Верхнеколымский дорожный участок с помощью спецтехники раскопал паровоз, который перевозил уголь в 30-е годы во времена ГУЛАГа от поселка Зырянка до села Угольное в Верхнеколымском районе, сообщает пресс-служба КП «Дороги Арктики».
Паровоз был найден якутским отделением Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» закопанным под землей в окрестностях поселка Зырянка. На месте раскопок дорожники также нашли кирку с хорошо сохранившейся рукояткой.
«Историческая ценность узкоколейной железной дороги, которая существовала в 30-х годах прошлого века от Зырянки до Угольного во времена ГУЛАГа, имеет большую историческую ценность. Она является фактически первой железной дорогой в Якутии», – отмечают в общественной организации.
Якутское отделение РГО планирует отреставрировать паровоз и установить в качестве памятника.
«От имени коллектива Верхнеколымского дорожного участка поздравляю Русское географическое общество с уникальной исторической находкой. К нашему удивлению, фрагменты паровоза находились недалеко от нашего дорожного участка, буквально в 10-15 метрах в стороне от обслуживаемой нами дороги. Так же на месте вызволения техники найден символ сталинских лагерей — кирка с хорошо сохранившейся рукояткой. Мы благодарны руководству КП РСЯ «Дороги Арктики» и общественной организации, что стали участниками восстановления исторических событий начала 20 века», – отметил начальник Верхнеколымского дорожного участка Ариан Егоров.
Историческая справка:
Строительство узкоколейной железной дороги началось в 1930-х годах, производилось с использованием труда заключённых (Зырянлаг «Дальстроя»). По неподтверждённым данным, сквозное движение от Зырянки до Угольного было открыто в 1938 году. Тяговый подвижной состав узкоколейной железной дороги был представлен паровозами. Основной груз — уголь, доставлявшийся в речной порт Зырянка.
В 56 км от Зырянки на месте угольного разреза силами заключённых построен посёлок Угольное. В начале 1936 года здесь были добыты первые тонны угля. Для доставки угля в Зырянку в 1939 году была построена узкоколейка Зырянка – Угольное. Позже вдоль узкоколейки силами тех же заключённых была проложена автотрасса.
Дорогу построили главным образом лишь с помощью кирок, лопат, тачек и ломов. Основная лагерная зона находилась в посёлке Зырянка, а для строительства и обслуживания дороги на разных километрах были организованны дополнительные лагерные точки,так называемые «командировки». В тяжелейших условиях заключённые заготовляли дрова, строили и ремонтировали дороги. Многие остались там навечно.
Впоследствии узкоколейку ликвидировали. А трасса осталась, и по нынешний день связывает два посёлка.
В 1950-х годах (не ранее 1953 года) по направлению Зырянка — Угольное была построена автодорога. Все перевозки, которые ранее производила узкоколейная железная дорога, было решено осуществлять автотранспортом. Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.
Помимо этой ветки в Якутии существовали железнодорожные пути:
— Узкоколейная железная дорога на угольной шахте «Сангарская».
— Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Тикси
— Узкоколейная железная дорога на шахте Депутатского ГОКа («Депутатсколово»).
— Узкоколейная железная дорога на территории Якутской ТЭЦ.
Так и неосуществленным остался проект, согласно которому в Колыме должна была заработать целая сеть железных дорог:
Использованы материалы: ulus.media и railway-archive.studio