Недавно в Абагинской школе в музейной комнате на стене среди портретов знаменитых земляков мое внимание привлекла фотография одного человека. Подойдя поближе, я узнал его. Да это же Кочкин … Семен Мефодьевич — заслуженный учитель РСФСР и ЯАССР, кавалер ордена Ленина, кандидат педагогических наук.
Я знал его очень хорошо, он же мой учитель, но об этом упомяну в конце статьи.
Родился С.М.Кочкин 15 августа 1887 года в Мельджексинском наслеге Олекминского улуса. В 1913 г. окончил педкласс Иркутского сельскохозяйственного училища, в 1927-м — Академию коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской. В 1934-37 гг. учился в аспирантуре при Московском гос.педагогическом институте. Тема диссертации «Изучение предложных сочетаний русского языка в якутской школе».
Педагогическую деятельность начал в 1913 г. в Уолбинской школе Таттинского района, с 1920 г. работал заведующим, реорганизовал школу в 2-классное училище по типу инородческих школ. В 1921-1925 гг. создал комсомольскую и пионерскую организации. В годы бандитизма в 1921-22 гг. как инициатор и организатор комсомольской ячейки в селе подвергался аресту.
В 1927 г. Кочкин С.М. — заведующий Якутской образцовой школой, а в 1928 г. — инспектор городских школ Наркомпроса (Народного Комитета просвещения) ЯАССР. В 1930-1939 г.г. — научный сотрудник Якутского педагогического института, преподаватель педрабфака.
С марта 1938 г. — временно исполняющий обязанности директора НИИ (научно-исследовательского института) языка и культуры при СНК (Совете Народных Комиссаров) ЯАССР. С 1939 г. — инспектор управления школ Наркомпроса ЯАССР.
С начала 40-х до последних дней жизни (1961 г.) работал в с.Уолба Таттинского района, в развитие которого внес огромный вклад. Содействовал открытию школ в 8 наслегах улуса.
Его выдающиеся заслуги в развитии просвещения в республике отмечены высокими государственными наградами — орденом Ленина, многими медалями. Ему присвоены почетные звания заслуженный учитель РСФСР и ЯАССР.
Вот, вкратце, его трудовая биография, изложенная сухим официальным языком. Она, конечно, не раскрывает полностью характер и истинные человеческие качества описываемого человека. И я, как смогу, попробую восполнить этот пробел.
Знал я этого человека очень хорошо и до сих пор считаю его эталоном настоящего педагога, ярким представителем старейших учителей-просвещенцев нашей республики. Горжусь тем, что судьба в свое время свела меня с ним и с его коллегами, с не менее колоритными людьми из той же Уолбинской школы — кавалером ордена Трудового Красного Знамени, заслуженным учителем ЯАССР Алексеем Дмитриевичем Балановым, кавалером ордена «Знак Почета», заслуженным учителем ЯАССР Анной Васильевной Хоноеховой и другими.
В младших классах я учился в Уолбинской школе. Семен Мефодьевич тогда работал директором и, преподавал русский язык и литературу. Был он тогда холостяком, хотя и в годах, лет 50-60, маленького роста. Жил в отдельной комнате в здании школы.
В коридоре школы, на самом видном месте, висела в рамке под стеклом увеличенная копия письма Н.К.Крупской — жены и соратника В.И.Ленина:
«Учащимся и учащим ШКМ имени Ленина Олбинской местности.
Дорогие товарищи, шлю вам горячий привет и горячее пожелание успеха в работе».
Н.Крупская. 9 мая 1933 г.
Этот документ был самой ценной реликвией в школе. Именно с этого письма, с 1933 года Уолбинской школе было присвоено имя В.И.Ленина. Этой высокой чести школа удостоилась благодаря С.М.Кочкину, который встречался и беседовал с Крупской, будучи в Москве по делам управления школ Наркомпроса ЯАССР.
Совершенно четко помню то, что в зале школы была сцена, а над ней наверху, на всю длину арки висел плакат, на красной материи было написано: «Под знаменем марксизма-ленинизма, под предводительством Сталина, вперед к победе коммунизма!» А по бокам вертикально висели такие же плакаты с надписью: «Мы — не должны ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача». (И.В.Мичурин). «Дитя надо любить и лелеять так, как садовник облюбовывает свое плодовое дерево». Автора точно не помню, не то К.Д.Ушинский, не то А.С.Макаренко.
В селе Семен Мефодьевич был самым уважаемым человеком. В то время учителя были самыми уважаемыми людьми. Я не помню, чтобы кто-то из них повышал голос или кричал на нас. Мы, тогдашние смирные дети, видимо, сами для этого повода не давали. Время было другое.
Будучи студентом университета, прорабатывал труды В.И.Ленина. Я обратил внимание на такое высказывание: » … Народный учитель в советском обществе должен стоять на такой высоте, где в любом капиталистическом обществе ни один учитель не стоит и не может стоять…». Такой авторитет, такое отношение со стороны тогдашних властей действительно были. Тогда колхозники денег не видели, доходы за трудодни раздавали натурой, продуктами. «Живые» деньги получали только служащие, в том числе учителя. Этих денег им вполне хватало, потому учителя скот не держали, как нынче.
Семен Мефодьевич выглядел простым, обычным старичком, но на самом деле был большим человеком, Учителем с большой буквы. С нами, детьми, вел себя очень просто, вместе веселился, пел песни. У меня до сих пор перед глазами стоит такая милая, мирная картина как маленький старичок с седыми усами в окружении детишек, бренча на балалайке, поет тихим, грудным голосом:
Жил-был у бабушки
Серенький козлик,
Вот так, вот так,
Серенький козлик …
Я тогда замечал, как от жалости к козлику у девчонок наворачивались слезы на глазах. Семен Мефодьевич поет дальше:
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
Вот свернулись санки,
И я набок хлоп,
Кубарем качусь я
Под гору в сугроб …
Как раз возле школы, совсем рядом стоял и ныне стоит высокий, такой гладенький курган. Осенью и весной мы, детвора, катались на санках, а ребята постарше — на лыжах. Почти весь день там не умолкал детский гомон. Мы вовсю возились, барахтались в снегу. Эта песня была точно про нас. Я, ныне уже пожилой человек, свое детство частенько связываю с той порой, с этим курганом.
А летом и осенью мы с Семеном Мефодьевичем, лежа на травке, через лупу рассматривали крохотных обитателей земли. Перед нами, буквально под ногами, открывался совсем иной микроскопический мир, о котором мы, дети, даже не догадывались.
Произносить сложные, труднопроизносимые слова он учил своим интересным методом. Мы вставали в круг, держась за руки и прыгая на месте, хором повторяли за ним по слогам «ин-дус-три-а-ли-зация, э-лек-три-фи-ка-ци-я» и т.д. Через некоторое время мы могли сами свободно выговаривать эти трудные слова.
Он учил нас, еще маленьких, познавать природу, народные приметы. Показывая на ласточек, вьющихся высоко-высоко в небе, говорил: завтра будет хорошая погода. А если днем ласточки проносятся совсем низко над землей, то утверждал: завтра будет дождь или пасмурная погода, учил предугадывать погоду по закату солнца, по росе и т.д.
Вот так наш учитель, постепенно, шаг за шагом открывал перед нами дотоле неизвестные нам пласты окружающей среды.
В 1947 году, когда ему было 60 лет, женился на женщине, имеющей двух детей. Через год у них родился сын Кеша — точная копия отца. Он вырос достойным человеком, под стать своему именитому отцу.
Иннокентий Семенович Кочкин — мастер спорта СССР по вольной борьбе, чемпион Казахской ССР среди молодежи и студентов, заслуженный тренер РС(Я), воспитал более 20 мастеров спорта СССР и РФ, чемпионов и призеров, отличник образования РС(Я), Почетный гражданин Таттинского района. Ныне живет в г.Якутске. Работает тренером в спортивной школе №3.
После окончания университета, в 1964 году, по воле судьбы я был назначен директором в той же Уолбинской восьмилетней школы.
Семена Мефодьевича уже не было, умер в 1966 году в возрасте 74 лет. А мои старейшие учителя А.Д.Баланов, А.В.Хоноехова, И.Ф.Рахлеев, К.С.Неустроев и другие еще работали. Письмо Н.К.Крупской висело на том же месте. Как и раньше, все стены под крышей вокруг школы сплошь залеплены были ласточкиными гнездами. А вокруг, как и раньше, вовсю вились густые стаи этих проворных, юрких птичек. На одной из стен школы появился видимый издалека огромный плакат с надписью: «Птицы — наши друзья». Непоколебимо стоял и наш любимый курган, где, как и прежде, копошились детишки — новое поколение уолбинцев.
Мне, тогда молодому, неопытному директору, как-то неловко было руководить пожилыми, маститыми учителями, но, с другой стороны, легче было, ибо их советы, их богатый опыт во многом помогали в трудной, ответственной работе. Теперь на склоне лет, оглядываясь на пройденный путь, считаю, что в те годы, работая с настоящими учителями — мастерами своего дела, многое почерпнул для своей дальнейшей педагогической деятельности.
Примечательно и то, что свою первую педагогическую награду Почетную грамоту Министерства просвещения ЯАССР я получил в 1966 году, работая именно в этой же Уолбинской школе имени В.И.Ленина.
Х. Луковцев, учитель высшей категории, стипендиат Международного детского фонда «Дети Саха Азия», учитель учителей РС(Я), заслуженный учитель РС(Я), Почетный гражданин Олекминского района.