Группа якутских велотуристов, состоящая из 5 смельчаков, сегодня успешно завершила свой маршрут проложенный по горам, степям Монголии. Поход выдался богатым на впечатления, во многих отношениях необычным, интересным и, конечно же, явился настоящим испытанием для техники и участников. Ребята на своих велосипедах прошли от Слюдянки, что в Иркутской области до города Хархорин – столицы Монгольской империи XIII в., а ныне центра сомона Хархорин аймака Уверхангай, Монгол Улс. О ходе похода по телефону нашему проекту доложил руководитель группы Евгений MasterNik Никифоров:
Наш поход практически закончен, велосипедная часть завершилась вчера. Пройдено на велосипедах своим ходом 1200 километров. Набор высоты, как и планировали, составил порядка 13 тысяч метров, плюс-минус. Что касается нити маршрута, то старт велосипедной части был на территории России в Слюдянке. Мы проехали немножечко по Иркутской области, Республике Бурятия и пересекли границу в пограничном поселке Монды.
Сам проход границы для велосипедистов достаточно простой. Во-первых, это происходит без очереди, так как машины стоят, проверяются в очереди. Для велосипедистов достаточно приготовить паспорта, пройти санитарный контроль, условный досмотр велорюкзаков, просто открыть, показать: спальник, палатка, посуда, все проходите. На границе снимаются отпечатки пальцев, фотографируют, в паспорт ставится отметка о пересечении границы по земле, вся процедура заняла примерно минут 40 и нас выпустили на территорию Монголии. Мы уже покатили по монгольским степям.
Первый поселок на пути это Ханх, можно сказать, что он приграничный. Там очень много русских туристов, большинство монголов говорит по-русски, оплата принимается в рублях, как за гостевые домики, так и за питание, и за покупки в магазинах. Средний курс на время нашего посещения составил порядка 35-36 рублей за тугрик, то есть разменяли примерно по 200 тысяч тугриков на поход. Переночевали в гостевом домике у русскоязычной монголки Наташи и двинули дальше в сторону Ханхе.
Очень много туристических баз находится на берегу озера Хубсугул. С северной ее части и начинается, собственно, горный маршрут, горная местность. Кстати сказать, весь маршрут проходил на высотах порядка 1600-1200 метров над уровнем моря, то есть сброс только к Хархарину составил, вот порядка полутора тысяч метров, остальное все происходило высотах 1600, 1800 метров. Два бесконечных перевала с небольшими сбросами, но с небольшими подъемами, но суммарные высоты были очень большие.
Маршрут проходил по следующим крупным городам – это Монды, как я уже сказал, пограничный поселок Ханг. Далее Хатгал, Джаргалант, Тариат, Цэцэрлэг, Их-Тамир, Хархорин. Были мелкие поселки, деревушки. В крупных городах есть большие супермаркеты, гостиницы. Несколько раз мы останавливались в гостевых домах.
Навигация всюду достаточно удобная. Все слова, означающие «магазин», «супермаркет», «гостевой дом», «ремонтная мастерская» для нас стали уже знакомы. Мы их издалека видели, вывески большие и крупные.
Во многих поселках в супермаркетах принимают карты. У меня работал Union Pay, например. Но в основном наличные тугрики, рублями практически нигде не принимают. По пути следования были отделения Федерального банка Монголии «Ханг-Банк», в нем рубли не меняют, но в банкоматах можно снять с карты Union Pay тугрики по неплохому курсу 35,70, но существует комиссия 450 рублей вне зависимости от суммы, которую ты снимаешь. Все это нужно учитывать, снимать просто за раз большую сумму, и тогда комиссия будет не так заметна.
В городах и поселках присутствует асфальт, но в целом дорога гравийная, каменистая, особенно перевалы, которые были в первой части маршрута вдоль Хубсугула. После Хубсугула несколько дней проселочная дорога, хотя участок Хангал-Мурен, там 100 с лишним километров асфальта. Например, перед Хархарином тоже пара сотен километров асфальта имеется. Он в целом неплохой, местами разбитый, но ехать можно.
По погодным условиям. Во время нашего похода выпало крайне мало дождей. По сути, дождь был целый день только один раз. Иногда были кратковременные дожди на ночевках. Во время обеда один раз прошел кратковременный дождь. Ну и попадались пасмурные дни без дождя. То есть в принципе можно сказать, что мы не промокли.
Очень сильные ветра в степях, где открытая местность. Если ветер встречный, то крайне тяжело ехать даже по асфальту, особенно в гору. Если ветер боковой или попутный, то летишь очень быстро, потому что ветер очень сильно подгоняет, способствует быстрому передвижению.
Ясные дни, помимо того, что они солнечные, они очень жаркие. То есть доходило до 29-30 градусов сгораешь махом, потому что никакого теневого укрытия нет. Просто степь и жарит солнце. Руки, лицо, шеи, колени. Все открытые участки тела очень быстро сгорели. На второй-третий день кожа стала облазить, болеть. Ну, это неизбежно, при движении по очень солнечным местам.
Перепады температуры очень большие. Днем до 29-30 градусов доходит, воздух раскаляется. К вечеру, к 8-9 уже сильно холодает, температура падает до 10 градусов, даже может быть 6. Была одна ночевка на южном берегу Хобсугула, когда утром у нас вода замерзла, покрылась корочкой льда. Это была самая холодная ночевка, высота была порядка 2000, то есть, в принципе, неудивительно. Темнело достаточно рано, в 8.30 в 9 уже сумерки. После 9 часов вечера практически темно. Солнце садится за горы или за лес и сразу наступает темнота. Светлеет в 7 утра, солнце встает уже в 7.30, а в 8 сразу начинает жарить.
Встречи с монголами и общения безусловно были, сразу начиная с пересечения границы. Монголы очень интересный, самобытный народ, дружелюбные, отзывчивые, улыбчивые. Никаких конфликтов не было. Монголы с интересом подходят, спрашивают про велосипеды, как, что, улыбаются, показывают. Многие вещи, особенно современное велотуристическое снаряжение, у них вызывают неподдельный интерес, горелки, велорюкзаки и сами велосипеды. Им все это интересно посмотреть, потрогать, но безо всяких каких-то там посягательств. То есть пару раз видели в городах попрошаек, но так, чтобы прям монголы подходили, подъезжали, что-то вымогали. Такого нет.
Всегда готовы прийти на помощь. Единственный момент, это языковой барьер. В деревнях, в степях, в горах монголы не владеют английским языком, но, может быть, пару слов знают по-английски, пару слов по-русски. В остальном, все либо по-монгольски происходит, либо на языке жестов, то есть игра в крокодила. На пальцах можно объяснить, что ты хочешь, чем, например, тебе нужно помочь, или же наоборот. Если монголы что-то спрашивают, либо требуется показать, куда мы едем, то это все делается за счет жестов и интонаций. В принципе, можно без проблем все понять.
В пути у нас было несколько ситуаций, когда требовалась помощь монгол, это когда были поломки, в частности, я расскажу попозже, или какие-то навигационные вопросы: как проехать, далеко или до поселка, где можно купить еду, где разменять деньги. Это все решается путем базовых английских, русских слов, ну и, как я уже говорил, использовали язык жестов.
Встречаются по пути и монголы, которые прекрасно владеют русским, так как учились в свое время в России. Например, в магазинах могут быть люди, которые учились в Екатеринбурге, также есть такие, кто учился в русских школах в Монголии, это в 80-90-е годы. Они прекрасно владеют русским, очень удобно общаться, также они безусловно владеют английским языком, так как большинство туристов здесь англоязычные. В хостелах, в гостиницах, в крупных магазинах, в принципе, по-английски можно общаться достаточно свободно.
Так как в Ханхе в первый день в Монголии мы приобрели монгольские симки, проблемы со связью не было, симки обеспечивают доступ в интернет, заложено 15 гигабайт, этого вполне достаточно, чтобы работало, например, навигационное приложение, чтобы можно было запускать переводчики. Также можно показывать фотографии того, что тебе нужно, например, какую-то еду, скажем, яичницу, фотографию молока, и они без проблем это все понимают, сразу же могут либо ответным сообщением на телефоне написать, набрать, либо уже показывают жестами, своей речью. Очень многое вообще интуитивно понятно, поэтому даже человек не владеющий английским здесь достаточно комфортно себя чувствует, потому что монголы очень терпеливые, пока не поймут, что тебе нужно, будут задавать уточняющие вопросы и как-то решать проблему.
На протяжении всего маршрута, большая часть которого прошла по не цивилизованным местам, конечно же нам попадались национальные монгольские жилища, это круглые войлочные юрты. Так как основной род деятельности монголов — это скотоводство, по всему маршруту встречали огромные стада овец, коз, лошадей, табуны яков. Яки – это как коровы, да только длинношерстные, очень мохнатые, пасутся впрямь огромными стадами и к ним приставлены один или два пастуха на мотоциклах реже на конях. На склонах гор, причем в высокогорье эти животные попадаются постоянно. Несколько раз они пересекали дорогу в непосредственной близости он нас. Пару раз видели даже двугорбого верблюда, что достаточно большая редкость даже для Монголии.
В степи трава низкая, поэтому достаточно комфортно ехать даже без дорог, если нужно где-то сократить маршрут. В горах, конечно, только по дорогам. Горы высокие, но больше похожие на сопки, тем не менее встречаются каменистые, скальные участки, по которым очень тяжело ехать. Многие перевалы очень крутые, велосипеды несколько раз приходилось закатывать пешком, то есть не хватает просто передаточных чисел, к тому же велосипеды все нагруженные, поэтому часть больших перевалов мы заходили пешком. Но большинство перевала все-таки заезжаемые, при определенной физической форме. Спуски с перевалов достаточно крутые, реже серпантинные, в основном они прямые, но нужно быть осторожными, так как скальник и камни, могут быть какие-то трещины на дороге. Это все нужно держать постоянно на контроле.
По нашему маршруту трафик автомобильный был небольшой, можно сказать, больше он даже мотоциклетный. В деревнях национальный транспорта монголов – это мотоциклы, по двое по трое монголы на мотоциклах ездят туда-сюда между юртами, между городами. Машины попадаются реже, это либо фермерские грузовички, либо джипы, внедорожники, микроавтобусы, которые возят либо туристов, либо сами монголы путешествуют. На нашем маршруте было не очень много машин, то есть автомобильный трафик проблем не создал.
Практически все ночевки проходили в полевых условиях. Мы ночевали в палатках, готовили костровую еду. Ужин-завтрак на костре, если, конечно находили дрова. Обед, в основном на газовых или мультитопливных горелках, либо, опять-таки, если у реки возникали дрова, то готовили на дровах. В горах, в лесистой местности дрова найти можно без проблем. В долинах, в степях, с дровами достаточно большая проблема, чтобы найти на костер, нужно довольно большую территорию обойти, чтобы найти сухие деревяшки. Когда либо дров нет совсем, либо их поиск не целесообразен, готовили на горелке. Газовые баллоны типа дихлофос, т.е. цанговые, для горелки продаются в любом сельском магазине, их можно без проблем купить. Бензин для мультитопливной горелки можно купить на заправочных станциях, но есть определенный нюанс, не на всех заправках заливают в пластиковую тару, это, опять-таки, решаемо с помощью местного населения.
Бензин, газ, мне кажется, предпочтительный вид топлива для приготовления пищи, потому что в отсутствии дров, или в случае дождей готовить на костре в походных условиях может быть затруднительно.
Продукты, из которых мы готовили костровую пищу. Наши завтраки, обеды, ужины достаточно популярны среди туристов – это тушенка, это крупы: рис гречка пшено, это макаронные изделия. Классические макароны здесь также продаются, а монгольская лапша это что-то вроде лапши для спагетти. Она очень прекрасно идет и как отдельное блюдо, и в супе. Хлеб продается почти везде. Очень много российских продуктов. Например, сгущенное молоко, печенье, какие-то соки, шоколад, сахар, растительное масло, все это завозится сюда с российскими маркировками. В деревне, даже в самой маленькой докупить можно все.
Есть небольшая проблема с тушенкой, мы читали в отчетах, и путешественники нам говорили, что да тушенка может попасться не везде, но когда она попадается, то тушенка просто прекрасная. Очень много мяса, практически нет жира, очень вкусная. Яйца продаются везде. Яйца, замороженные продукты, например, пельмени, бузы, если есть возможность, то это все также можно с собой везти и готовить на костре. То есть проблем с покупкой продуктов для приготовления пищи здесь не возникает. Тем не менее, какой-то базовый запас на день, на два, три приема пищи нужно с собой возить. Это на случай каких-то экстренных ситуаций или же если магазины будут закрыты, либо время работы у них будет не подходящий, ну либо на случае каких-то задержек в пути, типа поломок или полудневок.
По нашему маршруту, конечно же, нам попадались туристы, в первую очередь, на выезде из Монголии, когда мы проходили границу. Там мы встретили ребят, которые уже закончили свой маршрут по Монголии. Они были из Екатеринбурга и с Подмосковья. В общей сложности это было 8 велотуристов. Мы встретили их на выезде, обменялись какими-то информационными данными, телефонами, контактами, что-то они нам подсказали. Информация из первых рук от людей, которые прошли уже Монголию, конечно же, очень ценна. То, что пишется в интернете, в отчетах, в каких-то путеводителях, может быть, не совсем актуально на данную дату или для данной местности. Лучше всего уточнять у туристов, которые прошли этот маршрут, по стоимости, по маршруту, по каким-то доступным местам. В пути встретили еще одного велосипедиста уже на подъезде к Архарину, швед, у него было соло-путешествие. Он ночует в кемпингах, то есть не как мы, в походных условиях, а в кемпингах, которых по пути много.
По берегам рек, озер, встречаются в основном гостевые юрты. Удалось встретить мотоциклиста в соло ездит. Это был итальянец. У мотоциклистов и автотуристов здесь маршруты выстраиваются от заправочной станции к заправочной станции, потому что заправки далеко не везде, только в крупных поселках, в мелких могут не работать, например. Поэтому у них небольшие крюки от заправки к заправке, но плюс экспедиционные канистры, конечно. Велопутешествие в этом плане проще, нужны всего лишь вода и корм. Это можно в любом поселке раздобыть.
Рельеф, как я уже говорил, достаточно разнообразный. Мы ехали и по горной местности, и постепенно на себе ощутили, что такое бескрайняя монгольская степь, когда на горизонте ни единого деревца, ни единого, так сказать, оврага. Чисто бытовая проблема сходить в туалет, или установка палаток. В степи это, во-первых, издалека заметно, во-вторых, всегда мешает сильный ветер. Есть такие нюансы, но постепенно к этому привыкаешь, то есть проблема туалета, она монголами, например, решается очень просто, останавливается машина, выходит монгол, делает свои дела, едет дальше. В степи по-другому просто никак не получается.
Видно, что трава прям яркая, сочная, самое то для скота, для выпаса животных. Прекрасные, грунтовые дороги, достаточно утрамбованные, укатанные. Иной раз по полю может идти несколько альтернативных дорог, 3, 4, 5 в виде грунтовых колей, которые в конечном итоге все равно сойдутся в одну точку, поэтому ты просто можешь ехать и выбирать, по какой из них двигаться. Видимо, дороги накатываются по принципу, старая дорога чуть-чуть разваливается, накатывают новую колею.
Некоторые ночевки у нас проходили в гостевых домах. Чаще всего это деревянный домик, не оборудованный удобствами. Руки можно помыть либо в умывальнике на улице, либо тебе выдают ковшик с водой, и ты моешь руки с ковшика или с кружечки. Такое, кстати, во многих придорожных кафешках тоже практикуется. Не умывальника, а ковшик с водой. Но в крупных гостиницах, в крупных гостевых домах есть отдельные раковины, туалет, вода везде холодная, стоят водонагреватели, какое-то время не работают, но несколько раз даже удавалось принять душ. В целом, такие бытовые потребности все можно удовлетворить. В основном, это в больших городах, в маленьких поселках, конечно, этого нет.
По питанию, монгольский рацион в основном состоит из мяса. Первые блюда: супы, различные разные вариации супов, вторые блюда: лапша, пельмени может быть, везде включено мясо в больших количествах, это баранина, где явно это указано, либо какое-то сложно идентифицируемое мясо, может быть, это мясо яка. По сути, говядина может быть, мясо козы или овцы, или еще что-то, конина может быть. Нам попадалась тушенка с кониной, тушенка с нарисованным ягненком, то есть в любом случае, в любой монгольской кафешке, даже в чайной, будет какая-то мясная пища.
Из фастфуда монгольского — это хушуры, ну и, конечно, бузы, позы. Они делаются в каждой кафешке по-своему, то есть бузы могут иметь круглую, продолговатую, либо быть совсем бесформенными. Попадаются обычные манты, то есть во многих национальных кухнях имеются, позы, бузы, манты. Это все тоже в Монголии есть. Хушуры — это небольшие такие чебуречки, мясо, запеченное в хрустящей корочке, очень вкусные, недорогие. Как перекус прекрасный вариант. Что интересно, в деревнях их готовят в огромных количествах, чем ближе к населенке, большим городам, тем сложнее найти хушуры. Мы к ним настолько привыкли, что просто целенаправленно начинали искать хушуры в каких-то более-менее крупных населенных пунктах, а их там нет.
В то же время, национальные супы — это, например, может быть, суп с мясом, с пельменями, с лапшой, с картошкой, такой вот плотненький суп, ассорти из всего, что можно. Или лапша-цуйван, где лапша, картошка, опять-таки капуста, мясо, все это перемешано в огромных тарелках. Они попадаются повсеместно.
Из напитков везде монгольский чай. Это чай с молоком, немножко подсоленный, немножко маслянистый. Монголы добавляют, видимо, чуть-чуть масло, чуть-чуть соли, и он в принципе, неплохо спасает от жажды, но вкус достаточно специфический. Человек, который не пьет чай с молоком, может этот чай просто не воспринять. Тем не менее, в любом супермаркете, даже в самом маленьком поселке, в самом маленьком магазинчике, который состоит из двух прилавков на двух квадратных метрах, есть печенье, есть шоколадки, есть фанта, кола, есть национальное монгольское пиво. У них с несколько видов пива, оно достаточно слабенькое, очень легко пьется, при этом достаточно дорогое, видимо, транспортировка занимает большую часть цены. Тем не менее, привычные нам напитки можно найти в совершенно любом магазине по адекватным ценам.
Что касается технических поломок, проблем с велосипедами, то монгольские дороги безусловно очень тяжелые, особенно каменистые спуски. Иной раз гребенка может идти несколько километров. Попадаются камни, булыжники, корни деревьев. Учитывая, что были достаточно большие автономные участки по три, по четыре дня между поселками, мы были достаточно нагружены, то есть велосипедные рюкзаки были у всех забиты под завязку продуктами и снаряжением.
И у нас произошло несколько досадных поломок, из довольно часто встречающихся – это проколы. Из более сложных – это поломки спиц. У одного участника пять спиц на заднем колесе сломались, правда, забегая вперед скажу, что их удалось устранить. В одной из автомастерских нам сделали спицы, приложу потом фотографии.
У меня произошла проблема с ободом, обод просто лопнул и треснул по всей внутренней длине окружности, это скорее всего было связано с усталостью металла, обод прошел очень много тысяч километров. Здесь сказалась большая загрузка по весу, плюс дороги, спуски, все это привело к фатальной поломке обода. Катить велосипед можно было, но нагружать уже нет, пришлось раскидывать продукты по рюкзакам других участников и так добраться до ближайшего города, кстати, это был Тариат, где в автомастерской удалось объяснить, что я от них хочу и монгольские очумелые ручки превратили обод снова в езжабельный.
Обод прошел после того монгольского ремонта еще 300 километров по этим дорогам, также немножко покатался по городским дорогам на больших скоростях. Сейчас мой велосипед в ходовом состоянии и едет в автобусе в Улан-Батор. Может быть даже удастся покататься по нему и остаток сезона в Якутии.
У одной участницы также сломалась одна спица, в остальном проблем нет, потому что, читая отчеты предыдущих участников, путешественников по этому маршруту, мы запаслись хорошими качественными багажниками, было проведено техническое обслуживание велосипедов. В целом, нагрузка на колеса здесь максимальная, был один разрыв покрышки, но это тоже от старости самой покрышки, благо запасные покрышки у нас у всех есть.
Хотел бы порекомендовать, тем кто собирается в Монголию, чтобы брали с собой запасные спицы и новые обода, либо достаточно прочные проверенные обода, это двухстенные, двухслойные, пистонированные. Из инструментов нам не хватало съемника кассеты, чтобы заменить спицы на заднем колесе. Остальное все решалось в полевых условиях, где-то что-то разболталось, подтянуть, подлатать, это все можно спокойно без участия мастерской. Ремонт обода, конечно, требует определенных технических моментов, и это можно сделать в каких-то мастерских, которые в общем-то в каждом поселке есть.
Проблем со здоровьем в группе не было. Присутствовали обычные велосипедные мини-травмы, порезы, какие-то мини-ушибы. Отравлений нет, потому что вся пища достаточно понятная. Если не злоупотреблять какими-то специфическими продуктами, типа кумыса или какими-то совсем национальными молочными блюдами, то я думаю, проблем быть не должно. Естественно, у нас в группе медик, необходимая базовая аптечка, которая позволила бы все это решить на месте. Но, к счастью, ничего не потребовалось.
Моральный дух в группе тоже достаточно высокий. Дело в том, что каждый день меняются пейзажи, постоянно что-то новое. Новый маршрут, он вообще способствует высокому интересу, высокой морали в команде, когда ты совместно преодолеваешь перевалы, броды. На маршруте, кстати, забыл сказать, достаточно много бродов. Многие из них приблизительно по колено. Вода, быстрые речки, похожи на колымские, быстрая холодная вода, но реки не очень широкие. В основном каменистое дно, то есть как альтернативная обувь, должны быть тапочки, в которых можно переходить броды. Иной раз приходилось велосипеды освобождать от рюкзаков, чтобы легче было переносить, но в основном они все переносятся с рюкзаками, либо мелкие броды проезжаются в седле.
При хорошем выстроенном маршруте проблем с реками не возникает, даже в разлив. В сезон разлива рек, мне кажется, все это достаточно хорошо проходимо. На больших реках есть современные мосты, либо пешеходные мостики, которые тоже позволяют велосипедистам преодолеть реки.
В целом Монголия оставила себе очень положительные впечатления. Страна достаточно интересная, красивая, самобытная. В меру сложный маршрут с интересными техническими участками. Иногда есть асфальтовые большие длительные перегоны. Большое спасибо хочется выразить Игорю Томасу, новосибирскому путешественнику, по подробнейшему отчету которого прошли 90 процентов нашего маршрута. Отчет Игоря написан с указанием всех перевалов, высот, точек, ночевок и так далее. Конечно, в процессе движения мы вносили определенные корректировки в маршрут, в зависимости от погодных или каких-то географических условий, но в целом маршрут был построен по отчету Игоря Томаса.
Не скажу, что поход доступен для новичков, которые впервые сели на велосипед, но для опытных велотуристов, за плечами, за ногами которых хотя бы пара-тройка больших многодневных походов, этот маршрут вполне проходим. Категорийность мы не высчитывали, не заявляли, но опять-таки по отчетам предыдущих групп, этот маршрут примерно имеет IV категорию сложности с элементами V категории. Основная сложность – это перевалы, так как при сильном, палящем солнце, в жару двухтысячники преодолеваются не очень просто.
В остальном никаких сложностей нет. Имеются нюансы с питьевой водой. Воду для питья можно добыть либо в больших чистых проточных реках, либо в родниках, которых, в общем-то, не так много на маршруте. В остальных случаях, воду можно либо покупать в магазинчиках и везти с собой, для надежности рекомендуется кипятить. Прокипяченная вода, конечно же, годится в качестве питьевой без проблем.
Монголия нам всем очень понравилась, маршрут интересный, природа шикарная, монголы замечательные люди, с удовольствием через 10 лет повторим маршрут, а если вы надумаете ехать по этому маршруту, обращайтесь, спрашивайте, подскажем, поможем, путешествуйте больше и дальше, друзья!
Хочу поблагодарить всех участников нашей немногочисленной команды из пяти человек. Конечно же, всех тех, без кого бы этот поход не состоялся.
Хочу выразить персональную благодарность:
– Лилии, которая рассчитала маршрут по дням, рассчитала продуктовую раскладку, принимала непосредственное участие в закупе продуктов и в готовке наших костровых обедов, завтраков и ужинов.
– Татьяне, для которой это первый большой, многодневный поход, которая очень сильно помогла Лилии с готовкой, с походным нашим бытом, с приготовлением пищи, с закупом, а также внесла свою огромную лепту в общении с монголами. Проявила все свои навыки французского, монгольского, якутского, русского языка и языка жестов, для того, чтобы многие вопросы в пути решались быстро и в нужную для нас сторону.
– Александру, который помимо обязанностей врача в каждом нашем походе, в этом походе взял на себя множество других обязанностей, и помогал по костру, и являлся примусологом, частично техником. В общем, оказался очень-очень мультизадачный человек.
– Николаю, нашему бессменному костровому, который в любых условиях поддерживал костер. Давая нам возможность приготовить пищу, вез огромную часть общественного корма. Именно, может быть, благодаря такой нагрузке, у него сломалось 5 спиц.
Также, всем нашим родным, близким и друзьям, которые за нас переживали и всячески поддерживали!
В общем, огромная благодарность всем нашим родным, близким и друзьям, которые за нас переживали и всячески поддерживали! Также всем тем людям, которые были со мной в этом походе и сделали его незабываемым!
Евгений MasterNik Никифоров
p.s. В настоящее время велотуристы находятся в Улан-Баторе, столице Монголии, в скором времени они должны через Иркутск прилететь в родной Якутск. Если вы хотите приобщиться к велотуристическому движению Якутии, то смело звоните в турфирму “Попутный ветер”, которая специализируется на велосипедном туризме. Все контакты на картинке: