Начало читайте по ссылкам:
С Кукана выехали часа в два по полудню. Дорога имеет гравийное покрытие и проходит в основном по лесистой местности, испещренной горными речками, через которые перекинуты свежевозведенные мосты.
Как оказалось, по пути в Догордон, как и во всем Приамурье, довольно часто можно встретить якутские топонимы. Да и название самого села Догордон происходит от якутского слова «до5ордон» — дословно означающее «подружись». Что интересно, сами сельчане с уверенностью подтверждают якутское происхождение названия, но не знают истории присвоения такого топонима и данный вопрос остается открытым.
Арсеньев покинул Кукан 8 декабря, следующей значимой точкой его экспедиции был Талакан. К исходу дня их встретил тунгусский старшина с Талакана Петр Гаврилович Павлов. Где-то посередине пути, 9 декабря в дневнике записано:
…Прошли только 12 верст. Река разбивается на протоки. Много наледи и обходы полыней отняли у нас много времени. По пути испортился шагомер, пришлось шаги отсчитывать. На бивак встали около ….(неразборчиво) тунгуса Михаила Бубякина.
Я предполагаю, что дело было недалеко от Догордона. Здесь Урми изобилует протоками и, к тому же, в него впадает река Беренджа. Кстати, Бубякин и Павлов очень распространенные якутские фамилии. Создается такое впечатление, как будто действие происходит где-то в Якутии.
Таким образом, экспедиция Арсеньева достигает Талакана 10 декабря. По своему обыкновению, Владимир Клавдиевич со свойственным ему энтузиазмом принимается за работу. Приведу отрывок из путевого дневника:
Встали на рассвете. Утром с визитом к нам пришел купец Захаров якут. В 10 ч. я и Делле ходили вниз по реке за горными породами. К полудню собрали всех оленей. После обеда беседа с тунгусами и якутами. Слушая речь якуты все время кланялись. Затем мы стали собираться. Словно по команде стали собираться все якуты и тунгусы. Часа в три дня все стали расходиться.
Там же зарисованы якутские православные образки из серебра:
Якутское название «Тангаралар». Изготавливают их в Якутске специальные мастера. Ныне таких уже не делается; всюду появились новые образа изготовления русских. Образки сделаны из серебра. Последнее имеет цвет желтовато-красноватый. Очевидно к серебру примешивают немного меди. Оно очень напоминает так называемое старинное польское серебро. Иногда святые изображения на якутских образах имеют лица и одежды, весьма напоминающие бурятских лам. Любимыми мотивами якутских изображений на образках являются святые Николай Чудотворец и Иннокентий Сибирский.
16 декабря 1917 года экспедиция покидает Талакан и направляется в сторону устья реки Курун, далее на реку Кур.
А мы же заехали в Догордон к часам 15. Село, так же как и Кукан, стоит посреди тайги. Такое расположение мне, привыкшему к сельским пейзажам центральной Якутии, показалось весьма экзотичным и немного угнетающим. Кругом деревья да сопки.
И тут Вадим Петрович просит притормозить у дома, где, как нам показалось, местные грузят что-то на микрогрузовик, оказывается, в одном из них он, к нашему удивлению, распознал своего старого приятеля Вадима Смуловича, который приехал с Хабаровска к своему другу на рыбалку. Калитку нам открыла, как выяснилось позже, Антонина Александровна Соловьева — жительница села, местная якутка и по чистой случайности мать друга Вадима Смуловича.
Антонина Александровна велела нам ехать в дом культуры, а сама отправилась оповестить сельчан о прибытии нашей экспедиции. К нашей радости, рыбаки угостили нас свежевыловленной рыбой, которая как раз пойдет на строганину.
Догордон возник еще до войны как поселок лесозаготовителей Кур-Урмийского леспромхоза, а что было, кто жил в этой местности до основания села никому не известно. Изначально село стояло на берегу реки Урми, но в связи с постоянными паводками село перенесли севернее, в сторону сопок на реку Беренджа.
А вот сами сопки примечательны тем, что по слухам на одной из них, которая называется среди местных “Белая сопка”, в 80-ые годы были обнаружены залежи урановой руды, тогда разработку месторождения видимо посчитали экономически необоснованной и шахту законсервировали. В свою очередь, вторая сопка известна как место камлания шаманов и якобы на вершине лежит огромный валун.
В девяностых с развалом леспромхоза для села наступили тяжелые времена. Оставшиеся без работы жители начали уезжать кто куда в поисках лучшей доли. В итоге, население Догордона в настоящее время насчитывает всего около 100 человек.
Из организаций работают дом культуры и основная школа (9 классов), в которой обучаются 8 ребятишек. Существует острая нехватка преподавательского состава, в селе постоянно проживает только учитель русского языка и литературы, остальных предметников приходится возить с Кукана.
Мобильной связи, интернета нет, для общения с внешним миром на стене клуба висит уже подзабытый городскими жителями стационарный таксофон с красным пластмассовым козырьком, электричеством обеспечивает автономный дизельный генератор.
Помимо занятости на вышеназванных бюджетных организациях население занято охотой, рыбалкой, сбором дикоросов, благо эти края славятся обилием живности и таежных ягод, многие также держат личные подсобные хозяйства.
Начало возрождаться фермерство, что как и все положительные подвижки в жизни селян опять же связано с дорогой, которую после развала леспромхоза более-менее начали обслуживать только в последние годы. Недавно даже стоял вопрос о переселении жителей Догордона в соседний Кукан, но жители отказались от этой затеи, ссылаясь на то, что в Кукане работы также нет, а на родной земле они хоть как-то смогут выжить благодаря тайге, реке и огороду.
Прямо с порога сельского клуба у нас завязалась беседа с Антониной Александровной. Из ее рассказа мы узнали, что она сама якутка и девичья фамилия у нее Колесова. Ее отец, якут по национальности, родом из поселка Улген Амурской области, к тому же, по словам Антонины Александровны там и ныне проживают якуты.
Не буду пересказывать содержание беседы, лучше приведу видео:
Пока мы говорили с Антониной Александровной, к клубу начали стекаться местные жители. Одной из первых подошла руководитель дома культуры Мирослава Ярославовна Поснякова с гостинцами. Антонина Александровна мастерски настругала рыбу, переданную нам Вадимом Смуловичем. Быстро организовали стол, пообедали, кстати, рыба оказалась отменной.
После очень теплой встречи Антонина Александровна предложила по якутской традиции провести традиционный алгыс. Для этого на окраине села на берегу Беренджи, оказывается, есть свое укромное сакральное место, где она, по обычаю предков, регулярно поклоняется духам.
В дневнике Владимира Арсеньева также можно встретить подробное описание одеяния и камлания якутского шамана. 30 декабря 1917 в дневнике сделана следующая запись: «Мы перешли через три протоки и в сумерках вышли на р. Кур. Еще три версты и в доме якута Сургучева, у которого встретили радушный прием». У гостеприимных хозяев экспедиция устраивает отдых до 5 января.
Здесь Арсеньев со спутниками и встретили новый 1918 год, омраченный тяжелой болезнью и смертью хозяина дома — Михаила Сургучева, который был болен воспалением легких. 3 января перед смертью у него поднялся сильный жар и он в бреду босиком выбегал на улицу. Напуганные домочадцы вызвали известного шамана Петра Леонтьева. Здесь и было описано камлание якутского шамана.
А мы же разожгли огонь и штатный алгысчыт экспедиций «Пути великих свершений» доктор медицинских наук Егор Борисов принялся за обряд. Все замолкли, вслушиваясь в слова Егора Егоровича.
Вдохновленные и обрадованные встречей со своими соплеменниками в такой дали от родной Якутии и особенно фактом того, что они не забывают язык, национальную самобытность, культуру, традиции своего народа мы вынуждены были собраться в дорогу.
Около 17 часов наша экспедиция, обретя новых друзей, покинула село с говорящим якутским названием Доҕордон. Дальнейший путь лежал к озеру Болонь — конечную точку «Олгон-Горинской» экспедиции Владимира Клавдиевича Арсеньева.
P.S. Недалеко от Догордона мы снова встретились с другом Вадима Петровича Вадимом Смуловичем. Оказалось, из-за гололеда их грузовичок съехал с дорожной насыпи. Члены нашей экспедиции оказали посильную помощь в спасательной операции:
Продолжение следует…
Остальные части читайте по ссылкам: