Как рассказал нашему проекту руководитель группы Евгений MasterNik Никифоров, вылет группы из Якутска намечен на 16 августа, а велосипедная часть маршрута, протяженностью более 1200 километров, начнется с города Слюдянка Иркутской области, финиш же запланирован в столице Монголии – в Улан-Баторе. Всего в пути планируется провести около 20 дней.
Вот что нам рассказал Евгений:
Друзья, в августе-сентябре 2024 года мы решили реализовать один из наших долгосрочных проектов – это Велопоход по Монголии. Планировался он достаточно давно, но в силу некоторых обстоятельств в мировой политике, экономики он вынужден был перенестись на 2024 год. Сейчас у нас уже набрана команда, да, она немногочисленна, в поход едет 5 человек, но эти 5 человек проверены дальними походами. Ребята очень скатанные и я думаю, что все пройдет замечательно.
Едут проверенные ребята, это Лилия Гудкова – организатор всего мероприятия, она рассчитала всю экономическую составляющую питание, график движения, Лилия вообще молодец, последние годы она прям шикарно планирует маршруты, а я ей буду помогать. И ребята, которые были с нами в Крыму, в Абхазии, в пригородных походах, это Александр Яковлев, Николай Крылов, они в последние годы влились в велопоходы, но зато очень плотно. И еще одна достаточно новая участница, Татьяна Бурнашева, она была с нами на Алтае в этом году, в суровом майском велопоходе и других. Вот на этих ребят я готов положиться, я видел их в дальних походах, видел их готовность, физическую силу, подготовку, я думаю, что все пройдет прекрасно.
Поход пройдет по северной части Монголии. Границу пересечем в районе Слюдянки. Оттуда начнется именно велосипедная часть маршрута. Из достопримечательностей, которые увидим, следуя по маршруту, можно выделить озеро Хупсугул, конечно же, монгольские степи, горы, реки, леса, все как в Якутии, либо в средней полосе России. Финиш будет в Улан-Баторе, то есть логическое завершение похода состоится в столице Монголии.
Маршрут достаточно популярный и попсовый, на данный момент даже две группы движутся по схожему маршруту, возможно даже мы с ними пересечемся, так как они движутся с Улан-Батора в обратную сторону. Я думаю, что там туристов достаточно много. Монголия интересна тем, что это во-первых, это ну очень негустонаселенная страна, там плотность населения на 1 квадратный километр, наверное, как в Якутии, если не меньше. Населенные пункты будут встречаться редко. Ну и Монголия сама достаточно самобытная, то есть там специфическое питание, специфический рельеф местности, специфические природно-климатические условия, это все конечно привлекает туда достаточно много велосипедных туристов.
Поход традиционно автономный, закуп продуктов централизованно будет происходить в каких-нибудь населенных пунктах, ночевки в палатках, пара ночевок предусмотрено провести в кемпингах, то есть это либо хостелы, либо кемпинги, чтобы можно было помыться, побриться, как-то обслужить велосипеды.
В силу достаточно сложных дорожных условий это, напомню, что общая длина порядка 1200 километров, и набор высоты суммарно 13 тысяч, то есть это, на минуточку, даже больше, чем у нас был в Грузии, дневной пробег будет небольшой, в среднем порядка 50-70 километров в день. Для кого-то это может показаться смешным расстоянием, но в целом, из-за рельефа, вот вынуждены будем использовать такие небольшие прогоны.
По пути будет несколько заповедников, национальных парков, куда, конечно, вход либо платный, либо ограничен какими-то там допустим временными рамками, но я думаю, что постараемся максимально по пути посмотреть все, что запланировали.
Велопоход по другой стране всегда сопряжен с некоторыми формальными нюансами, такими как наличие загранпаспорта с определенным сроком действия, хотя понятно, что Монголия, это не Соединенные Штаты, попасть туда проще, безвизовый въезд-выезд, но тем не менее, нужно учитывать такие вещи как загранпаспорт, местная валюта, местные симки для сотовой связи, какие-то местные там может быть обычаи и так далее, это все необходимо изучить.
Наша команда хорошо подготовлена, люди уже учат по разговорнику монгольские слова, в целом мы готовы. Маршрут нанесен на карты, за его основу взят маршрут знаменитого новосибирского велопутешественника Игоря Томаса, по этому же маршруту они двигались группой в 17-м году. Возможно будут добавлены небольшие радиалочки, но это будет зависеть от погодных условий и, вообще, от времени прохождения, то есть если будет свободная полудневка, можно конечно, сходить куда-то в горы. В целом, маршрут хоженый, как я уже говорил, популярный, поэтому проблем на маршруте быть не должно.
Достаточно сложная схема заброски в Монголию из Якутска, прямым способом попасть туда невозможно. Поэтому группе придется преодолеть сперва самолетную часть маршрута до Красноярска, затем прогон из Красноярского аэропорта до железнодорожного вокзала Красноярска, это 20 километров своим ходом. Оттуда на поезде до Слюдянки, и дальше уже выход на велосипедный маршрут.
Обратный путь из Улан-Батора, будет осуществлен на поезде, то есть это предусматривает пересечение границы на железнодорожном транспорте. Поезд прибывает в Иркутск, а оттуда команда уже вылетит на самолете прямым рейсом в Якутск. Это все довольно сложно, затратно и в финансовом, и во временном отношении, но в целом оно того стоит, почти 20 дней катания на велосипеде по Монголии, в сезон, когда все еще не холодно. Моря, конечно, нет в Монголии, но тем не менее, я думаю маршрут будет интересным, тем более, что сам поход был запланирован достаточно давно.
Подготовка к длительному походу, конечно, осуществляется заранее, то есть это, в первую очередь, как я уже говорил, так сказать, бюрократическая часть – документы, справки о прививках, деньги, карты маршрута и так далее. Ну и самое основное, конечно, это техническая часть, то есть здесь получилось так, что все участники едут на велосипедах с одним диаметром колес, это 29 дюймов, достаточно популярный сегодня формат, из этого следует, что нам будет достаточно нескольких запасных камер и покрышек на всю группу.
Кроме того, это конечно же полный автоном, значит должны быть надежные багажники, надежные велобаулы. Мы используем велобаулы от питерской фирмы «ПИК 99», много лет с ними ездим и они полностью у нас удовлетворяют. Велосипеды у нас оборудованы для развесовки передними багажниками. Как более удобные по движению в горах, в основном это, как правило, либо туринги, либо гревелы. Есть пара МТБ-байков, как показывает практика, в некоторых горных подъемах МТБ, с их передаточными числами, гораздо приятнее едут в вертикальные горы, чем, скажем, те же туринги или гревелы, которые больше для плоского рельефа.
В команде более-менее распределены роли, у нас есть медик, есть руководитель, завхоз, ну в техническом плане все по чуть-чуть владеют знаниями, конкретно выделенного техника в этом походе нет, но я думаю, что какой-то базовый ремонт, базовое обслуживание мы сможем произвести своими силами.
Были изучены чаты по Монголии, благо сейчас с развитием социальных сетей оттуда можно почерпнуть очень много информации. Это обрисовало нам довольно-таки хорошую картину о том, что нас ждет и здорово помогло в планировании.
Подготовка началась с июня прошлого года после велопохода по Алтаю. За год люди планировали отпуска, свои семейные ситуации. Звезды сложились так, что пятерым удалось выбраться, хотя, конечно же, изначально планировалась более крупная группа, порядка 8-9 человек, но по тем или иным причинам люди просто в процессе отсеялись. 5 человек – довольно оптимальный состав. Небольшая группа, как правило, более динамична, имеет меньше проблем с заселением, удобна при движении на транспорте, поэтому я думаю, что все эти моменты мы будем считать нашими сильными качествами.
Пару лет назад была зарегистрирована туристическая фирма «Попутный ветер», которая занимается активными велосипедными турами. До этого мы много лет водили туры неофициально, просто так, по-дружески катались со своими ребятами, но мы подумали и решили выйти на совершенно новый уровень и организовали фирму «Попутный ветер».
Занимаемся в основном велосипедными турами, иногда, особенно зимой организуем и пешие походы. Формат велопоходов разнообразен, начиная от одночасовых, двухчасовых, дневных, ночных, походов выходного дня, до дальних походов. Из «дальняков» можно выделить Колыму, Алтай, Магадан и вот этот поход в Монголию, который также проходит под флагом фирмы «Попутный ветер».
Мы же, со стороны проекта “Пути великих свершений”, желаем пожелаем путешественникам легкой дороги, незабываемых впечатлений и достижения всех поставленных целей, и, конечно, попутного ветра!
Фотографии: https://t.me/poputny_veter