С появления на земле человека, появились и тропы. Народ саха в Якутию пришел в бронзовый век, о чем свидетельствуют наскальные рисунки на берегах рек Алдана, Амги, Лены, Олекмы, Токко. Наскальный рисунок «Всадник с тамгой», где рядом изображены две животные похожие на верблюдов, возможно лошади с вьюками свидетельствуют о народе саха, как кочевой и воинственный.
Такой народ, пришедший с других краев, мог покорить огромную территорию Якутии, составляющей даже сегодня три миллиона квадратных километров. Должны были проторить хотя бы вьючные тропы. Освоение шло на своих лошадях и оленях коренных жителей эвенов, эвенков, долган и юкагиров.
По вьючным тропам можно было проехать верхом на охоту и рыбалку, эти тропы связывали людей воедино и давали возможность не потеряться на огромных безлюдных просторах, общаться и выжить в суровых северных условиях. Безусловно, эти пути сообщения несли прообразы «дорожных знаков» в виде затесов на деревьях, одиноких заметных деревьев, приметных природных объектов, наледей, водопадов, отдельных скал и высоких горных вершин.
Своего рода атлас троп передавался устно, с поколения в поколение. Появилась затем соответствующая просторам Якутии единица измерения – кёс, равная приблизительно десяти верстам. Русская мера «межевая верста» в 1649 году составляла одну тысячи саженей в ХVIII веке «путевая верста» в 500 саженей, что приравнивалось 1066,8 метров.
К приходу русских первопроходцев на «дальную и неведомую Лену» у народа саха имелись сотни тысяч голов скота, которому на долгую и холодную зиму требовались десятки тысяч стогов сена. Как и неимоверное количество дров для круглогодичного и круглосуточного отопления жилья камелёком (камином) и приготовления пищи. Мало затратную и эффективную по отдаче тепла печь, чем камелёк внедрили русские. Первые годы печи проваливались, пока не стали класть фундамент, предохраняющий таяние многолетней мерзлоты.
Для вывоза большого количества дров и сена, вокруг каждого селения существовала «хозяйственная», поддерживаемая всем миром дорожная «инфраструктура», кроме нее были пути сообщения вьючные тропы с дальними родами и улусами, которых «в Якольской землице» насчитывалось более тридцати. До прихода русских в Якутии не было в обиходе телег, вместо них были волокуши в летнее время и сани в зимнее время. Верховыми и вьючными лошадьми пользовались на охотничьем и рыболовном промысле и в дальние поездки. В подворьях и для хозяйственных нужд в сани и волокуши запрягались в основном быки.
Убеждён, в освоении огромной территории Якутской земли и примыкающих к ней территорий главную роль сыграли наши предки охотники и коневоды, которые за погоней охотничьих трофеев и кормовой базы для скота уходили все дальше и дальше, открывая новые территории для проживания. Теплую одежду из ценной пушнины, как и везде носили люди знатного сословия и состоятельные, которые снаряжали охотников на дальние походы.
Легкая при транспортировке и ценная пушнина водилась преимущественно на территориях с мягким климатом и богатой кормовой базой, на побережье Охотского моря, Приморского края вплоть до Сахалина, до которых добирались якуты. О чём свидетельствуют якутские названия прилегающих к Якутии территорий, которые сохранились и по сей день на территориях регионов современной Российской Федерации. К примеру, Сахалин с якутского языка на русский означает «Саха восток», порт Аян в Охотском море означает «Путь», Магадан с некоторым искажением в транскрипции с якутского языка «Маган аан» означает «Белые ворота» и многие другие названия в том же Красноярском крае.
Бесспорно, наличие у местного населения «дорожной службы», схемы вьючных троп передаваемой с поколения в поколение, знание пути следования, выносливость якутских лошадей и оленей в сильные морозы, их способность добывать себе подножный корм. И самое главное, всемерная помощь местного населения снаряжением, продовольствием и транспортом, непосредственное сопровождение их проводниками, их навыки выживания в суровых климатических условиях помогли русским первопроходцам добраться от Ленского острога (Якутска) до крайнего юга, востока и севера Якутии, выйти на Тихий и Ледовитый океаны, застолбить и узаконить территорию Российской Державы в ХVII веке.
Таких аналогов покорения огромной безлюдной территории в суровых климатических условиях, с преодолением горных хребтов и больших водных преград за короткий промежуток времени не было. И надо признать, в этом большая заслуга местного населения, проживающего в Якутии, занимающей сегодня одну пятую часть России.
На территории современного Томпонского района с незапамятных времен существовало три основных прохода, вьючных троп к прилегающим территориям на юг, север и восток:
- Южный – вьючный с Якутска до Охотского Перевоза через хребты Верхоянья, Кыллахский, Улахан Бом, Юдомо – Майское нагорье до Охотского моря, где находилось поселение Аян;
- Восточный – вьючный вдоль рек Восточная Хандыга и Сеторым до Оймякона через хребты Сэттэ – Дабан, Скалистый, Сунтар – Хаята, затем до бухты Нагаево (г. Магадан был основан 1939г.);
- Северный – вьючный вдоль по рекам Бараи и Томпо через Верхоянский хребет до г. Верхоянск (основан в 1628г.).
Эти тропы использовали первые исследователи, с неимоверными трудностями пересекавшие горные реки и Верхоянские горы.
Семнадцатый век
Первые походы освоения территории Якутии казаков-первопроходцев, государевых людей с наказом всесторонне оценивать новые земли датируются с ХVII века, закладыванием острогов – будущих поселков и городов, налаживанием взаимоотношений с местным населением, установлением и сбором ясака, проведением крещения, в христианское вероисповедание.
В Якутии до прихода россиян первыми наиболее нужными полезными ископаемыми в то время были соль и медно – железные руды. Поход Ивана Юрьевича Москвитина в 1638 году в составе 32 казаков с Якутска проходил по территории Томпонского района через нижнюю часть реки Амга и затем вдоль левобережья реки Алдан строго на юг до реки Мая. Оттуда отряд поднялся вверх, по реке до устья реки Юдома, перевалил хребет Джугджур и по реке Улье спустился к Охотскому морю и там поставил зимовьё – первое русское поселение на побережье Тихого океана. Острог Охотск был основан в 1647 году.
Восемнадцатый век
В ХVIII веке исследования приобретают научный характер и практическую направленность. В 1700 году Указом Петра I создается Приказ рудокопных дел – первый централизованный орган управления с горнозаводской промышленностью, с которого начинается история Государственной геологической службы России.
1. Неоценим вклад в мировую и Российскую историю результаты Камчатских экспедиций Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова, первой (1725 – 1729 г.г.) и второй (1733 – 1742 г.г.). В 1726 году с Якутска большую часть провизии и легкие вещи отправили вьюком на 663 лошадях, из которых 267 пали в дороге, остальные до Охотска во главе В. Беринга добрались в конце октября. Они шли почти по маршруту Москвитина И.Ю., только с Амги вышли к Алдану по речке Ноху. Громоздкие и тяжелые вещи экспедиции – корабельные снасти, паруса, канаты, малые пушки были отправлены на лодках по рекам Лена, Алдан, Мая и Юдома. По Алдану и Мая люди тянули лодки за лямки на своих плечах. Караван под руководством Мартына Шпанберга до верхнего течения Юдомы не дошел, где с Юдомского Креста должны были вещи перевести в Охотск по суше. Ударили морозы, и речку сковало льдом. В начале ноября Шпанберг принял решение перевезти вещи на нартах, запрягая их людьми. Из ста нарт добрались в Охотск сорок. В пути голодали, многие умерли, иные сбежали.
2. В документах и сведениях Якутской воеводской канцелярии первые находки серебра и о серебряном руднике Федора Шарыпова датированных 1743 – 1745 г.г. Сержант Охотского порта, придя со стороны Охотского моря в бассейне реки Тыры, открыл серебряную руду и обнаружил знаки золота. В 1745 году началась добыча серебра, тогда валютного металла, но после смерти Шарыпова рудник закрылся.
3. В 1748 году по Указу Канцелярии Главного правления Сибирских и Казанских заводов была создана экспедиция под руководством Метенева Афанасия Прохоровича. 21 апреля 1748 года экспедиция в составе 15 человек на 18 лошадях вышла с Якутска на поиски серебряных руд и золота в бассейне реки Тыры. Им предстояло пройти 560 км к востоку от столицы. Придя в Таттинскую волость, Метенев разыскал сотоварища сержанта Шарыпова проводника Истера Магусова. Взяв его с собою, 10 мая экспедиция двинулась вверх по реке Алдан, затем по реке Тыры. Истер к шурфам Шарыпова, что на ручье Юнкер, привел отряд 1 июня. За 4 дня было добыто 160 пудов руды для исследований на серебро и золото. Первым отрядом с проводником Истером пробы были доставлены в Якутск, оттуда в правление Сибирских заводов. Второй отряд под руководством Метенева продолжил поисковые работы по реке Тыры. Отряд вернулся в Якутск поздно осенью.
Девятнадцатый век
ХIХ век выделяется серией научных экспедиций Российской Академии наук и Геологического комитета.
1. В 1849 году впервые в Якутии описаны коренные выходы угля по берегам реки Алдан.
2. Экспедиция Г.Л. Майделя (1868 – 1870 г.г.) исследовав территории рек Яна, Индигирка, Колыма, Анабыр с вышел на Охотское море. В верховьях Индигирки преодолел Верхоянские горы и прошел по правой части долины реки Восточная Хандыга и в районе устьевой части реки Томпо, переправившись через р. Алдан дошла в Якутск.
3. Экспедиция геолога Российской Академии Черского И.Д. (1891 – 1892 г.г.) выйдя с Якутска прошла маршрутом через территорию Томпонского района вдоль реки Восточная Хандыга до Оймякона, а затем через верховья р. Неры и истоки р. Момы вышла в бассейн р. Колымы. Перезимовав в Верхнеколымске, направилась вниз по р. Колыма, но преждевременная смерть Черского И.Д. прервала исследования.
В советское время началось интенсивное изучение природных богатств одной из самых отдаленных и труднодоступных окраин России. Первой была направлена экспедиция Обручева Сергея Владимировича (1926 – 1931г.г.) в бассейн верхнего течения р. Индигирка. Экспедиция в селе Крест-Хальджай жила в школе, где арендовали быков и оленей с упряжью. Проводниками были два жителя района, якут и эвен Голиков с семьей. О них Сергей Владимирович с теплотой отзывался в своей книге. Маршрут проходил весной по реке Восточная Хандыга, где производились маршрутные исследования каменного угля. Хребет Черского, последнее самое крупное географическое открытие в мире было открыто экспедицией Обручева С. В. и занесена в географическую карту мира в 1926 году.
Этой же экспедицией сделано заключение, что полюсом холода является местность Оймякон с географическими координатами 63*16 северной широты, 142*15 восточной долготы с расчетной температурой воздуха -71,2 градуса. Член корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии Обручев Сергей Владимирович первым установил золотоносность бассейнов рек Колымы и Индигирки.
Большое значение в геологическом изучении Колымо – Индигирского региона имели работы колымских экспедиций Юрия Александровича Билибина и Валентина Александровича Цареградского. В 1928 г. первая колымская экспедиция под руководством Ю.А. Билибина начала исследования с Охотского моря.
В эти годы геологические исследования территории Томпонского района велись со стороны Оймяконского района. Приказ об организации Индигирской геологоразведочной экспедиции был подписан 25 октября 1936 года директором Гостреста Э.П. Берзиным. Начальником экспедиции был назначен В.А. Цареградский.
В 1937 году персонал экспедиции, снаряжение, груза были доставлены с Москвы и Ленинграда железной дорогой в Иркутск. Оттуда в том же году автотранспортом доставлены в верховья реки Лены до пристани Качуг, а затем на речных судах до Якутска. Из Якутска по реке Алдан были доставлены в село Крест–Хальджай. В Крест–Хальджае было организовано восемь геолого–поисковых и геолого–рекогносцировочных партий из шести – восьми человек.
В период с 6 по 18 августа персонал и снаряжение на гидросамолетах были доставлены к местам работ. База экспедиции разместилась на правом берегу реки Индигирка, в районе впадения ее правого притока р. Нера. 6 августа 1937 года признано началом планомерного геологического изучения Верхне – Индигирского горно – промышленного района и датой основания пос. Усть – Нера.
В Томпонском районе геологическая организация начала работать с создания Алданского разведрайона Дальстроя НКВД СССР (с 1961 года Аллах – Юньская геологоразведочная экспедиция) с декабря 1947 года с базы на сотом километре автодороги Хандыга – Магадан. С этой поры начинается славная история одного из крупных экспедиций Якутии, Аллах-Юньской геологоразведочной экспедиции.
Обладатель золотого знака «300 лет геологической службе России» Шадрин И.С.