Недавно в Якутске состоялся круглый стол, инициатором проведения которого стали организаторы уже известного в республике проекта «Пути великих свершений». За последний год его участники осуществили три экспедиции из столицы республики – в Охотск (Хабаровский край), Бодайбо (Иркутская область) и Нелькан (Хабаровский край). По старым ныне заброшенным трассам, которые вот несколько веков осваивали первопроходцы, торговцы, почтари и так далее.

И вот, казалось бы, – сугубо просветительский проект, цель которого – сохранить память, историю Дальнего Востока. Но в ходе этого круглого стола прозвучали такие вещи, которых уже давно не слышно с государственных трибун. Взгляды на будущее Дальнего Востока, на взаимодействие регионов, транспортное развитие, объединение хозяйствующих связей и так далее. Именно поэтому это мероприятие, а точнее, сам проект, заслуживают отдельного внимания.

В первую очередь, конечно, взгляды инициатора проекта – Георгия Никонова. Георгий Дмитриевич был в свое время министром внешних связей республики, долгие годы работал на Дальнем Востоке — постоянным представителем Республики Саха (Якутия) по Дальневосточному федеральному округу в Хабаровске. То есть человек очень подготовленный, имеющий обширные знания в совершенно разных сферах, и особенно глубоко знающий Дальний Восток, его историю, особенности.

И очень хорошо, что именно Георгий Дмитриевич стал инициатором проекта «Пути великих свершений», который, на мой взгляд, уже сейчас начинает оказывать серьезное влияние на формирование видения мира у молодых ребят, дает повод осмыслить историю родного края якутянам и не только. Об этом можно смело говорить хотя бы потому, что во время круглого стола выступали учителя, которые популяризируют деятельность знаменитого исследователя Витуса Беринга, проводят мероприятия, посвященные 300-летию Первой Камчатской экспедиции. А один мальчик даже зачитал письмо Витусу Берингу – школа №5 города Якутска провела такой конкурс серди своих школьников.

Одним словом, это очень позитивный и полезный проект. И особенно хотелось бы остановиться на том, что касается взаимосвязей регионов Дальнего Востока. Вот что об этом говорит Георгий Никонов.
Он рассказал, что «во время экспедиций были установлены новые факты в области геополитики, истории, географии и этнографии. «У нас прошли три экспедиции за последний год (в Охотск, Бодайбо и Нелькан). Экспедицию в Нелькан можно рассматривать как продолжение экспедиции в Аян в 2016 году. Экспедиция в Нелькан отличается от предыдущих тем, что в 2025 году мы празднуем 80-летие Великой Победы, 300 лет Первой Камчатской экспедиции Беринга и в 2032 году исполнится 400 лет начала освоения Дальнего Востока, а недавно вышел указ Президента России о праздновании 400-летия города Якутска».
Вот эти три пункта, Охотск, Аян и Бодайбо, что их объединяет? Прежде всего тесные исторические и экономические взаимосвязи. Они были открыты из Якутии и сыграли значительную роль в развитии Дальнего Востока. Например, с Охотска были открыты Камчатка, Аляска в 17−18 веках. В 19 веке с Аяна – Приморье и Сахалин.
«Но мы сегодня говорим об истории. История – это наука о будущем. Чем больше мы оглядываемся назад, тем лучше видим будущее. Так говорил Уинстон Черчилль. Поэтому, чем больше мы знаем свою историю, тем легче нам ориентироваться в будущем, в новых реалиях, разбираться с новыми вызовами. История, как вы знаете, развивается по спирали, всё это повторяется. И поэтому экспедиция «Пути великих совершений» – это попытка взглянуть на историю с новой, современной точки зрения», – так считает Никонов.
Георгий Дмитриевич предлагает посмотреть на Охотск, Аян и Бодайбо с точки зрения новых транспортных коридоров. На Охотск – в связи с тем, что в Якутии железная дорога пришла в Нижний Бестях, а летняя дорога дошла до Аллах-Юня. «Это всего 400 километров до населенного пункта Арка, где находится хорошая дорога, построенная предприятием «Полиметалл». Сейчас в Охотске большие проблемы с обеспечением всем необходимым не только поселка, но и золотодобывающих предприятий. Поэтому зимник из Якутии помог бы решить их», – считает исследователь.
«Не так давно я был в Хабаровске, встречался с заместителем председателя правительства Хабаровского края Артемом Мельниковым и исполняющим обязанности министра экономики Николаем Дубининым, с которыми мы тоже провели разговор о транспортных коридорах из Якутии через Нижний Бестях до Олекминска и Аяна», – рассказал Георгий Дмитриевич.
Он отметил, что считается, что наземной дороги из Якутии в Хабаровский край нет. «Но у нас, оказывается, есть проезд. И основа его — это круглогодичная дорога, построенная артелью старателей «Амур», которая идет от Белькачи до Нелькана. Это 517 километров прекрасной, грейдированной, дороги. И в перспективе она, если продлить ее до Аяна, может стать третьим выходом России к Тихому океану. Если первый выход – это Транссиб, второй выход, это БАМ на Советскую Гавань, то выход в Аян – это было бы большим прорывом и третьим выходом России к Тихому океану», – Никонов.
Если говорить о Бодайбо (Иркутская область), то этот город находится всего лишь в 600 километров от Олекминска. «У нас сегодня стоит вопрос о том, что нет дороги из Олекминска в летний период. И поэтому строительство этой дороги, наверное, или в скором, или в далёком будущем, всё равно будет. Если ее достроить до Бодайбо, то дорога, которая была еще в 19 веке, вполне может быть использована как зимник. Это была бы федеральная дорога до Иркутска».

Кроме того, он отметил, что руководство города Бодайбо все время ставит вопрос о том, что нет связи между городом и станцией «Таксимо» Байкало-Амурской железной дороги. Это всего лишь 200 километров. «Поэтому если эта дорога будет связывать Якутск, Олекминск, Бодайбо и станцию «Таксимо» – это была бы федеральная дорога, которая связывает Якутию, Иркутскую область и Бурятию».
По мнению Георгия Дмитриевича, большие перспективы имеет возрождение хозяйственных связей между регионами. В Маче находится артель старателей «Витим», которые содержат свиней, коров, обеспечивающих Бодайбо и свои структуры мясом, молоком. У них построен перерабатывающий пункт, который делает колбасу, сыр и прочее. Руководство Бодайбо подтвердило, что они с радостью согласились бы закупать натуральную продукцию и с Олекминского улуса. Это было бы перспективно тоже для развития наших хозяйствующих связей.
Близ Охотска и Нелькана есть прекрасные места для выпаса оленей. Раньше между Усть-Майей и Аяно-Майским муниципальным районом Хабаровского края содержалось 20 тысяч оленей. На сегодняшний день осталось 240 оленей. В Нелькане в свое время было 15 тысяч оленей. Сегодня поголовья не осталось. Кроме того, проводники говорят, что в последнее время развелось очень много зверей с ценной пушниной.
Нелькан, где живет 650 человек, полностью отапливается дровами. Там нет ни одного благоустроенного дома. Котельные отапливаются дровами из-за того, что нет угля. В советское время уголь возился из Якутии, поселка Джебарики-Хая. Но после разрыва связей в 1990-х годах угля не стало, поэтому в Нелькане только дровяное отопление. Значит, мы могли бы им помочь.
«Эти взаимосвязи между Якутией, Бодайбо, Аяном, Охотском – это будущее нашей страны. Это не только транспортные коридоры. Это добыча полезных ископаемых – в тех местах есть доказанная нефтегазоносность. Здесь добывается золото, платина, расположено полиметаллическое месторождение «Сардана», которое имеет мировое значение. «Нордголд», компания, которая работает в Якутии, уже получила лицензию на добычу и разработку полиметаллов в Усть-Майском районе Якутии. А территория этого месторождения простирается и на Аяно-Майский район Хабаровского края.
Лесосечный фонд, который имеется в Усть-Майском улусе, Аяно-Майском районе и Охотском районах, больше, чем лесосечный фонд всего Хабаровского края. Стоит прекрасный строевой лес, который гниет сейчас на корню. Поэтому, если будет комплексное развитие этих территорий, транспортных коридоров, которые мы даже сегодня в связи с нашей экспедицией видим, это прекрасное будущее нашей страны, комплексное развитие. Как, наверное, как когда-то был «Южно-якутский территориально-производственный комплекс», наверное, должен быть «Аяно-Майский территориально-производственный комплекс», которому суждено быть одним из опорных проектов нашей страны, и который мог бы быть общей собственностью Якутии и Хабаровского края».
Вот с таким основным докладом выступил автор и организатор проекта «Пути великих свершений» Георгий Никонов.
Какие мысли возникают в связи с этим?
Первое. К большому сожалению, связи между регионами Дальнего Востока налажены далеко не так, как хотелось бы. Даже три экспедиции, общение с людьми, которые готовы работать, сотрудничать, показали, что нужно возобновлять более тесные связи с дальневосточными соседями.
А мы помним, как в свое время шла эта работа. В начале 2000-х годов губернаторы Дальнего Востока были единой командой, и вместе ставили вопросы перед федеральным центром, защищая интересы своих территорий и граждан. Достаточно сказать, как дальневосточники в свое время выступили против монетизации льгот, против того, что у регионов забирают право «двух ключей». Да, кроме президента Якутии Вячеслава Штырова тогда все отозвали свои подписи под письмом с соответствующим содержанием президенту России. Но факт в том, что объединение было.
Элементарно, когда одна из ведущих российских авиакомпаний начала демпинговать цены на авиабилеты в Магаданской области и их местная авиакомпания разорилась, люди вышли на митинг, что было сделано? Губернатор обратился к Якутии, и наша авиакомпания «Якутия» помогла с рейсами.
С Магаданской же областью шло прямое взаимодействие по геологическому освоению Колымы. Так, в Магадане по итогам совещания о развитии золотодобывающей промышленности страны правительству России было поручено выделить крупные средства на геологическое изучение перспективной территории в восточной части Якутии и западной части Магаданской области. Результатом этих работ стала Яно-Колымская металлогеническая группа с отличными перспективами по золоту, серебру и редкоземельным элементам. Это одна из крупнейших металлогенических провинций в мире.
Совместно с Хабаровским краем был задуман и выполнен сложнейший проект по строительству угольного терминала в бухте Мучке. Он был необходим для вывоза грузов из Якутии, в первую очередь угля. Терминал был построен и теперь входит в Топ-5 самых мощных российских терминалов имеет огромное значение для экономики не только для экономики Дальнего Востока, но и всей России. И именно это дает сегодня возможность работать на полную мощность компании «Колмар» в Якутии, а значит, и пополнять бюджет региона, принимать на работу наших ребят.
С Амурской областью шло самое плотное взаимодействие, так как именно по территории этого региона пошли магистральные нефте и газопровод из Якутии – «Восточная Сибирь – Тихий океан» и «Сила Сибири». Более того, даже нынешний проект «Железных дорог Якутии» – по восстановлению погранперехода в поселке Джалинда Амурской области, реконструкции железной дороги до Сковородино, чтобы иметь прямой выход грузов до Якутии – это тоже все обсуждалось уже тогда.
Можно еще долго приводить примеры. Сейчас, увы, такого тесного взаимодействия не наблюдается. И это, конечно, минус. Почему? Да потому что элементарно тесные контакты с соседями могли бы дать толчок развитию экономик регионов, взаимообогатить их. В том числе и кадрами. Допустим, у Якутии не хватает тех же кадров для работы на угольных предприятиях. Так почему не взять их в соседних регионах? Может, даже обучить. Чтобы не уезжала молодежь куда подальше, а работала на Дальнем Востоке.
И еще очень важно совместное отстаивание позиций Дальнего Востока на федеральном уровне. Например, по части электроэнергетики. Причем, это касается как строительства новых объектов генерации, так и тарифных решений.
Второе. Это, конечно, важнейший вопрос по транспортному освоению Дальнего Востока, так как это один из главных тормозов его развития.
В своем докладе Георгий Никонов обозначил некоторые маршруты развития автомобильных трасс. И тут можно добавить следующее. Несколько ранее на эту тему у него состоялся разговор с Государственным советником Республики Саха (Якутия) Вячеславом Штыровым. В том числе пошла речь об этих же транспортных коридорах.
В первую очередь о том, что в 2002 году был разработан пятилетний План развития республики и было решено – необходимо строить опорную сеть автодорог республики, каркас, к которому бы как к главной магистрали присоединялись бы другие автодороги. И одним из ключевых проектов в составе опорной сети была выбрана автодорога «Амга» – Якутск, Амга, Усть-Мая.
Понятно, что масштаб работ в целом в тот период был большой, и на других опорных направлениях необходимо было сконцентрировать ресурсы. Поэтому дорога своим чередом строилась, строилась и потребовалось много лет для того, чтобы ввести ее в эксплуатацию. «Но на этом дело не закончилось. Мы начали активно работать с Хабаровским краем, с тогдашним губернатором Виктором Ивановичем Ишаевым, и сделали совместно проект о создании федеральной автодороги из Якутска на Аян, как продолжение нашей автодороги «Амга». А поскольку эта дорога связывала бы уже два субъекта федерации, и, кроме того, давала бы выход в море, значит, имелись все основания для того, чтобы придать ей статус федеральной», – Штыров.
Как выяснилось, речь шла еще далее – на первом этапе дойти до Аяна, а потом из Аяна повернуть в Хабаровский край и дойти до Комсомольска-на-Амуре. Тогда республика получила бы выход к морю и прямой путь на Дальний Восток. Не надо было делать петлю через Амурскую область, чтобы попасть в Приморье, в Хабаровск, и так далее. Этот проект в тех исторических условиях развития не получил, но его надо реализовывать до конца.
В тот же период, к середине 2000-х годов, активно начала строиться автодорога «Вилюй». Причем, многие тогда выступали против того, чтобы она стала федеральной. Но ведь за счет этого она сейчас и возводится ударными темпами. Эта же автодорога должна была стать и федеральной, то есть соединить Якутию и Иркутскую область. Более того, республика настаивала на южном варианте ее маршрута: Мирный – Ленск – Пеледуй — Витим – Непа – Верхнемарково. А не так, как этого хотел «Росавтодор» — по северному маршруту из Мирного прямиком только через месторождения нефти и газа мимо всех населённых пунктов Ленского района.
Логика абсолютно понятна. Раз уж строить федеральную дорогу, так в первую очередь для людей, а не для недропользователей. Вот если б это все было сделано (а планы эти были заложены в федеральные программы, но с уходом Штырова с поста руководителя региона дело было отложено, а потом и вовсе забылось «Росавтодором»), то не было бы у Ленского района никаких проблем с автодорогами.
В 2020 году республика снова поставила вопрос о необходимости строительства автодороги «Вилюй» по южному варианту. Но на сегодня, по последней информации, вопрос до конца не решён.
А ведь эта же дорога могла бы решить и еще один очень больной вопрос – автодорога «Мухтуя» на участке от Мирного до Ленска была бы приведена в нормативное состояние. Сейчас она республиканская, а если бы стала федеральной, то было бы совершенно другое дело.
Как мы помним, в середине 2000-х начали активно строиться и другие федеральные дороги – «Колыма», «Лена». Но и другие пути – на Охотск, на Бодайбо, нам тоже нужны.
И все это – не говоря о железнодорожном строительстве. Это вообще отдельная тема. О трубопроводном транспорте, энергосистеме Дальнего Востока и многом другом. То есть поле деятельности огромное. Вот и нужно (подчеркну еще раз) действовать сообща, а не запираться каждому в своей «региональной квартире». Тогда и результат будет намного более вероятным.
Ну, и наконец, третье. К сожалению, получается так, что усилия государства по развитию Дальнего Востока не сказались на связанности ее регионов. Что и логично – потому что долгое время главной целью всех стратегий, программ и так далее была вовсе не интеграция Дальнего Востока с другими российскими регионами и между собой. А – с Азиатско-Тихоокеанским регионом. И теперь проект «Пути великих свершений» показывает нам, что эта стратегия не сработала. Регионам нужно объединение, взаимопроникновение и, как сказал один из содокладчиков на круглом столе, кандидат политологических наук Семен Дьячковский — выработка мировоззрения, которое объединило бы все регионы Дальнего Востока в единое духовное пространство.
Есть повод задуматься.
А если говорить конкретно о Якутии, то, как показывает вот этот небольшой эпизод из деятельности проекта «Пути великих свершений», у нас есть масса возможностей и перспектив для развития. И очень хотелось бы надеяться, что мы перестанем плавать в каком-то мелкотемье, мельтешить и суетиться, упираться во всякие чисто региональные проекты (каким стало строительство Ленского моста без железнодорожной составляющей), а, наконец, начнем действовать с умом, думая стратегически и на перспективу. Чтобы, как когда-то сказал про планы Якутии председатель правительства России Михаил Фрадков, – дух захватывало!
Маргарита НИФОНТОВА
Источник: 1sn.ru