ПУТЕШЕСТВИЕ С ЗЕМЛИ ОЛОНХО НА ОСТРОВ “САХА ИЛИН”. 1 ЧАСТЬ – ЯКУТСК, ХАБАРОВСК, СОВЕТСКАЯ ГАВАНЬ.

Автор: Дмитрий Никонов

Спросите у любого якута откуда произошло название острова Сахалин и, скорее всего, услышите ответ: “Саха илин” – восточная земля Саха.  Утверждение неверное, но все же…

Георгий Никонов на берегу Охотского моря. г. Поронайск

В 2020 году наш народ отметил одну из самых знаменательных дат в своей истории – 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Накануне юбилея зародилась идея о проведении Историко-этнографической автомобильной экспедиция «Пути Великих свершений: 75 лет Победы – остров Сахалин». 

Остров Сахалин по сути является единственной территорией Дальневосточного федерального округа, где шли боевые действия Советско-Японской войны и именно здесь, на Востоке, разгромом Империалистической Японии была поставлена окончательная точка во Второй мировой войне. И мы, как дальневосточники, сыновья и внуки победителей, были обязаны почтить память тех героев, кто подарил миру ту непростую победу. 

Советские солдаты с водружают красное знамя над г. Найро (ныне Гастелло). 1945 г.

Про освобождение Южного Сахалина от японских милитаристов можно ознакомиться в нашей медиакниге посвященной этой теме.

Организаторами экспедиции выступили: Правительство Республики Саха(Якутия), Постоянное представительство Якутии по ДВФО, Администрация Мегино-Кангаласского улуса, Якутское и Сахалинское отделения Русского Географического общества, ГУП ТЦТР РС(Я), Издательство “Русский остров” (г. Владивосток). Также экспедиция была поддержана лично главой Якутии Айсеном Николаевым и губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко. Хотелось бы еще раз поблагодарить всех, кто помог в осуществлении этой экспедиции.

Письмо Главы Якутии Айсена Николаева Губернатору Сахалинской области Валерию Лимаренколинской области
Письмо Главы Якутии Айсена Николаева Губернатору Сахалинской области Валерию Лимаренко

Первоначальный план-маршрут экспедиции, проект от 17 октября 2019 г.:

С концепцией экспедиции можете ознакомиться здесь

Остров Сахалин для меня лично, как обывателю, представлял собой “terra incognito”, в голове всплывали лишь обрывочные знания со школьной программы, “корейский боинг”, айны, рыба, морепродукты, прошлогодние игры “Дети Азии” (аналог Олимпиады для детей Азиатского континента, которые проводятся с подачи нашей республики с 1992 года), зимний этап которых с помпой прошел в Южно-Сахалинске, а также то, что после победы над японцами дед в городе Корсаков служил сверхсрочную. Посещение этого таинственного острова полностью перевернуло мое и не только мое представление об этом прекрасном крае.

Как бы то ни было, подготовка, которая длилась, как мне казалось, бесконечно долго, завершилась к концу октября 2019 года. Отправной точкой экспедиции была выбрана бывшая столица Дальневосточного федерального округа – город Хабаровск, откуда после приезда всех участников, 1 ноября должен был быть дан официальный старт. По участникам получался такой расклад: семь человек из Якутии, трое с Владивостока, один с Хабаровска. По плану часть якутских участников едет наземным транспортом: из города Якутска – микроавтобус Hyundai H1, c поселка Нижний Бестях – Nissan Almera. Маршрут такой: 

– Якутск – Нижний-Бестях – Хабаровск – Советская Гавань – Ванино – Холмск – Оха – Ноглики – Смирных – Поронайск – Южно-Сахалинск – Холмск – Хабаровск – Якутск.

Маршрут экспедиции
Маршрут экспедиции

Стоит заметить, что до нашей экспедиции с Якутска до Южно-Сахалинска на автомобиле добиралась только съемочная группа Республиканского телевидения НВК-Саха с оборудованием для ведения прямой трансляции вышеупомянутых игр “Дети Азии-2019”, необходимости ехать дальше на север острова у них не было. 

Якутск-Хабаровск

Активная фаза экспедиции началась рано утром 29 октября, когда загрузив раздаточный материал и якутские подарки, мы с водителем Александром выехали к паромной переправе Якутск – Нижний Бестях. Экспедиция началась! До города нефтяников Оха, что в северной оконечности острова “terra incognito” Сахалин, оставалось проехать 4 тысячи километров с учетом обратной дороги все 8 тысяч “с хвостиком”. Впереди нас ждали пять субъектов Дальнего Востока, две паромные переправы: первая – через матушку Лену, вторая – через Татарский пролив с поселка Ванино до города Холмск. Тем временем, в Якутске показания термометра опустились за -20 градусов по цельсию, вовсю шел снег, вступала в свои права знаменитая якутская зима.

Очередь на паром Якутск-Нижний Бестях. Дмитрий Никонов и Александр Егоров. 29 октября 2019 г.

Доехав до места погрузки на паром Якутск – Нижний Бестях, что в пригородном районе Даркылах города Якутска,  с радостью обнаружили почти полное отсутствие очереди. Александр, как человек опытный, твердо настоял на очень раннем выезде и, как оказалось, был прав –  перед нами в очереди стояло меньше десятка машин. Переправа прошла штатно, без происшествий и заняла свои дежурные полтора часа. Лена начала затягиваться льдом, по всей поверхности плыла ледяная шуга, что хорошо видно на фотографии.

Александр Егоров на палубе парома Якутск-Нижний Бестях. 29 октября 2018 г.
Александр Егоров на палубе парома Якутск-Нижний Бестях. 29 октября 2019 г.

Паромная переправа обычно работает до середины или конца ноября, каждый год по разному в зависимости от ледообразования. И нам очень хотелось на обратном пути в Якутск успеть вернуться сюда до закрытия переправы. Иначе пришлось бы оставить машину в Нижнем Бестяхе до открытия зимника по льду Лены. Забегая вперед скажу, что на обратном пути Александру пришлось ехать с Хабаровска в Якутск одному, так как по ряду объективных причин мне пришлось с Хабаровска вылететь на самолете.

На правом  берегу Лены, в поселке Нижний-Бестях, нас уже ждали участники нашей экспедиции – представители Мегино-Кангаласского улуса (улус – район по-якутски). В “делегации” Мегино-Кангаласцев три человека: Дмитрий Аргунов – начальник Управления культуры и духовности улуса, Иннокентий Яковлев – глава администрации Жанхадинского наслега Мегино-Кангаласского улуса и Евгений Копырин – водитель. Автомобиль – Nissan Almera. Сразу по приезду хозяева радушно пригласили попить чай в уютном культурном центре поселка. Затем, как полагается, перед дальней дорогой, попросили благословения у духов, угостив кумысом и оладьями. 

Нижний Бестях. Слева-направо: Александр Егоров, Дмитрий Аргунов, Иннокентий Яковлев, Евгений Копырин. 29 октября 2019 г.

Как известно, родина купца Дмитрия Винокурова – якута по национальности, человека очень влиятельного на Сахалине начала ХХ века, которого именовали не иначе как “Оленный король Сахалина”, находится именно в Жанхадинском наслеге Мегино-Кангаласского улуса, поэтому одной из целей нашей экспедиции являлся сбор информации о судьбе нашего незаслуженно забытого земляка “непосредственно на месте”.

Договорились ехать каждый в своем темпе. Федеральная автомобильная дорога А360 «Лена», по которой проехали до Невера, была в приличном состоянии, если не считать снегопада и метели, что в данное время года является абсолютной нормой. Проехав около 800 километров, встали на ночлег возле города Нерюнги. Поисками гостиницы или иного ночлега в городе решили не утруждаться и переночевали в машине, благо микроавтобус это позволяет и все таки климат Южной Якутии ощутимо мягче центральной ее части. 

У небольшого села Невер Амурской области выехали на федеральную автомобильную дорогу Р297 «Амур», которая идет до самого Хабаровска по территории Амурской области, Еврейской автономной области и Хабаровского края. Особо рассказывать тут нечего, по крайней мере мне в голову ничего примечательного не приходит. Заметно потеплело и толщина снежного покрова местами упала до нуля. Появились лужи и грязь, несвойственные для центральной Якутии в это время года, что негативно сказалось на внешнем виде нашего микроавтобуса.

Что касается Альмеры, то мы с ними увиделись только 31 октября у Биробиджана, где переночевали в одной придорожной гостинице рядом с кафе “У Коляна”. 

у биробиджана. кафе “У Коляна”. слева направо: Александр Егоров,
Дмитрий Аргунов, Иннокентий Яковлев, Евгений Копырин. 30.10.2019
У въезда в Биробиджанан, кафе “У Коляна”. слева направо: Александр Егоров,
Дмитрий Аргунов, Иннокентий Яковлев, Евгений Копырин. 31 октября 2018 г.

Хабаровск

В тот же день без приключений экипажи обоих автомобилей благополучно добрались до города Воинской Славы Хабаровска, где нас встретил заместитель постоянного представителя РС(Я) по Дальневосточному федеральному округу (далее ДФО) Вадим Николаев. В бытность Хабаровска столицей ДФО Постпредство Якутии находилось здесь по ул. Волочаевская. В настоящее время в память о тех днях остались только три вырезанные из камня сэргэ (якутская коновязь) у входа в здание. С 2019 года Постпредство базируется во Владивостоке – новой столице ДФО. 

Здание Постпредства Якутии в ДФО, г. Хабаровск. https://2gis.ru/

К моменту нашего приезда офис постпредства в Хабаровске работал последние дни перед окончательным переездом в Приморье и там трудились только два работника. На мой взгляд, тем событием больше всего остались недовольны студенты-якутяне, обучающиеся в Хабаровске. За все эти годы Постпредство стало настоящей штаб-квартирой студенческого движения “Хардыы”, местом культурного времяпрепровождения для ребят, частичкой далекой Родины.

Александр Егоров делает отметки в путевом листе. г. Хабаровск. 1 ноября 2018 г.

На следующий день, 1 ноября из Владивостока на автомобиле прибыли Георгий Никонов – Постоянный представитель РС(Я) по ДВФО, автор и руководитель проекта “Пути великих свершений” и Дьулус Антонов – специалист Постоянного представительства РС(Я) по ДВФО.

Где-то между Владивостоком и Хабаровском. Георгий Никонов и Дьулус Антонов. 1 ноября 2019 г.
Где-то между Владивостоком и Хабаровском. Георгий Никонов и Дьулус Антонов. 1 ноября 2019 г.

Также рейсом из Якутска прилетели Егор Борисов – доктор наук, отличник здравоохранения РФ и РС(Я), заслуженный врач РС(Я), член республиканского отделения Русского географического общества и Семен Ермолаев – писатель, драматург, сценарист, редактор телевизионной программы “Моя Якутия”, член республиканского отделения Русского географического общества, именно по его сценарию был снят шедевр якутского кино, победитель многих международных фестивалей – художественный фильм “Царь птица”.

Вечером в офисе Постоянного представительства РС(Я) по ДФО полным составом экспедиции обсудили вопросы предстоящего путешествия. По окончании совещания была организована встреча с активистами якутского студенческого движения “Хардыы”. Провели окончательное распределение по экипажам: Toyota Land Cruiser – Георгий Никонов, Егор Борисов, Семен Ермолаев, водитель Валерий Ким; Nissan Almera – Дмитрий Аргунов, Иннокентий Яковлев, Вадим Николаев, водитель Евгений Копырин; Hyundai H1 – Дьулус Антонов, Дмитрий Никонов, водитель Александр Егоров. 

Фотографии со встречи в Постпредстве:

Только здесь, в Хабаровске, я узнал некоторые подробности предстоящей поездки, а именно то, с какими сложностями столкнулись организаторы при решении проблемы под названием “морское паромное сообщение через Татарский пролив с Ванино на Холмск”. Как я понял, бронировать и оплачивать переправу нужно загодя, чуть ли не за месяц предполагаемой поездки, требуются сканы паспортов всех страждущих с указанием, кто на какой машине будет заезжать на территорию порта, естественно, водительские удостоверения водителей и документы на транспортное средство. К тому же заявки на паром принимаются  исключительно через некое АО “ТЭК”Дальтранссервис”. Без того напряженная ситуация усугублялась еще  и тем, что один из трех паромов недавно встал на ремонт… 

Ввиду этих и каких-то неведомых мне причинам оформить все автомобили на один рейс не удалось. Итак, вырисовывалась следующее – 3 ноября первым с порта Ванино отплывает  Hyundai H1, затем 5 ноября оставшиеся 2 автомобиля.

Перед выездом первого автомобиля в Ванино. Слева направо: Валерий Ким, Вадим Николаев, Александр Егоров, Дьулус Антонов, Георгий Никонов, Евгений Копырин, Дмитрий Аргунов, Семен Ермолаев, Егор Борисов, Дмитрий Никонов. г. Хабаровск, перед зданием Постпредства Якутии по ДФО. 2 ноября 2019 г.
Перед выездом первого автомобиля в Ванино. Слева направо: Валерий Ким, Вадим Николаев, Александр Егоров, Дьулус Антонов, Георгий Никонов, Евгений Копырин, Дмитрий Аргунов, Семен Ермолаев, Егор Борисов, Дмитрий Никонов. г. Хабаровск, перед зданием Постпредства Якутии по ДФО. 2 ноября 2019 г.

Точную дату  отправления парома предполагалось узнать за день, а точное время утром, в день отбытия с порта Ванино. Вследствие чего нашему экипажу в составе Дьулуса, Александра и меня 2 октября уже нужно было выезжать с Хабаровска в Ванино, а это 540 километров. Вроде бы недалеко, но, учитывая рельеф, метеоусловия и проходимость заднеприводного микроавтобуса, вполне могли задержаться в пути. Ночевать планировали в г. Советская Гавань, что в 40 километрах от Ванино. Выбор был обусловлен тем, что Советско-Гаваньский район является побратимом Амгинского улуса РС(Я) и у нас давние крепкие дружеские, социально-экономические и культурные связи. 

Хабаровск – Советская Гавань. Ванино

Утром наш экипаж был уже в пути и ближе к обеду мы находились в небольшом поселке Лидога, это где нам нужно съезжать с 08А-1 (автодорога Хабаровск – Комсомольск на Амуре) на автодорогу Хабаровск – Ванино. За обедом созвонились с портом Ванино, получив информацию, что паром отчаливает по расписанию, спокойно отправились в Совгавань. 

Маршрут Хабаровск-Ванино.
Маршрут Хабаровск-Ванино.

Ближе к побережью горы стали выше и круче, интенсивность ветра и снегопада заметно повысилась. На дорожном полотне местами образовался гололед. До Ванино добрались затемно и сразу свернули на Совгавань, там пришлось немного поплутать в поисках места ночевки.

Дорога Хабаровск-Ванино. Отроги хребта Сихотэ-Алинь.
Дорога Хабаровск-Ванино. Отроги хребта Сихотэ-Алинь.

Рано утром 3 ноября неожиданно получаем приказ начальника экспедиции, который предписывал нам оставаться на месте и дожидаться их прибытия. Руководству, каким-то образом, удалось договориться с паромщиками о переносе даты переправы нашего микроавтобуса на 5 ноября, то есть экспедиция в полном составе должна загрузиться на один паром. Тем же утром оставшиеся в Хабаровске две машины с участниками выехали в Совгавань. 

Александр Егоров и Дьулус Антонов на фоне КПП Ванинского морского порта. 3 ноября 2019 г.
Александр Егоров и Дьулус Антонов на фоне КПП Ванинского морского порта. 3 ноября 2019 г.

У них все вышло все более менее официально, с соблюдением ритуала и прочих атрибутов, предшествующих дальней дороге. К тому же в одном из автомобилей ехал штатный алгысчыт экспедиции Егор Борисов. По этой причине, на развилке дорог, в Лидоге был проведен традиционный якутский Алгыс с просьбой о благосклонности духов местности.

Егор Борисов проводит обряд Алгыс. Лидога. 3 ноября 2019 г.
Егор Борисов проводит обряд Алгыс. Лидога. 3 ноября 2019 г.
Основной состав экспедиции. Слева-направо: Иннокентий Яковлев, Валерий Ким, Георгий Никонов, Вадим Николаев, Дмитрий Аргунов, Евгений Копырин, Егор Борисов. Лидога. 3 ноября 2019 г.
Основной состав экспедиции. Слева-направо: Иннокентий Яковлев, Валерий Ким, Георгий Никонов, Вадим Николаев, Дмитрий Аргунов, Евгений Копырин, Егор Борисов. Лидога. 3 ноября 2019 г.

Дальнейшая дорога как и в нашем случае, выдалась не из простых, шел снег, гололед, грязь, что хорошо видно на фотографии. Несмотря на воскресный день, вовсю работают дорожники – чистят снег, подсыпают песок на опасных участках дороги. Разница во времени между фотографиями составляет несколько часов, а разница как говорится, на лицо.

Традиционная фотография с флагами. Дорога Хабаровск-Ванино. 3 ноября 2018 г.
Традиционная фотография с флагами. Дорога Хабаровск-Ванино. 3 ноября 2018 г.
Дорога Хабаровск - Ванино. 3 ноября 2019 г.
Дорога Хабаровск – Ванино. 3 ноября 2019 г.

Сразу по приезду основного состава, а это случилось в районе 14 часов по местному времени, было решено посетить памятник морским пехотинцам 365-го отдельного батальона морской пехоты Северной Тихоокеанской флотилии.

Памятник морским пехотинцам 365-го ОБМП СТОФ. 3 ноября 2019 г. Слева направо: Валерий Ким, Александр Сесёлкин, Иннокентий Яковлев, Евгений Копырин, Дмитрий Аргунов, Егор Борисов, Георгий Никонов. г. Советская Гавань. 3 ноября 2018 г.
Памятник морским пехотинцам 365-го ОБМП СТОФ. 3 ноября 2019 г. Слева направо: Валерий Ким, Александр Сесёлкин, Иннокентий Яковлев, Евгений Копырин, Дмитрий Аргунов, Егор Борисов, Георгий Никонов. г. Советская Гавань. 3 ноября 2018 г.

Нас сопровождал член Русского географического и гидрографического обществ, методист Советско-Гаванского районного краеведческого музея им. Н.К. Бошняка, автор книг об истории Советско-Гаванского и Ванинского районов Хабаровского края Александр Николаевич Сесёлкин. Александр Николаевич коротко и емко рассказал нам об истории памятника и о 365-м ОБМП СТОФ.

Рассказ Александра Сесёлкина. Памятник морским пехотинцам 365-го ОБМП СТОФ. 3 ноября 2019 г.

Прямо здесь располагались казармы личного состава, и именно отсюда с началом десантной фазы Южно-Сахалиннской десантной операции советские морпехи 14 августа 1945 ушли на погрузку в десантные средства пришвартованные в порту Советской Гавани и транспорты взяли курс на порты Южного Сахалина с целью их захвата.

Морпехи 365-го ОБМП в Торо. В руках у юнги – флаг местного отделения общества Бутоку-Кай, содействовавшего распространению традиционных боевых искусств. http://www.sammler.ru/

К тому времени на Сахалине наши войска, наступавшие с территории Северного Сахалина, прорвали Харамитогский укрепленный район и вышли на оперативный простор, но японские войска сдаваться не спешили, и Советское командование решило высадить тактический десант на ключевые порты Южного Сахалина, чтобы вынудить упрямых самураев сложить оружие и прекратить напрасное кровопролитие. 

Фотографии с посещения памятника морским пехотинцам 365-го ОБМП СТОФ:

Карам Тавхутдинов. Реванш памяти – статья Александра Сесёлкина в газете “Углегорские новости”:

Нужно сказать, что город Советская Гавань получил статус города в 1941 г., а до этого носил статус села, затем рабочего поселка Знаменское. До освобождения Южного Сахалина здесь была пограничная зона и с середины 30-х годов начали создавать укрепленный район, в который входили несколько береговых батарей крупного калибра. Перед самой войной укрепленный район преобразовали в военно-морскую базу Северной Тихоокеанской флотилии. 

Памятник Н.К. Бошняку. Слева направо: Иннокентий Яковлев, Георгий Никонов, Дмитрий Аргунов. г. Советская Гавань. 3 ноября 2018 г.

Вечером того же дня нас пригласили в Советско-Гаванский районный краеведческий музей им. Н.К. Бошняка, где состоялась встреча с местными краеведами, историками и членами Русского географического общества. Собравшихся весьма заинтересовала наша экспедиция, да и образ Якутии в целом, так и тематика проекта “Пути великих свершений”, в частности, оказались им далеко не чужды.

Завтра нас ждало знакомство с поселком Ванино и визит в строящийся терминал по перевалке угля АО «ВаниноТрансУголь», входящего в группу «Колмар», который расположен в бухте Мучка.

Остальные части читайте по ссылкам: