Начало читайте по ссылкам:
- 1 часть – Якутск, Хабаровск, Советская Гавань
- 2 часть – Ванино, паром на Холмск
- 3 часть – Дорога в Оху, Встреча в библиотеке
День 102-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции для участников нашей экспедиции начался с посещения Охинского краеведческого музея, куда накануне были приглашены его директором Татьяной Викторовной Кандеровой.
В музее представлены уникальные материалы по истории Северного Сахалина, в частности, львиная доля экспозиций посвящена становлению нефтегазовой отрасли Сахалинской области.
Экскурсию для нас провела научный сотрудник Мария Васильевна Рудынская, ей в очень сжатые сроки, обусловленные графиком экспедиции, удалось в полной мере рассказать нам обо всех экспозициях музея. Из запомнившихся мне экспонатов могу выделить: колокол с маяка мыса Марии, пушку с британским клеймом, найденную в заливе Чайво.
Далее нам предложили познакомиться с основными достопримечательностями города. А гидом любезно согласилась выступить научный сотрудник музея Ирина Потоцкая.
Сначала осмотрели центр города – площадь Нефтяников, где в камне увековечены основные вехи из истории города и имена горожан, причастных к тем событиям. Здесь же расположены административные здания мэрии, управления района, и за всем этим неусыпно наблюдает трехметровый бронзовый Вождь мирового пролетариата.
Как город, Оха состоялась исключительно благодаря нефтяным промыслам. Как я уже рассказывал в предыдущей части статьи, все началось с бутылей, наполненных “керосин водой”, набранных где-то на месте естественного выхода нефти якутом Филиппом Павловым. Бутыли он передает своему работодателю, купцу 1-ой гильдии Алексею Иванову. Тот сходу пытается организовать в труднопроходимой, заболоченной глуши нефтедобычу, но дело увязает в бюрократической трясине всевозможных инстанций.
Иванов, так и не дождавшись прав на добычу, умирает в 1881 году, дело принимает его жена Анисья, а через 3 года право “на отвод” земель, наконец-то, было получено. Но вдова купца, видимо, не смогла осилить организацию промыслов, и дабы не платить в год по 10 тысяч рублей за “патент”, отказывается от всех заявленных покойным мужем прав на черное золото…
Так или иначе, Петербург вскоре заинтересовался Сахалинской нефтью. И тут на горизонте появляется фигура отставного морского офицера Григория Зотова – зятя покойного купца Иванова.
Зотов, воспользовавшись связями тестя, в 1889 году основывает купеческое объединение «Сахалинское нефтепромышленное товарищество Зотов и К°». Через некоторое время появляются первые буровые вышки, которые носили скорее исследовательский характер. В ту пору все же промышленная добыча в такой глуши не имела экономических предпосылок и не о каких баснословных барышах, о которых мечтал купец Иванов, не могло быть и речи. В память о “столбопромышленниках” (так о сахалинских нефтяниках отзывались в те времена, намекая на то, что им удалось вместо обогащения только застолбить участки) сохранили одну из вышек, принадлежавших товариществу Зотов и К°.
Эту вышку местные именуют не иначе как “Вышка Зотова”. Несмотря на возраст она выглядит вполне себе сохранившейся, порой иные жилые постройки, моложе лет на сто выглядят хуже. Лучше всего историю вышки расскажет научный сотрудник Охинского краеведческого музея Ирина Потоцкая:
Здесь же в ста метрах расположена и первая советская скважина, пробуренная в октябре 1928 года.
Удивительно, что на небольшом участке можно познакомиться со всей историей нефтедобычи на Сахалине – неподалеку видны и действующие буровые скважины.
То там, то здесь попадаются лужи с пресловутой “керосин водой”, о чем и предупреждает транспарант на фотографии.
По пути в город на холме стоит памятник трудовым подвигам сахалинских железнодорожников – паровоз ПТ-4-524, проработавший с 1955 по 1987 годы. А построен он в 1952 году в городе Тампере в Финляндии и имеет ходовую под узкую европейскую колею. Дело в том, что в Союзе за неимением подходящих локомотивов еще долго пришлось эксплуатировать такие вот иномарки и даже японские паровозы довоенной постройки. Что касается путей, то перешивка путей под российский стандарт ведется только с 2000-х годов. До этого широко использовалось японское наследие – узкоколейка, которой довольно густо была опоясана территория губернаторства Карафуто.
Апофеозом посещения города нефтяников стала установка памятной таблички первооткрывателю сахалинского месторождения нефти – якуту Филиппу Павлову.
Табличка была установлена на месте естественного выхода нефти на поверхность земли, с такой же лужи с “керосин водой”, набранной нашим земляком в бутылку, началась вся история сахалинских нефтепромыслов. В будущем, если все пойдет по плану, на этом месте планируется установка памятника.
Благодаря Генеральному директору ООО «Строй-транс» Сергею Леонидовичу Сидорову работа была выполнена в считанные минуты.
Согласно очень плотному графику экспедиции в тот же день у нас была намечена следующая точка маршрута – поселок Ноглики. Также по пути должны были почтить память жертв Нефтегорского землетрясения 28 мая 1995 года. В тот страшный день ночью всего за 17 секунд поселок был полностью уничтожен, из 3197 жителей погибло 2040 человек. Поселок было решено не восстанавливать, а выживших расселили, в основном в Оху.
Сфотографировавшись у стелы при въезде в город, мы попрощались с гостеприимной Охинской землей.
До Нефтегорска, если верить навигатору, около 90 километров. Но получилось по Толстому – “Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги, как по ним ходить”. После съезда с основной трассы, взобравшись на сопку, было решено не рисковать и оставить альмеру с микроавтобусом на вершине, где была площадка для разворота. Дальше дорожное полотно было основательно разбито тяжелой внедорожной техникой, кое-где колея доходила метровой глубины.
“Крузак” продолжил движение в сторону Нефтегорска. Я остался в микроавтобусе любоваться видами. И не зря – с горы открывается потрясающая панорама на всю восточную часть северного Сахалина через залив Пильтун до Охотского моря. Насколько я понял, этот залив образует что-то вроде лимана. До берега моря навскидку расстояние оценил бы километров в 10-12.
Как оказалось, наш “крузер” смог проехать всего пару километров, желания посадить его на брюхо ни у кого не было. Пришлось церемонию возложения венков жертвам той страшной природной катастрофы провести, не доезжая до самого Нефтегорска.
До Ногликов доехали без особых затруднений. По крайней мере, альмера проехала весь путь без посторонней помощи. Строящийся участок дороги, который еще вчера было проблематично проехать, дорожники успели за ночь разровнять грейдером, и к тому же он успел немного подмерзнуть.
В Ногликах проживает Владимир Санги – известный писатель, публицист, общественный деятель, основатель нивхской литературы, создатель учебников нивхского языка.
Но, к сожалению, в день нашего приезда Владимир Михайлович был в отъезде, и нам не удалось с ним встретиться. Поэтому прямиком направились в краеведческий музей. Что интересно, музей не только выполняет свои прямые музейные функции, но еще выступает в качестве этнокультурного центра коренных малочисленных народов Севера, где активно ведется работа по сохранению этнического самосознания и традиций, действует клуб “Нивхинка”.
В фойе нас встретили директор музея Татьяна Афанасьевна Картавых и научный сотрудник Юрий Миронович. После знакомства Юрий Алексеевич пригласил осмотреть музей. Экспонаты в основном посвящены жизни и быту коренных народов Сахалина нивхов, уильта, эвенков, а также представлена местная флора и фауна, имеются экспозиции, освещающие историю освоения нефтяных месторждений. Также здесь находится творческий кабинет Владимира Санги, где хранится много уникальных экспонатов, переданных писателем.
В ходе беседы с Татьяной Афанасьевной выяснился один удивительный момент, оказалось, что она по происхождению якутка и принадлежит к потомкам знаменитого сахалинского купца Дмитрия Винокурова.
Было очень радостно в такой дали от Якутии встретить своих соплеменников, тем более предков самого Дмитрия Прокопьевича, выяснение судьбы которого – одна из целей экспедиции. Особенно в восторге были мегинокангаласцы, ведь они – представители родного улуса купца. В свою очередь, Татьяна Афанасьевна поделилась с нами весьма ценной информацией о своем известном предке, в том числе порекомендовала нам встретиться с автором книги “Отасу” сахалинским историком и писателем Николаем Вишневским, что и будет сделано позже в Южно-Сахалинске. Оставив на память об экспедиции памятные подарки, мы были вынуждены попрощаться с хозяевами. График экспедиции гнал нас к следующей путевой точке – в поселок Смирных.
Остальные части читайте по ссылкам:
- 1 часть – Якутск, Хабаровск, Советская Гавань
- 2 часть – Ванино, паром на Холмск
- 3 часть – Дорога в Оху, Встреча в библиотеке
- 5 часть – Смирных, 50-ая параллель
- 6 часть – Поронайск, Отасу
- 7 часть – Южно-Сахалинск, Холмск