Почему камчатский писатель работает над книгой «Тайны якутских фамилий»? Этот вопрос задают многие. Поэтому постараюсь ответить на этот главный вопрос. А уж потом, если возникнут еще вопросы, — на остальные.

Я написал уже несколько книг под общим названием «Тайны камчатских имен» (это двухтомник и два альбома – «Большерецкий острог» и «Курильцы, камчадалы, тунгусы»). А сейчас, действительно, работаю над книгой, которая будет называться «Тайны якутских фамилий».
Понятно, что для работы над таким количеством книг по одной и той же, по сути, теме, нужна какая-то особая мотивация.
Поэтому сначала давайте поговорим именно об этом – о мотивации.
Для сотрудников российских библиотек очевиден факт того, что после того, как Россия вступила в новую социально-экономическую формацию – в капитализм – в российском обществе резко сократился интерес к книге.
И, думаю, многие искали ответ на этот вопрос, хотя он лежит на поверхности.
Для капитализма основой основ его существование является удовлетворение ЛИЧНЫХ материальных потребностей. А главной ценностью являются деньги.
В итоге, капитализм выхолащивает все то, что мы называем ЛИЧНОСТЬЮ. И в первую очередь – духовную составляющую этой личности, в том числе и те знания, которые и формируют эту личность, позволяют ей ориентироваться в духовно-нравственном мире, находить свой жизненный путь, определять свою судьбу.
Индивидуальный и общественный интерес к книге, как источнику знаний о ЖИЗНИ, как раз и был выразителем этого поиска своего индивидуального жизненного пути, желанием понять мир и найти в нем свое предназначение, свое жизненное кредо.
Но мир, в котором человек живет только для удовлетворения своих личных материальных потребностей, закрыт для развития личности – этот мир живет только одним днем.
А духовный МИР раскрывается по-настоящему только перед теми людьми, которые принимают на себя ответственность за судьбу своего народа и своего государства.
И вот тут мы и подходим к главному.
В основе этой ответственности лежит ЛЮБОВЬ. Любовь к родной земле, любовь к своему народу.
А рождается она в семье – как любовь к маме и папе, сестренкам и братишкам, родному дому, бабушкам-дедушкам, дядюшкам-тетушкам…
Взрослея, на примере уже своих пращуров мы начинаем постигать историю своей страны и эта история, какой бы древней она не была, через связь времен и родной крови, становится и нашей собственной историей.
К горькому сожалению, наша страна и наш народ пережил страшные трагические периоды своей истории, когда эти родовые связи поколений были разорваны. Это и гражданская война, и годы политических репрессий, когда люди были вынуждены отказываться от своих родственников по идеологическим причинам.
При капитализме же действовал и действует другой принцип – человек человеку волк.
И чтобы вновь стать человеку ЧЕЛОВЕКОМ нужно вернуть его к истокам духовности. Есть такое правило – когда оказываешься в тупике, нужно, чтобы выбраться из него, начинать все с самого начала.
И мы начали с восстановления родовой исторической памяти коренных камчадалов и русских старожилов на Камчатке, чьи предки открывали и осваивали полуостров, защищали нашу землю от англо-французов и японцев, строили заводы, школы, больницы…
Поиск этих родовых корней не мог не привести нас в Якутск, где и формировались в 17-м столетии эти первые родовые фамилии казаков, которые, в свою очередь, пришли в Якутию из Енисейска, Тобольска, Березова, Красноярска, Томска, Нерчинска и Иркутска. Но туда ведь они тоже откуда-то пришли – прежде всего с Русского Севера, который являлся родиной большинства наших отечественных землепроходцев и мореходов.
Таким образом, раскрывая тайну обычных наших фамилий, обретших свое родовое гнездо на Камчатке или в Якутии, на Чукотке или в Магаданской области, мы ПОЗНАЕМ историю своего Отечества и героическое прошлое своих предков, освоивших эти земли и породнившихся с местными народами.
Когда я писал свои книги из цикла «Тайны камчатских имен», ко мне обращались люди из самых разных регионов Дальнего Востока с просьбой рассказать об истории своих фамилий. Но я тогда был «заточен» именно на камчатские фамилии, так как шел процесс восстановления, как этноса, древнейшего народа Северо-Востока России — камчадалов, история жизни которых на полуострове насчитывает порядка 15 тысяч лет.
А сегодня, когда собран огромный материал и уже вышли из печати два тома книги «Дело об убийстве Володимера Атласова. Камчатская Сибириада», в которой мы начали рассказывать историю более широкого круга фамилий, чем прежде, возник интересный проект Камчатского отделения Русского Географического Общества с Русским Географическим обществом Якутии, посвященный предстоящему юбилею Республики Саха под символическим названием: «Якутия – 400 лет вместе с Россией: связь времен и народов».
И сейчас, анализируя материалы Якутской приказной избы из Российского государственного архива древних актов, мы видим, как события большой отечественной истории освоения Северо-Востока России, Предбайкалья, Забайкалья, Приамурья и Приморья находят свое выражение и в семейной истории многих коренных и старожильческих родов Дальневосточного федерального округа.
И задача нашего проекта раскрыть эти фамильные тайны – а значит, восстановить родовую память, вернуться к родовым истокам, чтобы возвратить те чувства любви к родным людям и родной земле, которые и олицетворяют для нас Родину – и Малую и Большую.

Сергей Вахрин
Тайны якутских фамилий
В рамках нашей предварительной договоренности в Якутском республиканском отделении Русского Географического общества о совместном проекте «Якутия: 400 лет с Россией – связь времен и народов», мы начали работу над книгой, которая так и будет называться «Тайны якутских фамилий».