В поисках следов эмигрантов-якутян я узнал, что в библиотеке Конгресса США долгие годы работал некто Винокуров из Якутска. И решил поближе познакомиться с его архивами. С трепетом перешагнул порог библиотеки, предвкушая сенсацию. Но не тут-то было. За три дня безуспешных поисков найти удалось лишь некоторые справочные материалы и доклады Михаила Зиновьевича Винокурова.
На следующее утро пошёл на поклон к директору департамента архива библиотеки Конгресса США господину Джозефу Нельсону. Сэр Нельсон очень внимательно меня выслушал и тут же дал задание собрать информацию. Через день на стол мне положили увесистую кипу бумаг. Выяснилось, что Михаил Зиновьевич свой архив завещал «Русской Америке» и хранится он в библиотеке штата Аляска в городе Джуно.
На следующий же день я отправился на Аляску. Как оказалось, не зря. Была ещё и предыстория. В конце семидесятых, почувствовав свою близкую кончину, Михаил Винокуров написал письмо руководителям Якутской АССР, что хочет подарить свой архив и библиотеку родной Якутии, а взамен просил разрешения быть похороненными ему и его супруге Анастасии Семёновне, тоже уроженке города Якутска, на родине. Естественно, в те времена и речи быть не могло о такой акции, как получить «подачку от белоэмигранта» и к тому же хоронить его прах на «советской земле». Якутские «товарищи» оставили письмо без ответа. И Винокуров перед самой кончиной архив и часть своей богатейшей библиотеки подарил «Русской Америке» (он никогда не писал «Аляска»).
Работая в отделе каталогов библиотеки Конгресса США, он заказывал все русскоязычные издания, выпускаемые во всём мире. Можно себе представить, какой была личная библиотека Винокурова! Всю жизнь собирал учёный уникальные документы из истории освоения Восточной Сибири и «Русской Америки». Сам Михаил Винокуров описывает свою специализацию как «Библиография, география, история и этнография Русской Америки и Восточной Сибири».
Интерес его был отчасти и семейный. Самый ранний предок Винокурова, дьякон Иоанн Винокуров, служил в Якутске в первой четверти XIX века. Был женат на Ефимии Винокуровой. Их сын, Георгий Винокуров (дед М. Винокурова), родился в Якутске 1827 году. Окончив церковно-приходскую школу в Якутске, он продолжил учёбу в Иркутске.
Когда учился в Иркутской духовной семинарии, умер отец, и все тяготы по обеспечению семьи легли на плечи Георгия. По завершении семинарского курса ему, как одному из самых способных выпускников, предложили поехать на Аляску. А он, будучи озабоченным судьбой матери и младших братьев, попросил выдать его зарплату семье на три года вперёд. Аляскинская епархия согласилась.
Георгий Винокуров начал свою службу в православной церкви псаломщиком в кафедральном соборе Новоархангельска (Ситка). Дослужился до семинарского учителя и настоятеля собора (благочинный) в Ситке.
В 1853 году 25-летний отец Георгий женился на Надежде Ульяновой, дед которой был русским священником и служил в Ситке и Кадьяке. Когда в 1862 году Надежда умерла от родильной горячки, без матери остались пятеро сыновей и дочь.
После десяти лет службы в «Русской Америке» отец Георгий попросил разрешения вернуться в Сибирь. В 1863 он с двумя сыновьями прибыл в Якутск. Был назначен настоятелем церкви, где мальчики могли получить лучшее образование, чем в колонии.
Оба сына стали священниками. Старший, Зиновий, стал духовником Якутской семинарии, а до этого несколько лет возглавлял Чукотскую духовную миссию в Нижне-Колымске.
Отец Зиновий женился на Параскеве Охлопковой, семья имела трёх сыновей. Старший, Иннокентий, продолжил семейную традицию в священничестве, второй сын, Тихон, стал ихтиологом. Михаил Винокуров, их третий сын, родился в Якутске в 1894 году.
Семья Винокурова была соединена с церковью на протяжении трёх поколений, и Михаил продолжил традицию. В поздних письмах описывал он свою учёбу в Якутском духовном училище и семинарии:
«Я получил своё образование только в Сибири (обучался в нашей Якутской православной духовной семинарии). Хотя стремился получить высшее образование в Петрограде, но началась война, и я был вынужден возвращаться в Сибирь…»
Молодой Михаил проявил интерес к русской литературе, особенно поэзии. Его коллекция содержит много томов прозы и поэзии, тщательно скопированных его рукой, ведь пишущие машинки тогда были редкостью. В 1912 году, в 17-летнем возрасте, Винокуров опубликовал поэму «Тайга» в газете «Якутская окраина». До 1916 года появилось 8 других поэм, написанных под псевдонимом «Таёжник».
С отречением императора Николая II тихая провинциальная жизнь Якутска изменилась. Ещё в Петрограде Михаил Винокуров стал членом социал-революционной партии, поддержал Керенского и Временное правительство, что потом сыграло роковую роль в его судьбе. В 1918 году служил секретарём в социал-революционной газете «Голос труда», опубликовал две поэмы (одна из них – «Как рыцарь пришёл спасти отечество» – посвящена Керенскому).
В Якутске Винокуров работал в публичной библиотеке и в музее Якутского отделения Российского географического общества. В октябре 1917 года женился на Анастасии Якушковой, чья семья, как и его, имела длинную историю священнического служения.
Зимой 1919 года, после большевистского переворота в Якутске, Винокуровы были арестованы из-за членства Михаила в социал-революционной партии. В марте 1920 года, едва освободившись из большевистских застенков, семья навсегда покинула Якутск и отправилась в Охотск, затем на Камчатку, намереваясь попасть в Америку.
В июле 1920 года они покинули Камчатку и оказались в Японии. Там Михаил получил место певца в хоре русского кафедрального собора. Через полтора года семья отправилась в США.
После отъезда из Якутска в Японию Винокуров пытался сохранить связь с семьёй в России. В 1921 году он узнал, что его мать умерла. С братом Тихоном обменивались письмами сначала часто, но с 1930-х письма прекратились совсем. Тихон работал ихтиологом в экспедиции Академии наук, исследовавшей Якутию в 1925 году. По возвращении в Ленинград был арестован и умер в тюрьме. Старший брат Иннокентий, архимандрит Серафим, последний настоятель Троицкого кафедрального собора в городе Якутске, был расстрелян в 1931 году.
В Америке первенец Винокуровых, дочь Евгения, умерла в возрасте двух лет. Сын Георгий трагически погиб в 20 лет. Единственный ребёнок, оставшийся в живых, Елена Тидвелл.
15 ноября 1921 года Винокуров начал работать в библиотеке Конгресса США как ассистент в славянском отделе. Благодаря ему за четверть века русский отдел библиотеки стал самым богатым во всём мире.
Многое удалось сделать. В 1923 году он спас очень ценные документы русского посольства периода революции и Гражданской войны в России. Большая заслуга Винокурова в восстановлении церковных архивов. Почти все архивы «Русской Америки» находились в критическом состоянии. Михаил Зиновьевич долго и упорно добивался средств для восстановления этих уникальных текстов.
В конце концов его старания увенчались успехом, и были организованы три долгосрочные экспедиции по восстановлению архивов православной церкви Аляски.
В годы работы в библиотеке Конгресса США Винокуров установил тесную связь со всеми русскими издательствами Европы, Азии, Америки.
Винокуров работал в библиотеке Конгресса, как сам пишет, «тридцать шесть лет и три года», ушёл на пенсию в 1956 году. Его лично поздравлял с юбилеем президент США Джеральд Форд. До самой кончины Михаил Зиновьевич как библиофил, архивист, историк и полиглот был незаменимым консультантом.
Он умер в 1983 году, несколько месяцев спустя после смерти жены. Фонд Винокурова после его смерти упорядочил талантливый учёный, архивист Ричард А. Пирс.
Сенсация из фонда Винокурова
Якутские исследователи нашли в фонде Винокурова уникальный документ – свидетельство комиссара Российского правительства по уступке североамериканских территорий России Соединённым Штатам Америки капитана 2 ранга Пещурова в 1868 году о передаче острова Еловый (Spruse Island), что в двух верстах от острова Кадьяк, на вечное пользование Русской православной церкви. Текст гласил: «Остров Еловый ни продаже, ни аренде не подлежит, это святой остров, принадлежит Русской православной церкви».
А история этого острова такова. В 1793 году из Валаамского монастыря на миссию «Русская Америка» были направлены четыре инока. Среди ник в Кадьякскую духовную миссию вошёл преподобный Герман «для проповеди Евангелия среди диких языческих народов Аляски и прилегающих островов». Послушанием, добротой и трудами отца Германа несколько тысяч язычников приняли христианство, заведена была школа для образования новокрещённых детей, выстроена церковь. Отец Герман облюбовал остров Еловый, названный им Новым Валаамом. Этот остров проливом в две версты отделяется от острова Кадьяк. Он небольшой, весь покрыт лесом, посередине его течёт ручеёк, который берёт начало у святого источника. На том месте был построен монастырь и деревянная церковь во имя Воскресения Спасителя.
К отцу Герману за благословлением и исцелением тянулся народ. Всякий мог найти там знак божьего внимания, слова утешения. И после смерти преподобного Германа не заросла тропа к его святой могиле.
Дело преподобного Германа Аляскинского продолжил отец Герасим. После большевистской революции он был единственным священником на Аляске, отстаивавшим владения РПЦ. В 1935 отец Герасим покинул приход и удалился на остров Еловый.
Естественно, в коммунистические времена о владениях Русской православной церкви и речи быть не могло. И тем ценнее героизм, подвижничество русских людей, не по своей воле навсегда покинувших родину, в сохранении православных святынь, доброго имени России. Среди таких подвижников и библиофил Михаил Зиновьевич Винокуров, и отец Герасим, передавшие Русской православной церкви святую землю в сердце штата Аляска – остров Еловый. И он, как и положено, не заселён, а служит местом паломничества православных христиан «Русской Америки».