Каждый человек связан своими корнями с землей, на которой жили его предки. И он обязан знать, сохранить историю своего рода и передать будущим поколениям. Прародиной нашего рода является Хахсыкский наслег Западно-Кангаласского улуса.
Современное наименование «Хангаласский» отражается в документах с 1632 года, со времен прихода на территорию Ленского края русских казаков и сохранилось до 1860 года, до разделения на два улуса Западно-Кангаласский и Восточно-Кангаласский. О тех событиях напоминает остров «Быльдьяыхтах» на русский перевод «Спорный», при разграничении границ в тридцатых годах Мегино-Кангаласского и Орджоникидзевского районов остров был спорным. На этом острове наш отец работал около полувека, и мы все братья школьные годы провели на острове, на сенокосных работах.
В марте 1937 года район переименовали в Орджоникидзевский, а 16 октября 1992 года по просьбе населения района было возвращено историческое наименование Хангаласский. Хахсык устаревшее якутское слово, применяемое по отношении к лошади – «уу хахсык буолбут сылгы» и зафиксировано в «Словаре якутского языка» Э.К.Пекарского. Живописная местность Хахсык расположена в северной части долины Эркээни Хангаласского улуса, где долина заключена между рекой Лена и грядой надпойменной террасы, в народе называемый быраан, вдоль которой проходит республиканская автодорога Якутск – Покровск. Как геолог могу утверждать, долина Эркээни образовалась более 1,5 млн. лет назад, когда произошло поднятие земной поверхности Якутии над уровнем моря, которое отступило на север, обнажая огромные участки суши. Долина представлена равниной, как столешница ровными полянами и цепью озер, стариц, останков проток реки Лена.
О происхождении улусов и наслегов версий много. Одна из них, приведена в книге «Прошлое якутов до прихода русских на Лену» С.И. Боло г. Якутск. Бичик, 1994г. В издании отмечается, что Тыгын – родоначальник Западно-Кангаласского улуса, а его шестой сын Бас Теререй родоначальник Хахсытского наслега. Его стойбище стояло у устья ручья Куллаты, в районе 37 км автодороги Якутск-Покровск. Топоним «кулдаты» встречается в ранней записи путешественника – исследователя Я.И. Линденау (1705 – 1795г.г.), название монголо – бурятского происхождения хищной птицы – лунь. Возможно, при транскрипции превратилось в куллаты. К тому подтверждение запись местных топоним Багдарыын Сюлбэ со слов уроженца наслега Хахсык С.П.Шадрина, где тоже записано Кулдаты.
Мне легче писать о своей родословной, благодаря записям моих предков и преданиям, передаваемых в нашем роду Шадриных из поколения в поколение. В частности, я использовал издания и труды родственников: Иоанна Галактионовича Шадрина, его внука Иван Петровича Шадрина, его сына Панкратия Ивановича Шадрина кандидата педагогических наук, его дочери Людмилы Панкратьевны кандидата физико-математических наук, ученого секретаря Института космофизических исследований и аэрономии, Анны Петровны Шадриной кандидата технических наук и моего родного брата подполковника КГБ Ивана Семеновича Шадрина.
В истоках родословной росписи нашего рода и в целом народа саха стоял мой прапрадед в пятом колене Иван Галактионович Шадрин. Он в 1878 году соорудил себе памятник из камня, где при жизни на старославянском алфавите высек свою родословную, начиная от общего предка якутов Эллэя. Первый профессиональный археолог из народа саха, уроженец Хангаласского улуса Гавриил Васильевич Ксенофонтов в местности Куллаты обнаружил каменные изделия и обломки керамических сосудов эпохи неолита. Он же в 1921 году с помощью Ивана Петровича Шадрина в родовом кладбище Шадриных нашел и описал памятник. Им в издании «Эллэйада» за №26 («Потомки Эллэя») напечатан дословный текст, высеченный в камне: « 1575 года во врмя (время) царя Ионн Васильевич Грозныа о колен Эльли (Эллэя):
1. Кюаван (Кюн-Абаган);
2. Хордокоосун (Хордой- Хогосуун);
3. Додуса Дархан (Дойдууса-Дархан);
4. Муннян (Мунньан);
5. Тыгын;
6. 1660 года во время царя Алексей Михайлович Чемчон (Чемчююн);
7. Тюрюннюй (Терюннюй);
8. Ута (Уктаа);
9. Тияса (Туйааса);
10. Мотун (Молтуун);
11. В 1770 году во святом крещении наречены Павала Шадр, Алексей Шадр;
12. Галактион Шадр;
13. Иоанн Шадр;
14 колена Эльля (Эллэя).
Памятник сооружен Иоанн Галактионов Шадр. (Иоаном Галактионовичем Шадриным) лета 1878 года… Иоанн Галактионов Шадрин родился 1808г. 9 марта, скончался 31 октября 1884г.». В этом же издании ниже текста Г.В.Ксенофонтов дает пояснение: «Надпись, высеченная на могильном камне И.Г.Шадрина им самим в 1878 году в возрасте 70 лет и заключающая его родословную, начиная от общего предка якутов Эллэя. Памятник находится в 40 км от г. Якутска в местности Куллаты Аньага, недалеко от трактовой дороги. В скобках приведено правильное чтение имен со слов внука». Это свидетельствует, что род Шадриных был грамотным с тех далеких времен. Этот каменный обелиск высотой около трех метров и в поперечнике до 50 сантиметров в 1946 году московский академик А.П. Окладников перевез в г. Якутск и сдал в Республиканский музей им. Е.Ярославского. В первом томе «История Якутии» (том 1, Якутгосиздат., 1949г.) и в своих трудах он указывал, что старославянская надпись на камне, есть непосредственное доказательство родословной Кангаласского улуса и связи старинной якутской культуры и древнерусской. Через некоторое время каменный обелиск исчез бесследно. Есть версия, памятник был упрятан в подвалах музея, которые обвалились. Очевидно, противник уплаты ясака и казацкого воеводы, организатор восстаний, повелитель князей хангаласцев Тыгын и все связанное с его именем не устраивало правящие круги того времени. Во все времена истории человечества покорители народов проводили политику разрыва этнической исторической памяти покоренных народов. Тоже произошло со времен покорения якутских племен, были переименованы многие исконные названия родовых мест, обращение якутов в христианское вероисповедание, при крещении давали русские имена и фамилии. Так было после последнего восстания под руководством предводителя хангаласских князей Тыгына осенью 1682 года в местности Хоруол – Тумула (Сторожевой мыс) против казацкого воеводы в «покров день». В знак победы над повстанцами и скорей всего по политическим мотивам, местность стала называться Покровск, ныне районный центр Хангаласского улуса.
Первым из нашего рода уже взрослым, в ноябре 1770 года принял крещение и христианское вероисповедание Молтун (172…года рождения) праправнук в пятом колене от Тыгына. Молтуну священник дал имя Павала (Павел), а фамилию Шадрин по семейному преданию «уступил» ему русский казак, сопровождавший священника. Фамилия довольно распространенная среди русских, особенно на Урале, где есть город Шадринск. Так появился в Хахсытском наслеге подданный Российского государства Шадрин Павел родоначальник Молтуновского рода, прародитель Шадриных, Алексеевых, Прокопьевых, Платоновых, Захаровых и Поповых родом с Хахсытского наслега Западно – Кангаласского улуса Якутии.
В дореволюционной России инородцев, куда входили и якуты, по отчеству не величали, за исключением знатных людей, князей. К примеру, записывали так: «Илья сын Семенов, Шадрин». И не редко отчество превращалось в фамилию при крещении и в дальнейшем могло закрепиться официально при очередной переписи или составлении хозяйственной (амбарной) книги наслега по имени главы семьи. Так произошло и с потомками Шадрина Павла (Молтуна). У Молтуна было четыре сына – Алексей, Прокопий, Платон, и Егор, естественно все после крещения носили фамилию отца Шадрин. Первый сын Алексей Шадрин, предок нашего рода имел сыновей Галактиона и двух Васильев. Галактион остался Шадриным, а оба Василия стали носить фамилию Алексеевых по имени отца. Потомки старшего Василия продолжили фамилию Алексеевы, а младшего Василия стали Захаровыми по имени его единственного сына Захара. У второго сына Прокопия два сына Павел и Тимофей стали Прокопьевыми, а третий сын Захар, как наслежный князь сохранил фамилию отца Шадрина и его потомки дали одну из ветвей фамилии Шадриных, которые выехали в другие наслега и улусы. Сыновья Платона – Петр и Николай стали Платоновыми. Четвертый сын Егор не имел сыновей, а его единственная дочь вышла замуж за Попова, которого Егор принял в свою семью и от них пошли Поповы.
В письменной форме родословную молтуновского рода Шадриных в ХIХ веке систематизировал на основе архивных документов внук Ивана Галактионовича Иван Петрович Шадрин. Его труды продолжил сын Панкратий Иванович, кандидат педагогических наук, более 50 лет посвятивший преподаванию в школе и в Якутском госуниверситете, чье имя носит моя родная Октемская средняя школа. Он ввел в поколенной росписи молтуновского рода Шадриных глубиною в семь поколений удобную нумерацию ххх/хх, начиная с прародителя Шадрина Павла (Молтуна). Где числитель – сквозная нумерация, знаменатель – указатель главы семьи с предыдущего поколения. К примеру, найдя родного деда по нумерации 99/66 (дед в седьмом колене от Молтуна), где сквозной номер 99 означает, что он 99 мужчина и глава семьи рода Шадриных начиная от Молтуна, а по номеру 66 нахожу его отца, главу семьи с предыдущего поколения. И таким способом могу найти всех своих родных по крови предков до самого прародителя Молтуна. Приведенная поколенная роспись рода не претендует на полноту, так как нет данных по женским линиям, тогда записи вели только глав семей. И могут быть неточности в именах по причине стертости архивных записей или пропущены личности за неимением данных. Продолжается скрупулезная работа по уточнению и дополнению росписи, особенно по женским линиям родственников и внесения нового поколения рода Шадриных. Необходимо разработать генеалогическую программу росписи семьи, рода и наслега на компьютерной основе доступную любому человеку, без особых навыков работы с ноутбуком, что позволит молодому поколению досконально знать свою родословную, предков.
В 1900 году в Хахсытском наслеге проживали три рода и как записано в отчете: – «Хахсытское – казенная деревня при урочище Техтюр, при озерах Куранах Кюель, Балыктах, Сатагай…, расстояние от Якутска 45 верст, от инородной управы (Октемцы) – 7, число дворов 97». Кроме трех родов Молтуновский, Эриэновский и Ыстыйевский числились приезжие, с Мегино – Кангаласского, причисленные к обществу, без рода Санников Василий; Колесов Филипп, Васильев Гавриил.
В 1917 году в наслеге числилось 269 человек, объединенных в 57 семей. После гражданской войны был создан колхоз «Кыыл Харды», первым председателем был Григорьев Алексей Егорович. В 1940 году колхозы «Кыыл Харды» и «Лебедь» объединили в колхоз «Каганович», где 10 лет председателем работал Конников Гавриил Михайлович. Впоследствии колхозы «Каганович» и « Кыыл Сулус» объединили в колхоз «Каландарашвили».
В 1930 году по архивным документам в наслеге были зарегистрированы 32 семьи Молтуновского рода из них с фамилией Шадрины 10 глав хозяйств, 4 главы Алексеевы, 3 главы Захаровы, 5 глав Прокопьевы, 2 главы Платоновы и 8 глав Поповы. Кроме них проживали 19 семей Эргиевского (Эриэновского) рода ( Широких, Кириллины, Барашковы, Абрамовы) и 21 семья Ыстыйевского рода (Егоровы, Федоровы, Колесовы и др.). К этому времени многие семьи Шадриных переселились в город. Сейчас такого наслега нет, при укрупнении колхозов и населенных пунктов в тридцатых годах прошлого столетия, наслег вошел в состав Техтюрского наслега. Коренные жители наслега перебрались жить в г. Якутск, в села Тектюр, Октемцы, Чапаево, Улах-Аан и другие селения. В настоящее время сохранилась летняя ферма СПК « Хахсытск» Тектюрского наслега.
По воспоминаниям и записям Панкратия Ивановича Шадрина, территория Хахсытского наслега была первоначально расположена за Табагинским мысом в долине Эркээни (до речки Мырсыкы) и граничила со вторым Октемским наслегом. С 1862 года после образования села Техтюр, между ним и селом Табага, простираясь на 8 км с юга на север и на 20 км с востока на запад от берега реки Лена. Слово тектюр тюрского происхождения, означает возвышенность, бугор. Наши предки без образования выбирали места поселений с учетом выгоды ведения домашнего хозяйства, наличия питьевой воды и безопасности стихийных бедствий. Весной 1966 года наше село было единственное не затопленное паводковыми водами. Территория Хахсытского наслега состояло из долины, нагорной и островной части. Зимой жили в нагорной части в кыстыках, летом в долине в сайылыках. В нагорной части зимой жили во избежание наводнений в весеннюю пору, не было постоянных сильных ветров, чем в широкой долине реки Лена, в наличии было много дров и охотничьего промысла.
В нагорной части по речке Куллаты были кыстыки Состокуол, Халыман, Кордюгэн, Отордообут, Хойгуо, Кюн –Дуор. По Южной речке сайылыки Чаранг, Отон- тереебут, Ньарыйа, Лаабас. На этой территории, занятой преимущественно лесом с мелкими озерами, с аласообразными полянами, в те времена росли вековые лиственницы, сосны, березы. До сих пор сохранился построенный из этих вековых лиственниц единственный добротный большой дом Шадриных в их родовом имении в Хахсыке. В долинной части до ХХ века жили летом, потом организовали сайылыки, поскольку как покосные угодья долина была мало пригодна, но пригодна для выпаса скота. На островной части заготавливали сено. Некоторые зажиточные семьи, имеющие значительное табунное поголовье лошадей, ставили свои зимние юрты на островной части, где содержали молодняк крупного рогатого скота. На островах были хорошие условия подножного корма для тебеневки лошадей, не надо было возить заготовленное сено для молодняка рогатого скота, и занимались рыбным промыслом. В моей памяти сохранились названия местностей и строения под названием Чемезовых на острове «Сатыы талах» и Конана на острове «Ойеес», моего зажиточного прадеда Семена (Конана) Петровича Шадрина. Покосные угодья распределялись между хозяйствами пропорционально количеству мужчин в хозяйстве. Угодье деда, унаследовал по наследству в девяностых годах прошлого столетия на острове «Ойеес» мой отец Семен Петрович. Также распределялись и пашни.
Дед наш Петр Семенович в 60-х годах прошлого столетия имел большое картофельное поле с амбаром в Хахсытске и сено заготавливал для личного подворья в местности Малтааны вдоль протоки реки Лена. Основным занятием хахсытцев до революции, кроме скотоводства и табунного коневодства, было земледелие. Ячмень сеяли в нагорной части, где сейчас сохранились заброшенные пашни вдоль автодороги Якутск – Покровск. Из других культур выращивали картофель в долинной части, этим занятиям научили русские ямщики. Кроме подсобного хозяйства занимались охотой и рыбалкой, заготовкой сена и леса. После ледохода плоты из леса сплавляли в Якутск, где продавали на дрова и для строительства частным лицам. В зимнее время занимались извозом, где несколько 5 – 6 возчиков одного рода с 6 – 7 одноконными подводами перевозили груза на участке Якутск-Олекминск, в том числе мой родной дед, ямщик с дореволюционным стажем. Многие отправлялись на Бодайбинские прииска, на соболиную охоту вплоть до Амура.
Чаще мужчины возвращались, накопив хорошие деньги, а некоторые оставались в чужбине навеки. Так на речке Зея был убит внук Молтуна в пятом колене Петр Галактионов. Почему Галактионов, а не Шадрин? Это объясняется, следующим образом, в Хахсытском наслеге на протяжении жизни двух поколений внуки Галактиона Алексеевича Шадрина считались Галактионовыми. В конце ХIХ века Иван Петрович Шадрин вместе с братьями Иваном первым и Семеном (мой родной прадед), восстановили свою официальную фамилию Шадрин. Это произошло, когда братьям понадобились удостоверения личности, чтобы выехать из наслега на заработки. Тогда выяснилось, что в официальных документах архива наслега они значились Шадриными, а не Галактионовыми. Подобное было и с их именами. Их дед, детей единственного сына Петра нарек Филиппом, Конаном и Герасимом. И хотя их окрестили и числились в официальных документах соответственно: – Иваном, Семеном и снова Иваном первым, все в наслеге звали их по именам, данным их дедом. Дед пользовался большим и непререкаемым авторитетом в округе. Это вносило и вносит много путаницы среди потомков. Помню, я в детстве обижался на ровесников деда, когда они говорили, что я похож на прадеда Конана, думал это прозвище. Родного дедушку величали Петр Семенович, стало быть, прадеда должны были звать Семеном, а не Конаном.
Любая земля и родня богата судьбоносными событиями и их творцами, знатными людьми своего времени. Не исключение мой родной Хахсыкский родовитый наслег, начиная с самого Тыгына – предводителя князей якутских и его шестого сына Бас Теререй – князя и родоначальника Хахсытского наслега. В восемнадцатом веке упоминается князь в преданиях Мэкчиргэ Хахсыхов Хангаласской волости. По его прощению в 1732 году вышел указ Иркутской канцелярии о повышении права князя в наслегах. Первый сын Молтуна Алексей Шадрин прославился, как долгожитель и прорицатель. Его в народе прозвали, если перевести на русский язык «белый старик Алексей на белом быке», так и остался в преданиях. В преклонном возрасте он завел быка чисто белой масти, оседлал конским седлом и ездил на нем к родственникам, жившим в нескольких верстах друг от друга, на покос и в лес проверять свои силки на зайцев и лесную дичь. Он прожил более 100 лет и был совершенно седым, как и его бык, который тоже прожил небывалое для скотины количество лет, около 30. В старости Алексей стал авторитетным ясновидящим, предсказывал засуху, большую воду на реке Лена, возникновение эпидемий. Внук Молтуна Захар Прокопьевич Шадрин был наслежным князем, владельцем больших стад скота и табунов лошадей. Две Ильи работали главами улусов, внук в пятом колене от Молтуна Илья Николаевич Шадрин Хангаласского улуса и внук в девятом колене от Молтуна Илья Семенович Шадрин избирался дважды главой Томпонского района.
Внук прорицателя Алексея Шадрина Иван (Иоанн) Галактионович Шадрин, оставшись без отца в десять лет, стал незаурядной личностью. О нем сохранилось много воспоминаний и преданий. Он был трудолюбивым и способным юношей, быстро наладил свое крестьянское хозяйство. Особенно он полюбил хлебопашество и привил эту любовь своим потомкам. Его внуки сами выращивали необходимое количество зерновых, что позволяло жить безбедно. Сохранилась легенда, согласно которой Иван, посеяв пуд ячменного зерна на обработанной вручную земле, собрал неслыханный по тем временам урожай в 40 пудов ячменя. Хлебопашество позволяло ему в дальнейшем обеспечить семью и родню хлебом, прикупать скот. Иван Галактионович был искусным плотником. По преданию, прежде чем строить строение он ночевал несколько раз в разных местах прямо в поле и останавливал свой выбор в местности, где видел наиболее хороший сон, так выбрал местность Состокуёл. Славился он грамотностью и как мастер надгробных памятников. Его неоценимая заслуга в увековечивании на камне о потомках Эллэя, прародителя народа саха и своей родословной. Кроме этого он поставил на месте будущей могилы четырехметровый крест и огородил его частоколом. Другой крест, высотой около 5 метров, поставил на самой макушке горы Мэльдэкэ в окрестностях села Тектюр.
С этого места открывается прекрасный вид на реку Лена и на долину Эркээни. Его любовь к природе проявлялась и в том, что увидев хорошее развесистое дерево, стоящее отдельно от других, огораживал, чтобы уберечь от скота. Делал это основательно, вкопав столбовые ограждения. Некоторые из них сохранились до 60 – х годов ХХ века. В детстве останки таких столбов рядом с пнями больших берез я наблюдал в детстве на окрестностях озера Сатагай и в местности Малтааны, где с дедом заготавливали сено. Обычно дедушка табор разбивал возле них, разводил костер и обкладывал костер оладьями и что – то шептал. На наши расспросы с братом Иваном рассказывал про старину, про предков. Иван проявлял живой интерес и они с дедушкой долго говорили. Теперь я очень сожалею, мне шалопаю вместо рыбалки надо было слушать их беседу. Дед советовал вести себя прилежно, в некоторых местах громко не кричать и не губить без надобности деревья. Так в старину из поколения в поколение передавалось бережное отношение к природе, к ее красотам.
Судя, по родословной росписи и по архивным данным наш род до революции был образованным. После революции родоначальниками известной в республике педагогической династии Шадриных по праву считаются родные братья Михаил Иванович и Панкратий Иванович Шадрины. В 2013 году во всероссийском конкурсе «династия учителей» династия Шадриных заняла первое место в России. Педагогический стаж, которых составлял тогда более 800 лет и насчитывал 5 докторов и 12 кандидатов ученой степени. Под руководством брата Шадрина Василия Юрьевича, кандидата математических наук, профессора СВФУ имени М.К. Аммосова с 1999 года через каждые два года в Хангаласском улусе проводится научно – практическая конференция «Шадринские чтения» с участием молодых учителей, аспирантов и соискателей научных работ. Такие же конференции «Кычкина Е.Д.», «Героя Советского Союза Охлопкова Ф.М.» и «Штырова В.А» стали проводить в нашем Томпонском районе. По рассказам моей мамы и мамы Василия, мы с Васей родились в одной палате областной больницы, в один день первого августа. Просто мне в военном билете день рождения записали второго августа, возможно «роковую» роль сыграло мое имя созвучное с «ильин день». Во время службы на границе в пограничной заставе мы не имели никаких документов, я имел позывной «якут» и личный номер 47. Военный билет вместе с проездными билетами вручили мне перед самым отъездом на «дембель» и я не стал терять время на исправление. Паспорт заполнили по военному билету. Имея два дня рождения, биологический и по документам, я доволен и даже в чем – то выигрываю.
На вопрос, откуда родом и чьих кровей, благодаря моим предкам я могу достоверно ответить: «Родом с Якутии Хангаласского улуса Хахсытского наслега, кровей Тыгына рода Молтуновского семьи Шадриных рожденный в ильин день, как принято сейчас говорить «холодного лета 53 года». Отец Семен Петрович родился в 1928 году в Хахсытском наслеге, мама Августина Петровна (девичья Романова) родилась в 1930 году в Баатаринском наслеге Мегино-Кангаласского улуса. Женились в 1950 году и совместно прожили более 55 лет. Родили и воспитали семерых детей: Ивана, меня, Владимира, Татьяну, Петра, Александра и Семена. Имеют 17 внуков и внучек, пока более 20 правнуков.
Жизнь моя сложилась типичная моих сверстников. В 1964 году окончил Тектюрскую русскую начальную школу, в 1970 году Октемскую среднюю школу. Служил в пограничных войсках, в 1974 году поступил в Якутский государственный университет. В 1977 году, после женитьбы перешел на заочное отделение и в 1980 году окончил университет по специальности горный инженер – геолог. В 1988 году заочно окончил Свердловский юридический институт. С 1977 года работал техник-геологом, инженер-геологом, старшим геологом поисково-съемочной геологической партии, начальником спецотряда, начальником отдела управления и заместителем начальника Аллах-Юньской геологоразведочной экспедиции в п. Хандыга. В 1991 года перешел работать начальником отдела администрации Томпонского района. В 1993 году Указом Президента РС (Я) Николаева М.Е. был назначен первым заместителем главы района, где проработал 10 лет. Главой администрации района был избран в 2002 году и на второй срок в 2007 году. Председателем районного Совета депутатов Томпонского района избрали в 2012 году и повторно в 2017 году, кем и работаю в настоящее время.
Своей жизненной позицией и трудовой деятельностью стараюсь не подвести фамилию Шадриных Молтуновского рода. Удостоен золотым знаком «300 лет геологической службе России» и серебряным знаком «300 лет горному делу Отечества». Признан «Человеком года РС (Я)» в 2003 году, награжден знаком и занесен в энциклопедию «Лучшие люди России» в 2006 году. «Заслуженный работник народного хозяйства РС (Я), удостоен знака «Гражданская доблесть». «Почетный гражданин Томпонского района и Баягантайского, Ынгинского наслегов», «Почетный работник ЖКХ РС (Я)», «Почетный ветеран геологии», «Почетный ветеран РС (Я)». Имею правительственные награды, почетные знаки министерств и ведомств РФ и РС (Я).
С Ларисой Иннокентьевной поженились в 1976 году. Мама ее Марфа Александровна Никитина (девичья Степанова) уроженка села Крест-Хальджай Баягантайского наслега Томпонского района, отец Иннокентий Николаевич Никитин уроженец села Балыктаах Мегино-Кангаласского района. Лариса родилась в г. Олекминске, по образованию учитель английского языка работала в системе образования, в народном суде и в налоговой инспекции. Воспитали сыновей Владислава и Максима. Имеем внучек Аришу, Алину, Марину и внуков Артема, Георгия, Тимура – продолжателей фамилии Шадриных, одиннадцатого поколения Молтуновского рода Хахсытского наслега Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
-
Ситуация на автодорогах Якутии требует принятия кардинальных мер
-
“Аксакал”. Воспоминания Ильи Шадрина об Иване Гуринове
-
Илья Шадрин “Ю.А. Кудрявый – легенда геологии Якутии и России”
-
Илья Шадрин “Откуда родом и чьих кровей”
-
Хонинтай. Воспоминания Ильи Шадрина о Герое Социалистического труда Василии Кладкине
-
История создания новой отрасли в районе
-
Пути следования первопроходцев по территории современного Томпонского района.
-
Месторождение каменного угля «Джебарики-Хая»
-
История изысканий и строительства Магаданской трассы на участке «Хандыга – Кадыкчан»
-
Золоторудное месторождение «Нежданинское».
-
Статья Ильи Семеновича Шадрина “Им суждено быть первыми!”