Автомобильная экспедиция, стартовавшая 16 марта, преодолев 2000 тысячи километров на автомобилях, 20 марта финишировала в своей отправной точке — городе Якутск. Все цели достигнуты, в дороге никаких форс-мажорных ситуаций не возникло, техника отработала на отлично, участники живы-здоровы и полны сил.

Старт состоялся затемно, в 6 утра. Собрались у «Покровского поста ГАИ» при въезде в черту города и на двух автомашинах УАЗ «Патриот» покинули Якутск. В Амге к экспедиции присоединились участники из Усть-Майского улуса — Глава администрации улуса Александр Азаров и специалист по связям с общественностью Анатолий Вако. Переправившись через Амгу у села Болугур по зимнику взяли курс на юг, в поселок Белькачи, знаменитого древними стоянками людей и известного как родина палеоэскимосов, которые расселились оттуда вплоть до Гренландии.

На границе Амгинского и Усть-Майского улусов, в местности именуемом «Шаман», встретили УАЗ-буханку и Ипсум, едущих с села Кутана в Якутск через Белькачи и Болугур. Записали интервью, попили чай, поговорили, повесили памятную табличку экспедиции и разъехались.
Расстояние с Якутска до Белькачи, по моим расчетам, равняется около 430 километров, из них 238 километров до Болугура, хорошей дороги, которую содержит республика. С Болугура до Белькачи уже зимник, где негде даже разъехаться двум встречным легковушкам. Пока ехали, встречались одни переднеприводные японцы, ехавшие в Кутану.

До Белькачи доехали довольно поздно. Поужинали в школьной столовой, затем заселились в пустующую квартиру. Усть-Майские распределились по родственникам.

Подумал, что неплохо было бы организовать здесь комфортную гостиницу, ведь село является перевалочной базой ООО «Амур Золото» — золотари таскают грузы с Томмота до участков, расположенных Аяно-Майском районе Хабаровского края. На фото видны ночующие наливники.

С утра вместе со школьниками возложили венки и цветы к памятнику участникам Великой Отечественной войны. На памятнике отмечены имена ветеранов, часть из которых почему-то были спилены, что хорошо видно на фотографиях.
Сверху памятника нарисовано лицо солдата в шлеме, которую я издали принял за Че Гевару, срисованного со знаменитой картины Фицпатрика, ставшей символом борьбы за свободу.

Затем экспедиция посетила местную школу, где участники познакомили детей и педсостав с проектом «Пути великих свершений», рассказали о целях и задачей экспедиции, подарили книги, подарки и так далее. На мой взгляд, дети слушали весьма внимательно и даже задали ряд вопросов.

Перед тем как покинуть Белькачи, на въездной стеле закрепили памятные таблички. Здесь мы расстались с Николаем Макаровым, которого вызвали на какой-то симпозиум в Москву. Они вдвоем, с водителем Александром Макаровичем, выехали в Якутск, а мы продолжили свой путь.
Началось движение по дороге отличного качества, проложенной золотарями. Временами проезжали через КПП, первая из которых стоит почти сразу за переправой через Алдан. Сверили номера машин, имена пассажиров. На участках по добыче золота работает Билайн, что, конечно, не могло не радовать.

Постепенно пейзаж меняется на горный, появляются первые выработки, полностью раскопанные ручьи, но по сравнению с Магаданской областью их немного.

По заранее достигнутой договоренности, по пути встретились с руководством ГОК «Юбилейный» ООО «Амур Золото», что расположено у горы Облачный Голец. Нас там у КПП встретил Максим Проничев. Он рассказал о деятельности предприятия, функционировании дороги и провел мини-экскурсию по территории, где мы издали на склоне горы увидели здания ГОК, а затем посмотрели вход в подземные выработки.

Едем дальше, дорога все так же радует, иногда попадаются грузовики. На одном из подъемов стоит бензовоз, прицеп соскользнул в кювет. Подошли, оказалось, что водитель сидит уже со вчерашнего дня, передали немного поесть.
В районе 19 часов, преодолев за день 400 километров, подъехали к Уоргалану. Проехали через рабочий поселок, в темноте мне не удалось разглядеть аэродром. Переехав через шлагбаум заправились, немного перекусили. Отсюда немного южнее, находится знаменитый хребет Кондер.

Движемся дальше. Еще немного и заканчивается дорога, обслуживаемая «Амур Золото». Начался суровый зимник, местами залитая водой из наледей. В одном месте наша машина, шедшая второй проваливалась колесом в воду, пришлось вытягивать.

Кроме этого случая проблем не возникло и поздно ночью мы достигли конечной точки экспедиции — села Нелькан Аяно-Майского района Хабаровского края.

Утром 18 марта наша работа в Нелькане началась в здании Администрации села, со знакомства с Главой поселения Натальей Петуховой и заместителем главы Аяно-Майского района Мариной Скиба.
Село небольшое, все находится в шаговой доступности, поэтому пешком отправились в местный краеведческий музей, расположенный в метрах пятидесяти от администрации. Экскурсию для нас провела сама заведующая Зоя Лебедева. Музей отличный, много экспонатов, стендов, посвященных истории Аяно-Майского района, имеется даже интерактивная песочница, призванная привлечь сюда совсем юных сельчан.
После музея возложили цветы и венки к памятнику воинам Великой Отечественной войны и посетили Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы 1904 года постройки. Здесь передали старосте прихода церковную литературу на якутском языке, переданную протоиереем Павлом Слепцовым. Как оказалось, в храме нет своего священника, скорее можно сказать, что он есть, но приходящий.
Затем вернулись обратно в администрацию села, где состоялась встреча с населением и подписание соглашения о побратимстве между Усть-Майским улусом Якутии и Аяно-Майским районом Хабаровского края.

Следующим пунктом в программе пребывания значился Этнокультурный центр имени Василия Константинова. На улице нас встретили дети, работники и директор Этноцентра Лариса Вернослова с пожеланиями на эвенкийском языке. Она поведала нам о работе центра, показала поделки, рассказала сказку на эвенкийском языке. Здесь же мы пообщались с детьми, занимающимися в этнокультурном центре.
В общем, программа экспедиции на этом, можно сказать, полностью была выполнена. Было обсуждено много проектов, в основном, конечно, касающихся дорог и культурных связей, но главное, были налажены дружеские связи в столь близком, и в то же время труднодоступном Нелькане.

На следующий день, то есть 19 марта, с восходом солнца мы пустились в обратную дорогу. Возвращались ровно тем же маршрутом, также переночевали в Белькачах и через Болугур мы, якутяне вернулись в свой Якутск, а усть-майцы с Амги напрямик поехали в Усть-Маю.

Если кратко, то ход экспедиции был таким. Подводя итог, нужно сказать, что расстояние до Нелькана с Якутска через Белькачи составляет всего-то около 1000 километров. Из них самые тяжелые участки это Болугур-Белькачи (~190 км) и Уоргалан-Нелькан (~140 км), а с Нелькана до Аяна около 250 км, то есть если построить дороги на этих участках, то можно будет с железнодорожной станции Нижний Бестях напрямик выйти на побережье Охотского моря. Таким образом, у Якутии сбылась бы мечта о своем порте на Тихом океане, а по удобству, глубинам и прочей гидрографии, удобнее порта чем Аян на всем охотоморье не сыскать.
Особо хотелось бы выделить наших водителей Владимира Доргонова, Александра Иларова и Евгения Астафьева, только благодаря их профессионализму и мастерству экспедиция не знала проблем с техникой и успешно завершилась в срок.
На основе отснятого материала мной был смонтирован короткий ролик, так сказать, для погружения в атмосферу. Более подробно об экспедиции смотрите в телепередаче «Пути великих свершений» на телеканале НВК «Саха», который выйдет, как я полагаю, 31 марта.
YOUTUBE:
RUTUBE:
Благодарим всех тех, кто оказал помощь в организации экспедиции!