“Олгон-Горинскую”, или как ее еще называют -“Кур-Олгонскую” экспедицию знаменитого путешественника, писателя и исследователя Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева, которая состоялась более ста лет назад, без преувеличения можно назвать водоразделом в его жизни – своеобразной границей между старой патриархальной и новой, советской Россией, как тот безымянный хребет, названный им “Быгин-Быгинен”.
Несмотря на все потрясения и внутренний надлом, вызванные сменой власти, революционными событиями, гражданской войной, интервенцией и потерей близких Владимир Арсеньев оставался верен Родине до конца своих дней. О глубоких и искренних переживаниях за судьбу Отечества красноречиво говорят его строки, написанные на реке Кур, в доме якута Михаила Сургучева, встречая новый 1918 год:
Первый день Нового года. Прошлый год принес много несчастий Родине. Что-то даст наступивший Новый год. Скорее бы кончалась эта солдатская эпоха со всеми ее жестокостями и насилиями.
Тогда, в 1917 году при Временном правительстве, Владимир Арсеньев, уволившись с армии, был избран на пост Комиссара по инородческим делам и с энтузиазмом принялся за работу. После поездки на Тунгуску у него возникла мысль посетить ранее не исследованные в плане этнографии районы бассейна рек Олгон, Горин и Кур в так называемую горную область “Ян-де-Янге”.
По иронии судьбы в состав экспедиции был включен, будучи еще студентом под псевдонимом Г.Д. Куренков, его будущий критик и главный оппонент, агент ОГПУ-НКВД, “этнограф с пистолетом” Альберт Липский.
Владимир Клавдиевич к тому моменту был уже разочарован в армии, больше туда он так и не вернулся, хотя были многочисленные попытки призвать как со стороны “белых”, так и со стороны “красных”.
Экспедиция стартовала 22 ноября 1917 года с железнодорожной станции Трансиба Ин (ныне поселок городского типа Смидович) и на всем протяжении до озера Болонь шла преимущественно по льду замерзших рек на конных и оленьих упряжках.
Невзирая на непростые условия зимнего перехода, Арсеньев скрупулезно вел путевой дневник, где в его основательной и дотошной манере зафиксированы этнический и языковой состав встреченного населения, записаны слова и выражения с переводом на русский язык. Среди прочего довольно часто упоминаются и якуты, что любопытно, именно в качестве коренных жителей. Описано камлание якутского шамана, также говорится о Талакане не иначе, как о якутском поселении. В ходе экспедиции была проведена тщательная маршрутная съемка, метеорологические и геологические исследования.
Оригинал дневника Владимира Арсеньева был предоставлен библиотекой Приморского краевого отделения Русского географического общества – Общества изучения Амурского края (г. Владивосток) благодаря личному содействию его председателя Алексея Михайловича Буякова. Ниже можно ознакомиться с авторской расшифровкой дневника, выполненной главным специалистом Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) по Дальневосточному федеральному округу Евгенией Петровной Атласовой.
Читая эти строки, у нас возникло вполне закономерное желание оценить настоящее положение дел, взглянуть на те места своими глазами. Забегая вперед, скажу, что в подтверждение дневниковых записей столетней давности в селе с якутским названием Догордон нам удалось встретиться с пожилой женщиной, свободно говорящей по-якутски.
Идея прохождения маршрута экспедиции В.К. Арсеньева впервые была озвучена почти 4 года назад, в 2017 году, в год 140-летия со дня рождения В.К. Арсеньева и 100-летия начала Олгон-Горинской экспедиции. Тогда для ее осуществления была проделана колоссальная работа, начиная с разработки точного маршрута следования Владимира Арсеньева исходя из его дневниковых записей до реальных переговоров с органами власти на местах и клубами любителей снегоходной техники.
После анализа записей Арсеньева и непродолжительной дискуссии родился вполне жизнеспособный план по комбинированной автомобильно-снегоходной экспедиции. Согласно ему, сначала едем с Биробиджана до Кукана на автомобилях, там пересадка на “Бураны”, далее на них до озера Болонь. Но, к сожалению, возникли серьезные проблемы с финансированием, и, казалось бы, уже осуществленная идея так и осталась на бумаге.
И вот спустя 3 года, в начале 2020-го руководством проекта “Пути великих свершений” было принято решение возобновить работу по подготовке несостоявшейся экспедиции, только на этот раз вынуждены были убрать снегоходную составляющую. К слову, стоит сказать, что Арсеньев свою экспедицию тоже планировал провести на 3 года раньше в 1914-1915 годах, и у него тоже по схожим причинам не удалось реализовать задуманное.
Отсутствие снегоходной части маршрута не должно было сильно сказаться на результатах экспедиции, так как в настоящее время та область полностью безлюдна и, соответственно, нет никакой актуальной информации по условиям пути следования.
Итак, конечный маршрут утвержден и выглядит так: Хабаровск-Смидович-Биробиджан-Кукан-Догордон-Хабаровск-Джуен-Комсомольск на Амуре-Хабаровск.
Организаторами выступили:
Участники:
19 февраля 2020 года. Как и в большинстве предыдущих экспедиций точкой старта был выбран город Хабаровск. Якутская делегация в составе Егора Борисова, Семена Ермолаева и меня прибыли утренним рейсом из Якутска. В аэропорту Хабаровска нас на микроавтобусе встретил Анатолий Рахмелюк. Георгий Никонов же прилетел чуть позже, а Вадим Николаев с водителем Никитой Ловковым утром рано выехали с Владивостока и по предварительному расчету после обеда должны были присоединиться к экспедиции.
Первым делом, пользуясь свободным временем, необходимо было поработать в фондах Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова, где с 1910 по 1919 и с 1924 по 1926 годы Владимир Арсеньев занимал пост директора музея. Благо, наш проект с момента своего зарождения постоянно и весьма плодотворно сотрудничает с музеем.
В фойе нас встретили Главный научный сотрудник научно-исследовательского сектора этнографии, участница экспедиции 2018 года в Тугуро-Чумиканский район Виктория Баторовна Малакшанова и член Хабаровского краевого отделения Русского географического общества, известный арсеньевед Василий Васильевич Горобейко, которому летом 2013 года удалось преодолеть часть маршрута Олгон-Горинской экспедиции Арсеньева.
В фондах музея нашему вниманию были представлены фотокопии дневников, карт местности, данные геологических, этнографических, лингвистических, метеорологических наблюдений, составленных Владимиром Арсеньевым в ходе Олгон-Горинской и других экспедиций. Помимо этого нас заинтересовали уникальные фотографии, зарисовки, заметки, сделанные им в различный период его научной деятельности.
К сожалению, в Олгон-Горинскую экспедицию Арсеньев не взял с собой фотоаппарат, о чем впоследствии сильно жалел. Несмотря на то, что все его работы выполнены вручную в тяжелейших походных условиях, они поражают своей точностью, скрупулезностью, полнотой описания, профессиональностью подхода к материалу исследований.
Также нам были продемонстрированы подлинные очки и компас Владимира Арсеньева. Работники музея позволили Георгию Никонову примерить их. По его оценке оптическая сила линз примерно равна +3.
Василий Горобейко поделился информацией о своей поездке 2013 года. Как оказалось, они смогли доехать только до сел Кукан и Догордон. Беседу с ним смотрите на видео:
Интервью Виктории Малакшановой:
Некоторые фотографии с фондов “Гродековского” музея:
Тем временем с Владивостока приехали Вадим Николаев и Никита Ловков. Можно сказать, что весь состав в Хабаровске. И еще, выяснилась, что Виктория Баторовна сможет присоединиться к экспедиции только на втором этапе (Хабаровск-Джуен-Комсомольск на Амуре-Хабаровск).
Часам к 17, после работы в музее, устроили небольшой брифинг по поводу завтрашней дороги в Смидович и Биробиджан. Выезд поставили в 08 утра, была дана установка никому не опаздывать.
Вечерело. Георгий Никонов поспешил на прием к Генеральному консулу Японии, а нам было поручено обклеить машины. Так что пришлось с Никитой Ловковым съездить на автомойку. Ждали часа 2, хотя очереди не было совсем. Видимо, работники от безделья решили немного поразвлечься. Усердие мойщиков вылилось в увлекательную ночную обклейку во дворе гостиницы при свете камеры Семена Ермолаева.
На этом первый день экспедиции можно было считать завершенным. Завтра нас ждала дорога в Биробиджан с посещением Смидовичей, где, собственно, и началась “конно-оленно-гужевая” часть Олгон-Горинской экспедиции Владимира Арсеньева.
Продолжение читайте по ссылкам: