Как сообщает пресс-служба Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), 21 мая Россия отмечает День полярника. Этой знаменательной дате было посвящено мероприятие, которое состоялось 20 мая в историческом парке «Россия – Моя история».
На мероприятии приняли участие представители Ассоциации полярников РС(Я) – народный депутат Елена Голомарева и Раиса Маркова, Члены Русского географического общества Сардана Боякова, Михаил Черосов, Юрий Данилов, Людмила Аргунова, Екатерина Прокопьева, Александра Петрова и заинтересованные лица.
Советник губернатора Калужской области Руслан Смоленский, руководитель историко-этнографического проекта «Пути Великих свершений» Георгий Никонов, главный научный сотрудник Института биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения РАН Михаил Черосов представили свои проекты и документальные фильмы о полярных исследователях, участниках Великой Северной экспедиции, об освоении Российским государством пространств Восточной Сибири, Дальнего Востока.
Первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Сергей Неустроев отметил, что история системного освоения Арктики насчитывает чуть больше 100 лет, и за это время полярные территории практически не изменились. Комплексные экспедиции Северного флота и Русского географического общества по изучению арктических территорий уже стали хорошей традицией.
Главной темой мероприятия стало обсуждение реализованных проектов, в том числе в селе Усть-Оленек в 2021 году, где была торжественно открыта часовня, построенная в память о Василии и Татьяне Прончищевых.
Научный руководитель экспедиции по увековечиванию памяти калужан, первопроходцев Севера, участников Великой Северной экспедиции 1733-1743 годов Руслан Смоленский рассказал какой сложный путь протяженностью 8600 км из Саратова до Усть-Оленька они преодолели, чтобы отдать дань уважения и почести первопроходцам Севера Татьяне и Василию Прончищевых.
Он отметил, что был поражен протяженностью и сложностью маршрута Великой Северной экспедиции, которую они в наше время с большим трудом преодолели только благодаря возможностям самолета-амфибии ЛА-8.
Напомним, что в августе 2021 году на открытие часовни, построенной в память о Василии и Татьяне Прончищевых делегация прилетела на самолете-амфибия ЛА-8, под руководством известного полярного летчика Сергея Алафинова. Они с трудом добрались до посёлка Усть-Оленёк Булунского района двумя самолетами через Анабарский район. Несколько раз из-за дыма поездка была на грани срыва. Самолет-амфибия ЛА-8 разработан недавно самарским предприятием «АэроВолга». На сегодняшний день прямых аналогов такого транспорта в мире нет. Состоявшийся перелет еще раз показал надежность и эффективность гидросамолета «Ла-8» в условиях Арктики.
Первая Камчатская экспедиция началась в 1724 году и длилась шесть лет, большая часть из которых ушла на переход через Сибирь. И несмотря на важные открытия, сделанные в ходе плавания, Беринг не достиг не только устья Колымы, но и северо-восточной оконечности Азии, повернув назад раньше. Он скорее угадал, что места, “где Азия сошлась с Америкой”, не существует, но Российская империя получила свои осмысленные очертания на востоке.
Вторая Камчатская (она же Великая Северная) экспедиция – это беспримерные плавания вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии, предпринятые русскими моряками в 1733-1743 годах. Цель – исследование и описание российского Севера от Печоры до Чукотки. Это был главный и трагический этап биографии Беринга. Материалы, полученные в ходе той экспедиции, предопределили не только дальнейшие научные изыскания, но и во многом сам смысл русской истории.
Как подчеркнул Руслан Смоленский, Великая Северная экспедиция – это в те времена была настолько смелая задача, что для наших современников близкой аналогией может быть разве что полет на Марс. Путь в неведомое, и не исключено — лишь в один конец, как впоследствии современники и назвали этот путь «Билет в один конец». Русские моряки по сибирскому бездорожью доставили тысячи тонн грузов в Якутск и Охотск, своими руками построили двенадцать парусных военных судов, терпели неимоверные лишения. На оленях и собаках, на утлых лодках они преодолели тысячи километров, куда до них не ступала нога человека. Десятки жизней унесла цинга, многие умерли от истощения сил.
Начальником одного из отрядов был назначен лейтенант Василий Васильевич Прончищев. Вместе с ним в море вышла его молодая жена – первый случай в истории великих арктических экcпедиций. Их первое совместное плавание оказалось последним. Причина смерти Василия Прончищева – не цинга, как считалось ранее. Недавняя медицинская экспертиза, исследовавшая останки, установила диагноз: гангрена в результате открытого перелома большой берцовой кости левой ноги. Татьяна пережила мужа всего на 14 дней… Супругов похоронили вместе на высоком берегу мыса Тумул в устье реки Оленек, при впадении ее в Северный Ледовитый океан.
Руслан Смоленский также отметил, что потрясен картиной, написанной художником Якутии Натальей Николаевой. Он подчеркнул историческую точность описания картины, одежду людей и образ Татьяны с нательным крестом мужа на руках. «Образ Татьяны вновь и вновь возвращает нас в те далекие времена, восславляя женскую преданность, любовь и честь», – сказал он.
Напомним, что вниманию зрителей была представлена картина “77°55″ северная параллель. Земля испытания Любви”, написанная преподавателем АГИКИ, членом Союза художников России Натальей Николаевой.
Наталья Николаева рассказала, что замысел этой работы у нее возник очень давно, когда она еще училась в институте им. Репина. Будучи студенткой, она прочитала книгу о Великой Северной экспедиции. Она настолько прониклась романтической, но трагичной историей любви Татьяны Прончищевой, которая сразу после свадьбы отправилась за любимым мужем в совершенно неведомую страну, что спустя годы решила написать об этом картину.
Исполняющий обязанности настоятеля Спасского мужского монастыря г. Якутска иеромонах Иоанн (Калугин) в своем выступлении подчеркнул, что православие уделяет особое внимание развитию духовности и нравственности. Он рассказал, как освятили часовню в маленьком северном посёлке на берегу моря Лаптевых, где проживает 10 человек – настоящих героев. «Арктика – кладезь информации, а люди – пример истинного патриотизма и верности своей земле. Они и сегодня живут наедине с природой, очень тесно взаимодействия с суровыми условиями жизни и быта, при этом сохранив внутреннюю доброту и милосердие. Арктика – это место, где бог чувствуется намного ближе, чем в каком-либо другом месте», – поделился своими впечатлениями настоятель.
Краевед и энтузиаст из Булунского улуса Татьяна Слепцова акцентировала внимание на роль местных проводников в освоении Арктики. Она около 10 лет занимается исследованием архивных документов, связанных с открытием Арктики. «Главная цель моего скромного труда – сохранить и увековечить историческую память и передать будущему поколению для изучения истории своей страны. Очень рада, что добились установки часовни в память о Василии и Татьяне Прончищевых и через столько лет услышать слова благодарности в адрес местного населения уже от современников – жителей центральной России», – сказала она.
В 2020 году она как автор проекта «Сохраним историю Оленекского зимовья для будущих поколений» приняла участие в конкурсе на предоставление Гранта Президента РФ. К сожалению, не хватило баллов. Основная цель данного проекта – увековечение памяти о безымянных героях тундры, о скромных, незаслуженно забытых представителях коренных народов Севера – отважных проводниках арктических экспедиций.
Краевед напомнила, что еще в былые времена словами искренней благодарности вспоминали проводников Севера исследователи Арктики. Эти слова остались в письмах и дневниках выдающихся исследователей. Эдуард Толль написал в своем дневнике: «… нельзя не любить коренных жителей побережья ледовитого океана, нельзя не вспоминать их с чувством благодарности за гостеприимство и помощь». А Зигмунд Венгаловский написал: «.. не раз видя бескорыстную доброжелательность наших товарищей – проводников, мы задавали себе вопрос, откуда у них любовь к ближнему, этот альтруизм, такой искренний и широкий, не стесненный ни религиозным, ни национальным, ни социальным фанатизмом. Они любят всех людей, всегда спешат помочь и рады каждого видеть счастливым».
Татьяна Слепцова считает, что эти слова известных покорителей Арктики, их отношение и искренняя благодарность каюрам, дают нам моральное право увековечить память о проводниках, где золотыми буквами должны быть написаны эти цитаты известных путешественников. Она обратилась с просьбой поддержать инициативу о создании памятника проводникам Арктических экспедиций – представителям коренных малочисленных народов Севера, имена которых сегодня остались только в памяти народа.
«Если поставим памятник в столице нашей республики, каждый житель республики будет иметь возможность поклониться достойным и отважным проводникам – каюрам. И появится прекрасная возможность на их примере воспитать молодое поколение – гуманизму этих людей, любви к ближнему, человеколюбию, бескорыстию и отваге», – резюмировала свое выступление краевед.
Народный депутат парламента Якутии, координатор партийного проекта «Историческая память» Елена Голомарева поддержала идею увековечения памяти скромных, незаслуженно забытых проводников арктических экспедиций. Она сказала, что каюры и позже сыграли одну из ключевых ролей в поиске и освоении первых алмазных и золоторудных месторождений Якутии. Проводников Оленька геологи называли «профессорами тайги», к сожалению, имена многих проводников-каюров, остались за страницами геологических отчетов. Лишь в Нерюнгри благодарные потомки первых экспедиций возвели памятник, посвященный эвенкийским проводникам-каюрам, которые помогали первопроходцам осваивать природные богатства Южной Якутии.
Народный депутат также отметила, что история Великой Северной экспедиции поражает мужеством её участников, верностью служебному долгу, упорством в достижении цели. Эта экспедиция явилась первой попыткой решить проблему Северного морского пути в государственном масштабе. Представители коренных жителей этой огромной территории стали проводниками по ее бескрайним просторам, незаменимыми посредниками между членами экспедиции и местными общинами. Их энергия и веками наработанное умение выживать в суровых условиях тундры и длительных переходах среди бескрайних горных хребтов и огромных речных дельт, спасали жизнь многим. Это грандиозное по своим масштабам деяние молодой Российской империи было бы невозможно без объединения всех народов населявших ее – эвенов и якутов, юкагиров и чукчей.
На мероприятии также с докладом на тему «Арктические вопросы работы академического отряда Великой Северной экспедиции (1732-1743 гг.)» выступил доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения РАН Михаил Черосов.
Он рассказал о полярных исследователях, участниках Великой Северной экспедиции, об экспозициях музея академической науки имени Георгия Башарина Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера. Там выставлены портреты руководителей и участников экспедиций, макет яхты “Заря” – специально оборудованное исследовательское судно Русской полярной экспедиции Э.В. Толля, ряд уникальных экспонатов Тамгинского железоделательного завода, основанного Витусом Берингом в 1735 г. в 30 км от Якутска.
Не менее интересный историко-этнографический проект «Пути великих свершений» представил советник Главы Якутии, руководитель проекта Георгий Никонов, который рассказал о масштабном документальном фильме «Дойти до края. Сибирский континент», приуроченного 100-летнему юбилею ЯАССР и снятого в рамках проекта «Пути великих свершений» федеральным телеканалом ВГТРК «Моя планета». Он кратко рассказал о ходе съемок, а также поделился с планами по поводу съемок второй серии фильма, который будет посвящен легендарному командору Витусу Берингу.
Основная идея фильма – освещение роли Якутии, народов, ее населяющих в этом глобальном историческом процессе через персоналии реальных исторических фигур, например, Семена Дежнева, Витуса Беринга. Первая часть картины охватывает 40-летний период географических открытий, совершенных русскими землепроходцами. Двигаясь по маршруту первых русских землепроходцев, съемки фильма логически продолжились в Чукотском Автономном округе, на самой крайней восточной точке Евразийского материка, на мысу названным именем его первооткрывателя Семена Дежнева. Как отметил Георгий Никонов, кратко девиз фильма можно вместить в несколько слов – «Якутия – форпост России в освоении Дальнего Востока».
Пути Великих Свершений» — уникальный проект по систематизации и обобщению истории и этнографии в глобальном процессе расширения России и освоения огромных пространств Северо-Востока, Дальнего Востока, Тихоокеанского побережья и Арктики. Такие проекты сегодня особенно актуальны и представляют большой интерес и с точки зрения утверждения роли России, как геополитического субъекта, который является основой Евразии. Многовековая история освоения Арктики и российской геополитики дает возможность с полным основанием признать особую роль стратегического положения России в мировом пространстве.