Первую часть читайте по ссылке: 1 часть Черкех, Даайа-Амга.
С утра к экспедиции присоединился еще один участник Дмитрий Алексеевич Алексеев – исполнительный директор СХПК “Таатта”, воин-нтернационалист, принимавший участие в боевых действиях в Афганистане.
Примечательный случай с участием Дмитрия Алексеевича, раскрывающий его натуру, случился в 2000-х годах в Хабаровске. Предыстория такая. Будучи в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края, участникам экспедиции нашего проекта местная жительница Елизавета Катаева рассказала следующее. В общем, ее брат каким-то образом потерял деньги и застрял в Хабаровске. Родни, знакомых нет – ситуация патовая, хоть пешком иди… Но тут, вмешался случай. Каким-то образом в аэропорту несчастный разговорился с якутом, вылетавшим в Якутск. Вникнув горю чужого вроде бы человека, тот, к удивлению, прошел к кассам и помог с билетами. Как потом выяснилось, тем “якутом, вылетавшим в Якутск” оказался наш хороший друг и товарищ Дмитрий Алексеев.
В фильме Семена Ермолаева “Экспедиция к Удским саха” Елизавета Катаева передает Дмитрию Алексеевичу слова благодарности:
С Ытык-Кюеля выехади рано и в районе 09 часов утра уже были в Уолбе. Признаться, к своему стыду, я только во время экспедиции узнал, что здесь до 1913 года проходила граница между Ботурусским и Байагантайским улусами и название местности звучало как Өтөхтүү, а относилась она ко 2-му Игидейскому наслегу.
История Уолбы до конца еще не изучена, согласно сказанию, на месте нынешнего села некогда простиралось огромное озеро Дьөҥкүүдэй, вокруг которого проживало несколько семей. В один прекрасный январский день ночью донесся душераздирающий грохот и шум стекающей воды, сопровождаемые землетрясением. Наутро люди с ужасом обнаружили, что с южной стороны озера до речки Таатта возникла нехилых размеров впадина, в которую стремительно уходила вода из озера. Стихия бушевала три дня, в итоге вместо озера остались глыбы льда, а с северной стороны образовался высокий холм, который в настоящее время местные именуют не иначе как “курган”. С тех пор озеро Дьөҥкүүдэй называется Уолба – от якутского “обмелевшее”, “ушедшее”, “вытекшее”.
С незапамятных времен через земли наслега осуществлялось сухопутное сообщение с северными улусами Якутии. Здесь наверняка прошли первые землепроходцы, исследователи нашего края. Это и стало основной темой беседы в администрации села, где присутствовали глава наслега Александр Афанасьевич Винокуров, краевед Василий Петрович Рахлеев и специалист по сельскому хозяйству Маргарита Викторовна Соломонова.
Помимо прочего, речь зашла о местной школе, которая являлась вплоть до начала ХХ века крупнейшей в улусе и здесь получали образование дети даже с Оймяконья, Верхоянья и нынешнего Томпонского района. В разные годы в школе трудились такие заслуженные учителя, как:
- Семен Мефодьевич Кочкин – заслуженный учитель РСФСР и ЯАССР, кавалер ордена Ленина, кандидат педагогических наук. Кстати его сын Иннокентий Семенович Кочкин – мастер спорта СССР по вольной борьбе, чемпион Казахской ССР среди молодежи и студентов, заслуженный тренер РС(Я);
- Алексей Дмитриевич Баланов – заслуженный учитель ЯАССР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени;
- Анна Васильевна Хоноехова – отличник народного просвещения РСФСР, кавалер ордена “Знак Почета”, ветеран тыла и педагогического труда.
Еще в 1924 году Уолбинской школе было присвоено имя вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. По воспоминаниям, раньше в коридоре школы в рамке висела увеличенная копия письма жены и соратника Владимира Ильича Надежды Константиновны Крупской:
“Учащимся и учащим ШКМ имени Ленина Олбинской местности.
Дорогие товарищи, шлю вам горячий привет и горячее пожелание успеха в работе”.
Н.Крупская. 9 мая 1933 г.
Это письмо было получено после визита Семена Мефодьевича Кочкина в Москву по делам управления школ Наркомпроса ЯАССР, где он встречался и беседовал с Крупской.
Изначально история школы восходит к восьмидесятым годам XIX века, когда во 2-й Игидейский наслег (Өтөхтүү) был сослан Всеволод Михайлович Ионов. Являясь учителем по образованию и педагогом при призванию, он начал в своей юрте обучать местных молодых людей грамоте. Впоследствии из них вырос костяк местной интеллигенции.
Школа “в счет губернской повинности” в Уолбе была открыта одной из первых в улусе, в 1907 году. Примечательно, что здесь с 1922 по 1924 годы работал учителем один из основоположников якутской литературы, писатель и драматург Николай Денисович Неустроев.
Как видно из вышеизложенного, местная школа всегда отличалась сильнейшим учительским составом и является одним из зачинателей всеобщего просвещения сельского населения Якутии.
В своей родной Уолбе после выхода на пенсию работал учителем и мой дед, ветеран Великой Отечественной войны Дмитрий Егорович Никонов. Его родной балаган находился возле нынешней трассы, чуть не доезжая до села. После войны, прослужив до 1950 года сверхсрочную, поступает в Магаданский горно-геологический техникум. Затем в качестве геолога был направлен на работу в Томпонский район, где в поселке Хандыга и родился мой отец Георгий Дмитриевич Никонов. В 1965 году семья вернулась в Уолбу. Здесь отец начинает трудовую деятельность в качестве тракториста мехзвена на сенокосе. С его слов “никто скидку на возраст не давал, все работали наравне со взрослыми”.
Мы с братьями, в свою очередь, как и большинство советских детей, проводили летние каникулы у бабушки с дедушкой здесь в Уолбе.
В прошлом 2020 году в селе был установлен довольно любопытный памятник, посвященный 75-летию Победы, изображающий подвиг якутского народа в тылу. Как говорит Александр Винокуров, на нем непосредственно войну напоминают лишь цифры “75”, а все остальное посвящено мирному труду.
Еще одной достопримечательностью Уолбы, прогремевшей на весь мир, является скульптура символа года по восточному календарю, ежегодно изготавливаемая скульптором-самородком Михаилом Боппосовым. Материалом служит, как вы наверное догадываетесь, коровий навоз.
А соседом Боппосовых является Михаил Фомич Чашкин – известный народный целитель. Свой дар он получил от своего отца легендарного Фомы Чашкина, известного в народе как “Куома Чааскын”. Его балаган еще долго стоял во дворе Чашкиных и мы, будучи детьми, несмотря на запреты взрослых, часто играли внутри, бегали по земляному перекрытию крыши.
Покидая Уолбу, Семен Ермолаев вносит интересное предложение о том, что необходимо увековечить историческую справедливость и поставить памятник нашим предкам байагантайцам, которые внесли немалый вклад в дело освоения Дальнего Востока и Северо-западной части Америки. Все исследователи и покорители тех земель проходили здесь, и во многом благодаря помощи местного населения смогли расширить границы страны вплоть до Калифорнии. Любопытно, что вся судовая оснастка для нужд экспедиций Витуса Беринга, сделанная из железа, кроме, пожалуй, огнестрельного оружия, была изготовлена якутскими кузнецами. Даже корабельные якоря ковались в Якутии и по частям доставлялись до верфей Охотска.
Обсуждая эту и другие темы, экспедиция вскоре достигла села Усть-Таатта. Расстояние с Уолбы составляет порядка 60 километров. В Усть-Таатте, в первую очередь, экспедицию принял глава наслега Егор Николаевич Постников.
Село Усть-Таатта известна, прежде всего, как родина одного из основоположников якутской литературы, писателя и драматурга Николая Денисовича Неустроева. В 2020 году по всей Республике было широко отмечено 125-летие писателя, в честь этой знаменательной даты в его родном селе был открыт сквер, где центральное место занимает памятник Николаю Денисовичу и его сестре Анне Денисовне Неустроевой – первой детской писательнице Якутии. По флангам органично разместились скульптуры по мотивам их произведений.
Как рассказал Егор Постников, изваяния были изготовлены в Красноярске и доставлены на место установки в очень короткие сроки, получилось, как говорится, “как по маслу”.
И тут я вспомнил, что во время беседы в администрации поселка, главным редактором якутского литературного журнала “Чолбон”, известным поэтом и писателем Гаврилом Андросовым была высказана интересная идея об экранизации рассказа Николая Неустроева “Проводник”. В основном, конечно, сказанное было скорее просьбой, адресованной непосредственно Семену Ермолаеву – именитому писателю, драматургу, сценаристу, на счету которого не один десяток признанных на мировом уровне кинокартин и театральных постановок.
Еще одним из знаменитых усть-таттинцев по праву можно назвать кавалера орденов Ленина, Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, Заслуженного работника сельского хозяйства Российской Федерации Семена Гаврильевича Жиркова, который полвека проработал в совхозе имени Петра Алексеева в качестве председателя и директора.
Бюст Семена Гаврильевича установлен на центральной площади села и соседствует с памятником известному революционеру, политссыльному Петру Алексееву. До 1990 года Таттинский улус именовался в его честь – Алексеевским. Как вы наверное знаете, одна из центральных улиц города Якутска до сих пор носит его имя.
В Усть-Таатте прошла часть нашего с братьями детства, поэтому кажется вокруг так хорошо знакомым: контора, где работал отец, магазин, двухэтажные жилые дома, слева от площади – “ненавистный” детский сад, из которого мною в возрасте 4-5 лет было совершено немало дерзких побегов. Дошло до того, что меня перестали выпускать на прогулку.
Финалом работы экспедиции в Усть-Таатте стало посещение Краеведческого музея имени А.Д. Даниловой, расположенного в местной школе, носящей имя Николая Данилова. С экспозициями музея нас познакомила музейный педагог Антонина Николаевна Неустроева. Подробнее смотрите на видео:
Закончив работу в музее, спустились по крутому берегу на реку Алдан и по зимнику направились в крайнюю точку маршрута экспедиции – в село Хара-Алдан, расположенное в 55 километрах ниже по течению. Путь занял около часа. У села прямо на берегу зимуют корпуса лодок, со многих даже не сняты моторы. Не думаю, что ближе к Якутску они бы “пережили” зиму.
Встретив нас на окраине села, глава наслега Дьулустан Алексеевич Старостин провел к дому одних из уважаемых жителей села Гаврила Дмитриевича и Марины Федоровны Захаровых, где экспедицию ждала очень теплая встреча.
Гаврил Дмитриевич несмотря на свой почтенный возраст подробно рассказал о старинном тракте на Оймякон, событиях Гражданской войны, которые произошли в этих местах, строительстве Колымского тракта и о многом другом.
Подробнее рассказ Гаврила Дмитриевича смотрите на видео:
Горячо поблагодарив за содержательное интервью и гостеприимство, а также пожелав здоровья заслуженному старожилу, мы выехали в Ытык-Кюель.
Продолжение: 3 часть. Ытык-Кюель.