4 апреля 2018 г. Шестой день экспедиции. с. Тополиное. Перевал Большой Ольчан.
Как следует из вчерашнего рассказа главы наслега Надежды Клышейко-Кладкиной, Тополиное — это русское название, а исконно эвенское звучит как «Томпо» и означает нитку из олених сухожилий. И вправду, река Томпо, откуда и пошло название села, как подобает горной реке, имеет сильно изогнутое, петляющее русло напоминающее сученую нить. Как территориальная единица Томпо появляется в 1931 году с образованием Томпонского национального района, а село Тополиное было образовано в 1967.
В настоящее время Томпонский национальный (эвенский) наслег занимает колоссальную территорию площадью в 96 533 квадратных километра, что равно 71% от общей территории улуса. Как следует из названия села, население в основном составляют эвены, большинство из которых занимаются традиционным промыслом предков — оленеводством и охотой.

День начался по меркам экспедиционной жизни довольно поздно. Прекрасно выспались и отправились на завтрак в единственное кафе, которое расположено на окраине села и обслуживает в основном водителей. Оказывается, я совсем забыл указать, что вчера по приезду в Тополиное ужинали в той же кафешке. И каково же было мое изумление, когда за стойкой обслуживания увидел бывшего коллегу Сергея Баишева, с которым лет 10 назад работали в одной организации. Судя по фотографиям, развешанным на стенах можно сделать вывод, что кафе это их семейный бизнес.

После сытного завтрака, где удалось попробовать вкуснейшую местную оленину, мы отправились в администрацию села, которая находится на главной площади. Тут же рядом установлен памятник погибшему экипажу бомбардировщика Douglas A-20G Havoc принадлежавшего 1-й Краснознаменной перегоночной дивизии Героя Советского Союза полковника Ильи Павловича Мазурук. Останки экипажа и обломки самолета были найдены на территории наслега.

Douglas A-20G Havoc в СССР и странах Европы больше известен как Boston, куда он поставлялся в больших количествах по «Ленд-лизу». В Советском союзе самолет обозначался как А-20Ж. Отсюда и его фронтовое прозвище «Жучок». Имел мощное вооружение, состоявшую из курсовой батареи в шесть крупнокалиберных пулеметов, двух пулеметов в закрытой турели для защиты верхней полусферы и одного пулемета под полом стрелка, помимо этого нес бомбовую нагрузку до 1200 килограмм. Применялся как средний бомбардировщик и штурмовик. Экипаж в зависимости от специализации самолета варьировался от 2 до 3 человек.



У здания администрации нас встретили директор школы, учитель истории, краевед Марфа Афанасьевна Копырина и участница народного эвенского фольклорного ансамбля песни и танца «Маранга», сотрудница музея «Северного оленеводства» Татьяна Михайловна Харина. После знакомства и короткого осмотра центральной части села нас пригласили посетить вышеназванный музей.

Музей был основан в 1996 году по личной инициативе Героя Социалистического Труда директора совхоза «Томпонский» Василия Михайловича Кладкина.
Василий Михайлович Кладкин является в Томпонском районе, да и в Якутии в целом человеком известным и уважаемым. Именно под его непосредственным руководством совхоз «Томпонский» добился высочайших показателей в оленеводстве, ежегодная прибыль которого составляла более полумиллиона рублей в год.

Сам он происходит из Чурапчинского улуса, а в этот суровый край был распределен в 1950 году, после окончания Якутского финансово-кредитного техникума. Благодаря личным качествам вырос с инспектора райфинотдела до директора совхоза. Помню, в детстве, когда мы жили в Ытык-Кюеле, Василий Михайлович часто гостил в нашем доме. А приезжал он на Ниссан Патруль — космический корабль по тем временам. Мы с братьями были просто в восторге от машины, все время ждали, когда же водитель выйдет к машине и нам представится возможность посидеть в ней. Хотя я был мал, но прекрасно помню с тех пор его фамилию, которая в то время была у всех на слуху.
В музее представлены несколько залов с экспозициями посвященным: национальному эвенскому костюму, истории ордена Дружбы народов совхоза «Томпонский», прославленным трудовым династиям, лагерям ГУЛАГа, а также местной флоре и фауне.

Марфа Афанасьевна показала себя как истинный знаток и патриот своей малой родины, заостряя наше внимание на ключевые экспонаты музея увлекая интересным рассказом.


Особый интерес у меня, как человеку немного пожившем при Союзе, вызвал зал посвященный истории прославленного совхоза «Томпонский». Все эти знамена, вымпелы, благодарственные письма в пухлых папках, грамоты, сам антураж зала насквозь пропитаны духом времени строителей коммунизма.



После посещения музея мы зашагали в сторону дома культуры, где должна была состояться встреча с населением. По пути осматриваем село, видно, что полным ходом идет строительство новых домов и снос ветхих. Кстати, здесь все дома благоустроены, что к сожалению не характерно для подавляющего большинства якутских сел.


Отрадно, что в зале дома культуры собралось большое количество сельчан. Присутствовали не только представители старшего поколения, но и молодежь.

Встреча прошла очень живо и плодотворно. Собравшиеся активно участвовали в ходе беседы, высказывая свои мысли, задавая уточняющие вопросы.



Вдохновленные продуктивной встречей мы поспешили в школьный краеведческий музей.
Там нас встретила заведующий школьным краеведческим музеем Евдокия Васильевна Семенова — отличник и ветеран труда. Не смотря на то, что музей был открыт относительно недавно силами учащихся, их родителей и работниками школы, в фондах хранится немало удивительных экспонатов.





В конце встречи Евдокия Васильевна к нашему восторгу преподнесла в дар будущему музею проекта «Пути великих свершений» обломок разбившегося американского самолета, следовавшего по трассе «Алсиб». Надеюсь, что наши планы будут реализованы до конца и подарок обретет достойное место в экспозиции.

Время неумолимо шло к вечеру, а нам еще нужно было осмотреть перевал Большой Ольчан. Как вы помните, вчера мы его проехали затемно, так что ничего толком не смоги разглядеть.
Горячо поблагодарив Евдокию Васильевну и всех наших новоприобретенных Тополинских друзей за столь запоминающийся прием мы около 15 часов выехали в Хандыгу.
В смотровую площадку наивысшей точки автомобильной дороги «Яна», в перевал Большой Ольчан прибыли в около 15:30. Отсюда открывается потрясающая панорама гор. В голове сразу зазвучал Высоцкий:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых ещё не бывал,
На которых ещё не бывал. Кто захочет в беде оставаться один?!
Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!
Но спускаемся мы с покорённых вершин…

На смотровой площадке имеется беседка и установлена скульптура оленей, символизирующая владения оленеводческой общины «Томпо». Помимо этого, на площадке растет шаманское дерево, у которого путники оставляют дары, дабы задобрить местных духов и просят об их помощи в дороге.

Я попытался подняться чуть повыше по ближайшему склону. Собственно ничего хорошего из этого не вышло, поднявшись метров на 200 замерз и пришлось спуститься.

Ветер дул не по детски, мне показалось, что даже не порывами как обычно бывает на равнине, а именно постоянно, не переставая.
Нам еще при свете дня нужно было осмотреть остатки деятельности «Дальстроя». Как рассказал Илья Семенович, вдоль именно дороги «Яна» сохранились бараки заключенных, хозяйственные постройки и другая инфраструктура лагерей. По снегу до них конечно не дойти, но хотя бы увидеть их с дороги было вполне реально.


Любопытно, что ныне на пути в Тополиный существует только мост на реке Менкюле. Раньше мосты были практически через каждую речку, а в настоящее время приходится их преодолевать самым прогрессивным способом — вброд.



В Хандыгу приехали после 23 часов. Самая экстремальная, горная часть экспедиции осталась позади — впереди только равнинная местность.
Статья по мере поступления материала будет дополняться.
- Первая часть (Якутск, Ытык-Кюель, Харбалаах, Чычымах, Чымнайи)
- Вторая часть (Охотский Перевоз, Джебарики-Хая)
- Третья часть (Хандыга)
- Четвертая часть (Теплый Ключ, дорога в Тополиное)
- Шестая часть (Крест-Хальджай, Ары Толон)
- Седьмая часть (Сасыльский наслег, Мегино-Алдан)