Трасса Аляска — Сибирь (Алсиб) была организована во время Второй мировой войны для перегонки американских самолётов в СССР по договору ленд-лиза. С 1 октября 1941 г. США должны были поставлять в СССР 400 боевых самолетов в месяц, но в 1941 г. было доставлено всего 204 самолета, в основном, через Мурманск. Стало ясно, что пути доставки самолетов через Атлантику малонадежны. Потребовался надежный воздушный мост, недосягаемый для противника. Так родилась трасса Аляска-Сибирь.
К осени 1942 г. на огромном пространстве от Чукотки до Сибири за 10 месяцев были построены 16 аэродромов и началась перегонка из США боевых и транспортных самолетов. 29 сентября 1942 г. из Фэрбенкса (Аляска) вылетела первая группа самолетов — 12 тяжелых штурмовиков «Дуглас» А-20.
Первый перелёт сопровождался трудностями: из-за повреждения поршневых колец в моторах бомбардировщики застряли в Номе. Пришлось ожидать, пока в Ном не доставят необходимые запчасти. Только 7 октября 10 «Дугласов» поднялись в воздух и приземлились в поселке Уэлькаль на Чукотке.
Трасса Алсиб заработала. Всего за 1942 — 1945 гг. по Алсибу в СССР было доставлено 7831 самолетов. Кроме того, по трассе перемещались дипломаты и военные, в том числе: послы СССР в США М. М. Литвинов и А. А. Громыко, американские генералы, вице-президент США Генри Уоллес. С октября 1942 по октябрь 1945 гг. по авиатрассе были перевезены 128,4 тысячи пассажиров, 18,7 тысячи тонн грузов и 319 тонн почты.
Источник: https://primamedia.ru/news/1372758/?from=37
Подробнее об организации и работе перегоночной трассы Аляска-Сибирь читайте в нашем материале: