Начало читайте в предыдущих материалах:
— Зимний этап съемок Первой части исторического документального фильма «Пути великих свершений». 1 часть
— Зимний этап съемок Первой части исторического документального фильма “Пути великих свершений”. 2 часть
Третья часть повествования о работе съемочной группы телеканала «Моя планета» в Якутии посвящена посещению самой северо-восточной оконечности Якутии, Нижнеколымского улуса, с которой в XVII веке отряд Семена Дежнева выйдя в Северо-Восточное море по реке Колыме направился к «Большому Каменному носу», который является самой восточной точкой огромного Евразийского континента и ныне известен под именем своего первооткрывателя. Не по своей своей воле мы совершили почти полноценный вояж по всей группе Колымских улусов, начиная с Зырянки, заканчивая Походском, что в Нижнеколымском улусе у устья Колымы.

8 декабря. Перелет Якутск — Среднеколымск
Долгожданный вылет в Черский, куда мы должны были улететь еще вчера, состоялся 8 декабря, что еще можно отнести к везению. Например, представители ресторана «Тыгын Дархан» смогли вылететь только 6-го числа, хотя их рейс должен был состояться 2-го декабря. Положение усугубляла отсутствие прямого авиасообщения с Якутском по причине невовремя начатой реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Черского, где на тот момент принимали только вертолеты.

Север есть север, да и, на мой взгляд, кроме погоды здесь еще одним фактором постоянных перебоев в перевозках виноваты техническое состояние ветхого авиационного парка, аэродромного и иного обеспечения, что и не удивительно, все это наследие давно канувшего в лету Советского Союза. Со списанием этих заслуженных ветеранов, видимо, придется пересесть на оленьи и лошадиные упряжки. К тому же не зря говорят: «Где начинается авиация, там кончаются дисциплина и порядок».
Полет прошел нормально, бортовое питание выше всяких похвал, со слов Георгия Никонова — «Почти по стандартам советского «Аэрофлота». При подлете к Среднеколымску самолет неожиданно делает плавный вираж и уходит в обратном направлении. Со стареньких динамиков что-то прохрипел командир воздушного судна, из сказанного объявления можно было догадаться, что самолет направляется на запасной аэродром, то есть в Зырянку.
Кстати, поселок получил свое название в честь первооткрывателя реки Колыма Дмитрия Зыряна, который в 1643 году на стадухинской протоке заложил зимовье, позднее ставшее острогом. Далее он со своим отрядом, поднявшись выше по Колыме, основал Среднеколымский острог, а оттуда дело дошло и до Верхнеколымска, а в современном понимании поселок возник только в 1937 году благодаря обнаружению каменного угля, также здесь располагалось управление Зырянлага, «структурного подразделения» Дальстроя.
Как оказалось, причиной незапланированной посадки стала непогода, то-ли в Среднеколымске, то-ли в Черском, подробности сообщать не стали. Всех пассажиров выпустили в поселок, что само по себе тревожный знак, намекающий на неясность ситуации, говорящий о возможности длительного ожидания. Через некоторое время объявили, что если до 18 часов по местному времени не будет погоды в аэродроме назначения, то самолет возвращается в Якутск. На этот раз Бог миловал, через 2 часа ожидания пригласили на посадку.

Полет до Среднеколымска продлился часа полтора. Все на борту отсыпаются после раннего пробуждения, благо, расстояние между креслами чуть больше чем в эконом классах современных лайнеров, можно вытянуть ноги. После приземления всех загнали в зал ожидания, где через некоторое время сообщили, что сегодня вылет в Черский отменен, опять же непогода, или не было вертолета, может быть все вместе, причина так и осталась для меня загадкой. Съемочная группа, последовав примеру местных пассажиров, для которых такая ситуация обыденность, восприняла новость молча, как данность.

У здания аэропорта нас посадили в желтый автобус с надписью «Дети» и повезли в гостиницу, после длительного процесса заселения накормили обедом за счет авиакомпании. После этого пользуясь случаем, наша группа в сопровождении главы улуса Евгения Слепцова и его заместителя Анны Поповой отправилась на осмотр достопримечательностей города.
В первую очередь посетили памятник «375 лет городу Среднеколымску», посвященный освоению Сибири казаками. На постаменте выбиты имена 23 служилых, отправивших челобитную царю Алексею Михайловичу об открытых ими землях. На площади перед памятником поставлена елка, а чуть поодаль расположилось новое, открытое на днях общественное пространство «Колымское подворье», в котором представлены различные современные причудливые арт-объекты, изображающие местную фауну.
Наискосок от центральной площади находится здание Среднеколымского краеведческого музея. Основой коллекций являяются предметы традиционной культуры коренных народов, их одежда, предметы быта, украшения, оружие, снаряжения для охоты, иконы, церковная утварь, в том числе и колокол из Алазейской церкви, посуда и многое другое.

Немаловажной частью музейного собрания составляют фонды, посвященные известному политссыльному, инициатору создания в Среднеколымске больницы, Сергею Мицкевичу, который к тому же первым начал изучение специфику местных заболеваний, что нашло отражение в его труде «Мэнэрик и эмиряченье. Формы истерии в Колымском крае», опубликованного в 1929 году.

После экскурсии, проведенного сотрудниками музея, был записан рассказ Заместителя главы улуса Анны Поповой о русских первопроходцах, первыми достигших Колымы.

По заведенной традиции, наши бегуны-экстремалы устроили забег, а менее подготовленные решили не отставать и устроили не менее захватывающий турнир по шахматам.
9 декабря. Черский
Утром с гостиницы на «газели», все с той же надписью «Дети», добрались до аэропорта. К нашему счастью, почти сразу была объявлена посадка на рейс Среднеколымск-Черский. Вертолет уже был готов к вылету, пассажиры расселись вдоль борта на лавках, багаж расположился по центру салона и наконец, после непродолжительного прогрева двигателя с короткого разбега Ми-8 взмыл в воздух. В салоне было немного прохладно и шумно, многие умудрились даже заснуть, а за иллюминатором проплывает типичный северный ландшафт до горизонта испещренный озерами и реками. Спустя 2 часа с небольшим борт катился по рулежной дорожке аэропорта пункта назначения.
Выйдя с вертолета прошли метров 300 и минуя аэровокзал оказались за пределами аэропорта. Здесь нас встретили первый заместитель Нижнеколымского улуса Аркадий Диодоров с начальником Управления по культуре Альбиной Винокуровой. Багаж чуть позже доставили на ЗИЛе, сюда же, на «привокзальную площадь. На территории аэропорта мое внимание привлек старенький Aero Commander 680FL, одиноко скучающий на стоянке и с виду явно неисправный. Судьбу американца выяснить так и не удалось.
Пассажиров при выходе из ворот аэропорта, который, кстати, стоит на берегу Колымы встречает стела с надписью «Черский» увенчанный якорем, обозначающий причастность поселка к морскому транспорту. Сзади нее, в двухстах метрах виден памятник могуществу советской авиации, легендарной «Антошке» — биплану Ан-2.
В северных широтах световой день роскошь, понимая это, мы забросав вещи в «Апельсинку» (теплый кунг на базе ГАЗ-а) и УАЗ «Патриот» в сопровождении Андрея Диодорова, Альбины Винокуровой, Егора Малышева, походских казаков во главе с Евгением Бережным и корреспондента «Колымской правды» Надежды Тырылгиной незамедлительно выехали в село Походск, что в 47 километрах. Дорога была проложена прямо по льду Колымы, в летнее время в качестве основного транспорта здесь властвуют моторные лодки, зимой же эстафетную палочку перехватывают снегоходы. Примерно в десяти километрах ниже по течению русло реки разбивается надвое, левая из которых, если все верно помню, по названию села именуется Походской, а правая, соответственно Каменной Колымой.
Первые отряды русских казаков под командованием Михаила Стадухина из Алазеи морем достигли низовья Колымы в 1641 году. Первым, в 1643 году был основан Среднеколымский острог, затем в 1647 году Нижнеколымский, а уже рядом с ним возникло село Походск. Данные приведенные в различных источниках разнятся, но сути это не меняет.
«Походчане» — это потомки первых русских переселенцев, которые с течением времени образовали субэтническую группу русских. Первым признаком, по которому их можно отличить – это специфический язык, скорее даже говор, нужно отметить, звучащий весьма забавно. Подробнее об этих вещах расскажет Альбина Винокурова:
Путь до Походска, с учетом времени затраченной на съемки, занял часа три, в течение которых в «Апельсинке» ни на минуту не прекращалась просветительская беседа о местной истории, традициях и особенностях. Тем временем за окном довольно быстро потемнело, в село мы приехали затемно и остановились у здания сельской администрации, где съемочную группу встретил Глава администрации Сергей Попов. Познакомились, обсудили порядок работы, хозяева угостили нас превосходной ухой и традиционной юколой.
В доме культуры по поводу нашего приезда сельчанами была организовано костюмированное представление, включающее в себя торжественную встречу хлебом-солью, выступления народного фольклорного коллектива «Рассоха» и вокальной группы «Мужское братство». Пение то и дело органично сменялось сценками из жизни старинного Походска, частушками, шутками-прибаутками. Все происходящее и на самом деле переносило зрителей в атмосферу двух-трех вековой давности, этому особо способствовал особый «походский» старорусский говор, который, по мнению специалистов, сохранился только здесь.
Не осталась в стороне и северная кухня, которая изобилует дарами природы, доминирует в которой конечно же рыба во всевозможном исполнении — от строганины, юколы, рыбной муки, жжёнки (или же правильнее будет «жжонка»?), разнообразных котлет до непривычных салатов, где она смешивается даже с морошкой. «Гастротур» продолжается!
Закончив с работой в помещении, наша группа разделилась на две части, первая отправилась снимать подледную рыбную ловлю сетями, а вторая виды вечернего Походска, где главными героями выступили активисты казачьего движения, которые продемонстрировали мастерство владения шашкой и нагайкой. Действие развернулось на улице, температура колебалась около — 50 градусов, казаки красуются в парадных казачьих дубленках, папахах, а съемочный процесс занял как минимум часа два.
Тем временем местные рыбаки показали ловлю рыбы старинным методом, способом, которым добывали себе пропитание их далекие предки. Опять же собачий холод, вода в реке ледяная, рыбакам приходилось голыми руками освобождать рыбу из сетей, работа не для слабых. Нужно отдать должное мужеству этих людей, испытание морозом они выдержали с достоинством, как и полагается настоящим северянам, потомкам казаков-первопроходцев.
Пока шли съемки на улице, руководитель экспедиции Георгий Никонов успел ознакомиться с сельским краеведческим музеем, где в качестве экскурсовода выступила местный краевед Елена Котельникова. Елена Васильевна не ограничилась рассказом о своем родном Походске, а еще порадовала исполнением частушек и сказаний на «походском» наречии.
Время пролетело незаметно и пришло время прощаться, согласно распределению по автомашинам, я был определен в УАЗ «Патриот», который отъезжал чуть раньше «Апельсинки». Как выяснилось утром, основной состав, увлекшись работой, приехал в Черский далеко за полночь.
Следующим утром запланирован вылет в Якутск, но нас ждал небольшой сюрприз от капризной северной погоды, читайте об этом в следующей части:
— Зимний этап съемок Первой части исторического документального фильма “Пути великих свершений”. 4 часть. Черский-Нижнеколымск