Автор проекта – Элякова Изабелла Иннокентьевна, руководитель общественного движения ”Өбүгэ үгэһэ”, руководитель объединения таттинских мастериц “Таатта саарыта”, отличник культуры РС(Я), ветеран труда, неработающая пенсионерка.
1. Введение
2. Краткое описание содержания проекта
3. Обоснование актуальности проблем
4. Цель и задачи проекта
5. Предмет проекта
6. Финансирование проекта
7. Заключение
8. Приложение №1 Перечисление и подробное описание выполняемых работ
9. Приложение №2 Список мастериц работающих над проектом
10. Приложение №3 Смета
Введение
История Аллах-Юньских грузоперевозок имеет неразрывную связь с золотодобывающей промышленностью Якутии. Аллах-Юньская дорога вошедшая в историю, была таежной дорогой еще в древние времена, которая появилась самопроизвольно. Местные жители сообщались между собой, несмотря на трудности. Несли торговлю, возили товары, обмениваясь на пушнину. Эта была единственная дорога по земле, которая выходила к Ламскому морю (Охотское). Через Аллах-Юнь прошли первые русские землепроходцы, дошли до Ламского (Охотского) моря. Проводниками были местные якуты. 1731 году по предложению Витуса Беринга, в Охотском море был открыт первый морской порт. Россия вышла на Охотское море, оттуда на Камчатку, Аляску. В связи с этим проведены работы по улучшению дороги. Затраты по дорожной работе возложены на местное население. Эта дорога стала называться “Охотский тракт”. Основаны зимовья, станции почтовой гоньбы. Всего с Якутска до Алдана 13 станций, с Алдана до Охотска 2 станции. Содержание Охотского тракта требовало больших денежных затрат. 1763 году 21 мая вышел указ, по которому оплату за прогон стали выплачивать за счет казны. Единственным видом транспорта был гужевой транспорт. В 1852 году вышел указ закрыть Охотский тракт. Но передвижения по Охотскому тракту не прекращались до 1920 года. Фактически дорога существовала постоянно. Местные жители с центральных улусов, как и раньше, передвигались по Охотскому тракту. Вели торговлю. Возили ссыльных, несли почтовую гоньбу, своими силами ремонтировали мосты (күргэ). Меценат, оймяконский богач – Н.О.Кривошапкин немало своих средств вложил на ремонт мостов (күргэ). Содержание зимовий, почтовых станций было тяжким бременем для Ботурусского улуса. В 1912 г. первый голова Таттинского улуса И.Е.Кулаковский – Оонньуулаах Уйбаан, понимая обстоятельства обнищавшего населения, написал просьбу в Степную Думу разделить расход содержания почтовых станций, зимовий между близлежащими улусами.
В 1932 году открылось предприятие золотодобывающей промышленности ”Джугджурзолото”. С 1936 года в Аллах-Юнь стали возить на лошадях грузы предприятия “Якутзолото”. Позднее открыли филиал предприятия “Якутзолото” в с. Черкех Таттинского улуса. На плечи местных жителей – колхозников возложена почти непосильная грузоподъемная работа на гужевом транспорте, по бездорожью, через перевалы, труднодоступные и опасные места, по наледи и горным провалам. Дорога была опасная и трудная. В годы войны мужское население призывалась армию. Грузоперевозчики остались без сильных рабочих рук. Тяжелая ноша теперь легла на женские, подростковые и пожилые плечи местного населения. Для перевозки грузов, колхозы центральных районов должны были выделить по 2000 лошадей, грузоперевозчиков в год.
По воспоминаниям грузоперевозчиков Аллах-Юня, они с первым снегом следовали по маршруту Якутск – Тюнгюлю – Чурапча – Черкех. От села Черкех до Охотского Перевоза – 253 км, от Охотского Перевоза до Аллах-Юнь – 150 км. Силами колхозников Таттинского района были построены в Охотском Перевозе склады, школа, баня, пекарня, столовая и культурные центры. С Черкеха до Аллах-Юня было 19 зимовий. Заготовка сена также легла на плечи колхозников Таттинского, Томпонского районов. Грузоперевозчики тратили на дорогу примерно 176 дней. Отправлялись в начале ноября, возвращались в апреле. На пути были знаменитые Сэттэ Дабаан – места, где постоянно продувает сильный ветер, наледи, горные провалы. В трескучие морозы грузоперевозчики сутками находились в пути. Остались тяжелые, печальные истории о грузоперевозчиках, их тяжелом труде. Мы знаем, что Аллах-Юнь тогда считался центром золотой промышленности.
Из каждого колхоза центральных районов, почти из каждой родни кто-то участвовал в этом. Сколько печальных историй, несчастных судеб остались в памяти у старшего поколения. Нынешняя молодежь не знает, да и с уходом старшего поколения многое стало забываться. Мало кто теперь интересуется историей грузоперевозчиков.
Описание содержания проекта
Без теплой одежды, сшитой бережливыми, любящими руками матерей, бабушек, жен, вряд ли наши перевозчики выжили бы, да и тем, кому довелось преодолеть такое расстояние в лютые морозы, ветра, снега и слякоть, сутками и неделями не было возможности просушиться, обогреться. Старания, умения мастериц высоко оценить могли, только те, кто трудился на этих бесконечных, трудных километрах Аллах-Юньской дороги.
Реконструкция традиционной рабочей, теплой одежды, а также защитной, оберегающай одежды (хаттык) якутов еще не тронута . Особенно интересно, насколько продуманными были небольшие защитные от холода, стужи, сильных ветров предметы полного комплекта дорожной теплой одежды Аллах-Юньских грузоперевозчиков, коневодов, да и наших предков в целом.
Экипировка грузоперевозчиков была очень хлопотной, трудоемкой. Начиная с выделки шкур КРС и лошадей, кончая конскими упряжками, вожжами, дорожными сумами , конскими принадлежностями.
Обоснование актуальности проблем
Проблемы в восстановлении традиционной одежды были и будут. Это искажение, не соблюдение канонов, восстановление старинных технологий ручной выделки и обработки кожматериалов. Фактически точная реконструкция невозможна. Время не сохранила большую часть. А реплику на старинную, традиционную теплую одежду этот проект сможет сделать.
- Для решения поставленной цели данного проекта, основой являются музейные экспонаты, опыт народных мастериц, старожилов, очевидцев, чьи отцы и деды возили грузы, а также, сохраненная в фондах Литературно-художественного музея «Таатта», Черкехского историко-мемориального музея «Якутская политическая ссылка» небольшая часть зимней теплой рабочей одежды.
- Коллекция созданная народным мастером РС (Я) А.Н. Акимовой – «Теплая защищающая, оберегающая одежда и принадлежности коневода» (частный музей «өбүгэ төрүт таҥаһа»).
- В частных руках из теплой одежды немного сохранилось. Остались торбаза, рукавицы, принадлежности конской упряжи.
- Собранные материалы Неустроева Б.Ф – Мандар-Уус.
- Посещение фонда АМЕИ (Нью-Йорк) и ознакомление с экспонатами, собранными В. Йохельсоном таттинскими народными мастерами (рук.Элякова И.И май,.2012г).
- Каталог “Материальная и духовная культура народов Якутии в музеях мира”.
- Книга «Пути великих свершений» Г.Д. Никонова.
- Напечатанные книги об истории Аллах-Юнь.
- Книга “Аарыктаах суолтан улахан айан аартыгар” И.И. Эляковой.
Самой большой проблемой на сегодня является то, что почти не осталось знатоков- мастеров старинной технологии выделки, обработки шкур, дубления.
Мало осталось мастериц , которые знают забытые швы для ручного шитья толстой кожи, ровдуги и т д. Чтобы сохранить забытую технологию, способы изготовления материалов, забытые секреты традиционного ручного шитья, нужно не только изучать историю, но и все это возрождать. Мастерицы старшего поколения уходят. Непростительной большой ошибкой будет, если не сможем перенять их опыт, умения, знания. Уже много утеряно,упущено!!!
Мастерами Якутии созданы, восстановлены, традиционная праздничная, нарядная и обрядовая одежда с художественно – прикладным оформлением. Много сделано и достигнуто. Есть новые подходы. Национальная одежда вошла в нашу жизнь вплотную, но теплая одежда, без которой не обходились наши предки в течении многих веков не полностью изучена, не реконструирована почти.
Участники объединения таттинских мастериц прошли большой конкурсный отбор. Нами больше десяти лет целенаправленно проводились работы по сохранению и возрождению традиционного шитья. Изучены забытые швы, техника традиционного ручного шитья предков. Работа проводилась в тесном сотрудничестве с музеями. Изучали материалы в фондах. Проведены мои авторские конкурсы “Таатта саарыта”, “Дьохсо5он тирэҥсэтэ”, ”Ааллаах Үүн таһаҕасчыттарын үтүлүктэрэ”, “Онньуулаах Уйбаан кыыһын үтүлүгэ”, “Халадаай кистэлэҥэ”, “Иистэнньэҥ түһүлгэтэ”, практические конференции, семинары «Өбүгэ ииһин кистэлэҥэ», выставки «Үйэлэр быыстарын сэгэтэн”, персональные выставки, работали в фондах местных музеев и.т.д. В объединении таттинских мастериц “Таатта саарыта” – 7 народных мастеров РС(Я), 7 народных мастеров Таттинского улуса. Их опыт, умения являются одной из основных обоснований.
Цель и задачи данного проекта “Ааллаах Үүн таһаҕасчыттарын таҥастара»
Цель:
- Восстановить, реконструировать рабочую и защитную и оберегающую зимнюю одежду, изучая наименования, фасоны, материалы из чего шили в старину, значения элементов, предметов теплой одежды, использованные предками швы ручного шитья.
- Создать уникальную коллекцию по образцам зимней старинной одежды, сохраненным в фондах музеев, в частном владении. Использовать архивные материалы.
Задачи:
- Усилиями объединения таттинских мастериц закончить уже начатую уникальную коллекцию «Одежда Аллах-Юньских грузоперевозчиков».
- Использовать опыт и умение таттинских мастериц, народных мастеров РС (Я) по традиционному шитью «хара иис».
- Привлечь молодых талантливых, потомственных мастериц по национальному, традиционному ручному шитью.
Предмет проекта
Для внедрения поставленных задач и достижения цели предметом является – история Охотского тракта, зимней дороги через горные перевалы Аллах-Юнь, история тяжелого труда (довоенной и в годы войны) грузоперевозчиков на гужевом транспорте грузов для золотодобытчиков “Джугджурзолото”, “Якутзолото”.
- Зимняя, теплая, защитная, оберегающая от холода и обморожения (хаттык, харыс).
- Теплая дорожная, рабочая одежда грузоперевозчиков Аллах-Юнь.
Описание из чего шили теплую дорожную одежду в дальную дорогу
В основном использовались доступные всем, особенно беднякам шкуры зайцев. Очень теплая, мягкая шкура была лучшим материалом.. Широко использовались шкура жеребенка, телят (шкура абортированных телят считалась очень ценной, благодаря нежному, мягкому меху), шкуры крупного рогатого скота и лошадей, хвосты, лапы любых пушных зверей. Особенно ценными были беличьи шкурки, лапки красной лисицы, черно-бурой лисицы, шкурки горного суслика (тарбагана), полевого суслика (матта5а), бобра, росомахи, волчьи шкуры, оленьи камусы, шкуры сохатого и его камусы, оленьи шкуры, косули и т д. Использовалось все, что пригодно для шитья теплой одежды. Шитье очень трудоемкое, а выделка, обработка и подготовка еще труднее. Все это создавалось женскими руками. И с любовью мастерили, придумывали различные приемы и детали кроме основной одежды, дополняя их защитными оберегающими от холода деталями комплекта.
Женщины, умудрялись шить, обеспечивая нужной одеждой, кто как мог. Для этого годилось все, что попадется под руку. Грузоперевозчики одной парой теплой одежды не обходились. Запасная теплая одежда была необходимостью. Умения, навыки якутских мастериц сегодня удивляют. Эта был невидимый подвиг, борьба за жизнь. Сказать легко – выделывать шкуры коров, лошадей, довести до состояния того материала из которой, можно было сшить штаны, торбаза, рукавицы, ноговицы и т д.
Каждый маленький с ноготок кусочек пушного зверька использовался. Каждый кусочек ситца, фланели, и даже нательная одежда потерявшая пользу, годилась на подкладку и т.д. От обморожения, холода, ветров грубая верхняя одежда не могла полностью защитить, находившегося целыми сутками на морозе человека. Наш умный предок придумал разного рода защитные и оберегающие предметы одежды.
Вроде прошло не так уж много времени, но за ненадобностью эти незначительные на наш взгляд элементы зимней одежды, сама теплая одежда предков полностью утрачены. Забыто уникальное мастерство шитья «хара иис», веками накопленный богатый опыт. Вышла из обихода та одежда, которая веками согревала, сохраняла здоровье народа саха. Незначительные опыты переданы мастерицами старшего поколения. С их уходом прерывается преемственность. Никто сейчас не одевает вручную сшитую, грубую, но очень носкую и теплую одежду предков. Другое время, другое поколение. Сегодня она связана только с историей народа.
Одежда грузоперевозчиков Аллах-Юнь может быть доказательством забытой традиционной рабочей одежды, которую носили наши предки много веков. Она часть истории, тяжелого труда возчиков гужевого транспорта, в переброске грузов «Джугджурзолото», «Якутзолото».
Это был трудовой фронт, приравненный к войне. Их роль огромна в развитии золотодобывающей промышленности республики и страны. Наш долг сегодня, внести должный вклад в сохранении памяти ушедшего поколения, без которых останутся белые пятна в истории родного края, народа.
Заключение
Полная реконструкция старинной рабочей теплой одежды невозможна. Причиной тому являются труднодоступность, дороговизна нужных материалов (например, выделанная вручную тонкая оленья ровдуга, камусы, ровдуга для обуви, кожа натуральная, шкуры зайцев, выдры, тарбагана и т д.). Кроме того, старинная ручная обработка толстой ровдуги из шкур сохатого, КРС, утеряна полностью. Шкуры, спилок фабричной обработки, с которыми приходится работать не подходят для этого. Из фабричной кожи (спилок) нельзя сшить копии торбазов , которые сохранены в фондах музеев. Время не щадит их. Еще сотни лет они не сохранят нынешнее состояние. Время не стоит на месте.
Поставленная проектом задача, в создании коллекции “Одежда Аллах-Юньских грузоперевозчиков” сможет хотя бы частично восстановить традиционную, зимнюю, теплую одежду предков. Коллекция станет уникальным, единственным в республике, в России. Может стать постоянной музейной экспозицией. Будет бесспорным материалом для каталога “Зимняя, теплая, оберегающая защитная одежда предков”. Список выполняемых работ прилагается (Приложение№1)
В целом коллекция “Одежда Аллах- Юньских грузоперевозчиков” не утрачивает свою ценность. Работа таттинских мастериц, может стать единственной, неповторимой коллекцией в республике. Повторить такую коллекцию невозможно из-за дороговизны и труднодоступности материалов. Эта очень тяжелая, объемная работа полностью выполняется вручную, в том числе часть работ выполняется сухожильными нитками по старинной технике, все из натурального меха, шкур, кожи и ровдуги. Не найдутся, бесплатно работающие, мастера по всей республике. Такая тяжелая, но перспективная, почти с научным подходом работа должна оплачиваться, и вознаграждаться.
Финансирование данного проекта
Данный проект начал свою работу, благодаря стараниям и личному вкладу денежных средств, дорогостоящих, труднодоступных материалов самих мастериц. Куплены на свои средства готовые фабричные шкуры жеребят, оленей, волков, Заказаны с Екатеринбурга, Ростова на Дону натуральные замша, кожа, спилок. Куплены у частных охотников невыделанные шкуры лис, росомахи, белок, горностая, ласки, камусы сохатого и оленей. Собраны у населения невыделанные шкуры телят. Куплены материалы для подкладок, лисьи лапы, хвосты, заячьи шкуры (очень старые невыделанные). Куплено все это на сумму более 300 тысяч рублей. Планируем приобрести недостающие материалы, чтобы не отлогать начатую работу над проектом.
Спонсорской помощи не было. Улус не финансирует ,хотя бы частично данный проект.
Основная часть мастериц – не работающие пенсионеры. Всего привлечены 7 народных мастеров РС(Я), 7 народных мастеров Таттинского улуса, 4 группы мастериц из 9 наслегов Таттинского улуса РС (Я). Список мастериц привлеченных к работе над проектом прилагается (Приложение №2)
Смета выполняемых работ прилагается (Приложение№3)
Нужна грантовая поддержка или финансирование на сумму в 1 млн рублей.
Сроки реализации проекта
1. Подготовительный этап – проведен начиная с 2012 до 1 января 2021 г.
- Работа над проектом начата.
2 . Работа над коллекцией “Ааллаах Үүн таһаҕасчыттарын таҥастара” до 31 июня 2021 года
- Защита полученных результатов 25 июня 2021 год.
- Презентация коллекции «Ааллаах Үүн таһаҕасчыттарын таҥастара» в с. Черкех.
3. Заключительный срок до июня 2022
- Работа над второй частью “Ааллаах Үүн таһаҕасчыттарын таҥастара”.
- Конская принадлежность.
- Полная экспозия «Ааллаах Үүн таһаҕасчыттарын таҥастара”.
- Отчетное мероприятие (дефиле).
- Подготовка к печати каталог «Ааллаах Үүн таһаҕасчыттарын таҥастара”.
Приложение №1
В коллекцию входит следующее:
Защищающая от холода, оберегающая одежда (хаттык, харыс таҥастар):
1. Бэлэпчи – утеплители кистей рук, накладки на верхнюю часть кистей рук. Использовались шкурки беличьи, зайцев, полевых сусликов, водяной крысы (выдры).
2. Меховой пояс-бааччы. Есть несколько форм бааччы, которая защищала от холода поясницу, низ живота, мочевой пузырь.
3. Бааччы-пояс одевается поверх верхней одежды, обхватывает окружность. Завязывается веревочками. Шили из лоскутков брюшков пушных зверей. Заяц, белка, брюшки лисицы. Защищает бока, спину.
4. Түһүлүк – утеплитель нагрудник. Защищает грудную клетку от сильных пронизывающих ветров. С четырех уголков пришитые длинные веревочные завязки.
5. Налобник – есть несколько видов. Защищает от холода лоб и уши. Изготавливается из мягкого меха на теплом подкладе из фланели или ситца.
6. Налобник из телячьей шкуры, завязывается на затылке.
7. Куллука – теплые, меховые носки из беличьих брюшков, заячьей шкуры на подкладке. На пятках имеются завязки. Защищают носки и подошвы ног. Одевается внутри торбазов.
8. Куллука – теплые меховые носки, отличаются длиной. Защищают не только носки и пятки ног. Завязываются, обхватывая ноги вокруг щиколоток. Надеваются внутри теплых чулков (кээнчэ).
9. Мурун таҥаһа – наносник. Утеплитель носа из беличьих брюшков, из шкуры горнастая, ласки, лапок пушного зверька и т д.
10.Мурун, иэдэс хаттыга. Утеплитель носа и щек – отличается длиной и шириной от наносника.
11.Моойторук – теплый ошейник. Отличается от традиционных моойторук (боа). На теплой фланелевой подкладке, подбитой телячьей шкурой, застегивается на кожаных веревочках (сарыы).
12.Хобо моойторук – боа. Длинный ошейник – изготавливается из кончиков хвостов пушного зверя.
13. Хабах таҥаһа – утеплитель, которую подшивают спереди внутри штанов. Защищает самую уязвимую часть мужского тела (паховую часть).
14 Бэгэччэк таҥаһа – утеплитель запястья рук. На подкладке, подбитый любым мехом .
15. Набрюшник – широкий пояс из беличьего или заячьего меха, защищает бока, низ живота и поясницу.
16. Эрбэх хаата – напальчник. Защищает от холода большой палец после травмы, особенно часто большой палец страдал от панариция, после которой палец не выносил даже небольшой холод.
Обувь:
Обувь занимает особое место в комплекте одежды грузоперевозчиков «Аллах-Юнь». С собой в дальнюю дорогу брали несколько пар. Промокшая обувь становилась смерти подобной. Придуманная из доступных материалов обувь разнообразна. Не каждая женщина умела шить торбаза. Использовались специальные швы, которые не пропускали влаги. Ровдужным, меховым теплым торбазам, кээнчэ (меховые чулки) нет аналогов.
1. Теплые чулки (кээнчэ);
2. Чулки из оленьей ровдуги;
3. Чулки из конской (жеребячьей) кожи с мехом;
4. Чулки из телячьей кожи с мехом вовнутрь;
5. Чулки из заячьей шкуры;
6. Чулки из брюшков пушного зверька (белка, брюшки красной лисицы, тарбаган и т д.);
7. Чулки из беличьих брюшков;
8. Торбаза;
9. Куруму – торбаза из оленьих камусов;
10. Тайах этэрбэс- длинные выше колен торбаза из камусов сохатого;
11. Сылгы тириитэ этэрбэс – из спинной части шкуры лошади;
12. Убаьа тыьа этэрбэс – торбаза из конских лап;
13. Ииччики – торбаза, напоминающие кожаные сапоги из ровдуги (не пропускающие влаги);
14. Тунэ этэрбэс – зимние торбаза из ровдуги;
15. Холуоһа – теплые калоши. Надеваются поверх торбазов, особенно поверх валенок, так как валенки плохо держат тепло. Шьют из оленьей шкуры, волчьей, собачьей шкуры.
Наколенники (сутуруо, уллук сутуруо):
В дальнюю дорогу без наколенников невозможно было выдерживать сковывающий холод. Эта обязательная часть одежды, входящая в комплект дорожной одежды. Есть несколько типов наколенников. Наколенники (Сутуруо, уллук сутуруо) шили из подручных, доступных материалов. Утепляли любым материалом. Особенно оленьи, собачьи, волчьи, жеребячьи шкуры считались лучшими, Такие наколенники теплые, ноские, мягкие, не сковывали движения.
1. Наколенник (сутуруо), доходящий до щиколоток, из кожи КРС или жеребенка привязывается бечевками, ровдужными ремешками на кольцах натазников. Наколенник книзу суживается и заправляется в голенище торбазов. Изготавливается из тонкой ровдуги.
2. Наколенники, подбитые заячьим мехом;
3. Короткие наколенники из волчьей шкуры – одевается поверх торбазов и закрепляется к ремешкам или к кольцам натазников.
4. Наколенники из оленьей шкуры мехом снаружи;
5. Наколенники из жеребячьей шкуры;
6. Наколенник (сутуруо) из оленьей ровдуги.
Натазники:
Забытую одежду наших предков, можно увидеть только в редких фондах музеев мира. Эта одежда для постоянного ношения служила очень долго. Зимнюю сыалдьа (натазники) шили мехом вовнутрь из заячьих, телячьих шкур, ровдуги. Сыалдьа (натазники) это короткие штаны. Был теплее, чем ватные штаны. К тому же не сковывали движения на коленях при ходьбе. Привязанные к нему наколенники в комплекте заменяли теплые штаны. За ненадобностью, не имеющие иной ценности в наше время, натазники не сохранены, уничтожены полностью.
1. Натазники из телячьей или коровьей (молодняк) шкуры. Ее, в оcновном, шили бедняки, которые не могли достать более дорогостоящий материал;
2. Теплые зимние натазники из оленьей ровдуги. Подклад шился из мягкого меха;
3. Натазники из заячьей шкуры;
4. Натазники из жеребячьей шкуры.
Верхняя одежда (соннор):
Верхняя одежда. Различного рода шубы и пальто – самая затратная, требующая мастерства якутской женщины часть зимнего комплекта грузоперевозчиков, без которых невозможно представить в 60 градусные морозы, долгое нахождение в пути, сидя на санях.
1. Хахыр сон – пальто короткое из жеребячьей или коровьей шкуры с мехом вовнутрь;
2. Сарыы сон – пальто свободное, не сковывающее движения, короткое с подкладом из любого меха (беличьи шкурки. Из брюшков лисицы и т. д.);
3. Пальто с подкладом из заячьих шкур;
4. Огдоко саҕынньах – шуба из жеребячьей шкуры;
5. Шуба из волчьей шкуры (бөрө саҕынньах) – одевается поверх короткого пальто;
6. Шуба из оленьей шкуры мехом наружу;
7. Шуба из оленьей шкуры мехом вовнутрь.
Шапки (бэргэһэ):
Шапки разного покроя, из различных материалов имели особое место в комплекте зимней одежды. По своей возможности, достатка заказывали разные шапки. Самой удобной шапкой наверно считалась ровдужная шапка капор с меховым подкладом и оторочкой. Были шапки высокие. Почему шили такие шапки? При долгой поездке, чтобы перекусить, еду удобно было положить на макушку и надеть шапку. Кусочек лепешки всегда оставался теплым и не замерзал. А также в высоких шапках в более теплую погоду голова не потела. Шапки ушанки, шапка капор, шапка из лисьих лап, различные шапки придуманные с влиянием русских, шапки из оленьей шкуры, из оленьих лап, заячьих и телячьих шкур и т. д.
1. Шапка капор (Чомпой) из ровдуги на меховой подкладке;
2. Шапки заячьи;
3. Шапка ушанка;
4. Шапка из росомахи;
5. Шапка из лисьих лап, отороченная шкурой росомахи;
6. Шапка из лап черной лисицы (чомпой), отороченная мехом;
7. Шапка (барыылаах бэргэьэ) из шкуры косули;
8. Ермолка – под влиянием русских стали шить такие шапки, носили в более теплые дни весной.
Рукавицы:
Рукавицы для зимней, тяжелой работы должны быть крепкими, удобными, не промокаемыми. Пальцы рук очень уязвимы при больших морозах. Голыми руками управлять вожжами, затягивать грубыми толстыми веревками тонны грузов, перетаскивать вручную на крутых подъемах невозможно. Буквально за минуту, за считанные секунды, прикасаясь к железкам, можно запросто получить обморожение пальцев. Рукавицы не должны скользить, легко просушиваться, снег не должен прилипать. Издревле, наши предки достигли уникального мастерства, выбирая подходящий материал.
Тут уже достаток не имел значения. Должны были шить, удобные, надежные, теплые рукавицы. В больших морозах, при тяжелой физической работе любая шкура быстро изнашивалась, поэтому каждый грузоперевозчик имел по несколько пар рукавиц.
1. Рукавицы ровдужные, без подкладок, подкладку шили отдельно из меха;
2. Рукавицы из оленьих лап, ладонная часть из оленьей ровдуги;
3. Рукавицы волчьи;
4. Рукавицы собачьи;
5. Перчатки. Их шили из ровдуги или замши. Поверх одевается другая меховая, теплая рукавица. Перчатки позволяли при надобности в больших морозах выполнять тонкую работу;
6. Заячьи рукавицы с ровдужным верхом;
Нательная одежда:
1. Даба ырбаахы. Рубаха, предназначенная для тяжелой работы, на плечах, на проймах пришивается тонкая ровдужная кожа. Раньше для рабочей одежды использовали именно даба (хлопчато-бумажная ткань) – плотный материал синего цвета;
2. Портки;
3. Штаны из материала;
4. Жилеты ровдужные или из материала.
Редко, за счет зарплаты выдавались валенки, телогрейки. Из простой пряжи женщины стали вязать шарфы, которые заменяли моойторук. Очень широкие, длиной около 2.5 метра. Телогрейки женщины шили сами с меховым воротником и оторочкой на рукавах.
1. Телогрейка с воротником, подбитым мехом;
2. Ватные штаны;
3. Штаны;
4. Портки;
5. Рубаха мужская;
6. Платье женское (туу ырбаахы);
7. Кисет (саппыйа) для табака;
8. Кыалык;
9. Хаппар из скальпов уток (кус батта5а саппыйа);
10. Сумочка из рыбьей кожи;
11. Матаҕа (сума для продуктов) из ровдуги;
12. Небольшой ящик для хранения продуктов.
Конские принаджлежности:
Не выдавали готовых принадлежностей для гужевого транспорта. Колхозы своими силами готовили все, что нужно для дальней поездки, перевозки грузов. Нужны были специальные крепкие веревки, вожжи, различные веревки для конской упряжи.
1. Бото;
2. Мойбуур;
3. Аарык;
4. Хобо;
5. Ыҥыыр;
6. Сутуруо;
7. Иҥэһэ;
8. Чаппараах;
9. Кычым;
10. Бэрэмэдэй;
11. Кырыаччы;
12. Кымньыы;
13. Сулар;
14. Көнтөс;
15. Бас быата;
16. Үүн;
17. Тэһиин;
18. Амаҕаччы;
19. Муоһа;
20. Сис быата.
Приложение №2
Список мастериц общественного объединения Таттинского улуса, по внедрению проекта “Одежда грузоперевозчиков Аллах-Юнь”:
№ | Ф.И.О. место жительства | |
1 | 1. Алексеева Екатерина Ивановна, пенсионерка 2. Мурунова Полина Дмитриевна, пенсионерка 3. Аржакова Вера Дмиитриевна, пенсионерка 4. Баева Анна Гаврильевна, пенсионерка 5. Аржакова Анастасия Михайловна, пенсионерка | Нац.шитье с.Черкех |
2. | Богатырева Лидия Егоровна н.м. РС (Я) | Конский волос. с. Черкех |
.3. | Читаева Клара Илларионовна, пенсионерка | Мастер обуви, нац.шитье, конский волоc с. Ытык Кюель |
4. | 1. Бурнашова Праскевья Петровна, н.м.Таттинского улуса 2. Иванова Татьяна Дмитриевна 3. Дедюкина Наталья Ипатьевна, н.м.Таттинского уласа 4. Андросова Галина Иннокентьевна 5. Неустроева Елена Давыдовна-н.м. Татт.улуса | Рук. Мандар кыһата С. Баяга Нац.шитье.береста.конский волос |
5 | Сидорова Марфа Афанасьевна н.м. РС (Я), пенсионерка | Нац.шитье, с. Ытык-Кюель |
6. | Акимова Анна Николаевна, н.м. РС (Я), автор коллекции “Өбүгэ төрүт таҥаһа,, «Сылгыһыт таҥаһа», знаток старинного традиционного шитья | Нац.трад.шитье. с.Туора Кюель |
7. | Кривошапкина Люция Степановна, н.м. РС (Я), пенсионерка | нац.трад.шитье. г.Якутск |
8. | Алексеева Мария Ильична, руководитель группы “Оһуор» пенсионерка, н.м.Таттинского улуса 1.Ермолаева Людмила Коммунаровна 2 3. 4 5 | Нац.шитье, конский волос, береста с. Дэбдиргэ |
9 | Васильева Татьяна Кононовна, пенсионерка | Нац. Трад. шитье, с. Туора- Кюель |
10. | Басова Мария Николаевна, пенсионерка | Нац. шитье. с. Уолба |
11. | Лыткина Надежда Прокопьевна, пенсионерка | Нац.шитье, меховая одежда. с. Туора-Кюель |
12. | Харлампьева Людмила Павловна, н.м. Таттинского улуса, пенсионерка | Нац.трад. шитье (мех.кожа) |
Нац.шитье | ||
13. | Ючюгяева Анна Петровна, н.м. РС (Я), пенсионерка Рук. Объединения “көмүс сүүтүк» 1. Павлова А.П. 2.Седалищева А.И. 3.Татаринова Е.И. 4.Потапова Г.С. 5.Ючюгяева К.Е. | Жохсогонский наслег, с.Победа Нац.шитье |
14. | Кривошапкина Люция Степановна, народный мастер РС (Я), пенсионерка | г.Якутск. Нац. трад. шитье |
15. | Афанасьева Анна Викторовна народный мастер РС (Я), пенсионерка | с. Харбалаах трад. нац.шитье |
16. | Терехова Надежда Степановна, руководитель объединения “Далбар Эбэлэр”, пенсионерка 1Большакова А.М. 2.Бястинова Э.А. 3.Винокурова А.И. 4.Дедюкина Г.П. 5.Местникова Н.Н. 6.Нюрова Т.Е 7.Неустроева Е.И. 8.Оготоева М.Е 9.Сыромятникова А.В. 10.Попова С.Г 11.Халыева А.В. 12.Халыева Л.Е. 13.Попова В.Н | С.Чимнай нац. шитье. (Конский волос, шитье по коже, сухожильные нитки) нац. трад. шитье конский волос |
17. | Большакова Арина Николаевна, н.м. РС (Я), пенсионерка, рук.объединения 1.Евлева Эльза Дмитриевна 2.Колодезникова Диана Васильевна 3.Попова Галина Митрофановна, н.м. Таттинского улуса 4.Белолюбская Варвара Семеновна, н.м. Таттинского улуса | С.Чимнай Нац. Традиционное шитье. Нац.шитье Нац.шитье Нац.шитье Нац.шитье |
18 | ||
19 | Элякова Изабелла Иннокентьевна, автор и руководитель проекта., | с.Туора Кюель |
20. | Осипова Любовь Титовна, н.м. Таттинского улуса, пенсионерка | Нац.шитье, с.Ытык Кюель |
4 группы (тумсуу)- “Далбар Эбэлэр” (Харбалаах),”Оьуор тойуга” (с.Дэбдиргэ),
”Кемус суутук” (с.Победа), “Далбар” (с.Черкех),
1-мастер РС(Я),6- н.м.народных промыслов РС(Я) , 7- н.м.Таттинского улуса
Приложение №3
Примерная смета:
№ | Наименование | Расход материалов, общая сумма | За работу в руб | Итого |
1. | Защитная, оберегающая теплая меховая одежда Всего 16 наименований | Натуральная кожа, пушнина, хвосты, лапы лисиц, шкуры-горностай, белка, красная лиса, ровдуга, ткань, нити и т. д. на общую сумму 25 т.р. | 30 т.р. | 55 т.р. |
2. | Обувь Куруму | 14 оленьих камусов х2,0=28,0 т.р. подклад.сухожильные нити 2,0. Общая сумма 30 т.р. | Выделка шитье 20 т.р. | 50 т.р. |
. | Куруму камусы сохатого | 8 х 2,0 = 16 тысяч.подклад.нити 1,0 т.р. | Выделка, шитье 16тыс+5,0=21,0 | 38 т.р. |
Торбаза из конской шкуры | Конская шкура, подклад, нити, стельки = 3 т.р. | Выделка, шитье – 8 т.р. | 11 т.р. | |
Торбаза из конских лап | Лапы 10=3000 Подклад.нити,билэ из сукна 2000=5,0ты.руб | Выделка 10х1=10т.р.шитье 5тыс | 20 т.р. | |
торбаза ииччики | Ровдуга. Сухожильные нити.оторочка из сукна,подклад, стелька меховая из шкуры КРС ,подошва из шкуры КРС,нити сухожильные.шов в три слоя кожи | ШИТЬЕ, выделка | 5 т.р. | |
Тобаза из камусов сохатого короткие | Камусы 10х1000=10.000.нитки,сукно,стелька из жеребячьей шкуры-1.0 | Шитье.-5,0,выделка=10000 | 16 т.р. | |
Ровдужные высокие торбаза Холуоьа (Теплые галоши) | Спилок. Подклад,подошва из кожи КРС 4 тыс Оленья шкура 1000,ровдуга | Шитье.выделка Шитье 1000 | 10 т.р. 2 т.р. | |
3. | Теплые чулки (кээнчэ) | Материал.кусочки меха.ровдуги | шитье | 3 т.р. |
Чулки из оленьей ровдуги, шкуры стриженый мехом вовнутрь | Ровдуга 2 тыс | Шитье 3 тыс | 5 т.р. | |
Чулки из жеребячьей шкуры мехом вовнутрь | Шкура, нитки, подошва – 2.5 т.р. | Шитье 2.5 тысруб | 5 т.р. | |
Чулки заячьи | Шкура 5х500-2500.фланель,нитки 300 | Шитье 1.5т.р. | 4 т.р. | |
Чулки с мех.подкладом | Кусочки кр.лисы.фланель-1000 | Шитье.1.5 | 2.5 т.р. | |
4. | Наколенники (сутуруо) | Шк.жеребенок,сукно 3.0т.р | Шитье 3.0 | 6 т.р. |
Наколенники (сутуруо) | Шкура заячья – 4х500=2,0 | Шитье-2,0 т.р,выделк300х4=1.2 | 5,2 т.р. | |
Короткий наколенник из волчьей шкуры(уллук сутуруо) | Шкура 10 тыс, подклад х.б материал, нитки.ровдуга 500руб | Шитье 3 тыс | 13.5 т.р. | |
Наколенник из оленьей шкуры (уллук сутуруо) | Шкура 1.5 т.р. подклад.нитки 1000 | Шитье 3 тыс | 5,5 т.р. | |
Наколенник из жеребячьей шкуры длинные,низ ровдуги | Шкура 2.5т.р. ровдуга 2.5т .нитки,подклад 500руб | Шитье 4 тыс | 7 т.р. | |
Наколенник (сылламыкы) из оленьей, стриженой шкуры мехом вовнутрь.низ тонкая ровдуга | Шкура 2.0, ровдуга 1.5, нитки. | Шитье 4 тыс | 7,5т.р. | |
5. | Натазник из тел.шкуры(сыалдьа) | Шкура-3тыс, ровдуга.ремешки,нить1.0 | Шитье 5 тыс | 9 т.р. |
Натазник заячий | Заячьи шкуры 5 шкур -2.5т.р. материал 1.5м.нитки=1000 | Выделка 2.0.шитье 5.0 тыс | 12 т.р. | |
Натазник из жеребячьей шкуры | Шкура 3 тыс. нитки.ровдуга О.5т.р | Шитье 4 тысячи | 7,5 т.р. | |
6. | Хахыр сон-пальто из жеребячьей шкуры мехом вовнутрь | Шкура 5.0 тыс. нитки сухожильные, ровдуга=2.0 | Шитье 10.0т.р. | 17 т.р. |
Пальто ровдужное с беличьим подкладом | Шкура(белка) 50 штук=30 тыс. ровдуга 5 тыс. ситец,нитки 1.5. | Шитье 15.0 тыс | 51.5 т.р. | |
Пальто с подкл из заячьих шкур | Шкуры 10 х500=5.0 ситец=0,7. нитки 0.3. х.бматериал, пуговицы 3тыс., мех кр.лисицы-0.5 | Шитье , выделка 15тыс | 23,5 т.р. | |
Огдоко са5ынньах | Шкура жеребячья 8 тысяч.руб Фланель.пуговицы 1.0 | Шитье.15 тыс.руб | 24 т.р. | |
Шуба из волчьей шкуры | 4х18=72 тыс. Подклад фланель,ремешки.1.0 | Шитье 20 тыс.рб | 93 т.р. | |
Шуба из оленьей шкуры Мехом снаружи | 4х3.0=12 тыс. подклад-2.0.ремешки | Шитье 20 тыс | 34 т.р. | |
Шуба из оленьей шкуры (стриженый) | 3х4,0=12тыс.руб Подклад фланель 1.0 | Шитье 20 тыс.руб | 34 т.р. | |
Шуба хопоо с меховой оторочкой | 3х3.0=9.0 тысруб. подклад 2.5. мех или шкура жеребячья 1.5 т.р. | Шитье 20 тыс.рб | 33 т.р. | |
Женское пальто с мех.подкладкой | ||||
7. | Шапка женская чомпой из лисьих лап. С мех.оторочкой | Лисьи лапы. Мех- 3.0 тыс.руб | Шитье 3,0 | 6 т.р. |
Шапка заячья | Шкуры зайца 0,8х4=2.4 р.р. Подклад 0.5 | Шитье.2.0 | 4.9 т.р. | |
Шапка из росомахи .(высокая) | Шкура росомаха- 2х15=30.0 подклад | Шитье 5.0 | 35 т.р. | |
Шапка из лап кр.лисицы..с мех.оторочкой (росомаха) | Материал мех .подклад – 3.0т.р | Шитье 2.5 | 5.5 т.р. | |
Шапка из шкуры косули.пыжика | Шкура -1.0.подклад.оторочка лисьи хвосты 2.0 | Выделка.шитье 4.0 | 7 т.р. | |
Ермолка из лисьих лап | За материал 2.0 | Шитье 1.5 | 23.5 т.р | |
Шапка “Барыылаах “ | Шкура -2.0.т.р.,подклад 0.5т.рб | Шитье 2.0 | 4.5 т.р. | |
8. | Рукавицы ровд.с мех.подкладом | Ровдуга 1.0.т.р.мех 1.0т.р. | Шитье 2.0 | 4 т.р. |
Рукавицы из оленьих лап Отдельный подклад | Лапы-2.0 Кусочки меха | Шитье 3.0 | 5 т.р. | |
Рукавицы из волчьих лап | За материал 4 тысячи | Шитье 4 тыс | 8 т.р. | |
Рукавицы из собачьей шкуры | За материал – 4 тысячи+(выделка0.ровдуга | Шитье 3 тыс | 7 т.р. | |
Рукавицы из лап росомахи | За материал – 3 тыячи | Шитье 3 тыс.рб | ||
Рукавицы заячьи | Шкуры- 1.0 подклад 0.3 | Шитье 3 тысячи | 4.3 т.р. | |
Рубаха из даба | Х.б плотный м атериал-2 м=700 | Шитье 1.0 | 1.5 т.р. | |
Штаны | Х.б. материал 1.5х600=900руб | Шитье 1000рб | 1.9 т.р. | |
Жилеты женские из материала | Материал.пуговицы 500рб | 1000руб | 1.5 т.р | |
Портки с рубахой | Бязь 2.5 м х 600=1.5. | 1.500руб | 3 т.р. | |
9 | Аксессуары к зимней одежде | Расход материала-1.5руб | 3.0 | 4.5 т.р. |
10 | Конские принадлежности | 300 т.р. | ||
1.038.1 |
Общая сумма 1038100 – Один миллион тридцать восемь тысяч сто рублей.
Смету составила автор и руководитель проекта – И.И. Элякова.
Орфография, пунктуация и стиль автора сохранены.