«Уметь с умом распорядиться досугом – высшая ступень цивилизованности». © Бертран Рассел.
«Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома». © Анатоль Франс
Идея велотура. В течение двух лет в ватсап-группе велотуристов обсуждалось велопутешествие по Монголии Игоря Томаса. Велопоход по Монголии-2017 | Сайт Игоря Томаса. В середине июля определились участники, из всех желающих остались 5 смельчаков, и в тот же день были куплены билеты на самолет с Якутска до Красноярска и на поезд с Красноярска до Слюдянки.
Участники велотура:
- Руководитель, блогер, культмассовый сектор: Евгений Никифоров- МастерНик. Велосипед стальной Surly Ogre 2018г.
- Организатор, штурман, повар: Лилия Гудкова. Велосипед Merida Big Nine 2018г.
- Медик, примусолог, task solver, автор отчета: Александр Яковлев. Велосипед стальной Surly Disk Trucker 2019г.
- Водовоз, костровой: Николай Крылов. Велосипед Merida Big Nine 100 2021г.
- Помощник повара, техник, специалист по связям с общественностью: Татьяна Бурнашева. Велосипед Trek Marlin 7 2021г.
Вылет из Якутска был намечен на 16 августа 2024г в 19:05. Встретившись в аэропорту г.Якутска мы сложили вещи, которые не поместились в велочехлы по весу в 23кг, в одну большую коробку. На стойке регистрации Мастер постарался использовать свой фирменный лайфхак с велосипедами. Мой велосипед в чехле оказался последним на взвешивании, к этому времени силы покинули Мастера и велосипед на весах показал честные 30кг. Это крайне удивило сотрудницу авиакомпании и она начала куда-то звонить. Пришлось включать опыт быстрой перекладки вещей, то есть вытащить оттуда стальной чайник и набор одежды чтобы вес велосипеда стал ровно 23кг. Коробку тоже не хотели принимать без ручек, и так как наш скотч был уже потрачен на упаковку самой коробки, наскоро придумали ручку из оригинальных велосипедных стяжек фирмы Surly.
Благополучно сдав багаж, мы прошли в зону досмотра. Во время прохождения личного досмотра, в рюкзаке у сына Лили нашли бутылку 0,5л с белым порошком. Этим порошком оказалась соль. Крайне удивленная увиденным сотрудница даже открыла бутылку, принюхалась, но не решилась попробовать на вкус.
Пройдя досмотр, немного подождали в накопителе и нас вместе со всеми 180 пассажирами пропустили в самолет Boing 737-800 авиакомпании Россия. В самолёте кормили вкусными сэндвичами с чаем. Полёт до Красноярска длился ровно 3 часа. Приземлились в 20:30ч.
В зоне выдачи багажа неожиданно первыми получили велосипеды, а затем долго ждали на ленте багажа коробку и велосипедный баул Мастера. Красноярск встретил нас тропической влажностью и жарой, было такое ощущение что мы приземлились не в сибирский город Красноярск, а в город Сочи.
Выйдя из аэропорта, тут же на месте начали собирать велосипеды. Собирая велосипеды, обнаружилось, что при транспортировке у велосипеда Николая немного погнулась передняя звезда, попробовали исправить звезду мультитулом, но не получилось. После сбора велосипедов, заехав по пути в продуктовый магазин и купив продукты на ужин и на завтрак, поехали искать место ночевки в лесу. Найдя более-менее подходящую полянку быстро разожгли костер и приготовили на ужин макароны с тушенкой. Спать легли ровно в 00:00ч. Вот так закончился первый день нашего велопутешествия.
17 августа 2024г. День 2
Так как мы встали лагерем возле аэропорта, всю ночь рядом нами, с периодичностью 10 минут, хлопала газовая пушка для отпугивания птиц, очень похожая на звук выстрела из ружья. Сначала мы даже решили что сегодня ночью началась осенняя охота на уток.
В 03:00 ч ночи началась гроза. Мы неохотно вылезали друг за другом из теплых спальников и укрывали свои баулы и велосипеды дождевиками. В 05:00 утра на своей машине приехал брат Лили из Томска, чтобы забрать детей. В 06:00ч дождь закончился, начали взлетать и приземляться самолеты.
Встав в 7 утра, я с трудом разжег костер из сырых дров и вскипятил воду в чайнике для утреннего кофе. На завтрак у нас была запланированы бутерброды с колбасой и яичница на сковороде. Когда разогрели сковороду с жиром тушенки, выяснилось что продавщица не продала нам яйца. Поев воображаемую яичницу, свернули лагерь и поехали в город Красноярск, который стоит на расстоянии от аэропорта на 45 км.
По пути в город, решили срезать путь через деревню с интересным названием «Дрокино». Оказалось что там идет капитальный ремонт дороги, из-за чего пришлось немного «подрокиниться» чтобы выехать на трассу.
Дорога с аэропорта до города очень хорошая, с широкими обочинами, в основном были длинные спуски и пару небольших подъемов. В некоторых местах получалось разгоняться до 50 км/час. Время в пути составило 3,5 часов. Через центр города доехали до магазина велозапчастей «Спортцех» где Николаю за 1 минуту поправили погнутую переднюю звезду.
После этого, мы обгоняя автобусы, проехали по центральной улице Ленина и доехали до ж/д вокзала. Рядом с вокзалом сначала зашли в продуктовый маркет, купили на ужин дошираки с бутербродами, возле магазина потратили некоторое время чтобы наскоро перекусить.
Вход в ж/д вокзал для велосипедистов с баулами оказался крайне неудобным, сначала надо было спустится вниз по лестнице и там проходить досмотр через рентген. Пришлось снимать с велосипеда все пристегнутые сумки и после досмотра подняться наверх на перрон. Наш поезд следовал по маршруту Москва-Владивосток.
Так как мы выкупили багажный купе для велосипедов, то сначала загрузили велосипеды в багажное купе заставленное коробками, бельем, бутылками с водой, переноской для кошек с кошкой внутри и работающей кофе-машиной. Вначале начальник поезда не хотел пропускать велосипеды, мотивируя тем, что велосипеды не поместятся в багажное купе, мы сняли передние колеса и он, увидев качественное уменьшение габаритов велосипедов, разрешил занести велосипеды в вагон. Баулы с вещами надо было тащить по перрону в другой вагон. Мастер с Николаем остались заносить велосипеды, я, Лиля и Татьяна бегом потащили баулы в свой вагон.
Мы еле успели добежать до вагона и закинуть вещи в тамбур ровно в момент отправления поезда. Нас в команде было 5 человек и одному из нас пришлось лечь спать в соседнее купе с другими пассажирами. По традиции все решалось вытягиванием спичек. Счастливчиком оказался Мастер. На ужин у нас был доширак с бутербродами. Поделившись своими впечатлениями и обсудив завтрашний день мы легли спать.
Дневной пробег составил 50км
18 августа 2024г. День 3
Всю ночь ехали в поезде, сначала было очень жарко и мы открыли окно, потом ночью стало холодно и так как девушки расположились на верхних полках, то их немного продуло. Проснулись в 06:30 ч, совершили утренний моцион, попили кофе. В 08:14 прибыли в г.Иркутск. По причине стоянки поезда на станции в течении 43 минут, мы решили прогуляться по привокзальной площади. Посетили парк инициативной молодежи, покачались на качелях и вернулись в свой вагон. Позавтракали картофельным пюре Ролтон с бутербродами. Неспеша собрали вещи в баулы и подготовились к высадке из поезда. Доехав до пункта назначения в поселок Слюдянка оперативно выгрузили велосипеды и баулы, собрали на перроне велосипеды, прицепили к ним сумки и баулы и потащили нагруженные велосипеды наверх по неудобной лестнице к мостовому переходу.
Посетили интерактивный музей озера Байкал в здании ж/д вокзала Слюдянка, который построен полностью из нешлифованного мрамора. Затем закупили продукты в магазине Абсолют на 4 дня и направились знакомится с озером Байкал. Люди приезжают из Иркутска на машинах чтобы покупаться, позагорать, покататься на сапбордах.
Мы тоже окунулись в Байкал, вода в озере очень чистая, но холодная, согласно информации музея, максимальная глубина озера составляет 1642 метра. Температура воды плюс 16 градусов, отлично бодрит и схожа с температурой воды в реке Лена. На обед у нас был суп с тушенкой, макаронами, картошкой и салат из огурцов.
После обеда мы по пути купили в хозяйственном магазине газ и бензин для горелок и вышли на маршрут. На трассе в Иркутск большой трафик, но после сворота на Тункинский тракт машин стало гораздо меньше. Нас ждали три затяжных подъема с прекрасными спусками, дорога была отличной и на спусках мы разгонялись до 65 км/ч. После двух подъемов заехали в деревню Быстрое, где продавщицы магазина бойко нас обслужили, мы оперативно сориентировались на месте и купили мороженое, соки, квас и пирожки, мгновенно съели все что купили, оперативно набрали из стилизованной под колодец скважины воду и энергично поехали штурмовать третий подъем.
После спуска перед деревней Тибельти свернули с трассы на лесную грунтовку и доехали до отличного места для лагеря на берегу реки Иркут. Приготовили ужин из риса с тушенкой, попили чай, посидели перед костром, полюбовались на звезды, на полную луну и разошлись по своим палаткам.
Пройденный за день километраж составил 54 км.
19 августа 2024г. День 4
Утром стоял туман, наши палатки за ночь отсырели, но день обещал быть солнечным. Пока сушились палатки, мы позавтракали овсяной кашей, немного зарядили повербанки на солнечных панелях. Выехали в 10:15, дорога хороший асфальт, с небольшими уклонами, машин мало. Ветер был попутный. К обеду стало припекать солнце, температура поднялась до плюс 30 градусов, на небе ни облачка. На обед встали недалеко от трассы, на берегу реки Иркут, приготовили на костре суп с овощами.
После обеда, проехав по трассе свернули в деревню Вышки, к горячим углекислым источникам. По краям дороги на стульях сидели несколько женщин и один мужчина с табличками об аренде жилья. Почти вся деревня состоит из гостевых домиков, сдающихся в аренду, народу много, на площадке стоят кафе-позные, ларьки с прохладительными напитками, небольшой вещевой рынок. Вход в сами источники стоит 250 рублей, есть дополнительные платные услуги разного вида массажа, фитобочек и оздоровительных процедур. Сами источники состоят из двух бассейнов, одна для взрослых и одна неглубокая для детей. Температура в бассейне плюс 55 градусов, в него же бьет фонтан с горячей водой, с температурой плюс 80 градусов.
После 30 градусной жары и 55 градусного горячего источника нам стало жарко и мы пошли окунаться в холодные воды реки Иркут. Мастер, Лиля и Таня заказали в ларьке смузи которое оказалось теплым и невкусным.
Выехав обратно на трассу доехали до деревни Харбяты, купили в магазине яйца и питьевую воду. На крыльце магазина выяснилось что Лиля забыла свои резиновые тапочки в источниках. Решив что дорога забрала свою плату поехали дальше.
Немного отъехав от деревни встретили велосипедиста из Москвы Дмитрия который прошел Монголию обратным маршрутом от Улан-Батора, вдоль озера Хубсугул с окончанием маршрута в Слюдянке. Он выехал в составе группы из трех человек, затем решил отделиться от группы и ехал один (отчет по Монголии https://dzen.ru/a/ZtN2Ji-neEJ3pWE5 ). На ночевку встали возле речки Харбяты. Дмитрий присоединился к нам, угостил нас настойкой и поделился ценной информацией о Монголии из первых уст.
В лагере было очень много невоспитанных мелких комаров, которые не успев сесть, сразу же впивались в кожу, нас спасли энцефалитные костюмы, а Диму основательно покусали. На ужин была гречка с тушенкой, салат из свежей капусты, огурцов, сладкого перца и сладкой кукурузы. Посидев перед костром разошлись по палаткам.
За день пробег составил 87 км.
20 августа 2024г. День 5
Ночью было слышно что рядом с палатками что-то ходит, ломает лежащие на земле сухие ветки и что-то жует. В 05:00ч меня разбил сонный паралич, было такое ощущение что на мне сидит что-то тяжелое, было трудно дышать и я не мог пошевелить даже пальцем. Я с трудом проснулся с тягостным чувством, немного полежал приходя в себя, затем уснул до утра.
Утро выдалось облачным, обещал быть дождь. На завтрак пожарили на сковороде яичницу с колбасой и с сыром, было очень вкусно, наконец-то гештальт с воображаемыми яйцами был закрыт 😊.
Комары утром также докучали нас, Дима москвич быстро собрал свои вещи, попрощался с нами и уехал дальше в сторону Слюдянки. Мы тоже энергично собрались и выехали на трассу. Начался мелкий моросящий дождь. Доехав до Кырена, заехали в магазин за тапочками для Лили, я купил аптеке гигиеническую помаду и противовирусный препарат на всякий случай. Недалеко от Кырена мы встретили парней из команды Димы, один был из Томска, второй из Подмосковья, они ехали с грустными уставшими лицами и сообщили что впереди нас ждет постоянный подъем (который для них был отличным спуском). Дождь к этому времени закончился, ветер был попутный и мы бодро поехали дальше. Действительно дорога была под уклон, на затяжных подъемах пот лил ручьем, казалось что небольшие спуски тоже были в гору, велосипед совсем не катил. На одном из подъемов у Николая забарахлил задний переключатель, Мастер немного подкрутил тонкую настройку манетки на руле и переключатель стал нормально работать.
Доехав до деревни Туран зашли в кафе «У Марины» и заказали себе суп с домашней лапшой, четыре бурятских бузы, чебуреки, чай с молоком и компот. Плотно пообедав, купили в местном магазине питьевую воду и двинули дальше штурмовать подъемы.
В пути в велосипеде у Мастера что-то начало тереться об колесо, сняв все сумки и баул, выяснилось что заднее крыло сместилось с крепления и стало задевать колесо. Поставив крыло на место, мы решили вопрос трения. Впереди нас ждали подъемы, подъемы и еще раз подъемы.
Не доехав 2км до деревни Монды встали лагерем на живописном берегу реки Иркут, которая теперь приобрела вид горной реки. Ровная поляна с раскидными лиственницами, с красивым видом на бурлящие потоки и стоящие на противоположном берегу каменные утесы с огромными валунами радовали глаз. На ужин у нас был наваристый борщ с хлебом и чесноком.
Дневной пробег составил 87 км.
21 августа 2024г. День 6
В 3 часа ночи я услышал бренчание посуды, подумав, что пришла собака из соседней деревни, не стал выходить из палатки и отгонять ее. Проснувшись утром, выходя из палатки, я увидел лису, которая доедала наши оставленные на скатерти продукты. Пока я снимал на видео, проснувшийся Николай вылез из своей палатки и прогнал лису. Оказалось что она ранее утащила с собой посуду Тани, сахар-рафинад, сухое молоко, огурец, капусту, фруктово-ореховую смесь, халву и впридачу еще порвала скатерть.
Во избежание возможного заражения бешенством пришлось перемыть всю посуду. Приготовили на костре кукурузную кашу на воде. Собирались неспеша, просушили на солнце палатки, спальники, одежду и выехали в 11ч. Перед деревней Монды стоит пограничный контроль, нужно показать свои загранпаспорта. Доехав до деревни Монды, купили тушенку, сухие сливки, сухари и сгущенку. После деревни сразу начался подъем на перевал, протяженностью 15 км. Мы поднимались на перевал в течении 3 часов. На перевале стоит двусторонний автомобильный пункт пропуска с реверсным движением.
Николай сильно боялся что его могут не пропустить из-за срока окончания паспорта через 5 месяцев, когда как, правилами требовалось 6 месяцев. Мы прошли пограничный, таможенный и санитарный контроль с российской и монгольской стороны, раз десять показывая свои загранпаспорта, открывая и показывая внутренности баулов.
На монгольской стороне стояли в ожидании очереди 2 велосипедиста- пара из Екатеринбурга, которые рассказали про свой маршрут. Они проехали вокруг озера Хубсугул с радиалками за 16 дней. Они посоветовали нам пообедать в кафе возле Хаан-банка и заселиться в гостевые домики «У Натальи» рядом с озером. На российской стороне Татьяне сказали что ее не пропускают из-за неправильной даты выдачи заграничного паспорта, который, из-за ошибки миграционной службы, был со сроком не на пять лет, а на четыре. После долгой проверки всех нюансов, начальник контроля предупредил что возможно монгольская сторона может ее не пропустить. Но все прошло удачно и мы оказались в Монголии.
Сразу же начались огромные поля с пасущимися вдоль дороги яками и домиками с юртой. Асфальт стал хуже, появились выбоины. Через 22 км с локальными подъемами доехали до деревни Ханх. Как посоветовали нам встретившиеся велосипедисты, заехали в то кафе, где стояли скучающего вида мужчина, женщина, мальчик 8 лет и девочка 4 лет. Я угостил детей чупа-чупсом.
Кафе на монгольском языке называется «цайны газаар». Меню на русском языке, оплачивать можно рублями. Женщина оказалась поваром, по совместительству кассиром. Она неспеша принимала наш заказ, все записывала в блокнот, долго считала на калькуляторе количество заказанных блюд и объяснялась на монгольском языке. Я заказал 1 бухлер, 1 чай с молоком, 2 хушуура и 4 позы. После того, как она приняла у всех нас заказ, она начала пересчитывать заказы, а мальчик стал таскать воду на кухню. Потом она что-то достала из морозильника и стала раскатывать тесто. Ждать пришлось 50 минут. Затем мальчик по одному приносил нам нашу еду. Заказанный мной бухлер был с большим количеством мяса, с очень наваристым бульоном и прикрыта сверху мягким тестом. Вся еда была очень вкусной, порции крупные и я заплатил за все 770 рублей.
После нас приехала группа туристов из Бурятии, в количестве 10 человек, они сделали большой заказ, одна женщина из группы умела разговаривать по монгольски, поэтому взяла блокнот кассира и сама стала записывать все заказы. Оплату за заказ принимал мальчик. После этой группы, еще заходили туристы, увидев что им нужно долго ждать заказ, уходили, но через некоторое время опять возвращались обратно. Оказывается сегодня был выходной и другие кафе не работали. Когда мы уходили, пара туристов сообщила нам, что это было самое лучшее кафе в Ханхе, со вкусной едой и доступными ценами.
Пообедав, мы спустились вниз, и также по совету, заехали во двор к «Наталье». Нам повезло, нас встретила сама хозяйка. Она сообщила, что остался один свободный домик на 4 человека. Стоимость проживания составляет 1000 рублей с 1 человека в сутки.
Мы заселились в домик с печкой, вайфаем и заказали баню на 2 часа. Также потянули жребий из спичек на то, кто будет спать на полу и счастливчиком опять оказался Мастер. Когда баня прогрелась, по очереди попарились и по два раза нырнули в озеро Хубсугул. После 4 дней без душа, посещение бани было просто божественно. Чистые как младенцы мы легли спать и быстро заснули.
Дневной пробег составил 40 км.
22 августа 2024г. День 7
Утром все отлично выспались в теплом доме, приготовили завтрак на костре овсяную кашу. Сначала мы ждали открытия магазина, чтобы купить продукты на 4 дня автонома. Потом хозяйка Наталья купила для нас сим-карты за 500 рублей, в тариф входит 15 гб и 8000 минут. На активацию сим-карт тоже ушло какое-то время. Как нам сказали встреченные веллеры, банк не меняет рубли иностранцам. Мы попросили Наталью поменять нам рубли на монгольские тугрики. Она согласилась поменять по курсу 1 рубль=36 тугриков и сама съездила в банк.
После всех этих мероприятий, мы выехали из Ханха в 12ч. Асфальт закончился и мы увидим его только ближе к концу велопохода. Дорога стала грунтовой, затем каменистой. Мы ехали вдоль озера Хубсугул, мимо туристических баз: новых, старых, заброшенных. Заехав на мыс, пофотографировались на фоне камней, гор и озера. Затем свернули вглубь, проезжали мимо пасущихся яков, мимо одиноко стоящих юрт, навстречу нам проезжали невозмутимые монголы на мотоциклах и в уазиках-буханках полных детьми. Начались подъемы, на некоторые из них приходилось подниматься пешком, толкая перед собой груженые вещами и продуктами велосипеды.
Остановились на обед на живописном берегу озера, как только приготовилась еда, налетела гроза с громом и молниями. Пришлось ждать когда она пройдёт. Гроза сменилась мелким дождем и сильным встречным ветром, ехать было тяжело, было много подъемов, участков с песками, бродов через горные речки. В одном из подъемов дорога превратилась в грязь и мы поднимались наверх пешком по грязи. На вершине горы дождь закончился, выглянуло солнце и начался затяжной спуск с горы.
После спуска свернули к озеру, перешли 3 брода, прошлись пешком по песку и решили остановится на ночлег возле озера. Как только поставили палатки и разожгли костер, налетел сильный шквалистый ветер который чуть не снес наши палатки, огромные волны бились о берег и начался дождь.
Я взял хлеб, положил сверху тушенку и покормил озеро. Через некоторое время ветер утих, озеро успокоилось, дождь закончился. На ужин у нас был гороховый суп, салат из капусты с овощами и вкусный монгольский хлеб. После ужина посидели перед костром, попили горячий чай, поделились впечатлениями о пройденном дне и разошлись по палатками спать под шум прибоя.
Дневной пробег составил 31км.
23 августа 2024г. День 8
Ночью было прохладно, периодически накрапывал мелкий дождь, волны на озере то усиливались, то успокаивались. Подъем был в 7 утра. Приготовили на завтрак пшеную кашу. День обещал быть солнечным, просушили вещи, палатки, спальники и выехали в 10:30ч. Сразу же начались пески, на которых можно было ехать 10 метров, потом колеса вязли в песке и дальше можно было идти только пешком порядка 100 метров. Так шли 5км.
Затем начался подъем с камнями на дороге, поднимались тоже пешком, затем начинался опасный спуск с корнями деревьев и огромными валунами посреди дороги. Спускались осторожно, на тормозах. После спуска начались броды, приходилось снимать кроссовки, одевать резиновые сандалии и переходить вброд, неся на себе велосипеды, чтобы не намочить баулы.
К обеду спустились со второго перевала в долину, на дороге стояло монгольское кафе-Цайны газаар. Мы было обрадовались, что сейчас будем кушать вкусные монгольские блюда, но кафе было закрыто. Из юрты, стоящей сзади кафе, вышла женщина и открыла нам кафе. В продаже были только лапша быстрого приготовления, сигареты и газировка. Хозяйка разогрела воду и мы купили у нее лапшу со вкусом кимчи за 6000 тугриков. Пообедав, поднялись на третий перевал, после спуска тоже начались броды.
После всех бродов начался четвертый перевал за этот день, протяженностью 10км и высотой 2060м. Поднимались на перевал порядка 2 часов, на вершину добрались уже затемно в 21ч. Утеплившись, начали крайне осторожно спускаться по сильно каменистой дороге при свете фонарей и на тормозах.
Спуск был длиной 15км и длился 2 часа.
До места лагеря добрались в 23ч. Разбили лагерь, приготовили на ужин гречку с тушенкой и сильно уставшие легли спать.
Дневной пробег составил 67 км.
24 августа 2024г. День 9
Ночью было очень холодно, палатка покрылась инеем, к счастью мой спальник выдержал проверку, но Лиле и Тане было некомфортно. Встали в 7:00 ч, приготовили на завтрак макароны с тушенкой, выглянуло солнце и стало теплее. Сегодня нам предстояло преодолеть 6 перевалов.
Дорога была грунтовой, затем травянистой, потом каменистой, мы поднималась на вершины перевалов и спускались в зеленые долины, где паслись яки и лошади, а пастухи-монголы перегоняли свои стада на другие пастбища. На одном из перевалов у Мастера спустило заднее колесо. Оказалось, что у него ободная лента была куплена не по размеру, она смещалась внутри колеса и камера прокалывалась об обод. Там же Николай увидел что у него сломалась одна спица на заднем колесе. Пришлось снимать колесо и убирать спицу.
Поставив новую ободную ленту и новую камеру продолжили наш путь. На обед остановились в долине возле речки, приготовили картофельное пюре с тушенкой, мимо нас проезжали монголы на мотоциклах и на тойотах приус. Дорога стала более широкой, машин стало больше. Спустившись с последнего шестого перевала, мы увидели поселок Хатгал. Приблизившись к озеру, заехали к стоящим неподалеку гостевым домикам, но они оказались закрыты на замок и с заколоченными окнами. К нашему удивлению один домик был открыт, внутри было тепло и сухо. Мы решили поселится в этом домике. Приготовили на ужин суп из сайры, с картофелем и гречкой.
Во время ужина к нам приехала женщина с дочкой на иномарке и на ломаном английском сообщила, что она является хозяйкой этих гостевых домов. Сначала она была негативно настроена к нам, хотела чтобы мы уехали отсюда. Наш специалист по связям с общественностью Таня, показала как она устала и замерзла, по-английски поговорила с дочкой хозяйки, чтобы нам разрешили переночевать в домике. Я вытащил из кошелька 80000 тугриков в уплату аренды. Хозяйка увидела деньги, смягчилась, стала улыбаться, взяла деньги и дала разрешение на ночевку. Оплатив аренду неработающего кемпинга, допили чай и легли спать под музыку монгольского рока, звучащего с поселка Хатгал.
Дневной пробег составил 55 км.
25 августа 2024г. День 10
Проснулись в 7 утра, некоторым ночью мешал храп храпящих, но в целом все выспались. Прокипятили воду на бензиновой горелке, попили кофе и поехали в Хатгал. Заехав в поселок, остановились возле супермаркета. Оказалось что в поселке не было света.
При свете налобных фонарей купили продукты на 4 дня и поехали искать цайны газаар. Все кафе были закрыты. Проехав почти до конца поселка мы увидели открытое кафе в виде шале. Там сидел мужчина с костылем, 2 женщины и 3 ребенка. Сначала женщины отказались приготовить нам еду, но Таня договорилась с мужчиной о завтраке.
Он приготовил нам вкусную яичницу с жареной колбасой и гренками, женщины принесли на подносе монгольский чай с молоком и солью, а в конце трапезы еще и кофе. Я угостил детей чупа-чупсом, Мастер подарил мужчине значок, девочка принесла нам счет. За завтрак мы заплатили по 20000 тугриков с человека. Поблагодарив мужчину мы выехали на трассу.
Началась ровная асфальтовая дорога, нас ждали затяжные подъемы и отличные спуски, мы ехали и любовались открывающимися видами на холмы с пасущимися козами, овцами, яками, зеленые долины со стоящими белыми юртами. Трафик стал побольше, мимо нас проезжали дорогие джипы, иномарки, по большей части приусы, грузовики с овцами и мотоциклисты с козами наперевес.
Поднявшись на перевал высотой 1850м, остановились в цайны газаар, из еды был только хушуур и газировка. Перекусив и отдохнув и начали спуск с перевала протяженностью 28км. Периодически останавливаясь и отдыхая от спуска, мы доехали до поселка Мурэн. Поселок является центром Хубсугульского района, в нем много каменных домов и административных зданий. Сначала мы заехали в гостиницу «Чингисхан», он оказался слишком пафосным и дорогим для нас, еще впридачу сказали что у них нет мест для наших велосипедов. Мастер через букинг нашел хостел, подъехав к хостелу я позвонил по телефону, объяснил на английском языке что стоим рядом с хостелом и нас вышел встречать голый по пояс накаченный парень-монгол. Он представился по имени Бобо, посмотрел на нас и сказал что Мастер и Лиля похожи на туристов, а Николай, Таня и я похожи на сопровождающих их гидов-монголов. Мы сняли 2 комнаты, заплатили 280000 тугриков из общих денег и отдельно 56000 тугриков за платную стирку одежды. Мы спросили у Бобо, где можно поужинать недорого, он долго думал, потом позвонил куда-то и направил нас в ближайший ресторан. Цены в ресторане оказались тоже слишком пафосными для нас, поэтому мы зашли в супермаркет, купили 2 пачки пельменей, вернулись в хостел и по очереди приняли душ. После ужина легли спать на жестких кроватях суровых монголов.
Общий пробег составил 110 км.
26 августа 2024г. День 11
Проснулись в 8 ч утра, приготовили на завтрак яичницу с помидорами, неспеша начали собираться. Бобо вытащил из закрытой на ключ комнаты наши постиранные вещи. Выехали из хостела в 11:00ч.
У меня было такое ощущение, что я что-то забыл. Начал перебирать в памяти всю цепочку сборов вещей и вспомнил что Бобо не отдал мне мою постиранную софтшел куртку. К этому времени мы уже отъехали на 7км от поселка. Я остановил всю группу, позвонил Бобо и через 15 минут он на своей машине привёз куртку. За услугу доставки куртки я заплатил 20000 тугриков. Погода была солнечной и обещала быть жаркой.
Асфальтовая дорога закончилась, началась грунтовка с камнями, дорога была в гору и дул встречный ветер такой силы, что на спусках приходилось крутить педали, чтобы велосипед ехал вперёд. С черепашьей скоростью проехали 30км и остановились на обед в красивой долине под плакучей ивой, рядом с которой протекал ручеек.
Я взял хлеб с колбасой покормил духов и попросил их смилостивится над нами. Приготовили на костре гречку с рагу из ребрышек. В тарелку Лили попались 3 ребрышка без мяса, у Мастера 1 кость, у меня 1 шкурка, а у Николая в тарелке кроме гречки ничего не было.
Пообедав, выехали на дорогу и ветер неожиданно стал стихать. Затем начался подъем на перевал высотой 2032м, поднимались пешком, в одном месте угол подъема был практически 20 градусов. Мимо нас проезжали много машин, увидев нас водители замедлялись, пассажиры снимали на видео и видимо считали нас людьми которых сложно понять.
На самом вверху нас встретил аутентичный цайны газаар. Первым поднялся на вершину Мастер и минут 15 просил ошарашенных работниц кафе приготовить ему хушуур. Я заказал себе 3 монгольских чая с солью и 1 хушуур. Немного отдохнув, поднялись на небольшой перевал и утеплившись поехали вниз. Спуск длился 25км.
Внизу в долине у Лили прокололось заднее колесо, пока меняли камеру солнце скрылось за горизонт. По свете фонарей поднялись на возвышенность и решили остановиться на ночевку рядом с дорогой.
Найдя более-менее ровные площадки, поставили палатки, попили горячий чай с бутербродами, полюбовались звездным небом и легли спать. Стояла абсолютная непривычная тишина. Я долго ворочался в спальнике и с трудом заснул.
Дневной пробег составил 60км.
27 августа 2024г. День 12
Ночью мимо наших палаток проезжали машины и мотоциклы, но никто не останавливался и не беспокоил нас. Утро выдалось пасмурным, на завтрак приготовили рисовую кашу. Во время завтрака возле нас остановился молодой улыбчивый монгол на мотоцикле чтобы размять себе спину после долгой езды. Он поинтересовался куда мы едем, Таня пообщалась с ним, я подарил ему значок.
Перед выездом обнаружилось что у Николая сломались еще 2 спицы. Пришлось переложить все его вещи в передний багажник, а общую еду разделить между собой. Выехали в 10:15ч. Дорога была грунтово-каменисто-песчаной, местами стиральная доска, с локальными подъемами и спусками. Дул встречный ветер.
В долине мы пересекли небольшой ручей, на котором стоял лексус с многодетной семьей. Две погодки-девочки играли возле речки, молодые родители с грудным ребенком подошли к нам чтобы познакомиться с нами. Они спрашивали откуда и куда мы едем, сколько занимает наш путь, женщина сказала что Таня и я похожи на монголов, мужчина подарил нам целый пакет национального угощения ааруул в дорогу и пожелал счастливого пути.
В другой долине нас встретил монгол на мотоцикле, он улыбался, кряхтел, курил и ни слова не понимал. К нему подбежал мальчик а за ним смешно передвигая ноги шла девочка 2 лет. Они также получили свои чупа-чупсы.
Начался затяжной подъем на перевал, встречный ветер еще стал сильнее.
Всего мы преодолели 3 перевала высотой 1929м, 2178м и 2196м. Спустившись к озеру мы разбили лагерь на озере Дзуун-Нуур на высоте 2010м. Вода в озере оказалась слабо-содовой, на вкус один в один со вкусом регидрона. Я слез с велосипеда, растелил пенку, лег на него и тут же уснул от усталости на 1 час. В лексиконе веллеров это называется «упоролся».
В лагере появилась связь, мы пообщались со своими родными, выложили статусы и приготовили вкусный и наваристый суп из российской тушенки, монгольского рагу и домашней лапши. После ужина, я с Николаем поднялись на вершину каменистого полуострова на котором стояло большое Обо- место поклонения духам. Положили подношения в виде монет, по три раза по часовой стрелке обошли Обо прося духов о хорошей погоде и удачного продолжения пути. В лагере посидели возле костра, полюбовались звездами и легли спать.
Дневной пробег составил 37км.
Продолжение путевых заметок якутских велосипедистов в Монголии, предположительно, будут опубликованы в середине следующего месяца.
Канал Александра Яковлева в Дзене: https://dzen.ru/id/66e11c3d3da52f60f9d65a3f
Контакты организатора велопохода, партнера проекта “Пути великих свершений” турфирмы “Попутный ветер”: