на острове Чирикова, поскольку чириковский скот является исторически важным остатком первоначального поголовья скота, завезённого в Русскую Америку первыми поселенцами. При любой такой возможности также пришлось бы учитывать сохранение дикой природы, местной культуры и практические аспекты туризма на этом отдалённом острове, а защита и сохранение чириковского скота и дикой природы в конечном счёте могут оказаться нецелесообразными.
Альтернативой постоянному контролю, несомненно, стало бы переселение скота с острова Чирикова. В худшем случае это привело бы к уничтожению без возможности восстановления, как это произошло не так давно на соседнем острове. В 1980-х годах Служба охраны рыбных ресурсов и диких животных США решила, что скот с островов Шумагина следует переселить. Большинство попыток физически переселить скот с острова не увенчались успехом, поэтому большинство животных просто застрелили и оставили гнить. Десять животных были перевезены на остров Унга и переданы в собственность местной группы, и сейчас их численность составляет 30-100 голов.
Для Чирикова могут быть доступны более выгодные варианты, чем простой убой. Для переработки говядины, выращенной на пастбищах, на близлежащем острове Ситкинак используется передвижная скотобойня. Хранилище зародышевой плазмы сельскохозяйственных животных Министерства сельского хозяйства США и Фонд охраны сельскохозяйственных животных заинтересованы в том, чтобы помочь сохранить как зародышевую плазму, так и живых животных. На самом деле, даже для такой спасательной операции по закупке говядины для кормления людей и зародышевой плазмы для сохранения породы необходимо получить значительное финансирование.
P.S. В 2014 г. президент Барак Обама объявил скот острова Чирикова национальным достоянием Соединенных Штатов Америки.
18 октября 1867 г. Аляска была официально передана США.
Договор о продаже Русской Америки (Аляски) США был подписан 30 марта 1867 года в Вашингтоне. 15 мая 1867 г. договор был подписан императором Александром II, а 8 июня 1867 г. в Вашингтоне состоялся обмен ратификационными грамотами. 18 октября 1867 г. в Ново-Архангельске (ныне г. Ситка) состоялась церемония передачи Аляски Соединенным Штатам Америки. Со стороны России протокол о передаче подписал специальный правительственный комиссар, капитан 2-го ранга А. А. Пещуров. Церемония передачи состоялась у дома губернатора Русской Америки в Ново-Архангельске, куда на борту американского военного шлюпа Ossipee прибыли уполномоченные представители американской стороны. С 1917 года 18 октября отмечается в США как День Аляски.
Андрей Николаевич Притчин, родился 1 августа 1961 года, до 2015 года жил в селе Карага Карагинского района. Ежегодно с 2002 года участвует в гонке на собачьих упряжках «Берингия». Четырежды становился чемпионом: в 2002, 2003, 2010 и в 2011 годах. Трижды завоевывал серебро и дважды становился обладателем бронзы.
С 2007-го по 2014 годы – участник карагинской гонки «Маклалу». Четырехкратный победитель гонки. Дважды становился серебряным призером и единожды – бронзовым.
Ныне возглавляет родовую общину «Эйвет», что означает «Дар, подарок».
Член Союзов журналистов СССР (1990), писателей России (2006).
Родился в 16 мая 1952 Кузбассе в Горной Шории. Выпускник Осинниковского горного техникума в Кемеровской области (1973), геологического факультета Томского государственного университета (1979). Работал геологом в Сибири и Якутии. С 1983 г. на Камчатке – в Пенжинской геолого-разведочной экспедиции.
В 1989 г. он резко поменял линию своей жизни, став профессиональным газетным и телевизионным журналистом. Работал в периодических изданиях «Камчатская правда», «Вести», «Деловая Камчатка», был дальневосточным собкором «Российской газеты»; готовил телевизионные авторские программы «Губерния», «Горный корпус», «Ресурсы Камчатки», «Регион Камчатка».
Результат творческой литературной деятельности Смышляева – более трех десятков книг. Среди них: публицистика, документалистика, работы, посвященные современникам, хроника традиционной гонки на собачьих упряжках «Берингия», историко-географические исследования о Камчатке и Курильских островах, художественная литература.
Широкой публике известны документальные фильмы, снятые писателем: «Флай фишинг на Камчатке» (1994), «Бонжур, Франция» (1994), «Камчатка далекая и близкая» (1994), «Трагедия города Кобэ» (1995), «Епископ Нестор» (1996), «Аплодисменты Америки» (2002), «На собаках через Камчатку» (2004), «Рабочий пар Мутновки» (2004), «Курильский десант – 95», «Острова в океане», «Загадочный остров Матуа», «Путь в 300 лет», «Вперед, “Берингия”!», «Далекий остров Матуа» и другие.
Труд писателя достаточно высоко оценен общественностью. Смышляев награжден орденом Русской православной церкви святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского III-й степени (2005), медалью «За веру и добро» (2006), является лауреатом краеведческой премии им. С. П. Крашенинникова (2007), Международной литературной премии «Полярная звезда» (2012). На XXII Дальневосточной выставке-ярмарке «Печатный двор – 2021» (г. Владивосток) удостоен диплома в номинации «Проза» за книгу «Домик под вулканом» и диплома в номинации «Тематическое краеведение» за книгу «“Берингия” – гонка из книги Гиннесса».