Спросите у любого якута откуда произошло название острова Сахалин и, скорее всего, услышите ответ: «Саха илин» — восточная земля Саха. Утверждение неверное, но все же…
В 2020 году наш народ отметил одну из самых знаменательных дат в своей истории — 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Накануне юбилея зародилась идея о проведении Историко-этнографической автомобильной экспедиция «Пути Великих свершений: 75 лет Победы — остров Сахалин».
Остров Сахалин по сути является единственной территорией Дальневосточного федерального округа, где шли боевые действия Советско-Японской войны и именно здесь, на Востоке, разгромом Империалистической Японии была поставлена окончательная точка во Второй мировой войне. И мы, как дальневосточники, сыновья и внуки победителей, были обязаны почтить память тех героев, кто подарил миру ту непростую победу.
Про освобождение Южного Сахалина от японских милитаристов можно ознакомиться в нашей медиакниге посвященной этой теме.
Организаторами экспедиции выступили: Правительство Республики Саха(Якутия), Постоянное представительство Якутии по ДВФО, Администрация Мегино-Кангаласского улуса, Якутское и Сахалинское отделения Русского Географического общества, ГУП ТЦТР РС(Я), Издательство «Русский остров» (г. Владивосток). Также экспедиция была поддержана лично главой Якутии Айсеном Николаевым и губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко. Хотелось бы еще раз поблагодарить всех, кто помог в осуществлении этой экспедиции.
Первоначальный план-маршрут экспедиции, проект от 17 октября 2019 г.:
С концепцией экспедиции можете ознакомиться здесь
Остров Сахалин для меня лично, как обывателю, представлял собой «terra incognito», в голове всплывали лишь обрывочные знания со школьной программы, «корейский боинг», айны, рыба, морепродукты, прошлогодние игры «Дети Азии» (аналог Олимпиады для детей Азиатского континента, которые проводятся с подачи нашей республики с 1992 года), зимний этап которых с помпой прошел в Южно-Сахалинске, а также то, что после победы над японцами дед в городе Корсаков служил сверхсрочную. Посещение этого таинственного острова полностью перевернуло мое и не только мое представление об этом прекрасном крае.
Как бы то ни было, подготовка, которая длилась, как мне казалось, бесконечно долго, завершилась к концу октября 2019 года. Отправной точкой экспедиции была выбрана бывшая столица Дальневосточного федерального округа — город Хабаровск, откуда после приезда всех участников, 1 ноября должен был быть дан официальный старт. По участникам получался такой расклад: семь человек из Якутии, трое с Владивостока, один с Хабаровска. По плану часть якутских участников едет наземным транспортом: из города Якутска — микроавтобус Hyundai H1, c поселка Нижний Бестях — Nissan Almera. Маршрут такой:
— Якутск — Нижний-Бестях — Хабаровск — Советская Гавань — Ванино — Холмск — Оха — Ноглики — Смирных — Поронайск — Южно-Сахалинск — Холмск — Хабаровск — Якутск.
Стоит заметить, что до нашей экспедиции с Якутска до Южно-Сахалинска на автомобиле добиралась только съемочная группа Республиканского телевидения НВК-Саха с оборудованием для ведения прямой трансляции вышеупомянутых игр «Дети Азии-2019», необходимости ехать дальше на север острова у них не было.
Якутск-Хабаровск
Активная фаза экспедиции началась рано утром 29 октября, когда загрузив раздаточный материал и якутские подарки, мы с водителем Александром выехали к паромной переправе Якутск — Нижний Бестях. Экспедиция началась! До города нефтяников Оха, что в северной оконечности острова «terra incognito» Сахалин, оставалось проехать 4 тысячи километров с учетом обратной дороги все 8 тысяч «с хвостиком». Впереди нас ждали пять субъектов Дальнего Востока, две паромные переправы: первая — через матушку Лену, вторая — через Татарский пролив с поселка Ванино до города Холмск. Тем временем, в Якутске показания термометра опустились за -20 градусов по цельсию, вовсю шел снег, вступала в свои права знаменитая якутская зима.
Доехав до места погрузки на паром Якутск — Нижний Бестях, что в пригородном районе Даркылах города Якутска, с радостью обнаружили почти полное отсутствие очереди. Александр, как человек опытный, твердо настоял на очень раннем выезде и, как оказалось, был прав — перед нами в очереди стояло меньше десятка машин. Переправа прошла штатно, без происшествий и заняла свои дежурные полтора часа. Лена начала затягиваться льдом, по всей поверхности плыла ледяная шуга, что хорошо видно на фотографии.
Паромная переправа обычно работает до середины или конца ноября, каждый год по разному в зависимости от ледообразования. И нам очень хотелось на обратном пути в Якутск успеть вернуться сюда до закрытия переправы. Иначе пришлось бы оставить машину в Нижнем Бестяхе до открытия зимника по льду Лены. Забегая вперед скажу, что на обратном пути Александру пришлось ехать с Хабаровска в Якутск одному, так как по ряду объективных причин мне пришлось с Хабаровска вылететь на самолете.
На правом берегу Лены, в поселке Нижний-Бестях, нас уже ждали участники нашей экспедиции — представители Мегино-Кангаласского улуса (улус — район по-якутски). В «делегации» Мегино-Кангаласцев три человека: Дмитрий Аргунов — начальник Управления культуры и духовности улуса, Иннокентий Яковлев — глава администрации Жанхадинского наслега Мегино-Кангаласского улуса и Евгений Копырин — водитель. Автомобиль — Nissan Almera. Сразу по приезду хозяева радушно пригласили попить чай в уютном культурном центре поселка. Затем, как полагается, перед дальней дорогой, попросили благословения у духов, угостив кумысом и оладьями.
Как известно, родина купца Дмитрия Винокурова — якута по национальности, человека очень влиятельного на Сахалине начала ХХ века, которого именовали не иначе как «Оленный король Сахалина», находится именно в Жанхадинском наслеге Мегино-Кангаласского улуса, поэтому одной из целей нашей экспедиции являлся сбор информации о судьбе нашего незаслуженно забытого земляка «непосредственно на месте».
Договорились ехать каждый в своем темпе. Федеральная автомобильная дорога А360 «Лена», по которой проехали до Невера, была в приличном состоянии, если не считать снегопада и метели, что в данное время года является абсолютной нормой. Проехав около 800 километров, встали на ночлег возле города Нерюнги. Поисками гостиницы или иного ночлега в городе решили не утруждаться и переночевали в машине, благо микроавтобус это позволяет и все таки климат Южной Якутии ощутимо мягче центральной ее части.
У небольшого села Невер Амурской области выехали на федеральную автомобильную дорогу Р297 «Амур», которая идет до самого Хабаровска по территории Амурской области, Еврейской автономной области и Хабаровского края. Особо рассказывать тут нечего, по крайней мере мне в голову ничего примечательного не приходит. Заметно потеплело и толщина снежного покрова местами упала до нуля. Появились лужи и грязь, несвойственные для центральной Якутии в это время года, что негативно сказалось на внешнем виде нашего микроавтобуса.
Что касается Альмеры, то мы с ними увиделись только 31 октября у Биробиджана, где переночевали в одной придорожной гостинице рядом с кафе «У Коляна».
Хабаровск
В тот же день без приключений экипажи обоих автомобилей благополучно добрались до города Воинской Славы Хабаровска, где нас встретил заместитель постоянного представителя РС(Я) по Дальневосточному федеральному округу (далее ДФО) Вадим Николаев. В бытность Хабаровска столицей ДФО Постпредство Якутии находилось здесь по ул. Волочаевская. В настоящее время в память о тех днях остались только три вырезанные из камня сэргэ (якутская коновязь) у входа в здание. С 2019 года Постпредство базируется во Владивостоке — новой столице ДФО.
К моменту нашего приезда офис постпредства в Хабаровске работал последние дни перед окончательным переездом в Приморье и там трудились только два работника. На мой взгляд, тем событием больше всего остались недовольны студенты-якутяне, обучающиеся в Хабаровске. За все эти годы Постпредство стало настоящей штаб-квартирой студенческого движения «Хардыы», местом культурного времяпрепровождения для ребят, частичкой далекой Родины.
На следующий день, 1 ноября из Владивостока на автомобиле прибыли Георгий Никонов — Постоянный представитель РС(Я) по ДВФО, автор и руководитель проекта «Пути великих свершений» и Дьулус Антонов — специалист Постоянного представительства РС(Я) по ДВФО.
Также рейсом из Якутска прилетели Егор Борисов — доктор наук, отличник здравоохранения РФ и РС(Я), заслуженный врач РС(Я), член республиканского отделения Русского географического общества и Семен Ермолаев — писатель, драматург, сценарист, редактор телевизионной программы «Моя Якутия», член республиканского отделения Русского географического общества, именно по его сценарию был снят шедевр якутского кино, победитель многих международных фестивалей — художественный фильм «Царь птица».
Вечером в офисе Постоянного представительства РС(Я) по ДФО полным составом экспедиции обсудили вопросы предстоящего путешествия. По окончании совещания была организована встреча с активистами якутского студенческого движения «Хардыы». Провели окончательное распределение по экипажам: Toyota Land Cruiser — Георгий Никонов, Егор Борисов, Семен Ермолаев, водитель Валерий Ким; Nissan Almera — Дмитрий Аргунов, Иннокентий Яковлев, Вадим Николаев, водитель Евгений Копырин; Hyundai H1 — Дьулус Антонов, Дмитрий Никонов, водитель Александр Егоров.
Фотографии со встречи в Постпредстве:
Только здесь, в Хабаровске, я узнал некоторые подробности предстоящей поездки, а именно то, с какими сложностями столкнулись организаторы при решении проблемы под названием «морское паромное сообщение через Татарский пролив с Ванино на Холмск». Как я понял, бронировать и оплачивать переправу нужно загодя, чуть ли не за месяц предполагаемой поездки, требуются сканы паспортов всех страждущих с указанием, кто на какой машине будет заезжать на территорию порта, естественно, водительские удостоверения водителей и документы на транспортное средство. К тому же заявки на паром принимаются исключительно через некое АО «ТЭК»Дальтранссервис». Без того напряженная ситуация усугублялась еще и тем, что один из трех паромов недавно встал на ремонт…
Ввиду этих и каких-то неведомых мне причинам оформить все автомобили на один рейс не удалось. Итак, вырисовывалась следующее — 3 ноября первым с порта Ванино отплывает Hyundai H1, затем 5 ноября оставшиеся 2 автомобиля.
Точную дату отправления парома предполагалось узнать за день, а точное время утром, в день отбытия с порта Ванино. Вследствие чего нашему экипажу в составе Дьулуса, Александра и меня 2 октября уже нужно было выезжать с Хабаровска в Ванино, а это 540 километров. Вроде бы недалеко, но, учитывая рельеф, метеоусловия и проходимость заднеприводного микроавтобуса, вполне могли задержаться в пути. Ночевать планировали в г. Советская Гавань, что в 40 километрах от Ванино. Выбор был обусловлен тем, что Советско-Гаваньский район является побратимом Амгинского улуса РС(Я) и у нас давние крепкие дружеские, социально-экономические и культурные связи.
Хабаровск — Советская Гавань. Ванино
Утром наш экипаж был уже в пути и ближе к обеду мы находились в небольшом поселке Лидога, это где нам нужно съезжать с 08А-1 (автодорога Хабаровск — Комсомольск на Амуре) на автодорогу Хабаровск — Ванино. За обедом созвонились с портом Ванино, получив информацию, что паром отчаливает по расписанию, спокойно отправились в Совгавань.
Ближе к побережью горы стали выше и круче, интенсивность ветра и снегопада заметно повысилась. На дорожном полотне местами образовался гололед. До Ванино добрались затемно и сразу свернули на Совгавань, там пришлось немного поплутать в поисках места ночевки.
Рано утром 3 ноября неожиданно получаем приказ начальника экспедиции, который предписывал нам оставаться на месте и дожидаться их прибытия. Руководству, каким-то образом, удалось договориться с паромщиками о переносе даты переправы нашего микроавтобуса на 5 ноября, то есть экспедиция в полном составе должна загрузиться на один паром. Тем же утром оставшиеся в Хабаровске две машины с участниками выехали в Совгавань.
У них все вышло все более менее официально, с соблюдением ритуала и прочих атрибутов, предшествующих дальней дороге. К тому же в одном из автомобилей ехал штатный алгысчыт экспедиции Егор Борисов. По этой причине, на развилке дорог, в Лидоге был проведен традиционный якутский Алгыс с просьбой о благосклонности духов местности.
Дальнейшая дорога как и в нашем случае, выдалась не из простых, шел снег, гололед, грязь, что хорошо видно на фотографии. Несмотря на воскресный день, вовсю работают дорожники — чистят снег, подсыпают песок на опасных участках дороги. Разница во времени между фотографиями составляет несколько часов, а разница как говорится, на лицо.
Сразу по приезду основного состава, а это случилось в районе 14 часов по местному времени, было решено посетить памятник морским пехотинцам 365-го отдельного батальона морской пехоты Северной Тихоокеанской флотилии.
Нас сопровождал член Русского географического и гидрографического обществ, методист Советско-Гаванского районного краеведческого музея им. Н.К. Бошняка, автор книг об истории Советско-Гаванского и Ванинского районов Хабаровского края Александр Николаевич Сесёлкин. Александр Николаевич коротко и емко рассказал нам об истории памятника и о 365-м ОБМП СТОФ.
Прямо здесь располагались казармы личного состава, и именно отсюда с началом десантной фазы Южно-Сахалиннской десантной операции советские морпехи 14 августа 1945 ушли на погрузку в десантные средства пришвартованные в порту Советской Гавани и транспорты взяли курс на порты Южного Сахалина с целью их захвата.
К тому времени на Сахалине наши войска, наступавшие с территории Северного Сахалина, прорвали Харамитогский укрепленный район и вышли на оперативный простор, но японские войска сдаваться не спешили, и Советское командование решило высадить тактический десант на ключевые порты Южного Сахалина, чтобы вынудить упрямых самураев сложить оружие и прекратить напрасное кровопролитие.
Фотографии с посещения памятника морским пехотинцам 365-го ОБМП СТОФ:
Карам Тавхутдинов. Реванш памяти — статья Александра Сесёлкина в газете «Углегорские новости»:
Нужно сказать, что город Советская Гавань получил статус города в 1941 г., а до этого носил статус села, затем рабочего поселка Знаменское. До освобождения Южного Сахалина здесь была пограничная зона и с середины 30-х годов начали создавать укрепленный район, в который входили несколько береговых батарей крупного калибра. Перед самой войной укрепленный район преобразовали в военно-морскую базу Северной Тихоокеанской флотилии.
Вечером того же дня нас пригласили в Советско-Гаванский районный краеведческий музей им. Н.К. Бошняка, где состоялась встреча с местными краеведами, историками и членами Русского географического общества. Собравшихся весьма заинтересовала наша экспедиция, да и образ Якутии в целом, так и тематика проекта «Пути великих свершений», в частности, оказались им далеко не чужды.
Завтра нас ждало знакомство с поселком Ванино и визит в строящийся терминал по перевалке угля АО «ВаниноТрансУголь», входящего в группу «Колмар», который расположен в бухте Мучка.
Остальные части читайте по ссылкам:
- 2 ЧАСТЬ – ВАНИНО. ПАРОМ НА ХОЛМСК
- 3 ЧАСТЬ – ДОРОГА В ОХУ. ВСТРЕЧА В БИБЛИОТЕКЕ
- 4 ЧАСТЬ – ОХА.НЕФТЕГОРСК-НОГЛИКИ
- 5 ЧАСТЬ — СМИРНЫХ, 50-Я ПАРАЛЛЕЛЬ
- 6 ЧАСТЬ — ПОРОНАЙСК, ОТАСУ
- 7 ЧАСТЬ — ЮЖНО-САХАЛИНСК. ХОЛМСК