Вот и наступил последний съемочный день, киноэкспедиция вышла на финишную прямую. В Якутске относительно тепло, “всего-то” около сорока градусов ниже нуля, полный штиль, ярко светит солнце. После суровой Колымы погода просто фантастическая, да и работа предстояла лайтовая – до обеда съемки ездовых собак на территории зоны активного отдыха “Поляна”, а после – видов зимнего города.
Вчера самолет из Нижней Колымы коснулся ВПП аэропорта по расписанию. Никто уже особо не смотрел по сторонам, оно и понятно, после пятидневного интернетного голода все уткнулись в свои телефоны. Появилась еще одна приятная для желудка забота – как же доставить в Москву подаренную гостеприимными колымчанами большой мешок с чиром. На местном “Крестьянском рынке” стоимость за килограмм этого северного деликатеса, учитывая факт того, что на носу Новый год, выросла до 1200 рублей. Было решено каждому купить по термосумке, дальнейшую судьбу северного деликатеса не знаю, скорее всего она добралась в столицу в хорошем состоянии.
14 декабря. Якутск, “Поляна”
После небольшого ожидания у въезда в “Поляну”, который находится на самой вершине сопки Чочур-муран, снизу появились запряженные восемью лайками сани. Подготовка к съемкам заняла буквально минут 15, или около того, операторы с ассистентом запрыгнули в сани буксируемого снегоходом поддержки и укатили вниз. Спустя где-то через час съемочная группа закупалась сувенирами в лавке ресторана “Чочур муран”, оставалось только доснять виды города и на этом натурные съемки в Якутии можно было считать завершенными, а на следующий день москвичи были уже дома.
За пределами Якутии были записаны ряд интервью, первый спикер это швейцарец Эрих Хёсли, журналист, профессор Федеральной политической школы Лозанны, писатель, исследователь истории России, автор книги “Сибирская эпопея”. Его книга позиционируется как история Сибири, в которой пристальное внимание обращено к личностям, вершившим ее, их мотивам, чувствам, но при этом не забывая об отсылках к архивным материалам. При желании ее электронную версию на русском языке можно приобрести почти в любом онлайн магазине, а объем бумажного издания – 1200 с лишним страниц, что сопоставимо с бессмертным произведением русского классика Льва Толстого “Война и мир”.
За швейцарцем следуют отечественные эксперты. Константин Куксин – антрополог, создатель Музея кочевой культуры, который прошел Сибирь вдоль и поперек. Длительное время жил со многими коренными народами Сибири и Русской Арктики. Игорь Фоменко – картограф, кандидат исторических наук и Михаил Савинов – научный сотрудник Музейно-выставочного центра технического и технологического освоения Арктики, кандидат исторических наук.
Возвращаясь обратно в Якутск, считаю необходимым рассказать о рабочей встрече у Руководителя Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) Афанасия Владимирова, которая состоялась 6 декабря 2021 года. В ней со стороны Якутии приняли участие, помимо самого Афанасия Семеновича и представителей съемочной группы, руководство Министерства культуры Республики, ГАУ РС(Я) «Конгресс-центр Якутия» и нашего проекта.
В ходе совещания было достигнуто соглашение о съемках Второй серии документального фильма, где будет освещена деятельность экспедиций великого российского исследователя XVIII века – капитан-командора Витуса Беринга, также согласована дата окончания работ над Первой серией картины, полностью она будет готова и сдана 1 марта 2022 года. Также рассматривается возможность выпуска полнометражного варианта документального фильма для показа в кинотеатрах и перевода на английский язык.
География съемочных локаций Второй части документального фильма “Пути великих свершений”, согласно концепт-сценарию, простирается от мыса Челюскина, что на полуострове Ямал, устья Оленька, Лены, через Якутск до Тихого океана – Охотска, Петропавловска-Камчатского, Командорских островов. Таким образом, съемочная группа посетит все ключевые точки следования экспедиций Витуса Беринга.
Невозможно переоценить вклад этого датчанина в мировую, в частности и в Российскую историю, поэтому предлагаю немного заглянуть, хотя бы поверхностно, в историю. Наш герой родился в 1681 году в датском городе Хорсенс, рано, в качестве юнги, начал ходить в море. В 1704 году, как и многие иностранные офицеры, нанялся в русский флот, служил на Балтике, в Азовском море, принимал участие в Северной, Русско-Турецких войнах. Будучи человеком довольно честолюбивым, Беринг не дождавшись повышения до капитана 1-го ранга подал в отставку, но в дело вмешался сам Петр I и своим указом назначил его командующим экспедицией, которая была призвана выяснить, существует ли пролив между Евразийским и Американскими материками, естественно, произведя его в требуемый чин.
В начале 1725 года экспедиция, которая позже получит название “Первой Камчатской”, покинула Санкт-Петербург. После двух лет утомительной дороги через всю Россию Беринг со спутниками достигли Охотска. Оттуда в 1728 году участники экспедиции добрались до Нижнекамчатска и на построенном там боте “Святой Гавриил” осенью того же года взяли курс на север. Пройдя почти весь пролив, позже названного именем своего командующего, экспедиция повернула назад. В результате опроса местного населения выяснилось, что земли Азиатского континента со своей самой восточной точки стремятся исключительно в восточном направлении, а к северу от нее никакой земли нет. Это служило доказательством отсутствия сухопутного перехода между двумя материками.
По возвращении на Камчатку участники экспедиции построили второй бот, назвали его “Фортуна”, капитаном Беринг назначил своего помощника – лейтенанта Алексея Чирикова и летом 1729 года уже на двух ботах вышли в море. В результате этого плавания выяснилось, что Камчатка не соединяется с Японией, кроме того, была произведена картографическая съемка 3,5 тысяч километров побережья.
Выходит так, как будто бы Беринг открыл пролив, названный в свою честь, после якутского казака Семена Дежнева. Это действительно так и здесь ничего удивительного нет, так как в XVII веке сведения с восточной части Империи до ее Европейской части доставлялись десятилетиями, документы могли запросто затеряться в различных инстанциях, их могли проигнорировать и прочее. Так или иначе, сведения об открытиях, совершенных отрядом Семена Дежнева, обнаружились только спустя 80 лет после его легендарного похода к Большому Каменному носу. Данный факт никак не принижает важность экспедиций Витуса Беринга, так как, если судить объективно, научная составляющая, особенно Второй “Великой Северной экспедиции” была гораздо лучше организована и ставилась, как говорится, во главу угла.
По возвращению в Санкт-Петербург Беринг планирует новую, неведомую доселе по размаху экспедицию. Основные задачи, поставленные перед ней поражают своей масштабностью, среди которых поиск путей в Америку, Японию, описание северного побережья материка в промежутке между реками Обь, Лена и восточнее, создание государственной и экономической инфраструктуры в Охотске и на Камчатке, также распространение российского влияния на вновь открываемых землях. Помимо сугубо политических, экспансивных целей Беринг ставит перед экспедицией многочисленные научные цели и включает в состав участников видных ученых С.П. Крашенинникова, Г. Стеллера, И.Г. Гмелина, Г.Ф. Миллера и других.
Беринг не последнюю роль в успехе своей масштабной экспедиции возлагал и на местное, коренное население Восточной Сибири, рассчитывая набрать из них даже регулярные воинские формирования под Российским флагом. До этого, конечно, дело не дошло, но коренные народы внесли свой значительный вклад в деятельность экспедиции. В первую очередь, они выступали в роли проводников, погонщиков, коневодов, грузоперевозчиков. Учитывая огромную потребность в железе, Беринг уже на стадии планирования экспедиции выступал за создание железоплавильных предприятий непосредственно на местах залежи руды. В Якутии таковым стал первенец промышленного освоения Севера – Тамгинский железоплавильный завод, построенный на реке Тамга, в непосредственной близости от современного села Хаптагай Хангаласского улуса, что совсем рядом с Якутском, а железная руда доставлялась по Лене с Ленских столбов. Подробнее о нем читайте в нашем материале:
Тамгинский металлургический завод – предвестник промышленного освоения Cевера
Еще в XVIII веке недалеко от города Якутска действовал металлургический завод, который был заложен исключительно по личной инициативе капитан-командора Витуса Ионассена Беринга для обеспечения Второй Камчатской экспедиции. Завод являлся без преувеличения предвестником неминуемого промышленного освоения нашего северного края.
При непосредственном участии Беринга, который уже предвидел создание флота на Тихом океане, в Якутске и Охотске организуются навигацкие школы для обучения детей казаков и прочих служивых, где в том числе обучались и дети инородцев. Он также считается основоположником Охотского тракта – являвшимся целое столетие единственной транспортной артерией, ведущей из западных регионов России к Тихоокеанскому побережью, в порт Охотска, где усилиями того же Беринга заработали солеваренный завод и первая полноценная верфь для строительства крупных кораблей.
Часто забывается или опускается факт того, что Великая Северная экспедиция состояла из нескольких более мелких подразделений, которым поручались свои “участки”, всего их было 5. На мой взгляд, их правильнее будет именовать экспедициями. Все они имели свои названия, но перечислением заниматься не буду, не суть, если вкратце, то на побережье западнее Лены действовали отряды Василия Прончищева, Харитона Лаптева, Семена Челюскина, восточнее – Питера Ласиниуса, Дмитрия Лаптева, еще 3 группы исследовали земли западнее. Непосредственно на Тихом океане было задействовано два морских отряда под командованием Беринга-Чирикова и Мартына Шпанберга, а также еще два сухопутных, состоящих из членов Академии наук – Людовика Делиля и Иоганна Гмелина.
Сейчас сложно представить с какими сложностями пришлось столкнуться Берингу и его спутникам, ведь количество участников исчислялось не десятками, как у первопроходцев XVII века, а уже многими сотнями, если не тысячами. Перевозимый груз, соответственно, гораздо больше, помимо провианта, с собой везли еще и часть оснастки для будущих кораблей, пушки, якоря, всего не счесть. Сибирь, да и западная часть Империи не изобиловала дорогами, населенными пунктами, инфраструктурой, зато было в избытке широких рек, болот, непроходимой тайги, зимой – мороза, снега, весной – распутицы, летом – нестерпимой жары, гнуса, не было ни карт, ни лоций.
Главной базой экспедиций, действовавших на востоке, стал город Якутск, до которого участники экспедиции добирались пару лет. Для жителей Якутска начала XVIII века, с населением от силу в несколько тысяч душ, прибытие такого количества народу, несомненно было событием чрезвычайным, сродни нашествию инопланетян.
Таким образом, основной отряд во главе самого Беринга и его помощника Чирикова, в историографии получивший название “Второй Камчатской экспедиции”, проведя несколько лет в Якутске достиг Охотска в 1740 году, то есть спустя семь лет с начала пути из Петербурга. К лету того же года экспедиция спускает на воду два судна “Святой Петр” и “Святой Павел”, затем переправляется на Камчатку, где ими был заложен порт, названный Петропавловской гаванью, позже переименованный в Петропавловск-Камчатский.
Спустя год, в июне 1741 года отряд из двух кораблей выходит из порта и берет курс на юго-восток, но вскоре из-за разбушевавшегося шторма суда Беринга и Чирикова теряют друг друга из вида. “Святой Павел” под командованием Чирикова достигает берегов Северной Америки, но, получив отпор местного населения, вскоре возвратился на Камчатку. Беринг же, доплыв до остова Каяк, также решил вернуться на базу. Обратный путь выдался очень тяжелым, ухудшение погоды затягивало плавание, возникла нехватка провианта и пресной воды, что негативно сказалось на здоровье экипажа, в том числе и самого капитана. По словам штурмана по фамилии Ваксель, шведа по происхождению, корабль толком не управлялся, на это просто не хватало команды, которая, в основной своей массе слегла с цингой, многие уже были мертвы. Выходит, что судно просто дрейфовало, шло в угоду ветрам и течениям.
Вскоре корабль прибило к острову, который впоследствии был назван в честь Беринга. Остров этот является крупнейшим из четырех островов, архипелага, тоже нареченного в честь великого командора – Командорскими островами. За неимением лучшего выхода из ситуации команда решила здесь перезимовать. Как назло, земли эти оказались необитаемыми, пожалуй, единственными островами, которые не были заселены алеутами. Голые скалы, да скудная растительность, дабы выжить пришлось выкапывать ямы и укрываться парусиной.
Не выдержав нечеловеческие условия, Витус Беринг скончался в декабре 1741 года в возрасте 60-ти лет, что по меркам того времени был запредельный возраст. Выжившие в количестве 40 человек, среди которых были вышеупомянутый штурман Ваксель, который принял на себя командование и натуралист Георг Стеллер, весной соорудили из остатков пакетбота посудину и благополучно добрались до Камчатки. Захоронение Витуса Беринга было обнаружено советско-датской экспедицией лишь 6 августа 1991 года.
Заслуги Беринга современниками были признаны не сразу, например, считалось, что Первая Камчатская экспедиция лишь подтвердила уже известные данные, в то же время впоследствии все, в том числе и иностранцы, активно пользовались картами, составленными по результатам его экспедиций. Бесценны были и собранные его командой записи о Сибири и народах ее населяющих, флоре, фауне, метеорологические данные. Для оценки деятельности этого великого человека достаточно взглянуть на то, как сильно он изменил карты северо-восточного побережья Тихого океана.
В заключение, хотелось бы сказать, фильм о столь масштабных событиях в мировой и отечественной истории обязательно должен получиться максимально, насколько это возможно, правдивым, красочным и завораживающим. Надеемся, что картина найдет отклик в сердцах зрителей всех возрастов, особенно это касается молодого поколения. Патриотическое воспитание, пробуждение в них чувства любви к Родине, путям великих свершений наших предков является первоочередной задачей авторов фильма.