1 апреля. Третий день экспедиции. Хандыга. Охотский перевоз, Джебарики-Хая.
Несмотря на всемирный день дураков, экспедиция проекта “Пути великих свершений” продолжила свою работу, на этот раз путь лежал в сторону Томпонского улуса. График предполагает посещение трех населенных пунктов: Хандыгу, Охотский перевоз и Джебарики-Хая. Накануне к нам примкнул еще один участник, писатель, поэт, уроженец Таттинского улуса, к тому же “ветеран” Чумакинской эпопеи Гаврил Андросов.
Колымский тракт, который тянется с Нижнего Бестяха до Магадана без малого 2100 километров, в современных очертаниях начали строить еще с 30-х годов прошлого века. Подрядчиком являлся образованный в ноябре 1931 года Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы «Дальстрой». Тресту были предоставлены чрезвычайные полномочия и права, соответственно и “выхлоп” ожидался соразмерный. Здесь следует уточнить, что “Дальстрой” занимался не только дорогой, но и непосредственно разведкой и добычей полезных ископаемых.
А что же касается осужденных, то на мой взгляд, использование их труда было вынужденным и наиболее логичным решением в то непростое время. Что бы там ни говорили, даже при “кровожадном” Сталинском режиме, по словам моего деда, который в 50-е годы прошлого века работал геологом на Колыме и по долгу службы бок о бок трудился со спецконтингентом – “…никто без вины в лагерях не находился”.
Строительство затруднялось чрезвычайно экстремальными климатическими условиями, вечной мерзлотой, горными хребтами, заболоченными участками, крайне малой заселенностью и отдаленностью от коммуникаций. Но советскому государству окруженного врагами, остро требовалось золото, поэтому строительство не прекращалось, невзирая ни на какие жертвы и сложности.
Приходилось работать в буквальном смысле вручную. Не хватало техники, специалистов, рабочих. Труд был тяжелейший, но вопрос стоял о выживании Советского Союза как государства. Поэтому нужно отдать должное трудовому подвигу тех людей, пусть и заключенных, но все же строивших будущее своей Родины.
Благодаря раннему выезду с Ытык-Кюеля примерно к 09 часам утра были у берега могучего Алдана. По пути забрали в Уолбе, что в 33 километрах от райцентра, нашего оператора Иннокентия Винокурова, где он на выходных гостил у родных.
В Уолбе родился мой дед Дмитрий Егорович Никонов, человек проживший удивительную и в то же время типичную для советского человека жизнь. Будучи 17 летним юношей, единственным ребенком в бедной крестьянской семье, в 1943 году был призван в ряды Советской Армии, принимал участие в Великой Отечественной войне. После демобилизации, в 1951 году поступает в Магаданский горно-геологический техникум, по окончании которого был направлен в Верхне-индигирскую геологоразведочную экспедицию, с 1956 по 1961 годы работает в Аллах-Юньской геологической экспедиции. Затем по партийной линии был переведен в п. Крест-Халджай, а с 1965 года в родную Уолбу, где работал в председателем Сельского совета и учителем географии в школе. В моей памяти дед остался как рассудительный, добродушный, работящий и удивительно спокойный человек.
У съезда с федералки в село находится отличное придорожное кафе, открытое Русланом Слепцовым и известное не только вкусной кухней, но и тем, что предоставляет бесплатный интернет по WiFi. Больше такого, по словам водителей, нет вплоть до Магадана. Когда-то давно, в советское время, в 150 метрах за нынешним кафе находился большой гаражный комплекс и ремонтная база местной машинно-тракторной станции. Естественно, что сейчас всего этого нет, все растащили еще в 90-е годы. Если проехать еще метров 100 на восток от трассы, то попадаешь на сплошь проросший тальником берег речки Таатта. Так вот, именно где-то здесь находился гидропост, на котором дед будучи на пенсии в летнее время работал гидрологом.
Позавтракав, мы двинулись дальше. Выехав с Уолбы у конебазы Басовых, федеральная трасса поворачивает направо в сторону Мэҥэ-Алдана, а прямо дорога уходит в Усть-Татту и на Баягу.
Где-то между Уолбой и переправой через Алдан проходит граница Таттинского и Томпонского улусов.
Расстояние Ытык-Кюель – Хандыга составляет 152 километра отменной гравийки. Машин по пути встречалось немного, видимо сказывался воскресный день.
Река Алдан несмотря на скромную по якутским меркам ширину обладает бурным течением. Об этом красноречиво говорит тот факт, что летом переправа на пароме с левого берега на правый занимает два с лишним часа, а плавание в обратную сторону длится около получаса.
В администрации Томпонского улуса в поселке Хандыга к нашей экспедиционной группе присоединился Председатель Томпонского районного Совета депутатов, заслуженный работник Народного хозяйства Якутии Илья Семенович Шадрин. Забегая вперед скажу, что Илья Семенович сыграл ключевую роль в работе нашей экспедиции на территории Томпонского улуса. Его всесторонние знания, авторитет у населения произвели на меня неизгладимое впечатление, помимо прочего Илья Семенович проявил себя как отличный рассказчик и очень жизнерадостный человек.
Быстро посовещавшись в администрации улуса, не теряя времени, выехали с Хандыги в Охотский Перевоз. Выяснилось, что утром туда уже доехала концертная группа, поэтому по крайней мере за состояние дороги мы были спокойны. По пути Илья Семенович коротко рассказал о ходе строительства дороги Хандыга – Охотский Перевоз – Эльдикан – Аян.
Проехав 50 километров, на полпути в Охотский Перевоз, в поселке Джебарики-Хая из-за гололеда образовался затор, вызванный бензовозами, которые не смогли преодолеть подъем, пришлось объезжать их по снегу.
Проехав поселок, дорога сужается и в основном идет по берегу Алдана, а ближе к месту назначения и вовсе выезжает на лед реки.
В Охотском Перевозе Илья Семенович сразу повел нас к дому Василия Викторовича Федорова, который занимал пост главы села с 1994 по 2016 годы и отлично знаком с историей своего края.
Василий Викторович несмотря на болезнь согласился показать и рассказать нам про родное село. Не успели выйти со двора, как он указывает нам на старую заброшенную дорогу, которая проходит у его дома и углубляется в березовую рощу – это и есть тот самый легендарный Охотский тракт и здесь бывало проходили обозы в 2000 и более лошадей.
В настоящее время дорога проросла деревьями и кустарником, но очертания все же сохранились.
Прямо вдоль дороги прошли лошади якутской породы и мне почему-то подумалось, что они потомки тех, “трактовских”.
Великая Отечественная война не прошла мимо и этих глухих мест, рассказывает Василий Викторович. Очень много народу ушло на фронт.
Среди них был и Иван Ильич Околович, полный кавалер ордена Славы, что интересно, 3-й степенью был награжден дважды. Уроженец Белоруссии, перебрался в Якутию в конце 30-х, работал в геологоразведке. В Красную Армию был призван Аллах-Юньским РВК в марте 1943 года. Воевал в составе 1-го и 3-го Белорусских фронтов в качестве разведчика, командира отделения автоматчиков, освобождал Кенигсберг. Демобилизован в 1946 г., жил в г. Тулун Иркутской области, там и был похоронен после своей смерти в 1989 г.
Во времена тракта на месте, где ныне стоит поселок действовала почтовая станция, перевалочная база со складами и здесь же осуществлялась переправа через реку Алдан.
На противоположном берегу видны заброшенные дома, стоящие вдоль реки. По словам Василия Федорова, там был поселок, который в связи с ликвидацией колхоза закрыли, а жителей переселили в Чычымах.
У верстового столба, обозначающего станцию Охотского тракта “Алданская”, установлен билборд с надписью “Охотский Перевоз”, который хорошо виден за несколько километров.
Пока мы рассматривали достопримечательности, в зале дома культуры во всю шел концерт, организованный артистами из Хандыги.
После окончания концерта участники экспедиции провели для собравшихся презентацию проекта, рассказали о работе экспедиции, поделились планами и ответили на вопросы.
Знакомство с поселком продолжилось в школе им. Н.А. Прокопьева, здание которой было построено совсем недавно. А при строительстве, по рассказам местных, пришлось как говорится “выкручиваться”. Дело в том, что материал привезли по реке, до места строительства расстояние то приличное, а тяжелой техники для транспортировки нет. Пришлось на несколько дней устроить субботник, все мужики села, побросав свои дела, чуть ли не на руках перетащили новую школу с берега к месту строительства.
Интересна и судьба директора школы Галины Николаевны Тен, которая окончив педагогический институт, по комсомольской путевке в 1981 году была направлена в Охотский Перевоз учителем русского языка и литературы. Галина Николаевна не без улыбки вспоминает, как она будучи совсем юной девушкой с небольшим чемоданом прилетела с Теплого ключа на вертолете в поселок и как ей было тяжело в первое время привыкать к реалиям севера. Вскоре вышла замуж за местного парня, у них сейчас трое взрослых детей.
К моменту нашего приезда в школе обучалось 12 детей и она относилась к разряду малокомплектных, да и население Охотского Перевоза составляет немногим более 130 человек. А ведь в 40-е годы прошлого века школа была средней и число учащихся доходило до 500, а население самого поселка до 2800 жителей.
Закончив работу в Охотском Перевозе, мы в 18 часов вечера выехали в рабочий поселок Джебарики-Хая, известного благодаря добыче каменного угля.
Добыча каменного угля в Джебарики-Хая с переменным успехом ведется с 1940-х годов. Разведанные балансовые запасы месторождения оцениваются в 91 миллион тонн. В настоящее время разработка осуществляется открытым способом. В дальнейшем планируется расширить добычу открытием нового карьера на правом берегу Алдана.
Встреча прошла в доме культуры, на ней присутствовали старожилы, работники культуры и глава администрации поселка – заслуженный шахтер с более чем 30-летним стажем Владимир Эдуардович Пудогин.
Местные жители сетуют на нелегкие времена, связанные с переходом добычи в частные руки (“Якутуголь” принадлежит “Мечелу”), что расходы на социалку недропользователь не покрывает в полном объеме. Среди собравшихся даже прозвучала реплика – “Лучше бы пришел “Колмар”…
Пожилое поколение преимущественно приехало сюда еще во времена Союза с Луганской и Донецкой областей, тогда еще Украинской ССР. Показателен пример ветерана труда Марии Антоновны Заец, которая по выходу на пенсию, еще при СССР вернулась на Украину, а в 2003 приехала обратно в Джебарики-Хая. В свете нынешних событий на востоке незалежной, она воспринимает это как Божий промысел.
Обратно в Хандыгу прибыли поздно, примерно к 22:30 вечера. На следующий день нам предстояла работа в поселке Хандыга.
Читайте остальные части по ссылкам:
- Первая часть (Якутск, Ытык-Кюель, Харбалаах, Чычымах, Чымнайи)
- Третья часть (Хандыга)
- Четвертая часть (Теплый Ключ, дорога на Тополиное)
- Пятая часть (Тополиное. Обратная дорога в Хандыгу)
- Шестая часть (Крест-Хальджай, Ары Толон)
- Седьмая часть (Сасыльский наслег, Мегино-Алдан)