Первую часть читайте по ссылке
Покинув Бютейдях через села Сатагай и Алтанцы выехали на трассу, ведущую в Амгу, далее в Усть-Маю. Пообедали пирожками в придорожном кафе со странным для заречья названием «Гамма», что возле села Эмиссы. Вкусно и недорого, в меню имелись даже жареные местные караси, со слов Егора Егоровича весьма неплохие.
К обеду не останавливаясь проехали Амгу, Чапчылган, Бетюнцы и добрались до ледовой переправы через Амгу. На льду сделали остановку, во время которой Егор Борисов провел обряд алгыс, все «покормили» духов местности оладушками. О дальнейшей дороге до Усть-Маи особо нечего писать, дорога представляет собой отличную гравийку, утрамбованную снегом до состояния «почти асфальт».
В Усть-Мае сфотографировавшись у стелы направились в администрацию улуса, где нас уже ждал управделами улуса Владислав Атласов, который проводил экспедицию в краеведческий музей. В актовом зале собралось около 20 человек: краеведы, работники музея, педагоги, представители районной газеты «Усть-Майский вестник».
О ходе встречи приведу выдержку из материала Евсея Лугинова, исполняющего обязанности главного редактора районного издания «Усть-Майский вестник»:
Участники встречи ознакомились с целями и задачами экспедиции, посмотрели сводную презентацию проекта, где ознакомились со встречами в регионах, на территории субъектов Дальневосточного Федерального округа (Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровские края, Амурская и Сахалинская области, Еврейский и Чукотская автономные области).
Со стороны района не менее интересной и полезной информацией поделились учитель истории и географии Петропавловской школы Раиса Маевна Миронова, ветеран педагогического труда Нина Николаевна Попова, педагог-новатор Зинаида Яковлевна Пермякова и предприниматель Лариса Аркадьевна Попова. Зинаида Пермякова на встрече подарила делегации свои печатные труды, материалы, которые в будущем поспособствуют написанию истории Усть-Маи, Охотского и Аянского трактов.
В завершение встречи руководитель регионального отдела подарил памятные подарки нашим краеведам, среди которых были 6-томный исторический альбом «Пути Великих свершений», где в I-м, II-м томе рассказывается о значении Якутии в освоении Дальнего Востока. Далее идут разделы «Курс Арктика» (3-й том), «По пустыням и горам» (4 том), «Якутия познает себя» (5 том), «Из глубин древности» (6 том). И книги: Сергей Обручев «Колымская землица», М. И. Старостина «Герой-священник Русско-японской войны АЛЕКСИЙ (ОКОНЕШНИКОВ).
Георгий Никонов призвал жителей Усть-Маи усилить работу по патриотическому воспитанию молодежи, любви к Родине, предложил организовать районное отделение Русского географического общества. Затем, несмотря на позднее время, участники прошли экскурсию по краеведческому залу и посетили школьный музей Зинаиды Пермяковой.
Местные энтузиасты поделились большим объемом уникального материала, которую еще предстоит изучить, систематизировать и опубликовать. Помимо всего, для телепередачи «Пути великих свершений» были записаны интервью.
Утром 20 марта рано утром выехали к конечной цели экспедиции — в поселок Аллах-Юнь. Расстояние приличное, что-то около 300 километров. По пути, кроме Эльдикана, ни одного населенного пункта, вплоть до самого Ааллаха. Именно так, Ааллаах — так звучит якутское название, от слова «аал», если не ошибаюсь, означающее судно, в общем, какое-либо самодвижущее или же плывущее транспортное средство, например, «көтөр аал» — дословно «летающее судно», то бишь самолет. Все же этимология для меня так и осталась загадкой.
История золотодобычи в Аллах-Юне, Усть-Майском улусе напрямую связана с деятельностью легендарного Якутско-Охотского тракта. Первым предположил наличие цветных металлов в этом районе еще в 1829 году немецкий геолог Адольф Эрман, проехавший по тракту в 1829 году в ходе своего научного кругосветного путешествия. В 1851 году следуя из Якутска в Аян горный инженер Николай Меглицкий, отметил в своих записях, что в Аллах-Юньском районе работает экспедиция купца Сибирякова.
Первые достоверные сведения о наличии золота в бассейне реки Аллах-Юнь были даны в 1915 году одним из первооткрывателей золотоносного Алдана Вольдемаром Бертиным. Тогда он со старателями пешком прошел из Якутска в Охотск. Как ни странно, в Охотск во время революционных событий стремился и первооткрыватель золота Алдана, уроженец села Крест Хальджай, якут Михаил Тарабукин. Получается, что судьба их старательно пыталась свести и до Незаметного. О подробностях открытия золота на территории нынешнего Алданского района читайте в материалах об экспедиции нашего проекта в золотодобывающую столицу Якутии и на родину Михаила Тарабукина в Томпонский улус:
Наконец, в 1932 году трестом «Якутзолото» было организована Джугжурская геологическая экспедиция под руководством горного инженера Николая Зайцева. Сразу же изыскательные работы дали положительный результат и через год началась пробная добыча золота. В 1934 году в район Аллах-Юня прибывает хорошо нам знакомый Вольдемар Бертин, которого назначают управляющим отделением союзного треста «Золоторазведка».
В апреле 1939 года был организован Всесоюзный государственный золотопромышленный трест «Джугджурзолото», в состав которого вошли приисковые управления: Бурхалинское, Евканджинское, Светлинское, Баатыльское, Минорское, Ыныкчанское и Юрское.
Все это время добыча ведется вручную, основным транспортом, как и несколько веков назад все также являлся гужевой транспорт. Грузы для приисков в летнее время доставлялись по Алдану водным транспортом до поселка Охотский Перевоз, а оттуда уже на конных упряжках до Аллах-Юня, а это 250 километров «дороги» проложенной по тяжелейшей местности, преимущественно по руслам горных рек, даже зимой изобилующих полыньями. Зимой все перевозки осуществлялись по староохотскому тракту. Да и крутые склоны таили в себе массу неприятных сюрпризов, камнепады, лавины были обыденным делом, плюс к этому свою лепту в экстремальность предприятия вносили погодные условия, запредельные холода, пронизывающие ветра и прочие «радости».
Тяжкое бремя доставки грузов для старателей Аллах-Юня, коих к началу войны было уже около 2 000, по старой памяти возложили на местное население. Каждому колхозу было предписано направить определенное количество грузоперевозчиков с лошадьми, упряжью и со всем необходимым. В основном привлекались с колхозов центральной части Якутии, подавляющее большинство из которых представляли так называемое «Заречье», конечно были и представители отдаленных районов, например, даже Олекминчане.
До начала войны в «выездные бригады» отбирали самых сильных, молодых, ведь работа была тяжелейшей. Обычно на одного возчика по нормативу полагалось четыре лошади, а это уже в общем больше тонны груза. Также везли свою провизию, скрученное особым образом сено для лошадей, запасной комплект теплых вещей и остальное снаряжение. Специально для этого предприятия изготавливали особо прочные сани, так называемые «аллахские». Колхозников, отправлявшихся в путь на определенное время перед выездом освобождали от тяжелой работы. Возчики обычно уходили после октябрьских праздников, а возвращались только в начале апреля.
Одежда в таких переходах во многом определяющая, самая критичная составляющая, от которой напрямую зависела жизнь человека. До эпохи Gore-tex еще полвека, никаких легких пуховок, балом правила меховая одежда. Здесь хочется отметить уникальный авторский проект народной мастерицы Изабеллы Эляковой-Илгийээнэ, всецело посвященную теплой одежде наших предков:
Сухопутными перевозками заведовало «Джугджурзолотопродснаб», под чье управление и поступали мобилизованные колхозники. По пути с Охотского Перевоза до Аллах-Юня на расстоянии 24-30 километров друг от друга были оборудованы 10 зимовий, представлявшие из себя бараки с двухъярусными нарами, где ночевали возчики. В зимниках постоянно находилось два истопника, обычно пожилые люди, или же муж с женой.
Пройдя 7 зимовий дорога достигала своей высшей точки — хребта Улахан Бом, больше известного как «Силлиэмэн». Подъем здесь настолько крут, что груженые лошади не могли в нее вскарабкаться, приходилось разгружать сани и тащить поклажу к вершине на своем горбу. Склон застлан камнями, малейшее неаккуратное движение, чих могли вызвать камнепад. Существовал риск оступиться, поскользнуться, падение приводило, как правило, к весьма печальным последствиям. О ветрах говорит само название «Силлиэмэн» — с якутского «Силлиэ» — буря, ураган.
Не менее сложный участок ожидал путников и перед самым Аллах-Юнем перевалах хребта Сэттэ Дабаан, простирающегося параллельно Улахан Бому. В настоящее время о тех временах напоминает памятная табличка, установленная на вершине одного из пиков хребта.
Металлическая труба, на которой смонтирована табличка увенчана конструкцией в виде лошадиного хомута. Текст гласит: «Перевал Сэттэ Дабаан «Якутско-Охотского тракта» (1736-1921 гг.) Помним трудовую доблесть и мужество якутских грузоперевозчиков-колхозников на Аллах-Юнь (1932-1954 гг.). Слава героям нашей Родины!»
Роберт Зонненбург в своей работе “Путевыя впечатлѣнiя съ постройки Охотского телеграфа изъ Якутско-Охотского края” тоже отмечает сложность перехода через Сэттэ Дабаан:
Въ общемъ лѣсъ отъ Ниманской поварни до перевала рѣденькій и мелкій. Приближаясь къ перевалу оставляемъ русло Почтовой разбивающейся здѣсь на нѣсколько истоковъ, совершаемъ два—три довольно крутыхъ подъема и находимся на вершинѣ самаго труднаго перевала на всемъ зимнемъ пути отъ Якутска до Охотска, на Сеттѣ Дабанѣ (семь хребтовъ), такъ названномъ потому, что лѣтомъ путь лежитъ чрезъ семь горныхъ грядъ, изъ которыхъ самая значительная та, на которой мы находимся.
До перевала Сэттэ Дабаан наша экспедиция со стороны Усть-Маи добиралась, благодаря Владимиру Попову, в общей сложности, часов 6. Дорога с Усть-Маи вначале идет на север до Эльдикана, где переправившись через Алдан устремляется на восток по реке Дюннекян. Далее поворачивает на северо-восток и достигает реки Сахара, которая уже впадает в реку Аллах-Юнь. Оттуда до границы Якутии с Хабаровским краем всего-то около 20 километров. а до самого легендарного села Аллах-Юнь километров 40.
К моему удивлению, в Аллах-Юне местные загодя узнав о нашем прибытии, растопили гостиницу, о существовании которой никто из участников даже не предполагал. Туда и направились в сопровождении «главы», или вернее «старосты», Виталия Калашникова. Он сетует: «Мне уже 46, куда мне ехать? Был бы моложе, возможно и уехал бы, а в мои года там нормальной работы нет». С его слов раньше работал в милиции в самом Аллах-Юне и в Эльдикане, а сейчас вроде как на пенсии. Пользуясь случаем пообедали, благо у большинства имелись запасы еды и чай в термосах.
Между тем к гостинице подошел Григорий Кучеренко, который согласился показать дорогу до перевала Сэттэ Дабаан, до места, где установлена памятная табличка посвященная героизму колхозников, возивших сюда грузы. Подъем на гору оказался довольно затяжным и крутым. На верху имеется обширная расчищенная площадка, где смог бы спокойно развернуться грузовик. По словам Григория высота, на которую поднялись — 1200 метров над уровнем моря. «Есть еще участок, где высота свыше 1800 метров», -добавил он.
Сколько хватает глаз горы, ландшафт впечатляющий. На склонах еще видны выдолбленные в скалах пути, ведущие к давно уже выработанным шахтам. Наш штатный алгысчыт Егор Борисов, по обыкновению, провел традиционный якутский обряд алгыс.
Весь путь с Охотского Перевоза до Аллах-Юня в первой половине ХХ века, без учета обратной дороги занимал для грузоперевозчиков, при удачном стечении обстоятельств от недели до 10 дней. При необходимости спокойно могли обязать доставить груз с Аллах-Юня до одного из отдаленных приисков. За каждый день пребывания в качестве возчика, колхознику начислялись трудодни, а за какую-либо работу не связанную непосредственно с перевозками могли начислить и денежное вознаграждение. Итого за сезон возчик мог выполнить 3-4 рейса.
Воспоминание Дарбасова Пантелеймона Романовича о своем отце:
“До войны и после войны отец работал перевозчиком товаров в прииски золотодобытчиков. Они обеспечивали мясом, маслом золотодобытчиков. Мне кажется он перевозчиком в Аллах-Юнь работал в течение десяти лет. Отправлялись в Аллах-Юнь в октябре, заканчивали в середине апреля. А подготовка начиналась еще в сентябре. Особое внимание обращали на сани. Они должны были быть в отличном состоянии. Обсуждалось все до мелочей. Много работал по хозяйству, чтобы в хотоне было все в порядке, обеспечивал сеном, колол дрова… С ним на далекий и опасный путь ездили самые проверенные люди. Рассказывал о тех обрядах, которые необходимы в пути. Он говорил, что это самое главное…”
Помимо перевозок, колхозы заготавливали для нужд приисков сено, продукты питания, дрова для пароходов, поставляли лошадей, привлекались к строительству и ремонту дорог и мостов. Сенокос производился преимущественно на территории Таттинского улуса, силами местных колхозов, доставка сена до конечного потребителя также возлагался на них. Количество участвовавших в этих работах не подлежит исчислению, а непосредственно на грузоперевозках, считается, что только во время войны было направлено около 2000 человек. Подробнее о тех событиях читайте на нашем сайте:
С началом Великой Отечественной войны, когда все молодые да сильные ушли на фронт, тяжелейший труд лег на плечи больных, негодных к службе в армии, а также были привлечены старшее поколение и молодежь допризывного возраста. Нередко в непростой путь вынуждены были отправляться и женщины, в золотодобычу их тоже было направлено немало. Вся работа шла под девизом «Каждый грамм золота — смерть фашисту!»
В среднем на прииски доставлялось около 1400 тонн грузов в год. Взамен же в годы Великой Отечественной войны трест Джугджурзолото» (Аллах– Юнь) дала стране 23,0 тонн золота, «Якутзолото» (Алдан) – 15,6 тонн, что по тем временам колоссальные цифры. Сами горняки, в основной своей массе, по крайней мере до середины войны, имели бронь от призыва на военную службу, но все же всеми правдами и неправдами стремились, как и все адекватное население СССР, попасть на фронт. Например, одним из них был белорус Иван Околович, кавалер четырех орденов Славы, призванный Аллах-Юньским РВК в 1943 году. Воевал в составе 1-го и 3-го Белорусских фронтов в качестве разведчика, командира отделения автоматчиков, освобождал Кенигсберг.
Нужно упомянуть, что Аллах-Юнь с 1939 по 1948 года являлся центром одноименного района, соответственно, здесь располагался Районный военкомат, а при нем работал так называемый ВУП (Военно-учебный пункт), где население проходило начальную военную подготовку.
В наши дни поселок практически заброшен, фактически он был упразднен в еще 2004 году, что было связано с исчерпанием доступных золотоносных россыпей. На онлайн картах поселок уже отмечен как «территория Аллах-Юнь», но все же мне привычнее называть его как «поселок».
К нашему приезду в поселке находилось с десяток человек, большинство из которых, как я понял, работают на «золотарей». Как пояснили местные, основная часть рабочих, львиную долю которых составляют киргизы, завозится с началом сезона. Как говорится, «Только бизнес ничего личного». Кто является недропользователем я не запомнил, но то, что золото все же добывают, красноречиво свидетельствует факт наличия законсервированной на зиму землеройной и иной техники, да и дорогу кроме золотарей не стал бы никто обслуживать.
К достопримечательностям можно отнести памятник героям Гражданской войны, да мемориальную табличку посвященную уроженцу города Горловка Донецкой области, заместителю командира 7-го перегоночного авиационного полка, кавалеру двух орденов Красного Знамени капитану Василию Ковалёву. Подробнее о перегоночной трассе «Алсиб»:
Выдержка из его наградного листа листа от 5.08.1942 г.:
«с 22.06.1941 по 20.04.1942 в 21 ИАП совершил 130 боевых вылетов. Участвовал в 20 воздушных боях, сбил лично один вражеский самолет. С 20.04.1942 о 29.06.1942 проходил переучивание на новую матчасть. С 29.06.1942 снова на фронте выполнил 24 боевых вылета, участвовал в 4 воздушных боях».
Летчик погиб 24 марта 1943 года при катастрофе самолета Р-39 в районе Аллах-Юня, на перегоночном участке Сеймчан-Якутск. Из-за недостатка кислорода потерял сознание и свалился в штопор. Останки найдены охотником Н.К. Ивановым в районе Верхоянского хребта в августе 1945 года, похоронен на месте падения. Обломки самолета обнаружены поисковиками Якутского клуба «Лена» в 1987 году в отрогах хребта Сэттэ-Дабаан.
После осмотра достопримечательностей пришло время возвращаться в Усть-Маю, так как самую тяжелую часть пути хотелось проехать засветло. Напоследок заглянули к Ивану Громову, у которого друг Егора Егоровича некогда оставил собаку и попросил разузнать о его судьбе. Как и все, кто остался в Аллах-Юне, Иван в сезон работает у золотодобытчиков, в остальное время занят охотой. Хотя, как он признался, в этом году еще не выходил в тайгу.
В общем поселок производит гнетущее впечатление, чем-то напоминает эдакую зону отчуждения, о былом рассвете напоминают лишь многочисленные покосившиеся здания, заброшенная техника, только по которым угадывается славное прошлое Аллах-Юня. В свое время нечто подобное испытал и Зонненбург:
Количество строеній доказываетъ, что раньше здѣсь жило больше народу. Дѣйствительно, благодаря неурожаю травъ два года сряду, нѣсколько хозяевъ переселилось кто на Алданъ, кто дальше на востокъ. Причиною переселенія послужилъ также упадокъ грузового движенія по тракту частью вслѣдствіе развитія Аянскаго пути, частью вслѣдствіе прекращенія дѣлъ однимъ торгово-промышленнымъ предпріятіемъ.
Влияние эпохи, приоритетов, экономической, геополитической обстановки, хорошо проглядывались и в начале прошлого века, приведу Зонненбурга:
Станціонная хозяйка, вдова Прудецкая, плакалась на свою судьбу; говоритъ немного по-русски. Когда-то видала лучшіе дни, считалась богатою, а съ паденіемъ извознаго промысла, смертью мужа и благодаря нѣсколькимъ неурожаямъ обнищала. Вотъ и теперь у нея нѣсколько оленей ушло въ лѣсъ, а ямщики ихъ не ищутъ. Одного оленя Богъ убилъ (якуты часто вмѣсто слова «палъ» или умеръ» употребляютъ выраженіе «Богъ убилъ»). Все хозяйство видимо рушится, такъ какъ старуха уже не въ состояніи его вести.
В 1990-х годах в связи истощением доступных запасов золота произошло лавинообразное сокращение населения, а по факту, статус муниципального образования был упразднен еще в 2004 году. Какова же будет дальнейшая судьба поселка известно лишь одному Богу, скорее всего ему предстоит полностью вернуться в лоно природы.
Обратная дорога, несмотря на относительно ранний выезд, выдалась долгой и утомительной, особенно для водителей, как итог, мы прибыли в Усть-Маю около полуночи и свалились спать даже не поужинав.
Утром 21 марта позавтракали в семейном кафе Владимира Попова, где специально для нас Владимир Ермакович лично приготовил отменный плов. Кроме, собственно, кафе хозяева держат небольшую сувенирную лавку, на стене висит рекламный баннер турфирмы «Усть-Мая тур», принадлежащей Поповым.
Тем временем руководитель экспедиции Георгий Никонов встретился с Главой Усть-Майского улуса Александром Антипиным. Оттуда мы направились в село Петропавловск, что в 7 километрах от райцентра выше по течению Алдана.
Петропавловск был основан в 1871 году скопцами, а позже сюда начали селить не только их, но и политссыльных со староверами. Известно, что в 1924 году первооткрыватель золота Алдана Михаил Тарабукин, как человек, как никто другой знакомый с водным режимом Алдана, был направлен в Петропавловск для проводки оттуда парохода «Сокол» до пристани Укулана. Задание было успешно выполнено, тем самым был открыт водный путь для доставки грузов в алданские прииски.
Нас в своем доме встретил краевед Николай Николаев, он продемонстрировал свой домашний музей, посвященный истории района, а также показал свое родовое гнездо – дом, в котором выросло четыре поколения его предков. Николай Васильевич также поделился информацией касательно Гражданской войны, например, своими предположениями по поводу схрона с оружием, оставленного Стродом.
В истории Гражданской войны на территории Якутии, в частности о роли Охотского тракта во время того смутного времени, в отличие от меня, отлично разбирается главный редактор литературного журнала «Чолбон» Гаврил Андросов, так, что мне остается только ждать его трудов, посвященных данной тематике. Пока же послушаем его рассказ о личностях, принимавших участие в тех судьбоносных событиях:
После посещения Петропавловского настало время возвращаться. Программа, по всеобщему признанию, выполнена на сто процентов. Особую благодарность хочется от лица всего авторского коллектива проекта «Пути великих свершений» выразить нашим водителям Василию Павлову и Олегу Бикбаеву, а также всем устьмайцам, принявшим самое активное участие в работе нашей экспедиции. Неоценимую помощь в работе оказали энтузиасты, краеведы Раиса Маевна Миронова, Нина Николаевна Попова, Зинаида Яковлевна Пермякова, Лариса Аркадьевна Попова, Владислав Николаевич Попов, Владимир Ермакович Попов и многие другие.
По результатам экспедиции нами была подтверждена возможность проведения части съемок второй части документального фильма «Пути великих свершений» , посвященной деятельности Витуса Беринга, на территории Усть-Майского улуса. Помимо этого, 31 мая в 18:30 в эфир телеканала НВК «Саха» выйдет, авторская телепередача Семена Ермолаева-Сиэн Өкөр, подготовленная на основе материала, отснятого и собранного во время экспедиции.
Надеюсь, что мы в скором времени сможем вернуться в эти красивейшие места и вновь встретиться с его гостеприимными жителями, которые, с уверенностью можно заявить, стали настоящими друзьями нашего проекта!