Этими словами Афанасий Семенович Владимиров – председатель правления ОО «Институт генеалогии и этнологии Республики Саха (Якутия)» – завершил свой доклад о той работе по созданию родословия народов Республики, которая продолжалась на протяжении пяти лет с момента проведения Первого съезда Родословия в 2018 году.
Об этой – уже проделанной — работе можно говорить много и долго.
Но я начну не с этого.
Накануне открытия Второго Съезда в главном пресс-центре Республики – Саха-Медиа – прошла пресс-конференция, участие в которой приняли главные родоведы Якутии — руководители и члены правления этого уникального общественного Института генеалогии и этнологии: его создатель и первый руководитель – Константин Ильич Аргунов; председатель Правления – Афанасий Семенович Владимиров; члены правления – доктор философских наук Андрей Саввич Савин и руководитель ВООПИК (Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры) Республики Руслан Васильевич Васильев.
Но основной темой этой пресс-конференция была презентация моей будущей книги «Тайны якутских фамилий». В Якутию я привез только часть этой книги – первые главы, которые мы предварительно, для знакомства, опубликовали на нашем сайте. Народ ждал большего – самой книги, так как слухи об ее выходе уже облетели Республику и разошлись по стране. И уже начали поступать многочисленные заказы из разных городов и весей России, где сегодня проживают и трудятся уроженцы Якутии, чтящие главную традицию своего народа – сохранение памяти о своих предках. Но объем книги – порядка пятисот фамилий и около тысячи страниц – не позволил нам завершить работу к съезду (эта работа продолжается и сейчас), но, тем не менее, основные задачи, направления и тенденции книги раскрываются в первой – вступительной – главе (плюс три главы с фамилиями на А, Б и В) и позволяют судить о нашей работе в целом.
А в целом – выхода этой книги в Якутии ждут с нетерпением.
Конечно, не все.
Вполне вероятно, что кому-то из местных краеведов и родоведов я невольно «наступил на ногу», выдвинув и обосновав новую версию происхождения той или иной фамилии. Кого-то очень растревожило и то, что, говоря о якутских фамилиях, я, на самом деле, пишу о фамилиях РУССКИХ.
Дело дошло до того, что один из выступающих так прямо во всеуслышание и сказал: по-вашему, все фамилии появились в Якутии «благодаря» русским. У нас что – СВОИХ МУЖИКОВ – не было?!!
И даже была попытка дискредитировать эпоху, когда формировались сибирские, в том числе и якутские, фамилии: «Все фамилии в России появляются только в XIX веке, и никаких фамилий не было в 17-18 веках, о которых вы пишите…».
Примерно так.
Собственно, я и ожидал таких острых вопросов и был к ним готов. Регион, в котором трепетно относятся к родовой памяти, конечно же, должен весьма остро реагировать на всякое вмешательство (особенно иноземное) в родовую историю со стороны и защищать свое духовное богатство.
Только в нашем случае есть одна очень важная особенность – и она заключается в том, что у Камчатки и Якутии есть общая (родовая в том числе) история. Что и предоставляло мне определенные права иметь собственное мнение на происхождение многих якутских фамилий, носителями которых являются не только русские, но и якуты, эвены, юкагиры, чукчи, коряки, камчадалы.
И вот теперь о главном, что я пронес через весь съезд Родословия, и попросил в качестве предложения внести в Резолюцию съезда, как одно из важнейших направлений для последующей нашей (уже совместной) работы.
А для чего, собственно, нужна нам память о предках? Ведь их давно уже нет? И они не могут никоим образом повлиять ни на события текущего времени, ни на нашу жизнь?
Они – всего лишь ПАМЯТЬ. Забыли их – и они ИСЧЕЗЛИ. Исчезли навсегда.
Что же такого важного в этой родовой памяти и почему на протяжении СТОЛЕТИЙ люди не только хранят ее, но и передают по наследству, как некий священный дар, из поколения в поколение?
Это ведь не с проста.
И никто этих людей не заставляет быть хранителями того, что в действительности перестало существовать. Это акт доброй воли по отношению к своим предкам. Но почему-то при этом людей, не сохраняющих историческую родовую память, в России называют Иванами, не помнящими родства. И это определение имеет резко негативную (отрицательную!) окраску. Хотя Иванов, не помнящих родства, в нашей стране сегодня явный ПЕРЕИЗБЫТОК по отношению к тем, кто это родство помнит. И все-таки…
Почему?
И мы должны вернуться к словам, которые, может быть, кое-кому уже набили оскомину, но они были сказаны великим патриотом России, первым русским академиком, который бесстрашно сражался с засильем немецких историков, искажавших и исказивших до неузнаваемости нашу отечественную историю, архангельским мужиком Михаилом Васильевичем Ломоносовым: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Для кого-то это просто абстрактная, мало что говорящая, фраза.
Но давайте задумаемся: почему такие колоссальные усилия использовала иноземная рать на попрание нашей отечественной истории?
Цель одна – изменение нашего жизненного ПУТИ, нашей СУДЬБЫ через искажение нашего исторического прошлого.
Это было тысячелетия назад, когда нам, как прививку, вживляли отрицание подвигов наших предков, отражавших агрессию объединенного Запада – Древнего Рима. Но мы знаем о них – наших предках — только то, что это были ВАРВАРЫ. И мы уже тогда изменили своей судьбе, отказавшись от этого исторического наследия.
У нас отняли и то историческое летоисчисление нашего государства, которое шло от сотворения МIРА, — возможно от той самой ДРЕВНЕЙ ПОБЕДЫ, память о которой наш народ сохранял на протяжении более пяти с половиной ТЫСЯЧ лет (точнее 5508 лет), которую одним величественным росчерком пера отменил с 1 января 1700 года царь Петр Первый, вновь изменив нашу историческую судьбу.
Цари Романовы благословили летописцев и историков на искажение доромановской истории, чтобы оправдать в глазах народа свое КРОВАВОЕ пришествие на российский трон. Вспомним ОПРИЧНИНУ – творение предков Романовых бояр Захарьиных, вспомним СМУТНОЕ ВРЕМЯ, спровоцированное взращенным Романовыми ЛжеДмитрием. И нам, переписав прошлое, снова изменили историческую судьбу.
И так далее, и так далее, и так далее – по хорошо накатанной дорожке историки переписывали историю, облагораживая то, что шло в пользу заказчиков, и очерняя противоположное. А мы с вами, как птицы, попавшие в шторм, сбивались со своего исторического пути, теряли исторические ориентиры, запутываясь в навязанных историками реалиях, которых на самом деле НИКОГДА не существовало, но в которые мы с вами с детства свято верили, изучая в школах ту ложь, которую нам преподносили как истину…
Что сегодня происходит в наших головах?
Сто лет назад, совершилась страшная трагедия – гражданская война, когда брат пошел на брата, сын – на отца. И у каждого была СВОЯ правда. И каждый отстаивал СВОЮ правду, потому что не было правды ОБЩЕЙ, объединяющей каждого из нас в единое племя народов с общей судьбой.
А это и есть показатель утраты собственного ПУТИ, когда этих путей оказывается бесконечное множество, но только один из них является ТВОИМ, а ты выбрать не можешь, потому что у тебя закрылся тот самый внутренний глаз – твое историческое чутье, которое и формируется на основании исконной родовой памяти, а ты ОСЛЕП…
В этой родовой исторической памяти нет распределения на богатых и бедных, пролетариат и крестьянство, дворянство и прочая, прочая, прочая самых разных признаков и оттенков, несущих какой-то социально-политический окрас. В этой исторической памяти все равны, все близки, потому что все они РОДНЫ и ДОРОГИ в большей или в меньшей степени.
И истинная история нашей страны и нашего общества познается именно через них – через их испытания, через их судьбу и через наше личное отношение к тому, как протекала их жизнь, с какими трудностями или испытаниями они столкнулись и каков был результат. Их жизненный опыт – это и есть то историческое богатство, которым мы (на самом деле) владеем. Их прошлое – это и есть путь к нашему будущему. Лишившись этого исторического наследия, мы СЛЕПНЕМ и уже не видим своего ПУТИ, мечемся из стороны в стороны в его поисках, как заблудшие овцы, не имея возможности выйти на прямую дорогу.
Возможно, кому-то покажется, что это какие-то общие слова.
И тогда я приведу пример, который приводил и на съезде при подведении уже его итогов.
Примерно также, как писали и до сих пор пишут некоторые историки об открытии и освоении русскими Сибири, писали и об истории Русской Америки, ссылаясь в том числе и на безусловный нравственный авторитет апостола Сибири и Америки первого епископа Камчатского, Курильского и Алеутского Иннокентия, который через столетие после проникновения русских мореходов и промышленных людей на Алеутские острова и Аляску, писал о жестокостях и кровавых разборках русских людей на территории Русской Америки.
И этот «кровавый след» кочует из одной научной книги в другую, предопределяя исход отношения к русским землепроходцам в нашей стране. Даже у самих русских!
Прошло более ста пятидесяти лет с момента позорной продажи Аляски американцам. Какую память оставили мы о себе в бывшей нашей Русской Америке? По идее, нас, согласно научной доктрине наших собственных историков, должны на Аляске НЕНАВИДЕТЬ, как ненавидят сейчас в колониальных странах тех же французов, немцев, англичан, которые и представляют коллективный Запад.
В 1991 году я впервые побывал на Аляске, а потом неоднократно посещал эту свою вторую литературную родину и даже свое шестидесятилетие отмечал в долине реки Юкон, посещая поселки эскимосов и индейцев.
В 1991 году на Камчатке не было НИ ОДНОЙ действующей православной церкви.
На Алеутских островах и самой Аляске в то время действовали (то есть, здесь, как и прежде, совершались православные обряды) более восьмидесяти православных храмов.
А ведь это совсем другая – НЕПИСАННАЯ – духовная история наших взаимоотношений. И из кровавой, жестокой, дикой истории ИЗБРАНА была народами Русской Америки та, о которой в книгах не пишут – история любви и уважения, целиком и полностью построенная не на книжном опыте, а на жизненном опыте своих предков.
И, как вы сами можете в этом убедиться, расхождение в оценках колоссальное – прямо противоположное.
И это только подчеркивает правильность избранного пути наших предков – любовь и уважение к людям другой веры, другого цвета кожи, других национальных традиций.
В Якутии есть люди, которых называют сахалярами.
У них голубые глаза, русые волосы. Они крутолобые, плечистые, богатырского телосложения – явные Ильи Муромцы, Добрыни Никитичи и Алеши Поповичи.
Но если их назвать русскими – они могут и обидеться.
Конечно, если поймут, — говорят и мыслят они исключительно на якутском языке.
Хотя внешне, повторяюсь, — чисто русские люди.
И такие «осколочки русской цивилизации», возникшие в период освоения Сибири, когда русские (конечно, в самом широком смысле этого слова) вступали в смешанные браки с представительницами самых разных коренных народов Сибири и рождая потомство, которое с пеленок усваивало обычаи, традиции и язык своих мамок, пока их отцы были в дальних походах, пропадая на многие годы, десятилетия и даже насовсем, на восточных рубежах Отечества, их дети становились челдонами, гуранами, сахалярами, камчадалами «русской крови» — естественной частью земли, покоренной их отцами, но любовь к которой была впитана с молоком матерей…
Но есть и другая особенность Якутии – здесь в бассейне реки Индигирка расположено уникальное село – Русское Устье – сохраняющее память о своих русских предках, прибывших сюда несколько веков назад (по одной версии – во времена опричной смута Ивана Грозного, по другой – в эпоху Великого Раскола православной веры, осуществленного нашими братьями из Киево-Печерской Лавры Малороссии при царе Алексее Михайловиче Романове). Сохраняется язык, традиции, обычаи…
Вот вам полюс холода. Но вот вам и полюс тепла…
Накануне съезда Родословия я написал небольшую статью, которая взволновало многих в Якутии – и она передавалась со скоростью вихря в социальных сетях.
И там я сформулировал главное, чего ожидал от этого съезда.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
Меня удивляет весьма невнятная реакция СМИ и социальных сетей на информацию о готовящемся в Якутии Съезде Родословия.
Собственно, даже не удивляет – тревожит.
А тревожит потому, что наши соотечественники (и прежде всего представители четвертой – информационной, пропагандистской, просветительской — власти) не понимают значения родовой истории, как одной из важнейших основ патриотизма.
Любовь к родине рождается в СЕМЬЕ. В любви к маме и папе, братику и сестренке, дедушкам и бабашкам.
А уж потом, это чувство разворачивается в ту классическую картину любви к Родине, которую создали Марк Бернес, Вениамин Баснер и Михаил Матусовский в фильме «Щит и меч».
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина…
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки что во поле
Под ветром склоняясь, растет.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина…
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденновки,
Что где — то в шкафу мы нашли,
А может она начинается
Со стука вагонных колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина…
И Родословие – это, собственно, азбука любви К Родине. Это азы отечественной истории, погружаясь в которую создаешь не только поколенную роспись своего рода – познаешь историю своего Отечества через все ее перипетии, узлы конфликтов, гражданские столкновения, политические распри, боевые действия, в которых участвуют – совместно или порознь, в братоубийственной схватке или в одной команде – самые близкие – кровно родные — тебе люди, которых вольно или невольно ты примиряешь, понимаешь, сочувствуешь, воспринимаешь ТАКИМИ, КАКИЕ ОНИ ЕСТЬ, а не украшенные-перекрашенные историками и идеологами различных политических лагерей и направлений разных социально-экономических формаций и эпох.
То есть Родословие – это живое восприятие живой истории Отечества через историю своего рода, через личную историю родных людей.
И в Якутии, Слава Богу, это понимают.
И они сегодня преподают уроки родословия во всех якутских школах. Каждый школьник в Якутии создает историю своего рода.
Насколько это важно именно сегодня?
Мы живем в период безвременья – то есть в тот исторический период России, когда никто из нас не знает, какое будущее ждет нашу страну.
В годы Советской власти мы жили идеей создания государства, которое сделает нас всех счастливыми. И мы были созидателями такого государства. Кто теоретическим, кто практическим. Но это государство было разрушено. А на его обломках ничего не построено. И оно продолжает разрушаться – ресурсы разворовываются, деньги вывозятся, во власть приходят люди не для того, чтобы созидать, а разрушать, грабить, вывозить «за бугор».
И самое важное в эту эпоху безвременья, грабежа, бюрократического произвола сохранить духовные ценности, ибо по ним наносится самый сокрушительный удар. А без любви к Отечеству нам Россию не сохранить.
Это уже многие понимают. Даже во власти. И судорожно пытаются создать какие-то общественные молодежные формирования, чтобы сохранить и передать по наследству эти духовные ценности молодежи.
А результата нет. Формальные создания типа «Движение первых», как подражание всесоюзному пионерскому движению, сталкивается с тем, что у этого движения нет будущего, так как это движение никуда не ведет, у него нет конкретной и высокой цели, у него нет МЕЧТЫ о счастливом будущем, потому что о счастливом будущем в олигархическом капиталистическом государстве мечтать НЕВОЗМОЖНО по одной просто причине – ОЛИГАРХИЯ может обогащаться только ЗА СЧЕТ обнищания собственного народа, и эта олигархия сегодня у власти.
Поэтому всякие формальные движения обречены на бесперспективность своего существования. Формально их будут поддерживать, вливать средства, выдумывать какую-то вычурную отчетность, чтобы все выглядело празднично и победно, а на самом деле никакого духовного заряда молодое поколения в этих движениях получить не может.
А в Якутии, где веками формировалось уважение к своим предкам, как основа основ любви к своему Отечеству, к своей земле, к своему народу, претворяют сегодня в жизнь то, что было завещано предками – сохранить родовую память. Во что бы то ни стало, что бы это не стоило.
И это не некое увлечение отдельных энтузиастов. Это повседневная работа всей Республики по формированию целостной духовной личности патриота своего Отечества, начиная с самых истоков ее формирования.
И у этих людей есть будущее. Потому что у них в запасе прошлое их предков, позволяющее иметь тот духовный заряд прочности, который выдерживает любые испытания временем.
Сегодня историей своего рода занимаются многие энтузиасты. В том числе и на Камчатке. Пишутся книги. Издаются сборники. Но чтобы вот так – НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ – поставить вопрос о необходимости изучения в школах уроков родословия, создания собственной родовой истории, организации поисковой и краеведческой работы, созданию в каждой школе своего краеведческого музея, примеров такого рода я привести просто затрудняюсь, кроме Якутии, где 8-9 июля будет проходить уже Второй Республиканский съезд Родословия.
И это должно послужить примером для всей страны. И средства массовой информации, социальные сети, блогеры-патриоты должны говорить об этом уникальном опыте, тиражировать его, развивать и поддерживать.
Увы…»
Нет, в Якутии, как и ожидалось, все прошло с блеском и на самом высоком уровне. В проведении съезда Родословия принимали самое активное участие и власть, и общественность.
Историей своего рода занимаются здесь ВСЕ, без исключения, школьники Республики, задействованы библиотеки всех уровней.
То есть родовой истории Якутии придается ГОСУДАРСТВЕННОЕ значение.
Но я не закончил свою мысль о значении нашего отечественного прошлого, как фундамента для строительства будущего нашего государства.
Нравственное формирование личности происходит в семье.
Семья и ее родовая история – это и есть тот фон, который формирует отношение человека к обществу и государству. Это тот самый вектор (третий глаз), который определяет направление в выборе ЖИЗНЕННОГО ПУТИ и отношение к окружающему миру.
И мы все, от мала до велика, от одного человека до всего государства, должны ЗНАТЬ, УВАЖАТЬ, ЦЕНИТЬ наше общее прошлое со всеми его плюсами и минусами, со всеми его цветами и оттенками, со всеми его противоречиями, конфликтами, смутами и революциями… ибо это наш исторический опыт, ибо это наша общая судьба…
И теперь о том, что я предложил внести в Резолюцию съезда Родословия.
Сегодня Северо- и Дальний Восток России – это транзитные территории или территории временного проживания, откуда в результате общего психоза временщизма «вымывается» коренное и старожильческое население.
Иваны, не помнящие родства, — явление для этих территорий – рубежей Отечества – ТИПИЧНОЕ, МАССОВОЕ, КРУПНОМАСШТАБНОЕ.
Здесь сталкиваются и расщепляются, вырывая родовые корешки, две стихии – огромная волна прибывающих из неведомых далей и земля обитающих здесь немногочисленных уроженцев и старожилов – и создаются новые семьи, которые в обратном уже порядке устремляются в те самые неведомые дали, откуда и прибывают все новые и новые потоки людей, «едущих за большими деньгами» на эту окраину России…
А ведь это – РУБЕЖИ ОТЕЧЕСТВА!
Когда-то именно из Якутска шло освоение этих территорий от Северного Ледовитого океана на севере, до бассейна реки Амур на юге и Тихого океана на востоке. И не только освоение, но и заселение. Таким образом у нас — у всех коренных дальневосточников — общая с Якутией родовая история, которая и раскрывается в моей книге «Тайны якутских фамилий» (особенно во втором ее томе, к работе над которым я уже приступил). И нам всем, ПОВСЕМЕСТНО, нужен общедальневосточный съезд Родословия, который объединит всех родоведов всех республик, краев и областей в воспитании патриотизма на основе создания родовой истории КАЖДОЙ дальневосточной семьи, связывающей наш Дальний Восток с большой историей Большой России.
И закончил я свое выступление такими словами:
«Это ваш – Республики Саха (Якутия) – исторический крест. И вам его нести. А мы ПОДДЕРЖИМ!..»
Сергей Вахрин,
член Союза писателей России,
почетный гость Второго съезда Родословия
народов Республики Саха (Якутия)
Источник: Камчадалы.ru
Открытие Второго съезда Родословия Якутии. Обряд…:
Секция генеалогии и краеведения, где я был одним из модераторов:
Экскурсия по старому городу. Старая башня. Наш гид — Руслан Васильевич Васильев:
Вид города со Старой башни:
Эпизоды работы съезда. Фото участников:
Завершающий день работы съезда Родословия в Республике Саха (Якутия):
Якутская деревянная «изюминка»:
В институте мерзлотоведения Якутии:
В институте гуманитарных исследований и проблем коренных малочисленных народов:
По дороге на Ленские Столбы:
Ленские столбы:
В якутском балагане:
Якутск с высоты птичьего полёта:
Встреча с писателями Якутии — Николаем Лугиновым и Павлом Харитоновым-Ойуку:
Передача моих книг в фонды Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия):
Благодарственное письмо: