С того примечательного и судьбоносного дня, когда на дне старательского лотка Михаила Прокопьевича Тарабукина заблестели первые песчинки золота речки, названного еще одним ключевым героем тех событий Вольдемаром Петровичем Бертиным как “Незаметная”, минуло уже без малого сто лет, и с тех пор в Алдане не прекращается активная промышленная добыча золота (всего было добыто 360 тонн золота), город живет и с уверенностью смотрит в будущее, ведь по заверению геологов разведанных запасов драгоценного металла при нынешних объемах добычи хватит еще минимум на полвека. Это действительно редчайший случай “долголетия” среди золотодобывающих поселений, которые имеют обыкновение вымирать после истощения месторождения, как правило через 15-20 лет после основания. Второй такой же “долгожитель”, если мне не изменяет память, находится где-то в далекой Австралии.
К сожалению, история зарождения одного из локомотивов развития нашей Республики, золотодобывающей отрасли, недостаточно хорошо известна общественности. С целью устранения этого досадного пробела возникла идея посещения Алданского района, а случилось это еще в 2018 году во время экспедиции проекта “Пути великих свершений” в Таттинский и Томпонский улусы, где мы имели честь гостить на родине Михаила Тарабукина – в селе Крест-Хальджай. Одной из центральных достопримечательностей села является Музей геологов имени первооткрывателя «Куларзолота», кавалера ордена Ленина Гаврила Ефимова, на территории которой в мраморных табличках увековечены имена выдающихся геологов Томпонской земли, среди них почетное место по праву занимает и первооткрыватель Алданского золота, Михаил Прокопьевич Тарабукин. Помимо него с Алданом связана судьба еще одного прославленного уроженца Крест-Хальджая, его имя наверняка известна каждому мало-мальски знакомого с историей Отечества человеку, это прославленный снайпер, Герой Советского Союза Федор Матвеевич Охлопков. Он еще до войны, в тридцатых годах, работал на золотых приисках.
Задумка начала воплощаться в жизнь летом 2021 года в преддверии столетнего юбилея образования Якутского АССР и города Алдана. Началась подготовительная работа, в ходе которой была сформирована команда экспедиции, проработан маршрут, проставлены приоритеты и определены сроки проведения. Отрадно, что в состав экспедиции согласились влиться земляки Михаила Тарабукина, представители Томпонского района под руководством нашего друга и соратника, Председателя Томпонского районного Совета депутатов, Заслуженного работника народного хозяйства PC(Я), ветерана геологии Ильи Семеновича Шадрина.
Полный состав экспедиции:
- Никонов Георгий Дмитриевич – заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) по Дальневосточному федеральному округу;
- Шадрин Илья Семёнович- Председатель Томпонского районного совета депутатов;
- Борисов Егор Егорович – отличник здравоохранения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), заслуженный врач Республики Саха (Якутия), доктор медицинских наук, член Якутского республиканского отделения Русского географического общества;
- Кузьмин Юрий Владимирович – художественный руководитель народного творчества имени Н.Н.Туласынова Баягантайского наслега.
- Ермолаев Семен Никонович – писатель, драматург, член Союза писателей России, член Якутского республиканского отделения Русского географического общества.
- Никонов Дмитрий Георгиевич – оператор, фотограф, разработчик и редактор сайта проекта «Пути великих свершений».
- Дмитриев Ньюргун Анатольевич – водитель.
- Петров Василий Иванович – водитель.
Организаторами выступили:
- Правительство Республики Саха (Якутия);
- Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) по Дальневосточному федеральному округу;
- Администрация МР «Алданский район» Республики Саха (Якутия);
- Администрация МР «Томпонский район» Республики Саха (Якутия);
- Томпонский районный Совет депутатов;
- Якутское отделение Русского Географического общества;
- Издательство «Русский остров».
В экспедиции было задействовано две автомашины, одна из которых Hyundai H1, которая принимала участие в экспедициях нашего проекта на остров Сахалин в 2019 году и в Таттинский улус 2021 года. Так как его бессменный водитель, без преувеличения сказать полноправный участник нашего проекта, Александр Егоров находился в отпуске, его замещал не менее профессиональный и опытный водитель Василий Петров.
Выезд был намечен на 14 июня 2021 года. Условились встретиться в поселке Нижний Бестях, который расположен на правом берегу Лены, в аккурат напротив города Якутска. Участники с Томпонского района стартовали рано утром с поселка Хандыга, им предстояла непростая дорога по федеральной трассе “Колыма” протяженностью около 400 километров, предполагающая паромную переправу через Алдан. Как назло, накануне в заречных улусах прошли обильные дожди и по слухам трассу местами неплохо так размыло. Мы же, должны были выехать с таким расчетом, чтобы переправиться с Якутска в Нижний Бестях к приезду туда Томпонцев.
Наша группа, состоящая из Георгий Никонова, Егора Борисова, Семена Ермолаева, Василия Петрова и меня достигла Нижнего Бестяха к 14 часам. Стояла солнечная погода, облаков почти не наблюдалось. К моменту выезда с города Якутска, по оперативной информации, команда Ильи Шадрина достигла села Чурапча, а оттуда до Бестяха 170 километров. Наш паром шел дольше обычного, вместо привычного часа плыли около двух. Поднявшись по склону сопки в поселок остановились у кафе, пообедали. Спустя час подъехали и наши спутники. Выяснилось, что их уазик, несмотря на грязевую резину несколько раз чуть не съехал в кювет. Познакомившись с новыми участниками экспедиции Юрием Кузьминым и Нюргуном Дмитриевым и сфотографировшись и стеллы, посвященной автодороге Невер-Якутск взяли курс на Алдан.
В 20-х годах прошлого столетия с транспортом в Якутии, мягко говоря, была напряженка. Основными транспортными артериями служили многочисленные реки и ручьи, в летнее время вплавь, а зимой по льду на конной или оленной тяге. На прииски Алдана (тогда еще Незаметный) существовало несколько путей сообщений. С юга действовала грунтовая дорога с поселка Ларинск (ныне Большой-Невер) до прииска Лебединый (ныне поселок Нагорный) построенная к 1914 году, далее до Незаметного существовали только тропы. Перевозку осуществляла контора “Союзтранс”, в которой перевозчиками нанимались эдакие дальнобойщики своего времени – крестьяне на своих конных подводах.
Само-собой с ростом количества работников на прииске и объемов добычи росла потребность в снабжении, дошло до того, что в 1925 году “Союзтранс” был вынужден обратиться за помощью к властям Монголии дабы те в зимнее время предоставили караваны верблюдов для Незаметного. Стало ясно – срочно нужна дорога.
В том же 1925 году началось строительство Амуро-Якутской автомобильной дороги. Спустя три года по ней уже прошли первые грузовики до Незаметного. С северной стороны существовал зимник с села Саныяхтаах и Исит Олекминского района, которые расположены на реке Лена, протяженность составляла 320 километров. Именно по нему Бертин со своей артелью весной 1923 года добрался до устья Орто-Салы.
Важную роль в обеспечении Незаметного сыграл и водный транспорт, первый пароход “Соболь” прибыл с грузами в пристань Укулан в 1924 году. В те времена пароходы выше Усть-Маи еще ни разу не поднимались, в связи с чем Михаил Тарабукину, так как он неплохо знал водный режим Алдана, поручили провести его до Укулана. По реке же были доставлены и первые паровые драги, что позволило в разы увеличить производительность труда.
Состояние федеральной автодороги А-360 “Лена” оказалось вполне сносным, местами идут ремонтные работы, кладется новое полотно, поэтому асфальт чередуется с гравийными участками. После пересечения границы Алданского района, на первой же стоянке, следуя нашим традициям, штатный алгысчыт проекта, доктор медицинский наук Егор Егорович Борисов, при содействии известного якутского драматурга Семена Ермолаева – Сиэн Өкөр, провел якутский обряд алгыс. После благословения поев домашних оладушек и набравшись сил мы в приподнятом настроении приступили к финальному отрезку пути. Преодолев в общей сложности 510 километров, поздно вечером, почти затемно прибыли в Алдан. Так как город расположен на нагорье, стоял туман, к тому же шел мелкий моросящий дождь.
Жить нам предстояло в Центре спортивной подготовки по зимним видам спорта, который расположен на окраине города. На территории центра имеется лыжная трасса, стадион, стрельбище, лыжероллерная трасса, в центральном здании есть спортивный зал, беговой манеж, тренажерный зал, тир, сауна с бассейном, столовая и гостиница. В общем, созданы почти идеальные условия для тренировок и активного отдыха. Здесь каждый год проходят контрольные сборы сборной России по лыжным гонкам, биатлону. Иногда заезжают и зарубежные команды. При желании любой желающий может здесь разместиться и почувствовать себя немного олимпийцем, благо работает аренда спортивного инвентаря и доступны услуги тренера. Цены, нужно отметить, вполне гуманные. После заселения, несмотря на поздний час, нас пригласили поужинать, что было верхом гостеприимства со стороны работников лыжного центра.
Рабочий день в городе золотодобытчиков начался с визита к главе Алданского района Северину Позднякову, который, как оказалось, хорошо осведомлен об истории района и показал свою заинтересованность деятельностью проекта “Пути великих свершений”. Также он отметил необходимость дальнейшего всестороннего исследования истории становления и развития золотодобывающей промышленности Якутии.
Также присутствующими была проведена параллель между Томпонским и Алданским районами нашей Республики, подчеркнута роль уроженцев Томпонской земли в открытии, затем и в становлении добывающих предприятий Алдана.
Встреча прошла в теплой и доверительной обстановке, договорившись о сотрудничестве и обменявшись памятными сувенирами и изданиями наша экспедиция направилась в Историко-краеведческий музей, куда нас сопроводила директор Оксана Гусакова.
В 2019 году после пожара поглотившего большую часть фондов, музей разместился на первом этаже панельного жилого дома. Большинство экспозиций пришлось восстанавливать, как говорится, всем миром, но несмотря на это выставка довольно информативна и изобилует подлинниками. В залах музея представлены история района, флора, фауна и конечно же основой экспозиций является золотодобыча. В качестве экскурсовода для нашей группы выступила методист музея Наталья Чигиринова.
Как можно узнать из стендов музея, на территории современного Алданского района эвенки, кочующие по тайге в поисках корма для своих оленей издревле находили золотые самородки. Естественно, эти находки попадали в руки русских купцов, промышленников и иных заинтересованных лиц. Так или иначе, целенаправленная разведка недр Южной Якутии началась с середины XIX века. Первенцем в этом непростом деле можно считать Забайкальскую экспедицию Генерального штаба 1849-1852 годов обследовавшей склоны Станового хребта. В результате изысканий, горными инженерами Н.Г. Меглицким и А.И. Кованько было выдвинуто предположение о возможности наличия золота на южных склонах хребта.
В 1896 – 1897 годах в верховьях реки Алдан вело поисковые работы Московское золотопромышленное общество, а с 1897 года по притоку реки Джелинда Верхне-Амурская компания (ВАЗК) начинает работы по добыче. В 1903 году почти одновременно старателями ВАЗК и Зейским золотопромышленником И.А. Опариным золото было обнаружено в Тимптонском районе. Чуть позже, тот же Опарин, узнав от местных эвенков о наличии вожделенного металла на реке Толмут (Томмот), снаряжает туда серию поисковых партий. В каждой из них принимает участие вольный старатель Степан Игнатьевич Флусов, который застолбил за Опариным участки на реках Толмут и Юхта.
Во время революции и Гражданской войны централизованные поисковые работы приостанавливаются. Здесь работают лишь одиночки и небольшие “вольные” старательские артели. Времена были лихие, по тайге бродили многочисленные банды. Но все же противоборствующим сторонам, как красным так и белым, нужны были ресурсы для продолжения борьбы, в первую очередь это касается золота – универсального платежного средства. В виду этого обстоятельства, управление снабжения 5-й армии в марте 1922 года направляет в Томмот экспедицию под началом Емешева в количестве 70 человек.
Несмотря на то, что отряд был неплохо вооружен и состоял в основном из военнослужащих, он был полностью уничтожен бандитами. Уцелел лишь проводник Н.К. Марьясов с семьей, который через год в составе Первой якутской артели прибудет в Алдан. Бандиты, с целью вовлечения в свои ряды местных жителей-эвенков распространили ложный слух о том, что в Якутске уже сидят белые и, что скоро советская власть окончательно падет. Так среди них оказались знакомые Марьясова, те то и выкупили его у бандитов, не последнюю роль, должно быть, сыграла семья, где кроме жены было пятеро детей. А своему чудесному спасению он обязан якуту Даниилу Владимирову, из воспоминаний Николая Марьясова:
«Я сопровождал экспедицию Емешева с Тимптона на Орто-Салу – вспоминал Марьясов. – В экспедиции было 70 человек, в основном красноармейцы. Образовали две партии. Наша двигалась первой, на расстоянии около двух суток ходьбы шла вторая. Зачем так было сделано, я не знаю, не надо было так делать. Шли мы сравнительно легко, настроение у всех было хорошее и ничто не предвещало беды. Она пришла в шести километрах от Большого Нимныра. Бандиты налетели с двух сторон, как только мы остановились на привал и, не дав нам опомниться, сразу начали стрелять. Прежде – в красноармейцев. Нас погубила беспечность, ведь мы были вооружены и неплохо, в нашем отряде была специальная группа стрелков-охранников. Позднее мы узнали, что второй отряд нашей экспедиции постигла та же участь. Меня спасло от гибели знакомство с местными охотниками, они заступились за меня. Повлияло и то, что я был с женой и пятью детьми. Но бандиты нас держали пленными у себя. Как-то остановились у одинокой палатки, в которой со своей семьёй жил Даниил Владимиров, мы с ним старые знакомые. Узнав о моём положении, он просто выкупил меня, отдав бандитам продукты и несколько оленей. Добрались мы с ним до Якутска, позднее узнали, что пленных бандиты расстреляли, а потом сами попали в руки отряда ЧОН (отряды Чрезвычайно особого назначения)”
Наступает 1923 год, как потом покажет время, год окажется предопределяющим в судьбе всей Якутии, события, которые произойдут в у мелководного притока Орто-Салы станут первым толчком к промышленному освоению недр нашей Республики. Началось все с того, что в начале апреля сюда со своей семьей и родственниками прибыл Михаил Прокопьевич Тарабукин – безграмотный якут родом из III-Баягантайского наслега Таттинского улуса, который на месте, где ныне стоит город Алдан, на ручье, позже названного Незаметный намыл первые крупицы золота.
Судя по официальной биографии, Михаил Прокопьевич родился в 1882 году в Крест-Хальджай III-Баягантайского наслега Таттинского (ныне Томпонского) улуса в бедной крестьянской семье. Рано осиротел и в 1913 году подался в Бодайбо, устроился старателем прииска Ленского товарищества, где проработал до 1919 года. О тех временах Тарабукин вспоминает так:
«Двенадцать-пятнадцать часов под землей в шахтах, или мокрые до нитки на промывке! Лишь бы что-нибудь заработать, а плата ничтожная…
Даже вспомнить страшно жизнь в бараках: посередине общего барака день и ночь дымит печь, вокруг нее сушится мокрое тряпье, тут же варится жалкая пища и чай. Смрад, темень, чадят керосиновые лампы…
Торговля шла в кредит— лежалая мука, рыба, тухлое мясо и дешевенькие бусы: выбирай, что душе угодно! В день зарплаты все, что ты успел взять в кредит, подсчитывалось по вздутой в несколько раз цене, и если только дела твои не шли как-нибудь особенно хорошо, то на руки ты уже ни черта не получал.
…В 1912 году самодурство и своеволие господских служащих зашли еще дальше, обращаться с нами стали хуже, чем со скотиной. Терпеть стало невозможно. Золотоискатели начали бастовать. Это случилось в апреле. Никогда не забуду эти страшные дни: хозяева приисков вызвали из Киренска полк солдат. И когда мы все пришли на Надеждинский прииск требовать, чтобы улучшили снабжение, жилье, повысили жалованье, солдаты начали расстреливать безоружную толпу. Пятьсот двадцать человек было убито или тяжело ранено».
В 1919 году Михаил Тарабукин возвращается в Якутск. Здесь он работает разнорабочим на различных предприятиях города до 1923 года, по другим источникам до 1921 года. Возможно Тарабукин в Якутске опасаясь за свою жизнь пережидал лихие времена, вызванные Гражданской войной. Жизнь в Якутске ему, видимо, не нравилась, да и заработок оставлял желать лучшего.
С поражением Пепеляева в Амге и пленением остатков его армии в Аяне в 1922 году в Якутии Гражданская война практически заканчивается, тогда Михаил Прокопьевич снова решает податься на золотые прииски. На этот раз его выбор пал на Охотск, но тут дошел слух о том, что там свирепствуют недобитые банды, тогда Тарабукин направился в Селемджинские прииски, что в восточной части Амурской области. Да и здесь, как говорится, дело не выгорело, по пути настигла тревожная новость – на приисках местными жителями была перебита китайская старательская артель.
Биография и воспоминания Тарабукина, записанные сторонними людьми, все же порождает много вопросов, как подметил Илья Семенович Шадрин, в годы советской власти многое было переписано, в том числе и биографии. К тому же, Михаил Прокопьевич был безграмотным и не оставил мемуаров. Далее постараюсь описать свое видение тех событий.
Так вот, если верить воспоминаниям, Тарабукин после отказа от Селемджинских приисков решает подняться вверх по Алдану, доходит до Буягинского наслега, здесь он женится на местной эвенкийке, занимался охотой. Скорее всего, Михаил Прокопьевич был прекрасно осведомлен о наличии в тех краях золота и шел туда целенаправленно. До события, в корне изменившего историю Якутии оставалось меньше одного года…
Продолжение:
2 часть. Незаметный
3 часть. Наследие
4 часть. Город трудовой доблести