Мы как-то привыкли, что в республике эпицентром промышленного развития традиционно являются Нерюнгринский, Алданский, Мирнинский районы. Но время идет и все меняется. Не ошибусь, если скажу, что сегодня новым центром промышленного развития становится Томпонский район Якутии.
Томпонский район за последние десятилетия резко вырвался вперед и сегодня интенсивно развивается по всем фронтам. Здесь и освоение месторождений, строительство горно-обогатительных фабрик, автодорог, и обучение высококлассных специалистов. А сколько всего впереди! Одни планы по строительству моста через реку Алдан чего стоят. Бывший руководитель Томпонского района, ныне – председатель районного Совета депутатов, почетный гражданин Томпонского района Илья Семенович Шадрин убежден – такое стало возможным благодаря разработанной в свое время «Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». По его мнению, именно правильно сформированные, продуманные планы и упорство в их достижении стали залогом нынешних успехов Томпонского района. Таким образом, мы продолжаем серию публикаций, посвященную реализации Схемы-2020.
«Схема-2020» как образец для других регионов России
Илья Семенович, давайте вспомним 2006 год, когда Правительство Якутии под руководством Президента Вячеслава Штырова разрабатывало Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Вы были тогда главой Томпонского района. Как вы восприняли эту программу, что в ней показалось интересным и важным именно для развития вашего района?
– когда в 2002 году В.А. Штыров возглавил республику, Якутия находилась в непростой социально-экономической ситуации, особенно в горнодобывающей отрасли. Сформировав Правительство, команду глав районов, где многие были опытными руководителями производств, поставил задачу по разработке общего плана развития республики. Без плана не бывает четкой целеустремленной работы. Первоначально это был пятилетний план по стабилизации народного хозяйства и укрепление материальной базы социальной сферы республики. Это принесло свои плоды. Удалось вывести из кризиса базовые отрасли народного хозяйства. Республика стала одним из стабильных регионов Российской Федерации. Но в то же время стало понятно, что для ускоренного развития республики требуется решение новых, более масштабных задач, в первую очередь развитие инфраструктуры региона. И был разработан комплексный план развития республики до 2020 года. Эта идея в 2006 году была одобрена Президентом РФ Владимиром Путиным во время его визита в республику. В итоге была разработана и в феврале 2007 года утверждена Правительством РФ, как мы упрощенно называем «Схема-2020».
Это был первый в новейшей истории России документ стратегического планирования отдельно взятого региона. Позже этот опыт переняли другие субъекты федерации. И это говорит о том, что проработка документа была на очень высоком уровне. “Схема-2020” “предусматривала комплекс мер по стабильной работе базовых действующих отраслей народного хозяйства. Наряду с этим предусматривалось создание совершенно новых отраслей общероссийского и даже мирового масштаба, которых раньше не было в республике. Например, нефтяной и газовой промышленности. И как базовое условие выполнения решения и первой, и последующих задач было предусмотрено развитие инфраструктуры республики. Очень важно, что в “Схеме-2020” сразу же были выделены комплексные проекты развития отдельных районов республики. Конечно я как производственник, с опытом работы в геологии и горнодобывающей отрасли воспринял документ с воодушевлением, как руководство в работе. Был разработан инвестиционный проект «Комплексное развитие Томпонского горнопромышленного района». Он предусматривал создание новых крупных производств золотодобычи и цветной металлургии, для чего в первую очередь необходимо было решить вопросы развития инфраструктуры и социальной сферы Томпонского района. Появился основной инвестиционный проект и самое главное комплексный, затем к нему мы добавляли такие проекты, как строительство и создание горно-геологического техникума, строительство автодороги «Алдан» участка «Хандыга – Джебарики-Хая, инвестиционный проект по объектам ЖКХ района, программу строительства жилья и другие значимые объекты для развития района.
Для нас глав районов, производственников и инвесторов «Схема-2020» стала четким ориентиром в последующей работе. Мы получили план, где и что надо строить, на какие средства и в какой последовательности. Должен сказать, что я на своем веку достаточно много видел документов, программ, которые не реализовывались в силу отсутствия конкретных исследований и не подкрепленных источниками финансирования. В отличие от них «Схема-2020» с самого начала взяла хороший старт, потому что она была продумана и сориентирована на заранее привлеченных и новых инвесторов, на создание механизма государственно – частного партнерства, на активное включение в реализацию схемы всех органов государственной власти, местного самоуправления и всех жителей республики. Именно поэтому она четко выполнялась и выполняется.
В одном интервью нельзя охватить все и поэтому остановлюсь на основных направлениях и объектах района. Хотя всегда считаю, нет основных и второстепенных, больших и малых, решение всех вопросов в комплексе как раз дают динамичное всестороннее развитие территорий.
Развитие сети автодорог ключ решения проблем района и республики
К началу 2000-х годов Якутия, занимая пятую часть страны, была самым изолированным и труднодоступным регионом нашей страны. Не было железной дороги, сквозных опорных сетей автомобильных дорог. А что такое автодороги для нашей республики? Это основной вид транспорта. Ведь не сразу можно провести железные дороги, обустроить круглогодичную взлетно-посадочную полосу. Кроме того, авиаперевозки очень дороги. При этом наши дороги уязвимы – на огромной территории региона дороги имеют сезонный характер, более 12 тысяч километров дорог – автозимники. Территория нашего района составляет 135,6 тысяч квадратных километров, из них 70 процентов Верхоянские горы, где находятся месторождения полезных ископаемых. А что такое строить автомобильные дороги или линий электропередач в горах для освоения этих месторождений. Это сложная, долговременная и требующая огромных средств задача непосильная району, республике и здесь нужна помощь федерального уровня, нужен механизм государственно – частного партнерства с крупными компаниями – недропользователями. Общая протяженность автодорог района составляет 1168 км, в том числе федеральная дорога «Колыма» – 385 км, республиканские дороги «Яна» и «Алдан» – 670 км, остальные автодороги муниципальные.
Автодорога «Колыма» статус федеральной получила в 1991 году, до этого была ведомственной ПГО «Якутзолото» и начиная с Магадана заканчивалась в п. Хандыга. На республиканскую автодорогу «Уолба – Нижний Бестях» выходили по автозимнику длиною 40 км. По этому пролазу – направлению не отвечающей никаким категориям автодороги добирались до столицы на вторые сутки. В летнее время было водное сообщение длиною 642 км в течение 4 месяцев в году по рекам Алдан и Лена. Наш район и другие северо-восточные улусы республики не имели круглогодичного наземного сообщения со столицей. О каком привлечении инвесторов для динамичного развития района могла идти речь? Надо было срочно ликвидировать этот грунтовый разрыв, обеспечить сквозной выход республики на Охотское море, соединить города Магадан и Якутск и по федеральной автодороге «Лена» через Большой Невер выйти на центральные регионы нашей страны. Благодаря грамотной политике и настойчивости Президента В. Штырова 25 сентября 2005 года состоялось открытие дороги на участке «Уолба – Мегино-Алдан». В то же время сдана в эксплуатацию автодорога «Вилюй». Это без преувеличения историческое событие, соединение дорог «Колыма», «Вилюй» и «Лена», создание первой опорной сети автодорог республики. В июле 2005 года республику посетил первый заместитель министра транспорта Российской Федерации Игорь Николаевич Слюняев и было проведено производственное совещание на строящемся участке «Уолба-Мегино-Алдан». Главой Томпонского района, мною по федеральной автодороге «Колыма» было поставлено строительство мостового перехода через реку Алдан, объездного пути опасных участков прижимов «Желтый» и «Черный» с выходом на золоторудное месторождение «Нежданинское» и месторождение полиметаллов «Верхнее Менкече». Строительство объездного пути или асфальтирование улиц поселков Хандыга и Теплый ключ и строительство ответвления от автодороги «Колыма» до села Мегино-Алдан. За исключением мостового перехода через реку Алдан все было выполнено. Хотя проект мостового перехода был готов в 2009 году и прошел все согласования во всех инстанциях. К сожалению, грянувший мировой кризис 2010 года отодвинул сроки строительства моста. Ответвление автодороги 6,4 км к селу Мегино – Алдан было построено в 2007 году, в разные годы заасфальтированы улицы Хандыги и Теплый Ключ. Реконструкция опасных участков прижимов без выхода на месторождения были завершены в 2016 году на сумму 5 млрд. рублей. Ведутся работы по обустройству автодороги «Колыма» на Сеторымском участке, строительство 28 км дороги и пяти мостовых переходов через небольшие горные ручьи, стоимость проекта 4,4 млрд. рублей из федерального бюджета. 25 мая 2020 года вышел приказ Росавтодора «О реконструкции автодороги «Колыма протяженностью 26 км и строительство мостового перехода через реку Алдан». Было выделено 110 млн. рублей на изыскательские работы для выбора трассы и предварительных разработок проектной документации. По результатам этих работ 12 ноября 2020 года в Хандыге прошли общественные слушания по выбору трассы из трех вариантов. С учетом влияния паводковых вод и безопасного пропуска весеннего ледохода, будет строительство мостовых переходов через реки Амга и Алдан.
Республиканская автодорога «Яна» протяженностью более 900 км, из них 450 километров проходит по территории Томпонского района. 186 км автодороги до села Тополиное с твердым покрытием, далее автозимник до Батагая. В 2007 году после полной реконструкции мы запустили мостовой переход через реку Менкюле протяженностью 317 погонных метров. В 2018 году завершена реконструкция Надеждинского участка протяженностью 30 км дорог с заменой около десятка водопропускных труб. В ноябре 2020 года Главой Республики Саха (Якутия) А. Николаевым и генеральным директором компании «Полиметалл» В. Несисом подписано соглашение о совместном реконструкции автодороги «Яна» со строительством пяти мостовых переходов. Республика выделяет 2,7 млрд. рублей и 2,4 млрд. рублей компания «Полиметалл». Дорога выйдет на месторождение «Прогноз» и далее по автозимнику продленного срока пройдет до села Барылак Верхоянского района. Появляется большая перспектива развития нашего района и северо-востока Якутии, где много разведанных месторождений полезных ископаемых.
С 2009 года в рамках «Схемы – 2020» начато строительство автодороги «Алдан». Задумано было построить дорогу «Хандыга—Эльдикан», соединить со строящейся дорогой «Амга», а дальше строить как федеральную автодорогу с выходом на Охотское море, к незамерзающему морскому порту Аян. На сегодня на участке «Хандыга – Джебарики-Хая» построено 27 км автодороги четвертой категории и два мостовых перехода 386 и 73 погонных метров. В нашем районе строить линейные объекты, автодороги и ЛЭП очень сложно, чем на равнинах. Требуют грамотного подхода, доскональных горно-геологических изысканий, большого опыта работы в горных условиях и на больших марях, где близкое залегание толщ многолетней мерзлоты и наличии подземные воды. Все это влечет удорожание проектов и требует огромные финансовые вливания, чем в равнинных районах Якутии.
До 2020 года по муниципальным автодорогам построены 6,4 км ответвления к селу Мегино – Алдан с выходом на р. Алдан и 20 км от участка Токо на берегу р. Алдан к селу Крест – Хальджай, построен 50 метровый мостовой переход через речку Улукучу. АО «Полиметалл» на свои средства построил 60 км новой автодороги «Нежданинская» с пятью мостами, в том числе большой мост через горную реку Дыбы и провели реконструкцию Дыбинского горного перевала протяженностью 4,5 км.
Как идет освоение месторождений Верхне-Менкече и Нежданинского?
– освоение месторождений требует огромных капитальных вложений, времени и больших людских ресурсов с высокой квалификации. На обоих месторождениях крупные отечественные компании АО «Полиметалл» и ООО «ГеоПраМайнинг»развернули крупномасштабные работы, привлекли тысячи строителей и монтажников, в том числе до 27% местных кадров. Построены современные вахтовые поселки, водоснабжение обеспечено с замкнутым циклом, то есть полностью очищается и пускается в оборот. Применяется технология переработки руды безвредная для окружающей среды. В нынешнем 2021 году ЮВГК АО «Полиметал» вводит в эксплуатацию новую обогатительную фабрику в золоторудном месторождении «Нежданинское» и начнут добычу золота. При выходе на полную проектную мощность будет добываться до 6,5 тонн золота в год. В Верхне-Менкеченском месторождении полиметаллов строится обогатительная фабрика. После её запуска начнется добыча, при проектной мощности 65 тонн серебра, 85 тыс. тонн свинца и 80 тыс. тонн цинка. Хочу отметить, в 2017- 2018 годах на этом месторождении было впервые в Якутии добыто опытно-промышленным способом в промышленном масштабе 72 тонны серебра, но в СМИ и в отчете Правительства республики нигде не было освещено. Это что, неосведомленность или принижение значимости «Схемы-2020», просто обидно за коллектив горняков. Одной из главных проблем для освоения этих месторождений было слабо развитая инфраструктура. Мы очень много занимались этим вопросом. Кардинально дело сдвинулось в 2016 году, когда у нас появился надежный партнер компания АО «Полиметалл». Как было сказано, они построили отличную круглогодичную дорогу. До Нежданки мы раньше добирались целые сутки и то если уровень воды на р. Дыбы позволял перейти, а сейчас за 5 часов. К лету следующего года закончат строительство ЛЭП – 110 кВт «Хандыга-Нежданинское» протяженностью 157 км, ответвление от нее пойдет к месторождению Верхнее-Менкече. Вот такие подвижки произошли за очень короткий временной период. А не было бы Схемы-2020, то мало чего было сделано. Заметьте, разработана была не какая-то отдельная программа, отдельно взятое производство или отрасль, а комплексная схема развития. Я подчеркиваю – комплексная. То есть движение шло, одновременно решая различные вопросы по всем отраслям и по всей республике. Вот что значит, настоящий рывок в развитии.
Решение вопросов электроснабжения
– в нашем районе построили модульную дизельную электростанцию в селе Охотский Перевоз. Очень масштабный объект — это строительство линии электропередачи 110 кВт от поселка Хандыга до посёлка Джебарики-Хая. Раньше электроснабжение было ведомственным, от компании «Якутуголь», на дизельном топливе. В 90-х годах цена дизтоплива резко увеличилась, себестоимость выработки одного киловатт часа составляла 27 рублей, тогда как в Якутске она составляла в два десятка меньше. В себестоимости одной тонны добычи угля подземным способом затраты составляли 60% на электроэнергию. И здесь было принято смелое и новаторское решение Вячеславом Анатольевичем. Он убедил руководство «Якутскэнерго» построить 55 километров ЛЭП с распределительной площадкой за счет своих средств с условием возврата через два года, что и было исполнено шахтой. В те годы потребители угля имели большую просроченную задолженность перед шахтерами. И вот нашли такой выход, обеспечили жителей поселка и предприятия надежной и дешевой электроэнергией. У шахты появилась возможность перевооружиться, был закуплен новый современный комплекс КМ-135 для добычи угля. В 2007 году была построена ЛЭП в Ынгинском наслеге с ЛЭП «Якутск-Хандыга», тем самым обеспечили с г. Якутска поступление электроэнергии в села Новый и Старый Сайды. Произведена полная реконструкция ДЭС в селе Тополиное, во всех населенных пунктах района линии электропередачи заменены на СИП. Все это было достигнуто сплоченностью руководителей по реализации «Схемы-2020», единой командой Штырова В.А.
Кадры решают все
– для такого мощного развития нужны не только дороги и электроэнергия. В первую очередь нужны люди, специалисты. Старшее поколение уже отработало свое, а кто же дальше будет работать? В Схеме были определены точки роста, которые вытекали из будущего размещения производительных сил республики. Эти точки роста Нижний Бестях, Витим, Олекминск, Алдан и Хандыга получили особое внимание как центры по подготовке кадров. В Алдане были построены новые здания политехникума и медицинского училища, созданы техникум связи в Светлом и техникум транспорта в Нижнем Бестяхе. В 2011 году построен и открыт в поселке Хандыга, единственный на северо-востоке республики горно-геологический техникум на 450 студентов и общежитие на 250 мест.
На сегодня это уже сложившееся учебное заведение со своими традициями, высокопрофессиональным преподавательским коллективом, с современным оборудованием и успехами. В 2020 году двое студентов техникума Александр Сонтоев и Павел Спиридонов заняли первое место по России в компетенции «Геодезия» на общероссийском чемпионате «WorldSkills Russia». И это не случайная победа, наши ребята регулярно занимали призовые места в Москве, Магадане, Сахалине. Наши студенты доказали, что и в глубинке можно получить отличные знания, чем в столичных учебных заведениях. Техникум за 11 лет подготовил более 900 выпускников средне-специального образования и более 1400 выпускников рабочих специальностей. Студенты проходят практику в горнодобывающих предприятиях района и республики. Практику проходят с преподавателями, что полезно и для педагогов, которые потом преподают применительно к производству. Большую финансовую помощь оказывают компании в открытии по их заявкам новых групп востребованных специалистов. Наши выпускники хорошо востребованы и работают в горнодобывающих предприятиях страны, республики и в родном районе. И эта дальновидная политика Президента РС (Я) В. Штырова была нацелена на динамичное развитие республики силами своих местных кадров.
«Я знал, что Вячеслав Анатольевич Штыров добьется»
– Вячеслав Анатольевич Штыров видный государственный деятель. Мне всегда импонировало его живое участие, его знание дела до мельчайших подробностей и помогал нам. Удивляет его феноменальная память, широкий кругозор и дальновидная политика руководителя. С ним очень интересно и легко работать. Невзирая на свою должность, он просто человек добрейшей души. Как руководитель Вячеслав Анатольевич умеет внимательно выслушать, с ним мы часто спорили. Он никогда не навязывает свое мнение, но убедительно, с использованием расчетов докажет, что и как надо делать. И как показало время, видел далеко вперед и был прав. Как он это высчитывал, продумывал, предвидел – это искусство. Талант руководителя с большой буквы. Вячеслав Анатольевич всегда смотрел в будущее, не останавливался. Это я знаю, потому что достаточно много вместе с ним работал и принимал участие в совещаниях на разных уровнях – начиная с федерального уровня кончая районными. Причем все свои расчеты он держал в голове. А раз человек все держит в голове, стало быть, он вник в тему на все сто процентов. Когда решались вопросы развития Томпонского района и реализации «Схемы-2020», он собрал всех. Мы доказывали свое, спорили, он доказывал, убеждал – была хорошая рабочая обстановка, людей, сплоченных одной идеей. Вот так Вячеслав Анатольевич создавал команду единомышленников. А как потом было не делать то, что вместе решили?
Вот почему реализация такого глобального документа как «Схема-2020» идет поступательно и даже наступательно. Все, что было задумано, строится, делается.
Тогда, в самом начале, вы верили в то, что все это возможно?
– до того, как стать руководителем района, я прошел производственную школу, пятнадцать лет отработал в горно-геологическом предприятии. Был заместителем начальника Аллах-Юньской горно-геологической экспедиции, где работало более полторы тысячи человек. Работали на территории Оймяконского, Томпонского и Усть-Майского районов. Всегда и везде имели проблемы по транспортировке грузов и по энергоснабжению. Все заложенное в «Схеме-2020» было мне знакомо и понятно. Наконец-то пришло время решить жизненно важные проблемы. И был уверен, что получится, уверен в руководителе. Я знал, что Вячеслав Анатольевич добьется. Задача грандиозная, объекты капиталоемкие, требующие огромных инвестиций и больших людских ресурсов. Горнодобывающая отрасль требует решения множества задач, причем одновременно.
Самое главное, реализация и результаты работ по Схеме-2020 были видны и понятны людям. Я живу в Томпонском районе с 1977 года, достаточно долго. Сравнить те года с настоящим, это как небо и земля. Автодорога со столицей есть, ест выход на центральные области страны, решены многие транспортные и вопросы энергоснабжения района. За этот период построены десятки социальных объектов. Только по проектам моего периода руководства районом построено десять новых модульных котельных. Решены вопросы связи – оптоволокно пришло, интернет есть. Это перечень достижений можно продолжить, но я остановился в основном на промышленности района. Так что если говорить о Томпонском районе, то у нас благодаря «Схеме-2020» было сделано многое. Я бы еще добавил, что сделано за очень короткий срок. И это для нас, томпонцев, настоящая победа. А что еще ждет впереди, какие громадные перспективы открываются – дай Бог, как говорится, увидеть все своими глазами. И я увижу, все это уже не за горами!
Маргарита Нифонтова п.Хандыга. март 2021г.