Путевые заметки экспедиции “Пути великих свершений” в Томпонский и Таттинский улусы Якутии 2018 г. Часть 2

Автор: Дмитрий Никонов

1 апреля. Третий день экспедиции. Хандыга. Охотский перевоз, Джебарики-Хая.

Несмотря на всемирный день дураков, экспедиция проекта “Пути великих свершений” продолжила свою работу, на этот раз путь лежал в сторону Томпонского улуса. График предполагает посещение трех населенных пунктов: Хандыгу, Охотский перевоз и Джебарики-Хая. Накануне к нам примкнул еще один участник, писатель, поэт, уроженец Таттинского улуса, к тому же “ветеран” Чумакинской эпопеи Гаврил Андросов.

Колымский тракт, который тянется с Нижнего Бестяха до Магадана без малого 2100 километров, в современных очертаниях начали строить еще с 30-х годов прошлого века. Подрядчиком являлся образованный в ноябре 1931 года Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы «Дальстрой». Тресту были предоставлены чрезвычайные полномочия и права, соответственно и “выхлоп” ожидался соразмерный. Здесь следует уточнить, что “Дальстрой” занимался не только дорогой, но и непосредственно разведкой и добычей полезных ископаемых.

На Колымской трассе. 1938 г.
На Колымской трассе. 1938 г.

А что же касается осужденных, то на мой взгляд, использование их труда было вынужденным и наиболее логичным решением в то непростое время. Что бы там ни говорили, даже при “кровожадном” Сталинском режиме, по словам моего деда, который в 50-е годы прошлого века работал геологом на Колыме и по долгу службы бок о бок трудился со спецконтингентом – “…никто без вины в лагерях не находился”.

Строительство затруднялось чрезвычайно экстремальными климатическими условиями, вечной мерзлотой, горными хребтами, заболоченными участками, крайне малой заселенностью и отдаленностью от коммуникаций. Но советскому государству окруженного врагами, остро требовалось золото, поэтому строительство не прекращалось, невзирая ни на какие жертвы и сложности.

Приходилось работать в буквальном смысле вручную. Не хватало техники, специалистов, рабочих. Труд был тяжелейший, но вопрос стоял о выживании Советского Союза как государства. Поэтому нужно отдать должное трудовому подвигу тех людей, пусть и заключенных, но все же строивших будущее своей Родины.

Рабочие «Дальстроя» у устья шахты
Рабочие «Дальстроя» у устья шахты

Благодаря раннему выезду с Ытык-Кюеля примерно к 09 часам утра были у берега могучего Алдана. По пути забрали в Уолбе, что в 33 километрах от райцентра, нашего оператора Иннокентия Винокурова, где он на выходных гостил у родных.

В Уолбе родился мой дед Дмитрий Егорович Никонов, человек проживший удивительную и в то же время типичную для советского человека жизнь. Будучи 17 летним юношей, единственным ребенком в бедной крестьянской семье, в 1943 году был призван в ряды Советской Армии, принимал участие в Великой Отечественной войне. После демобилизации, в 1951 году поступает в Магаданский горно-геологический техникум, по окончании которого был направлен в Верхне-индигирскую геологоразведочную экспедицию, с 1956 по 1961 годы работает в Аллах-Юньской геологической экспедиции. Затем по партийной линии был переведен в п. Крест-Халджай, а с 1965 года в родную Уолбу, где работал в председателем Сельского совета и учителем географии в школе. В моей памяти дед остался как рассудительный, добродушный, работящий и удивительно спокойный человек.

Дмитрий Егорович Никонов. Верхне-индигирская геологоразведочную экспедиция. п. Усть-Нера. Конец 1950-х гг.

У съезда с федералки в село находится отличное придорожное кафе, открытое Русланом Слепцовым и известное не только вкусной кухней, но и тем, что предоставляет бесплатный интернет по WiFi. Больше такого, по словам водителей, нет вплоть до Магадана. Когда-то давно, в советское время, в 150 метрах за нынешним кафе находился большой гаражный комплекс и ремонтная база местной машинно-тракторной станции. Естественно, что сейчас всего этого нет, все растащили еще в 90-е годы. Если проехать еще метров 100 на восток от трассы, то попадаешь на сплошь проросший тальником берег речки Таатта. Так вот, именно где-то здесь находился гидропост, на котором дед будучи на пенсии в летнее время работал гидрологом.

Позавтракав, мы двинулись дальше. Выехав с Уолбы у конебазы Басовых, федеральная трасса поворачивает направо в сторону Мэҥэ-Алдана, а прямо дорога уходит в Усть-Татту и на Баягу.

Где-то между Уолбой и переправой через Алдан проходит граница Таттинского и Томпонского улусов.

На границе Томпонского улуса. 1 апреля 2018 г.
На границе Томпонского улуса. 1 апреля 2018 г.

Расстояние Ытык-Кюель – Хандыга составляет 152 километра отменной гравийки. Машин по пути встречалось немного, видимо сказывался воскресный день.

У ледовой переправы через реку Алдан. 1 апреля 2018 г.
У ледовой переправы через реку Алдан. 1 апреля 2018 г.

Река Алдан несмотря на скромную по якутским меркам ширину обладает бурным течением. Об этом красноречиво говорит тот факт, что летом переправа на пароме с левого берега на правый занимает два с лишним часа, а плавание в обратную сторону длится около получаса.

Здание администрации Томпонского улуса. 1 апреля 2018 г.
Здание администрации Томпонского улуса. 1 апреля 2018 г.

В администрации Томпонского улуса в поселке Хандыга к нашей экспедиционной группе присоединился Председатель Томпонского районного Совета депутатов, заслуженный работник Народного хозяйства Якутии Илья Семенович Шадрин. Забегая вперед скажу, что Илья Семенович сыграл ключевую роль в работе нашей экспедиции на территории Томпонского улуса. Его всесторонние знания, авторитет у населения произвели на меня неизгладимое впечатление, помимо прочего Илья Семенович проявил себя как отличный рассказчик и очень жизнерадостный человек.

Рабочее совещание перед выездом в с. Охотский Перевоз. Илья Шадрин (слева) и Георгий Никонов.  п. Хандыга 1 апреля 2018 г.
Рабочее совещание перед выездом в с. Охотский Перевоз. Илья Шадрин (слева) и Георгий Никонов. п. Хандыга 1 апреля 2018 г.

Быстро посовещавшись в администрации улуса, не теряя времени, выехали с Хандыги в Охотский Перевоз. Выяснилось, что утром туда уже доехала концертная группа, поэтому по крайней мере за состояние дороги мы были спокойны. По пути Илья Семенович коротко рассказал о ходе строительства дороги Хандыга – Охотский Перевоз – Эльдикан – Аян.

Илья Шадрин о строительстве дороги Хандыга – Охотский Перевоз – Эльдикан – Аян. 1 апреля 2018 г.

Проехав 50 километров, на полпути в Охотский Перевоз, в поселке Джебарики-Хая из-за гололеда образовался затор, вызванный бензовозами, которые не смогли преодолеть подъем, пришлось объезжать их по снегу.

Объезд затора на подъеме. п. Джебарики-Хая. 1 апреля 2018 г.
Объезд затора на подъеме. п. Джебарики-Хая. 1 апреля 2018 г.

Проехав поселок, дорога сужается и в основном идет по берегу Алдана, а ближе к месту назначения и вовсе выезжает на лед реки.

Участники экспедиции на льду Алдана, на заднем фоне - с. Охотский Перевоз. Слева направо: Николай Иванов, Аким Татаринов, Илья Васильев, Георгий Никонов, Илья Шадрин, Гаврил Андросов, Прокопий Старостин, Андрей Долгов. 1 апреля 2018 г.
Участники экспедиции на льду Алдана, на заднем фоне – с. Охотский Перевоз. Слева направо: Николай Иванов, Аким Татаринов, Илья Васильев, Георгий Никонов, Илья Шадрин, Гаврил Андросов, Прокопий Старостин, Андрей Долгов. 1 апреля 2018 г.

В Охотском Перевозе Илья Семенович сразу повел нас к дому Василия Викторовича Федорова, который занимал пост главы села с 1994 по 2016 годы и отлично знаком с историей своего края.

Илья Шадрин(слева) и Василий Ефремов. п. Охотский перевоз. 1 апреля 2018 г.
Илья Шадрин(слева) и Василий Федоров. п. Охотский перевоз. 1 апреля 2018 г.

Василий Викторович несмотря на болезнь согласился показать и рассказать нам про родное село. Не успели выйти со двора, как он указывает нам на старую заброшенную дорогу, которая проходит у его дома и углубляется в березовую рощу – это и есть тот самый легендарный Охотский тракт и здесь бывало проходили обозы в 2000 и более лошадей.

Здесь проходила дорога на Охотск. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.
Здесь проходила дорога на Охотск. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.

В настоящее время дорога проросла деревьями и кустарником, но очертания все же сохранились.

Георгий Никонов (слева) и Гаврил Андросов осматривают современное состояние Охотского тракта. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.
Георгий Никонов (слева) и Гаврил Андросов осматривают современное состояние Охотского тракта. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.

Прямо вдоль дороги прошли лошади якутской породы и мне почему-то подумалось, что они потомки тех, “трактовских”.

Лошади у Охотского тракта, возможно ведущие родословную с Охотского тракта. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.
Лошади у Охотского тракта, возможно ведущие родословную с Охотского тракта. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.

Великая Отечественная война не прошла мимо и этих глухих мест, рассказывает Василий Викторович. Очень много народу ушло на фронт.

У памятника участникам Великой Отечественной войны. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.
У памятника участникам Великой Отечественной войны. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.

Среди них был и Иван Ильич Околович, полный кавалер ордена Славы, что интересно, 3-й степенью был награжден дважды. Уроженец Белоруссии, перебрался в Якутию в конце 30-х, работал в геологоразведке. В Красную Армию был призван Аллах-Юньским РВК в марте 1943 года. Воевал в составе 1-го и 3-го Белорусских фронтов в качестве разведчика, командира отделения автоматчиков, освобождал Кенигсберг. Демобилизован в 1946 г., жил в г. Тулун Иркутской области, там и был похоронен после своей смерти в 1989 г.

Памятная табличка посвященная полному кавалеру ордена Слава Ивану Ильичу Околовичу. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.
Памятная табличка, посвященная полному кавалеру ордена Слава Ивану Ильичу Околовичу. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.

Во времена тракта на месте, где ныне стоит поселок действовала почтовая станция, перевалочная база со складами и здесь же осуществлялась переправа через реку Алдан.

Аким Татаринов у верстового столба станции "Алданская" Охотского тракта. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.
Аким Татаринов у верстового столба станции “Алданская” Охотского тракта. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.

На противоположном берегу видны заброшенные дома, стоящие вдоль реки. По словам Василия Федорова, там был поселок, который в связи с ликвидацией колхоза закрыли, а жителей переселили в Чычымах.

Заброшенный поселок левом берегу Алдана. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.
Заброшенный поселок левом берегу Алдана. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.

У верстового столба, обозначающего станцию Охотского тракта “Алданская”, установлен билборд с надписью “Охотский Перевоз”, который хорошо виден за несколько километров.

с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.
с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.
Южная часть села. Где-то здесь стояли склады. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.
Южная часть села. Где-то здесь стояли склады. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.

Пока мы рассматривали достопримечательности, в зале дома культуры во всю шел концерт, организованный артистами из Хандыги.

Концерт. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.
Концерт. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.
Дом культуры с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.
Дом культуры с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.

После окончания концерта участники экспедиции провели для собравшихся презентацию проекта, рассказали о работе экспедиции, поделились планами и ответили на вопросы.

С жителями села Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.
С жителями села Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.

Знакомство с поселком продолжилось в школе им. Н.А. Прокопьева, здание которой было построено совсем недавно. А при строительстве, по рассказам местных, пришлось как говорится “выкручиваться”. Дело в том, что материал привезли по реке, до места строительства расстояние то приличное, а тяжелой техники для транспортировки нет. Пришлось на несколько дней устроить субботник, все мужики села, побросав свои дела, чуть ли не на руках перетащили новую школу с берега к месту строительства.

Интересна и судьба директора школы Галины Николаевны Тен, которая окончив педагогический институт, по комсомольской путевке в 1981 году была направлена в Охотский Перевоз учителем русского языка и литературы. Галина Николаевна не без улыбки вспоминает, как она будучи совсем юной девушкой с небольшим чемоданом прилетела с Теплого ключа на вертолете в поселок и как ей было тяжело в первое время привыкать к реалиям севера. Вскоре вышла замуж за местного парня, у них сейчас трое взрослых детей.

Георгий Никонов с работниками школы. Гульнария АлексеевнаЛитвинцева(слева) и директор Галина Николаевна Тен. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.
Георгий Никонов с работниками школы. Гульнария Алексеевна Литвинцева(слева) и директор Галина Николаевна Тен. с. Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.

К моменту нашего приезда в школе обучалось 12 детей и она относилась к разряду малокомплектных, да и население Охотского Перевоза составляет немногим более 130 человек. А ведь в 40-е годы прошлого века школа была средней и число учащихся доходило до 500, а население самого поселка до 2800 жителей.

Василий Викторович Федоров. с. Охотский Перевоз 1 апреля 2018 г.

Закончив работу в Охотском Перевозе, мы в 18 часов вечера выехали в рабочий поселок Джебарики-Хая, известного благодаря добыче каменного угля.

Охотский Перевоз. Прощальный снимок. 1 апреля 2018 г.
Охотский Перевоз. Прощальный снимок. 1 апреля 2018 г.

Добыча каменного угля в Джебарики-Хая с переменным успехом ведется с 1940-х годов. Разведанные балансовые запасы месторождения оцениваются в 91 миллион тонн. В настоящее время разработка осуществляется открытым способом. В дальнейшем планируется расширить добычу открытием нового карьера на правом берегу Алдана.

Пристань для загрузки угля. п. Джебарики-Хая. 1 апреля 2018 г.
Пристань для загрузки угля. п. Джебарики-Хая. Снимок сделан по пути в Охотский Перевоз. 1 апреля 2018 г.

Встреча прошла в доме культуры, на ней присутствовали старожилы, работники культуры и глава администрации поселка – заслуженный шахтер с более чем 30-летним стажем Владимир Эдуардович Пудогин.

В доме культуры. Глава администрации п. Джебарики-Хая В.Э. Пудогин (справа). 1 апреля 2018 г.
В доме культуры. Глава администрации п. Джебарики-Хая В.Э. Пудогин (справа). 1 апреля 2018 г.

Местные жители сетуют на нелегкие времена, связанные с переходом добычи в частные руки (“Якутуголь” принадлежит “Мечелу”), что расходы на социалку недропользователь не покрывает в полном объеме. Среди собравшихся даже прозвучала реплика – “Лучше бы пришел “Колмар”…

Ветеран Труда Мария Антоновна Заец. п. Джебарики-Хая. 1 апреля 2018 г.

Пожилое поколение преимущественно приехало сюда еще во времена Союза с Луганской и Донецкой областей, тогда еще Украинской ССР. Показателен пример ветерана труда Марии Антоновны Заец, которая по выходу на пенсию, еще при СССР вернулась на Украину, а в 2003 приехала обратно в Джебарики-Хая. В свете нынешних событий на востоке незалежной, она воспринимает это как Божий промысел.

Георгий Никонов дарит тома Исторического альбома “Пути великих свершений” библиотеке п. Джебарики-Хая. 1 апреля 2018 г.

Обратно в Хандыгу прибыли поздно, примерно к 22:30 вечера. На следующий день нам предстояла работа в поселке Хандыга.

Читайте остальные части по ссылкам: