Во время новогодних каникул, в период с 5 по 7 января 2021 года по территории Таттинского улуса состоялась экспедиция “Пути великих свершений”, которая была организована в рамках осуществления проекта “Якутия — форпост России на Дальнем Востоке”.
Подготовительная работа началась в декабре 2020 года после принятия окончательного решения о проведении экспедиции на совещании участников проекта. Впоследствии был составлен подробный план-маршрут, определен состав. Впереди длинные новогодние каникулы, так что, с согласованием даты проведения экспедиции проблем не возникло.
Так или иначе, к первым числам января все было готово к выезду. Датой начала экспедиции назначили 5 января. Что касается пресловутого короновируса, то тут подход предельно прост — эта зараза пришла к нам навсегда, и как-то с ней нужно жить и работать дальше.
В составе группы собрался весь костяк энтузиастов проекта «Пути великих свершений», прошедших боевое слаживание в ходе многих совместных экспедиций по просторам Дальнего Востока.
Определенную тревогу вызывали «аномальные» морозы, коих не было в Якутии, наверное, последние лет двадцать. Что бы там ни пели про «всеобщее потепление климата» Тунберги и прочие «экологисты», к сожалению, с их псевдоучением наши «Чыысхаан» и «Тымныы Оҕуһа» явно не знакомы и решили опустить шкалу термометра в Якутии до отметки -60 оС. В Таатте с морозами дело обстояло еще круче, на наш вопрос о погоде прозвучал ответ — «В Ытык-Кюеле потеплело, температура всего лишь -50, ждем…».
Маршрут первого дня экспедиции предполагал посещение сел Черкех, Даайа-Амга, Ытык-Кюель. Общая протяженность около 350 километров.
Утром обусловились встретиться ровно в 07:30 в Даркылахе, у спуска на ледовую переправу Якутск-Нижний Бестях. Для нужд экспедиции правительством было выделено два автомобиля: УАЗ «Патриот» водитель — Олег Бикбаев и Hyundai H1 под управлением нашего хорошего друга по Сахалинской экспедиции Александра Егорова. Думаю, стоит пояснить, что Александр является, пожалуй, единственным водителем из Якутии, съездившим из Якутска до северной оконечности острова — города Оха и обратно, притом поездка была осуществлена без сменного водителя.
Первоначальное распределение по экипажам следующее: «Патриот»- Георгий Никонов, Егор Борисов, Семен Ермолаев, Олег Бикбаев (водитель), «Hyundai» — Гаврил Андросов, Дмитрий Никонов, Александр Егоров (водитель).
Немного заплутав в густом тумане, в городе видимость была от силы 50 метров, мы чуть не опоздали на рандеву. Старая гвардия прибыла в Даркылах загодя, в районе 07:15 и можно предположить, что вела обратный отсчет до старта.
Все же обошлось, мы прибыли к месту встречи без одной минуты до часа «икс». Поприветствовав друг-друга, экспедиция точно в назначенное время спустилась на реку и по ледовой переправе взяла курс на Нижний Бестях. При въезде на зимник у «КПП» засыпан импровизированный земляной блокпост, призванный ограничить доступ к переправе длинномерной техники. Проезд до того узкий, что наш микроавтобус протиснулся с трудом.
Проезжая часть, ведущая в Нижний Бестях, местами оказалась не залитой и не выровненной, ехать по ней было практически невозможно. Приходилось выезжать на «встречку». Переправа заняла примерно минут сорок. Преодолев затяжной подъем, проехали «спящий» Нижний Бестях. Первую остановку организовали у священного для всех мегинокангаласцев речки Суола.
Дорога, вернее сказать Федеральная автомобильная дорога Р504 «Колыма», ранее известная как М56, с Нижнего Бестяха до Тюнгюлю покрыта асфальтом, далее преимущественно типичная гравийка, асфальт появляется только периодически.
Проехав 187 километров, около 10 часов утра достигли села Чурапча, где напротив съезда в основную часть поселка можно заметить скульптурную композицию «Боотур Уус». Она была установлена в 2013 году в память о Боотурусском улусе, объединявшем в себе до 1913 года большую часть нынешних заречных улусов, в том числе часть Таттинского — вплоть до Уолбы, а оттуда начинались владения Байагантайского улуса.
Спустя 40 минут на границе Чурапчинского и Таттинского улусов совершили запланированную остановку. Егор Егорович по обычаю угостил духов местности оладьями с маслом и обратился к высшим силам с просьбой о снисходительности и благословении.
В 11:20 экспедиция, преодолев 230 километров пути, прибыла в село Черкех — на малую родину нашего бессменного алгысчыта, баяниста, певца, доктора медицинских наук Егора Егоровича Борисова. Примечательно, что в 1913 году здесь был первый административный центр только что созданного Таттинского района.
У здания администрации наслега нас встретили заместитель главы муниципального района «Таттинский улус» Изабелла Александровна Сивцева, глава Октябрьского наслега Андрей Петрович Семенов, руководитель Черкехского историко-мемориального музея имени Д.К. Сивцева Николай Ефимович Попов, генеральный директор АО «Таттаавтодор» Иван Иванович Бочонин, руководитель музея государственности РС(Я) имени П.А. Ойунского Михаил Геннадиевич Аржаков и другие. Также к составу присоединился еще один член экспедиции — директор литературно-художественного музея-заповедника «Таатта» Владимир Таппыров.
В ходе встречи обсудили текущие вопросы по реализации проекта “Якутия — форпост России на Дальнем Востоке”, затем участниками экспедиции в фонд Черкехского историко-мемориального музея имени Д.К. Сивцева была преподнесена в дар колба с нефтью, привезенная с Историко-этнографической автомобильной экспедиции «Пути Великих свершений: 75 лет Победы-остров Сахалин», прошедшей 2-11 ноября 2019 года.
Ниже приведу интервью, взятые после рабочего совещания:
Затем посетили интереснейшее место, известное далеко за пределами Якутии — Черкехский историко-этнографический музей им. Д. К. Сивцева — Суорун Омоллоона. Объект входит в обязательную программу посещения Таттинского улуса и является первым и самым известным музеем под открытым небом в Якутии.
Музей был создан в 1977 году исключительно по инициативе Героя Социалистического труда, знаменитого якутского писателя и драматурга Дмитрия Кононовича Сивцева — Суорун Омоллоона. Первоначально в угоду трендам того времени название звучало как «Музей якутской политической ссылки». Сюда были свезены балаганы, юрты, в которых проживали те самые ссыльные, коих на территории нынешнего Таттинского улуса было в избытке. Помимо жилищ политссыльных на территории музея обрели спасение от разрушения церкви и часовни. Например, Иннокентьевская часовня из села Уолба, пятиглавая Таттинская Николаевская церковь, построенная в 1912 году.
Погода совсем не способствовала спокойному изучению музея, тем более музея под открытым небом. По этой причине ограничились осмотром балагана, где в свое время проживал составитель якутско-русского словаря Эдуард Карлович Пекарский.
Как рассказали руководитель музея Николай Попов и генеральный директор «Таттаавтодор» Иван Бочонин, Пекарский прибыл на ссылку в конце XIX века будучи совсем еще молодым человеком, соответственно неженатым, и здесь в этой юрте создал семью с якутской девушкой, которая была выделена ему в качестве стряпухи. Рассказчики то ли в шутку, то ли всерьез выразили мысль, что любовь является величайшим стимулом в изучении и языков. Подробнее рассказ приведен на видео:
Далее наш путь лежал к реке Амга, а именно в село Даайа-Амга, что в примерно в 45 километрах от Черкеха. Первоочередной целью экспедиции являлось сакральное место народа саха — гора Тэйэр Хайа, которая издревле известна как религиозно-исторический объект преклонения и паломничества для совершения языческих ритуалов.
Путь занял примерно один час и мы уже в Даайа-Амга. Я ранее никогда здесь не был и в голове отложился довольно распространенный стереотип, дескать до Даайа-Амги добраться чрезвычайно сложно и дорог нет. Ныне же, благодаря Ивану Ивановичу Бочонину и коллективу «Таттаавтодор» налажено круглогодичное наземное сообщение с остальным миром.
Заезжая в село, еще издали заметил фигуру одиноко стоящего на обочине человека, им оказался глава Дайа-Амгинского наслега Тарас Степанович Собакин. Подобрав его, поехали к Тэйэр Хайа. Гора расположена, как мне показалось, в километрах пяти-шести по льду красавицы Амги, по прямой визуально не более 3500 метров. Свое название Тэйэр Хайа (с якутского примерно означает «Отдаляющаяся», или «Отражающая» Гора) получила в силу своего мистического свойства, якобы когда идешь в сторону горы, она не приближается, а наоборот, визуально отдаляется от страждущего на него попасть. Наверняка есть и другие версии имянаречения, но об этом мы надеялись узнать у местных.
Тэйэр Хайа входит в республиканский ресурсный резерват “Куолума – Чаппанда” и по словам сельчан, в 1999 году здесь был открыт туркомплекс для семейного отдыха с маленькими уютными коттеджами.
По мере приближения к горе стали заметны маленькие точки на белоснежном склоне, которые оказались пасущимися якутскими лошадьми, по-якутски именуемые «Дьөһөгөй оҕолоро» («дети Дьесегэйя» — одного из верховных божеств в политеистической иерархии традиционного верования народа саха).
Прибыв на место, разожгли огонь из привезенных собой дров и штатный алгысчыт проекта «Пути великих свершений» Егор Борисов приступил к исполнению ритуала «алгыс». Нужно сказать, что у Егора Егоровича, учитывая место проведения, обряд получился особо торжественным и был проведен явно с большим удовольствием.
Здесь же, у подножия горы были записаны ряд интересных рассказов про данную местность, из которых можно почерпнуть много познавательного. Процесс съемки затруднялся низкой температурой воздуха: отмерзали пальцы рук, мгновенно садились аккумуляторы, отказывала электроника.
Зарядившись положительной энергией, которую по легенде источает гора Тэйэр Хайа, экспедиция вернулась обратно в Даайа-Амгу, где в здании школы нас ждала общественность села.
Первым делом хозяева накормили нас вкуснейшим обедом. В ходе неторопливой беседы речь в основном шла об истории села, происхождении названия, а также были высказаны проблемы и чаяния сельчан. Много слов благодарности за ремонт дороги было сказано в адрес Заслуженного работника транспорта РС(Я), Почетного работника РФ, Почетного гражданина Дайа-Амгинского и Октябрьского наслегов генерального директора АО «Тааттавтодор» Ивана Ивановича Бочонина.
История села Даайа-Амга и старинного сакрального места народа саха горы Тэйэр Хайа в интервью местных жителей:
В 16:40 экспедиция покинула гостеприимный Даайа-Амгинский наслег, ночевка предполагалась уже в райцентре — селе Ытык-Кюель. Глава наслега Тарас Собакин, пользуясь случаем, попросил подвезти его до Черкеха по каким-то срочным служебным делам. По пути он поделился с нами своими планами, по большей части о развитии туриндустрии в Даайа-Амге.
Гостиница и гараж для автомобилей в Ытык-Кюеле любезно предоставило АО «Таттаавтодор», за что хотелось бы выразить отдельную благодарность от имени проекта «Пути великих свершений» нашему другу и соратнику Ивану Ивановичу Бочонину.
Так завершился первый день экспедиции. Завтрашний день обещал быть не менее насыщенным и интересным, согласно план-маршруту предполагалось посещение древней земли Байагантайского улуса — сел Уолба, Усть-Таатта и Хара Алдан.
Продолжение: 2 часть. Уолба, Усть-Таатта, Хара-Алдан.