В начале апреля 2016 года меня пригласили участвовать в экспедиции до Охотского моря, до Аяна. Я сам уроженец Усть-Майского района нашей республики. Эвенк, один из организаторов эвенкийской ассоциации республики, отвечающий за культурное возрождение эвенкийского народа.
В преданиях нашего народа есть очень много информации об этом Аянском тракте. В середине 19-го века был обустроен этот тракт, как почтовое казённое учреждение из 38 станций от Охотского моря до г. Якутск. 31 станцию содержал Алдано-Майский улус. По этому тракту грузы из России направлялись через порт Аян и обратно шли грузы для России. В связи с продажей Аляски почтовый тракт официально закрыли в 1867 году, но торговля продолжалась и тракт держался до 20-х годов 20 века. После гражданской войны Алдано-Майский улус расформировали и из его волостей в 1931 году создали Тунгусский округ в составе Охотского, Аяно-Майского и Тугуро-Чумиканского районов. Так наша республика лишилась выхода на Охотское море.
И вот назрела такая необходимость от Якутска дороги, сухопутной, до Аяна.
Глава Якутии Егор Афанасьевич Борисов и губернатор Хабаровского края Вячеслав Иванович Шпорт договорились в г. Охотске в июле 2016 года продолжить усилия по строительству дороги «Амга», которая окажет большую роль в развитии регионов. В планах – совместными усилиями развивать портовое хозяйство, придать тракту статус федеральной трассы.
Наша группа из 6 человек 12 июня добралась до п. Усть-Мая, где к нам примкнула группа из 5 человек, и вот переночевав в п. Усть-Мая мы на берегу Алдана фотографировались перед походом.
Руководитель проекта – Власов Виталий Гаврильевич, члены: Василий Егорович Васильев-Харысхал, летописец экспедиции, народный писатель республики, Аким Константинович Татаринов – краевед, Валентин Гаврильевич Исаков – алгысчыт, народный певец, 2-е молодых людей – операторы (имён к сожалению, забыл, один из них был по фамилии Лукин, руководил квадрокоптером), зам. главы Усть-Майского района Алексей Юрьевич Слепцов и мотористы: Марков Василий Витальевич, Адамов Олег Фёдорович, Адамов Андрей Николаевич и Винокуров Алексей Леонидович.
Ох и красива река Мая. Эти красоты снимал наш руководитель В.Г. Власов на профессиональном аппарате. Не доезжая до Усть-Юдомы в устье речки Малый Ханды расположились на ночлег, сказалась поломка одного мотора «Меркурий».
На следующий день погостив на месте бывшего посёлка Усть-Юдома у гидрологов, поехали по части реки Мая, уже по территории Хабаровского края. Когда причалили на берег Маи у деревни Аим, вода была мутно-красной. Жители, которые встретили нас, сказали, что у золотодобытчиков на реке Аим вода прорвала дамбу, и что жители Аима вынуждены воду привозить с вод другого берега, где течёт чистая вода Маи. Нас встретила администрация п. Аим – Елена Алексеевна и мы ночевали у неё в доме, а перед этим в довольно просторном клубе встретились с жителями, провели беседу о цели нашей экспедиции и дали концерт.
На следующий день глава Аима повезла 2 большие бутыли воды для анализа в Нелькан. По пути на остановках ловили рыбу на спиннингах. Следующий ночлег настал на острове недалеко от Цыпандинской пещеры. Недалеко от этого острова на правом берегу фотографировали древние наскальные рисунки. Основной темой рисунков была охота на лося и оленей, мифические предания о том, что лось украл солнце и что охотник, добыв лося, вернул солнце людям.
На следующее утро отправились смотреть пещеру. Во времена советской власти рабочие – жители п. Цыпанда использовали пещеру для хранения мяса и рыбы, сделав – закрыв вход в пещеру деревянным строением с большими воротами, которые потом унесло большой водой, но детали от строения еще остались. По рассказам наших мотористов, которые чаще тут бывавшие, эвенки испокон веков это практиковали – хранили запасы мяса и рыбы.
Опять понеслись вверх по реке Мая. В одном месте у острова увидели красавца лося, лоснившегося черной шкуры. Лось, увидев флотилию наших лодок, побежал вдоль берега довольно долго, демонстрируя свою красоту и мощь. Ближе к обеду подъехали в Джигду. Познакомились с главой посёлка Натальей Савельевной Кадъяровой, которая показала своё село, школу, клуб и администрацию. В этом селе живут более 200 человек, почти все занимаются традиционным промыслом. Впервые Джигда упоминается в 1844 году как одно опорное поселение русских для поддержания торгового тракта от Аяна до Якутска.
Поговорив и пообедав в Джигде поехали дальше и через час нас встречали в п. Нелькан администрация и население посёлка. Нас поселили в интернате школы. Во время учёбы съезжаются и живут тут школьники из Аима и Джигды.
Глава поселка Петухова Наталья Васильевна рассказала нам, что в Нелькане живут более 730 людей разных национальностей, в основном эвенки и русские. В годы советской власти тут был центр совхоза «Нельканский», у которого было 25000 голов оленей. С пятидесятых годов 20-го века выращивали картофель и капусту, держали, кроме оленей, коров и лошадей. Тут ещё функционирует аэропорт, и что ожидается прилёт губернатора края В.И. Шпорт. Нас встретил последний директора совхоза Дьячковский Александр, человек неординарный, очень болеющий душой за эвенков. Он много своих вещей отдал в краеведческий музей, держал несмотря на преклонные годы оленей. В дальнейшем он включился в состав экспедиции, что было хорошо для нас, человек местный, много знающий историю района, много ездивший по оленьим стадам как зоотехник совхоза. В Нелькане мы встретились с главой района Алексей Алексеевичем Ивлиевым, который приехал из Аяна в Нелькан для встречи с губернатором. Главной бедой для района он считал убыль населения в связи с сокращением рабочих мест. В районе добывают золото и платину в течении лета вахтовым методом. А вот местного производства почти не осталось.
Вечером встретились с местным населением, поговорили о нашей экспедиции, о мечте возродить Аянский порт и тракт, о том, что руководители республики и края встречаются в Охотске и подпишут соглашение о сухопутной дороге от Амги до Аяна. После своими силами дали концерт.
Местные эвенки очень сокрушались, что они после распада совхоза «Нельканский» остались без оленей не у дел, молодёжь уезжает на поиски работы, остаются те, у кого пенсия, из-за отдалённости от центра нет возможностей открывать своё дело, продукты, привозные очень дорогие. Сами тоже хотели бы, чтобы заработал Аянский порт. Многие помнили, что из деды каюрили и возили грузы до Нелькана на оленях, даже на собаках, на лошадях. Что мы могли советовать им? Ведь совсем недавно у нас в республике была такая же картина.
18 июля прилетел В.И. Шпорт, провел совещание в местной школе, обещал открыть во всех почтовых отделениях «Почту-банк», все остальные банки отказались в этом районе содержать свои кассы.
Глава села Аим Елена Александровна сказала, что привезла 2 бутыли воды у своего села и просила сделать анализы воды в Хабаровске, разобраться с золотарями на реке Аим, что спускают такую зловонную воду из своих дамб.
Губернатору это выступление не понравилось, но все-таки дал команду взять воду на анализ и пообещал разобраться с артелью на реке Аим.
Зато нам эта школа понравилась тем, что в коридоре висели много материалов об истории с. Нелькан и об эвенках, их культуре.
На следующее утро на Урале-вахтовике кроме двух мотористов, Маркова Василия и Адамова Олега, отправились к Охотскому морю на Аян. У Олега и Василия тут жили родственники и они рады были погостить у них. Переехав на пароме реку Маю по довольно хорошей грунтовой дороге проехали около 70 км и остановились у могилы старосты Карамзина, почившего ещё до революции.
У могилы вся деревянная часть сгнила и остался чугунный памятник, хорошо сохранившийся. (Фото у меня не сохранился). Переехав вброд довольно большую реку поехали дальше. Раньше тут был мост, остатки которого большая вода выбросила на берег, так метров сто с лишним длиной. Далее дорога пошла в гору и по дну реки Челасин. Наша вахтовка поехала вверх по течению, благо, что дождей не было и вода едва доходила до осей колес. Вскоре добрались до перевала.
Проехали по очень извилистой дороге среди стлаников и переехали хребет Джугджур. Показалась река и по дну этой реки Алдома поехали вниз по течению и через некоторое время выехали на грунтовое шоссе. Александр Дьячковский сказал, что осталось до Аяна около 40 км. Дорога хорошая накатанная. Через час проезжали мимо аэропорта Аян. Далее уже ехали в дождливом тумане. Тучи стояли низкие, ветра почти нет. Вот открылось море среди гор и скал. Нас встретила местная администрация и поселила всех нас в районной больнице по палатам. Больных было в это время мало и места всем досталось. Первое, что нас удивило, это объявление на двери больницы с предупреждением о том, что медведи ходят у посёлка и надо быть осторожным на улице.
К нашему приезду подготовились и вскоре нас позвали на ужин, где мы поделились своими впечатлениями и планами на вечер и на завтра.
Вечером в клубе была встреча с местным населением и совместный концерт. У Акима Татаринова была своя забота: как сделать якутское сэргэ в память тем, кто осваивал Аянский тракт. Аян как поселение было основано в 1840 году лейтенантом Завойко. Вслед за этим были основаны контора и склады Российско-Американской Компании.
Грузы для России переместились с Охотска на Аян и для нужд компании были переселены крестьяне с Байкала сюда и как опорные поселения основались по пути торгового тракта по три-пять дворов примерно через каждые 30-40 км друг от друга до Усть-Маи, Амги и Якутска. В 1848 году возвращался архиепископ Алеутский и Камчатский Вениаминов, в 1849 году по его ходатайству побывал здесь Муравьёв губернатор Иркутска.
Торговый тракт в 1851 году был преобразован в казённый почтовый тракт с 38 станциями до Якутска. Ликвидирован в 1867 году в связи с продажей Аляски Америке.
Но торговля продолжалась, уже с Владивостока везли чай, мануфактуру через Аян и этот тракт держался до гражданской войны в этих местах.
На утро вместе все пошли на место, где должны были поставить сэргэ. Помогали Акиму чем могли, прорыли яму для сэргэ. Когда наш мастер окончил свою работу, в присутствии многих жителей Аяна, наши руководители сказав короткую речь, дали мне бразда для освящения сэргэ и вскоре закончив обряд установки сэргэ по всем канонам, опять приступили к речам. Все закончилось хороводом осохай, и в это время небо прояснилось и показалось солнышко, которого не видели более 10 дней. Местные жители удивлялись и говорили, что мы солнце возим с собой.
С митингом закончилась наша экспедиция. Но, молодой работник администрации района Алексей Карамзин повез нас на рыбалку в море. Было очень интересно, что на десятиметровую сеть, вставляемую шестом с берега в море через несколько минут ловится морская рыба-кета в количестве до десяти штук.
Валентин Исаков, Народный певец Республики Саха (Якутия), Заслуженный артист Республики Саха (Якутия).
Фотографии Виталия Власов и участников экспедиции
-
Туризм и перспективы его развития в Усть-Майском улусе Якутии
В начале августа наш проект “Пути великих свершений” посетил Усть-Майский улус Якутии, где под руководством министра предпринимательства, торговли и туризма Тимура Ханды…
-
Заседание коллегии Министерства предпринимательства, торговли и туризма РС (Я) в Усть-Майском улусе
9 августа в п. Усть-Мая под руководством министра предпринимательства, торговли и туризма Тимура Ханды прошло заседание коллегии Министерства предпринимательства, торговли и туризма…
-
Былыргы “Дьокуускай-Айаан” айанын суолунан. 3 чааһа
Аким Татаринов “Улуу айаннар суолларынан” бырайыак Уус-Майаттан Охуоскай муора былыргы пордугар, Айаан сэлиэнньэтигэр 2016 сыллааҕы экспеддициятын туһунан ахтыытын түмүктүүр чааһа. Бу сырыыга Нелькан ытык сириттэн Дьугдьур хайаларын туораан Айааҥҥа дылы айан ойууланар.
-
Усть-Майский предприниматель Лариса Попова: «У нашего района есть свой выход к морю»
В прошлом году [в 2020-ом] в Усть-Майском районе появился первый в районе туристический оператор ООО «Усть-Мая Тур», руководителем которого является Лариса Попова.…
-
Былыргы “Дьокуускай-Айаан” айанын суолунан. 2 чааһа
Салҕыыта, бастакы чааһын бу ссылканан ааҕыҥ Салгыы айаннаан биир арыыга тохтоон хонорго быһаарынныбыт. Үрэх арыытыгар уу аҕалбыт кураанах маһа дэлэй. Балаакалары туруордубут.…
-
Былыргы “Дьокуускай-Айаан” айанын суолунан. 1 чааһа
“Улуу айаннар суолларынан” бырайыак Дьокуускай-Айан маршрутунан ааспыт экспедициябыт түмүктэммитэ номнуо сэттис сыла ааһа охсубут эбит. Ол тухары ити айан “суоллааҕы бэлиэтээһиннэрэ” дьэ…
-
О заселении якутами Аянского тракта
К середине XIX века на северо-восточном рубеже Российского государства был основан тихоокеанский порт — Аян1, который стал еще одним форпостом для освоения…
-
Пути великих свершений. Усть-Мая-Нелькан-Аян – Историко-краеведческая экспедиция 2016 г.
Экспедиция стала первой из более чем десяти, организованных проектом “Пути великих свершений”, в ней приняли участие Администрации Усть-Майского улуса Якутии, Аяно-Майского района…
-
Туристический маршрут по следам первопроходцев и исследователей Джугджура по Аяно-Майскому тракту
Описание маршрута было любезно предоставлено Усть-Майским краеведом Владимиром Ермаковичем Поповым: Хребет Джугджур протянулся мощной семисоткилометровой дугой на Дальнем Востоке России и является…
-
Фотографии экспедиции Якутск–Усть Мая–Нелькан–Аян-2016
АВТОР: Власов Виталий Гаврильевич – Заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), член Союза писателей России, поэт, рок-музыкант. Родился в с. Черкех Таттинского…
-
ПУТЬ К ОКЕАНУ (Историческое значение портов Охотск и Аян в освоении Российской Империей дальневосточных территорий)
Георгий НиконовРуководитель проекта “Пути великих свершений”. Заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) по Дальневосточному федеральному округу Выход…
-
“От Якутска до Аяна”. Публикация в журнале “Илин”, №3, 2005 г.
Именным указом от 8 сентября 1797 г., данным иркутскому военному губернатору генерал-майору И.Т. Негелю, в Иркутске была учреждена коммерческая Американская компания, в руках которой сосредоточились торгово-экономические вопросы, связанные с российскими владениями в Северной Америке.