Георгий Никонов
Руководитель проекта “Пути великих свершений”. Заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) по Дальневосточному федеральному округу
Выход русских землепроходцев на восточные окраины азиатского континента по праву относится к мировым великим географическим открытиям.
Первыми до берега Охотского моря в 1639 году после долгого перехода из Якутского острога на устье реки Улья, достигли казаки Ивана Москвитина. Открытое ими море тогда они назвали «Ламским». 1 октября (11 октября по новому стилю) отряд вышел в морской поход и устья реки Охота (этот день считается датой начала русского тихоокеанского мореходства).
В 1640 году казаки на кочах побывали у Шантарских островов, устья реки Амур и северо-западного побережья Сахалина.
1647 году был основан нынешний Охотск.
С первых же лет отсюда стали уходит исследовательские экспедиции. На картах начали появляться заливы и берега Охотского моря, Камчатки, Чукотки, Курильские и Командорские и Алеутские острова, земли Японии и Америки. Снаряжены и отправились отсюда знаменитые Камчатские экспедиции Беринга, Крашенинникова, Биллингса, Сарычева и других.
По указу Петра Первого 1713 года в Охотске были заложены верфи строящие крупные морские суда, и первое из них «Восток» построенный к 1716 году достиг берегов Камчатки. Тем самым было заложено начало морского судостроения на Дальнем Востоке, а штурман-помор Никифор Треска стал первым тихоокеанским капитаном страны.
В конце 1724 г. с Охотска была организована Первая Камчатская экспедиция, которая получила задачу выяснить есть ли пролив между Азией и Америкой (донесение Дежнева об открытии этого пролива затерялось и было обнаружено позднее). Поход возглавили капитан-командор Витус Беринг и унтер-лейтенант Алексей Чириков. Эта экспедиция в 1725-1730 гг. открыла пролив, названный впоследствии Беринговым, изучила отдельные участки побережья Камчатки и Чукотки.
В 1729—1732 гг. казачьего головы Афанасия Шестакова и майора Дмитрия Павлуцкого на «Фортуне» и «Св. Гаврииле» обследовала северные Курильские и Шантарские острова, Удскую губу и Берингов пролив. В 1732 году штурман Иван Федоров и геодезист Михаил Гвоздев совершили поход к мысу Дежнева, а затем к Северо-Западным берегам Северной Америки.
В 1741 году пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел» под командованием Беринга и Чирикова вышли для поиска путей к побережью Америки. Шторм их разделил и к берегам Северном Америки первым подошел Чириков, а затем и Беринг. Морской путь в Северную Америку с Камчатского полуострова был открыт. Во время этой экспедиции были открыты и острова Алеутской гряды.
21 мая 1731 года. В этот день Сенат Российской империи «Для защиты земель, морских торговых путей и промыслов» учредил Охотскую военную флотилию и Охотский военный порт. Охотская флотилия (Сибирская военная флотилия, Петропавловская флотилия) стала первой постоянно действующей военно-морской единицей Российского государства на Тихом океане. Корабли и суда Охотской флотилии стали начальным звеном в зарождении военно-морских сил России на побережье Тихого океана и сыграли решающую роль в защите интересов державы в регионе.
В 1740 году была основана школа, которая в 1756 г. была преобразована в навигацкую школу, готовившую штурманов для кораблей и судов, ходивших у побережья Дальнего Востока
Вся внешняя политика, развитие России на Дальнем Востоке, на Тихом океане велась с Охотска через Якутск
Все это потребовало доведение проложенной первопроходцами тропы до трактового состояния. К примеру, только перевозка грузов для 2-й Камчатской экспедиции с Якутска до Охотска в 1740 году, потребовалось 6000 лошадей, 1046 «работных людей» и составило 30 000 пудов. Грузы шли с Якутска по реке Лена, тянули верх по р. Алдан, Майя, Юдома, затем волоком через горные перевалы к речкам впадающим в Охотское море.
К концу XVIII века русские мореходы открыли и освоили не только Камчатский полуостров и Курилы многие острова Алеутской гряды, Командорские и другие острова, разведали пути к Северной Америке. На новых русских землях основываются поселения. В 1784 году на острове Кадьяк русский купец Г. И. Шелехов основывает крепость.
Именным Императорским указом от 8 сентября 1797 г., в Иркутске была учреждена коммерческая Американская компания, в руках которой сосредоточились торгово-экономические вопросы, связанные с российскими владениями в Северной Америке.
В 1799 году новый глава компании А. А. Баранов основал на острове Ситха – Ново-Архангельск, который стал столицей Русской Америки. На американском побережье одним за другим возникали русские поселения. Самым южным был форт Росс, возведенный в устье реки Славянка, в районе современного Сан-Франциско. Перед Россией открывались блестящие военно-стратегические и экономические перспективы по контролю за всей северной частью Азиатско-Тихоокеанского региона.
Охотск благодаря деятельности компании стал не только ее базой, но и главным торговым портом России на Тихом океане.
Одной из важнейших проблем компании являлось налаживание транспортировки грузов. Уже к этому времени стали очевидными неудобства Охотска как морского порта: мелководье не позволяло судам швартоваться ближе, чем на 3 — 5 миль к берегу, открытый рейд при наличии сильных отливов и приливов представлял опасность для стоянки судов. Поэтому правительство приняло решение построить для Российско-Американской компании, на ее средства, новый морской порт в устье р. Алдома, т.к. залив здесь был более удобным и глубоководным в сравнении с Охотском. Одновременно предполагалось его соединить г. Якутск с новым портом трактом.
В 1844 г. началось строительства в Аянского порта, как основной базы Российско-Американской компании.
Началась прокладка тракта до Аяна на участке от Амги до с. Усть-Маи и от Нелькана через Джугджурский хребет. Открытый в 1844 г. путь действовал как из Аяна до Нелькана вьючная дорога, оттуда сплавом по рекам Мая, Алдан, Лена до Якутска, или второй маршрут от Нелькана сплавом до с. Усть-Маи и далее вьючным путем через Амгу до Якутска.
6 сентября 1846 г. вышел указ в адрес Морского министерства о присвоении Аянской фактории наименования Аянского порта Российско-Американской компании.
Торговый порт Аян стал также и базой для организации изучения западного побережья Охотского моря, Татарского пролива и устья Амура.
В исторических судьбах российского Дальнего Востока важное значение имело личное обозрение края генерал-губернатором Восточной Сибири Н.Н. Муравьевым в мае — ноябре 1849 г. Именно в порту Аян командир транспорта «Байкал» капитан-лейтенант Г.И. Невельской 3 сентября 1849 г. доложил Муравьеву о результатах похода в устье р. Амур, в частности о том, что Сахалин — остров, а Амур — судоходная река. Его фактически по своей инициативе открыл командир транспорта «Байкал» капитан-лейтенант Геннадий Иванович Невельской в 1848 году.
Именно с Аяна – шло управление Амурской экспедицией. В устье Амура, на острове Сахалин, и в ряде мест побережья Охотского и Японского морей были созданы военные посты, втч Николаевск, Де Кастри, Императорская гавань и другие, которые сыграли большую роль в освоении и защите Русского Дальнего Востока.
Эта инспекционная поездка убедила Н.Н. Муравьеву необходимости учреждения государственного почтового тракта Якутск-Аян, почтовых станций от с. Усть-Мая до Аяна. В 1852 г. 1120-верстовой Якутско-Аянский тракт с 40 станциями (включая Якутскую городскую) стал действовать круглогодично: летом и зимой доставка грузов от Аяна до Нелькана; летом — от Нелькана сплавом до с. Усть-Маи, зимой — по замерзшей Мае до Усть-Маи и далее через Амгу в Якутск.
Спустя два года, в августе 1854 г., из Аяна в Якутск по нему проезжал возвращающийся из кругосветного путешествия на фрегате «Паллада» писатель И.А. Гончаров, который оставил живописное описание как порта Аян, так и Якутско-Аянского тракта.
В Аяне, кроме служащих Российско-Американской компании, других лиц, в том числе для охраны общественного порядка и представителей власти, не было. Поэтому из состава Якутского казачьего полка была сформирована команда казаков и направлена на службу в Аян.
Тяжелые времена для порта Аян наступили в годы Крымской войны. Боевые действия на Дальнем Востоке развернулись в августе 1854 г., когда героический гарнизон Петропавловского порта отразил нападение англо-французского флота. Потерпев неудачу, 27 июня 1855 г. английская эскадра подошла к Аяну. Местные власти организовали уход гарнизона и населения из порта вглубь тайги. Англичане высадились в опустевшем порту, разграбили склады и 5 июля ушли из Аяна, уводя с собою три судна Российско-Американской компании.
Политика российского правительства и генерал-губернатора Н.Н. Муравьева по утверждению Российского государства в Приамурском и Уссурийском краях завершилась признанием по Айгунскому (16 мая 1858 г.) и Пекинскому (2 ноября 1860 г.) договорам с Китаем новых границ по рекам Амур и Уссури.
Если до середины 50-х гг. XIX в. порт Аян был единственным транзитным портом для перевозки грузов из центральной России на Камчатку и в североамериканские российские владения и обратно, то после начала Амурских сплавов с 1854 г. и присоединения Приамурского края к России, Российско-Американская компания постепенно стала направлять поток своих грузоперевозок на Амур. Так, по мере заселения и устройства Амурского пути стало уменьшаться значение Якутско-Аянского тракта и порта Аян для Российско-Американской компании.
Решение Главного правления Российско-Американской компании в 1865 году, низвело порт Аян в ранг сезонного порта (с периодом навигации, не превышающим 4 месяцев). Перевод конторы в Якутск способствовало оттоку части населения порта, а договор от 30 марта 1867 г. о продаже Россией своих североамериканских владений США за 7 млн. 200 тыс. долл. поставил крест на Аяне как главном российском морском порту на Охотском море.
После обнародования договора, в течение 1867 г., были ликвидированы все учреждения Российско-Американской компании, в том числе Якутская контора и управление в порту Аян, а также упразднен и государственный Якутско-Аянский почтовый тракт. Аянская казачья команда была возвращена в Якутск. Порт Аян перешел в ведение правительства
Так закончилась великая эпоха, когда вся имперская политика и торговля России с Тихим океаном, в течении 3х веков велась с Якутск и через морские порты Охотск и Аян. Трудно переоценить значение Якутии в освоении Дальнего Востока, Северо-Востока, Аляски, Америки до Калифорнии, налаживанию связей со странами Тихого океана.
В целях сохранения завоза выгодного пути товаров в Якутскую область, усилиями якутских властей, в 1871 г., удалось добиться статуса порта беспошлинного завоза товаров (порто-франко) для порта Аян.
По распоряжению Министерства финансов, Иркутская таможня на границе Якутской области с Иркутской губернией, в с. Нохтуйске Олекминского округа, учредила таможенные пункты. Таким образом, территория всей Якутской области стала зоной бестаможенного ввоза товаров через Аянский порт.
Доставка грузов в Якутскую область осуществлялась по схеме: по морю через в порт Аян, из Аяна зимним путем до Нелькана, а летом на карбазах сплавом по Мае — Алдану — Лене до Якутска. Ежегодно фрахтованные суда совершали рейс из Владивостока в Аян. Торговая деятельность по Аяно-Якутскому пути подтолкнула и многих купцов, торгующих в Якутской области, переключиться на завоз товаров по этому пути.
Если в 70-х г. через Аян в Якутскую область завозились в основном товары из азиатских стран, то первый рейс Добровольного флота в 1880 г. из Одессы во Владивосток ознаменовал и завоз товаров из Европейской России через Владивосток и Аян в Якутскую область.
В целом завоз товаров в Якутию через Аян в 1885 г. составил 10 тыс. пуд.
Впервые в 1898 г. пароход «Громов» сделал пробный рейс из Якутска до Нелькана, доказав возможность судоходства по Алдану и Мае. В последующем пароходы фирмы с прицепленной баржей дважды в сезон совершали рейсы до Нелькана и обратно.
Русско-японская война не только расстроила доставку грузов через Аян, но и ознаменовалась второй высадкой вражеского десанта в Аяне. 1 августа 1905 г. два японских военных судна подошли к Аянской бухте. Население покинуло селение и спряталась в тайге.
Японцы направили десант на двух паровых катерах и четырех шлюпках. Половина десанта направилась в с. Уй (в 9 верстах южнее Аяна), остальные высадились в Аяне. Были разграблены церковь, склад, лавки Камчатского торгово-промышленного общества и жилые дома.
После окончания боевых действий на Дальнем Востоке первые пароходы, доставившие коммерческие грузы в Аян, прибыли в навигацию 1906 г.
Для администрации Якутской области проблема развития Аянского тракта вновь стала актуальной, как опорного пути завоза товаров и грузов. Несмотря на многочисленные, проекты, планы, изыскания, направленные на поиск удобных и дешевых путей, труды многочисленных экспедиций начиная с 1895 года, так и остались не реализованными.
Нелькано-Аянский тракт до революции продолжал преимущественно оставаться вьючным трактом.
В 1920 г., новые власти вновь начали изыскательские работы дороги Нелькан-Аян, однако разгоревшаяся на Дальнем Востоке и в Якутии гражданская война не позволила продолжить эти работы.
Высадка 6 сентября 1922 г. в порту Аян «Сибирской добровольческой дружины» генерал-лейтенанта А.Н. Пепеляева и продвижение ее вглубь Якутии, до Амги, закончилась разгромом и отступлением в Аян, пленением остатков отряда в июне 1923 г.
В результате боевых действий население Усть-Майского и Аяно-Майского района понесло большие потери, многие хозяйства были разорены.
Эти потери усугубились и в результате допущенной советской властью ошибочной политики в отношении населения, которые вызвали в мае 1924 г. вооруженное выступление против советской власти — «тунгусское восстание», которое было ликвидировано в июле 1925 г.
После ликвидации антисоветских выступлений в Нелькано-Аянском районе, со становлением Алданского золотопромышленного района, власти Якутской АССР реанимировали вопрос о Нелькано-Аянской дороге. В связи с проведением гидрографических работ на участке р. Алдан выше Усть-Маи, доказавших возможность судоходства по Алдану в районе золотых промыслов, предлагалась параллельно со строительством грунтовой дороги Невер-Незаметный (г. Алдан), с выходом на Амурскую железную и шоссейную дорогу, и прокладка дороги Аян-Нелькан. Тем самым задействовался второй путь снабжения Алданского золотопромышленного района: доставка грузов по морю в Аян, затем по грунтовой дороге в Нелькан, а оттуда на пароходах до района золотопромышленности.
Но этим планам не суждено было сбыться. Именно по политическим причинам во второй половине 20-х годов ХХ в. Охотское побережье стали отделять от Якутской АССР. В 30-х годах оборвались всякие связи Нелькано-Аянского района с Якутией. Более чем на семь десятилетий на не только предложения, но и даже на рассуждения на эту тему было наложен запрет.
Только в последние годы стало возможным не только говорить и писать об этом, но и перевести проблему соединения Якутии с Охотским побережьем автодорогой в практическое русло.
Во-первых, экономические интересы подсказывают об общих интересах Хабаровского края и Республики Саха (Якутия) на освоение богатых минеральными и другими ресурсами к примыкающим территориям.
Для получения свободного доступа к ним, прежде всего развития лесоперерабатывающей и горнодобывающей промышленности, необходим выход к морю – в бухту Аян.
Наиболее вероятные объёмы возможных к перевозке генерированных грузов в корреспонденции с морским портом п.Аян оцениваются примерно 300 тыс. тонн в год.
Запасы древесины только 2-х районов составляют гигантские цифры: в Аяно-Майском районе составляет 871, 144 млн. кубометров, в Усть-Майском улуса 635, 132 млн. кубометров.
Однако, вследствии сложного рельефа местности, отсутствия транспортных схем лесозаготовки осуществляются внутренними потребителями для нужд района в строительстве и отоплении жилищного фонда населения.
Геологическая разведка недр показывает наличие значительных промышленных запасов таких ценных элементов как олово, золото, платина, молибден, а также редких металлов – палладия, иридия, циркония.
К примеру: На территории Усть-Майского района расположено перспективное неосвоенное полиметаллическое месторождение «Сардана».
На балансе месторождения запасы составляют: цинка – 1 926 тыс. т, свинца – 592 тыс. т. и высокое промышленное содержание компонентов- спутников: германия – 1430 т, кадмия – 9592 т и повышенные содержаниями серебра.
Количественная оценка среднегодовых объёмов грузов, генерируемых при освоении только данного месторождения, может быть определена в размере 90-110 тыс. тонн.
Россыпное и рудное золото представлено многочисленными месторождениями. Первые геологоразведочные работы проведены на территории Охотского побережья в 90-х годах ХIХ века.
Сегодня в Аяно-Майском районе добывается до 2500 кг. золота и до 4500 кг. платины, в Усть-Майском улусе 1500 кг. золота, в год.
Регион богат высококачественными строительными материалами: гранит, известь, базальты и их туфы, мрамор, конгломераты, лабрадориты, гравий, песок, бутовый камень и др.
Признается перспективным нефтегазоносная Усть-Майская площадь расположенная на северной границе с Якутией. Кроме проявления нефтегазоносности, энергетическое минеральное сырье в районе представлено каменными углями, которые располагается в пределах Аяно-Майского района на границе с Якутией.
Во-вторых, поскольку автодорога «Якутск – Усть-Мая – Аян» связывает два субъекта Российской Федерации и имеет стратегическое значение, разработаны предложения в Федеральное дорожное Агентство «Росавтодор» о переводе автодороги «Амга» из разряда республиканских в федеральную собственность с присвоением статуса федеральной автодороги.
В третьих, при всем этом, прилегающие районы перестанут быть районами с ограниченным сроком сезонного сообщения. Отпадет необходимость создания и хранения годовых запасов товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, бесчисленных перевалок и переработок поступающих грузов, что крайне негативно сказывается в развитии территорий в условиях рыночной экономики.
В четвертых, в сентябре этого года, состоялось весьма примечательное событие, имеющее самое прямое отношение к дороге «Якутск – Усть-Мая – Аян». Это открытие грузового движения со железнодорожной станции «Нижний Бестях», г. Якутска. Порт Аян впервые получает возможность прямого сообщения с системой железных дорог России. Это открывает совершенно новые возможности значения порта Аян и дороги к нему.
Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) по Дальневосточному федеральному округу предлагает, в целях привлечения внимания руководства страны, общественности, инвесторов к проблемам и перспективам развития региона, истории и проблемам развития портов – колыбели русского тихоокеанского флота, популяризации и профориентации среди местного населения и в связи с юбилейными мероприятиями Морского Государственного Университета им. Невельского, просим рассмотреть возможность организации морской экспедиции в Аян и Охотск из Владивостока.
В завершении необходимо отметить, что порты ведущие к океану в побережьи Охотского моря, несомненно имели большое историческое значение в освоении Россией дальневосточных территорий, выходу ее к Тихому океану. В современном этапе развития и на свете новых задач по освоении Дальнего Востока строительство дороги, возрождение портов, станет мощным прорывом для активного освоения огромных территорий, обладающих колоссальными природными богатствами. И это будет способствовать дальнейшему развитию Дальневосточного региона, что имеет актуальное значение для страны в целом, устремленной сегодня в своем развитии на Восток.