Начало читайте по ссылкам:
Светлый праздник Рождества Христова 7 января. Третий, к сожалению, заключительный день нашей экспедиции. По плану сегодня намечена работа в центре улуса в селе Ытык-Кюель.
В первую очередь, с утра пораньше нанесли визит к известному краеведу, писателю, общественному деятелю, личному секретарю Д.К. Сивцева — Суорун Омоллоона Петру Николаевичу Иванову — Сиэрэй Маасса.
Рабочий кабинет Петра Ивановича превращен в импровизированный музей, посвященный жизни и творчеству мэтра якутской литературы Дмитрия Кононовича Сивцева — Суорун Омоллоона. Стены завешаны многочисленными памятными фотографиями, приветственными адресами и письмами. Полки, которые полностью занимают одну из сторон комнаты, плотно уставлены аккуратно подписанными папками с рабочим материалом. Среди них нашлось и «дело» с нашим проектом «Пути великих свершений».
Петр Иванов, будучи родственником Дмитрия Кононовича, посвятил нас в малоизвестные факты из истории создания музея, о том, с какими колоссальными трудностями, а порой и непониманием и сопротивлением со стороны властей пришлось столкнуться ее инициаторам. Подробнее беседу можете послушать на видео:
На прощание Петр Николаевич предоставил уникальную архивную запись, где запечатлено интервью Суорун Омоллоона, записанное известным якутским оператором Николаем Марковичем Сантаевым в Московском санатории «Бэс Чагда» в 2004 года.
Одной из величайших заслуг Героя Социалистического Труда, народного писателя Якутии Дмитрия Кононовича Сивцева — Суорун Омоллоона является создание Черкехского музея «Якутская политическая ссылка», где фактически были спасены обреченные на забвение и гибель уникальные старинные памятники зодчества, этнографические, художественные и культурные ценности, имеющие колоссальное значение для нашего народа.
Ещё при жизни Дмитрия Кононовича остро стоял вопрос дальнейшего развития музея, так как появлялись новые вызовы, новые запросы времени по его наполнению и содержанию. Об этом он пишет в статье «Воспоминания о создании Литературного музея имени Ойунского и «Черкехского музея «Якутская политическая ссылка» от июня 2004 года и в письме Главе Таттинского улуса Протодьяконову М.А. от 7 марта 2005 года из Москвы:
«…Музей ставит своей целью показать благотворное влияние культуры великого русского народа на все сферы материальной и духовной жизни якутов, влияние, оказанное политссыльными и передовыми представителями русского и других народов».
К 2022 году, когда будет отмечаться 100-лет образования Якутской АССР организаторы проекта «Пути великих свершений», принимая во внимание вышеизложенное и с целью увековечения приоритетной роли Якутии в освоении Дальнего Востока, Тихого океана, Русской Америки предложили в Республиканский план юбилейных мероприятий включить отдельным пунктом создание постоянно действующей экспозиции «ЯКУТИЯ – ОПОРА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ» на базе Черкехского музея им Д.К. Сивцева.
Новая экспозиция призвана органично дополнить и расширить действующие материалы музея, нисколько не нарушая, а напротив, развивая первоначальные идеи, заложенные ее основателями. Таким образом, экспозиция «ЯКУТИЯ – ОПОРА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ» может сыграть большую роль в развитии межрегионального и международного сотрудничества, поддержании положительного имиджа Республики Саха (Якутия) и России в мире, что, в свою очередь, должным образом отразится в социально-экономической сфере региона, даст дополнительный импульс в развитие туризма, будет способствовать решению задач патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан нашей Республики и страны в целом.
Из всех народов, издревле населяющих Дальний Восток, кузнечное дело наибольшее развитие получило только у якутов. Металлические орудия, предметы быта, оружие, изготавливаемые нашими предками, с незапамятных времен вплоть до появления привозных изделий промышленного производства, служили для нашего народа одним из основных факторов выживания, сохранения самобытности и развития.
С учетом того, что в те далекие времена, например, банальные гвозди, топоры да ножи в магазине вряд ли купишь и, как это ни печально, они на деревьях не растут, и тем более с неба не падают, остается только один вариант — поход к ближайшему кузнецу. А тот, в свою очередь, должен где-то добыть железную руду, выплавить его в железо, затем выковать из него нужные вам девайсы. Поэтому недаром у якутов считается, что кузнец стоит наравне с шаманом, от его умений, знаний и навыков напрямую зависела дальнейшая судьба и благополучие рода. Этот символизм, на мой взгляд, также прослеживается и в языке — слово «уус» можно перевести как «род», «родство», «племя», и в то же время как «кузнец», «мастер».
Профессия кузнеца испокон веков у народа саха традиционно передается по праву прямого наследования, то есть от отца к сыну, но допустимы, наверное, и редкие исключения из правил. С первой половины ХХ века в связи с широким распространением железных орудий промышленного производства, привозимых из-за пределов Якутии, ремесло постепенно начало приходить в упадок и практически сошло на нет к 1940-м годам.
Насколько мне известно, традиционную ковку и выплавку железа в Якутии начали практически с нуля восстанавливать только с конца 1980-х, начала 1990-х годов. Пионерами и лидерами в этом нелегком деле по праву считаются таттинские кузнецы, во многом благодаря именитому народному мастеру Борису Неустроеву — Мандар Уус.
Одним из ярких представителей продолжателей старинного ремесла является победитель многих всероссийских и международных конкурсов, потомственный кузнец, получивший всеобщее признание Сарыал Константинович Билюкин.
Работа экспедиции продолжилась в его прекрасно оборудованной творческой мастерской, где несмотря на праздничный день застали Сарыала Константиновича за напряженной работой.
В начале беседы Георгий Никонов дабы придать вектор дальнейшего разговора напомнил присутствующим факт того, что якуты были и являются единственным народом на Дальнем Востоке, освоившим и прекрасно владеющим искусством работы с металлом. Семен Ермолаев в подтверждение его слов привел пример исследователя Русской Америки Лаврентия Загоскина, который для нужд своей экспедиции на Аляску закупил в городе Якутске, в первую очередь, якутские национальные ножи, трубки для табака и остальную продукцию якутского производства, которые предназначались в основном для подкупа и задабривания аборигенного населения Америки. Из этого можно сделать вполне логичный вывод, что якутского металла на Аляске должно быть полно и есть смысл поискать их след в музеях и коллекциях. К тому же, первая жилая постройка, поставленная Загоскиным на Аляске — якутский балаган.
Как рассказывает Билюкин, камчадальские «парЕньские ножи», по признанию его друга и коллеги, камчатского кузнеца Владимира Сушко ведут свою родословную от якутских ножей и во многом очень похожи на них. Он же спросил у Сарыала «Как по вашему трубка?», получив ответ «хамса», — указал на ближайший вулкан и сказал, что слово «камчатка» имеет якутское происхождение.
Сарыал Билюкин продолжает: «В старину в каждом наслеге практиковалась выплавка железа из руды, даже здесь, рядом, в Ворошилове (в настоящее время заброшен) есть два места, где это производилось». Свое утверждение он подкрепил рассказом, как в Мегино-Кангаласском улусе в местности Тимир умаппыт (в переводе с якутского звучит примерно как «сжигали, плавили железо») с братом нашли шлак, оставшийся после процесса выплавки железа. Притом даже старейшины наслега не смогли припомнить факта плавки, а это уже признак большого возраста находки. Интересно, что шлак по-якутски «көмөр», а отсюда и название Кемерово. Возле села Баяга тоже имеется множество мест, где раньше выплавляли железо, подтверждением служат многочисленные находки того же шлака — «көмөр», фрагментов металлической чешуйчатой брони и остатков плавильной печи.
А насчет крупногабаритных и объемных изделий, например якорей и прочей корабельной оснастки, в частности для экспедиций Витуса Беринга, Сарыал Билюкин придерживается мнения, согласно которому, они производились на заводе, расположенной на речке Тамма в Мегино-Кангаласском улусе, куда были собраны кузнецы со всех близлежащих наслегов. Между прочим, корабельный якорь, по словам Георгия Никонова, весит минимум одну тонну, а якутская лошадь, запряженная в «ындыы» (вьюк), может перевозить до 250 килограмм. Поэтому приходилось ковать частями и собирать методом клепки уже в Охотске.
Насчет самобытности и отличия якутского метода выплавки железа и способов дальнейшей обработки металла Сарыал Константинович отметил сходство (за исключением незначительных особенностей) всех традиционных школ металлургии, будь то японской, турецкой русской и так далее. Это обусловлено физикой самого процесса, которая подчиняется одним и тем же законам. Разве что наши мастера в старину выплавку иногда производили, закапывая печи в землю, что сильно экономило время в силу уменьшения теплопотери. Оказывается, сам Сарыал с коллегами по цеху провели эксперимент — попробовали аналогичным способом добыть железо и доказали жизнеспособность метода, в итоге были приятно удивлены скоротечностью процесса. В настоящее время этот метод, который между прочим, «по научному» называется «метод сыродутного прямого восстановления железа», освоен и опробован почти по всей республике.
Вышеприведенные выдержки из разговора со столь авторитетным мастером еще раз подтверждают высокий уровень развития металлургии у наших предков и доказывают их непосредственную и косвенную причастность к освоению просторов Дальнего Востока и Северо-Западной Америки.
Уверен, что кузнечное дело в Якутии, получившее второе дыхание благодаря таким энтузиастам, не вымрет и будет только стремиться к новым вершинам. Одной из веских причиной такой уверенности послужил клинок, выкованный сыном Сарыала, с гордостью продемонстрированный счастливым отцом.
После столь познавательной беседы наша экспедиция направилась в администрацию села Ытык-Кюель, где нас встретили глава наслега Егор Иннокентьевич Павлов со своим коллективом.
Затем в актовом зале администрации состоялось рабочее совещание с главой Таттинского улуса Михаилом Соровым. Присутствовали глава МО «Таттинский наслег» Егор Павлов, директор дома народного творчества Таттинского улуса Гаврил Вырдылин, уже известный вам кузнец Сарыал Билюкин и народные мастера.
В ходе совещания были обсуждены проблемы местных мастеров, вопросы проводимого этим летом «Ысыаха мастеров» в Черкехе и ряд других важных тем, связанных с проектом «Якутия — форпост России на Дальнем Востоке».
Под занавес совещания глава улуса Михаил Соров в торжественной обстановке вручил участникам экспедиции благодарственные письма и свежеизданную книгу Бориса Неустроева — Мандар Уус и фотоальбом, посвященный Черкехскому музею.
После совещания нашей экспедицией был проведен традиционный обряд «алгыс» в знак благодарности высшему божеству за успешное выполнение поставленных задач.
Тем же днем, 7 января, наша экспедиция в полном составе к 20:30 благополучно прибыла в город Якутск. Благодаря высокому мастерству и профессионализму наших водителей Александра Егорова и Олега Бикбаева, несмотря на экстремальные морозы ниже -50 градусов по цельсию, поездка прошла без малейших задержек и проблем с техникой.
Напомню, что экспедиция в Таттинский улус 05-07 января 2021 г. проводилась, прежде всего, в рамках осуществления проекта “Якутия — форпост России на Дальнем Востоке”. В ходе экспедиции были организованы совещания с руководством и коллективами Таттинского улуса, Октябрьского, Таттинского, Дайа-Амгинского, Уолбинского, Амгинского, Хара-Алданского наслегов, Черкехского историко-этнографического музея им Д.К. Сивцева – Суорун Омоллоона, Музея истории государственности им П.А. Ойунского с целью освещения и популяризации мероприятий, приуроченных к 100-летию Якутской АССР, разъяснения значения в культурном и историческом плане вклада якутского народа в освоении просторов Дальнего Востока Российским государством.
О работе нашей экспедиции в эфир НВК «Саха» уже вышла авторская телепередача Семена Ермолаева — Сиэн Өкөр:
В конце хотелось бы сказать, что полное понимание, одобрение целей и задач экспедиции и поддержка таттинцев послужит значительным толчком и своего рода стимулом для осуществления планов проекта «Якутия — форпост России на Дальнем Востоке».
Участники выражают благодарность всем, кто принял непосредственное участие в организации и проведении экспедиции:
- Алексееву Дмитрию Алексеевичу — исполнительному директору СХПК «Таатта»;
- Анисимовой Александре Петровне — учителю начальных классов МБОУ «Дая-Амгинская средняя общеобразовательная школа имени Х.И. Кашкина»;
- Аржакову Михаилу Геннадиевичу — руководителю музея государственности РС(Я) им. Ойунского;
- Бикбаеву Олегу Валерьевичу — водитель ГБУ РС (Я) «АВТОБАЗА»;
- Билюкину Сарыалу Константиновичу — именитому якутскому кузнецу;
- Бочонину Ивану Ивановичу — генеральному директору АО «Таттаавтодор»;
- Винокурову Александру Афанасьевичу — главе Уолбинского наслега;
- Вырдылину Гаврилу Гаврильевичу — директору Дома народного творчества МО Таттинский улус;
- Егорову Александру Петровичу — водителю ГБУ РС (Я) «АВТОБАЗА»;
- Захарову Гаврилу Дмитриевичу — старейшему жителю с. Хара-Алдан;
- Иванову Петру Николаевичу — Сиэрэй Маасса — писателю, краеведу;
- Лазареву Ивану Васильевичу — управделами АГиП;
- Михайловой Марии Николаевне — заведуюшей гостиницей АО «Таттаавтодор»;
- Неустроевой Антонине Николаевне — музейному педагогу Краеведческого музея имени А.Д. Даниловой МБОУ «Усть-Таттинская средняя образовательная школа имени Н.Д. Неустроева;
- Павлову Егору Иннокентьевичу — главе МО «Таттинский наслег» (с. Ытык-Кюель);
- Попову Николай Ефимович — руководителю Черкехского краеведческого музея;
- Постникову Егору Николаевичу — главе Алданского наслега (Усть-Таатта);
- Рахлееву Василию Петровичу — краеведу, жителю с. Уолба;
- Семенову Андрею Петровичу — главе Октябрьского наслега (с. Черкех);
- Сивцевой Изабелле Александровне — заместителю главы муниципального района «Таттинский улус»;
- Собакину Тарасу Степановичу — главе Дайа-Амгинского наслега;
- Соломоновой Маргарите Викторовне — специалисту по сельскому хозяйству, с. Уолба;
- Сорову Михаилу Михайловичу — главе Муниципального района «Таттинский улус»;
- Старостину Дьулустану Алексеевичу — главе Хара-Алданского наслега;
- Таппырову Владимиру Дмитриевичу — директору литературно-художественного музея-заповедника «Таатта»;
- Федорову Гаврилу Юрьевичу — заведующему ГБУ РС (Я) «АВТОБАЗА».