В начале декабря Георгий Никонов, советник Главы Якутии, руководитель проекта «Пути великих свершений» в ходе рабочего визита на Камчатку, одной из основных целей которого были поиски сведений о генерал-майоре Иннокентии Николавеич Колесове, дед которого Константин Решетников был родом из Якутии. С этой непростой задачей Георгий Дмитриевич обратился к нашему камчатскому другу, члену Союза кинематографистов и Союза писателей России Сергею Вахрину. Подробнее о результатах поиска смотрите в декабрьском выпуске нашей телепередачи. а сегодня хотели бы опубликовать отрывок из интервью Сергея Ивановича
Генерал Колесов является представителем двух коренных народов Дальнего Востока, первое – Якутии, второе – Камчатки. Как это случилось? А вот как.
Еще в середине 19 века на Камчатку прибыли братья, купцы Колесовы Иван и Александр Михайловичи. Александр Михайлович был многодетным, он поселился в Толбачики и пошла от него своя поросль, а Иван Михайлович детей не имел, но видимо очень хотел. У него в это время был работник якут Константин Решетников у которого было 6 или 7 только сыновей, и они как-то договорились и двое сыновей Решетникова стали теперь Колесовыми. Это уже были внуки Константина, оба Иннокентьевичи.
История эта развивалась в Мильково, а позже, во время установления Советской власти, биография начинает резко меняться. Мильково находится в центре Камчатки, это старинное русское крестьянское поселение, которое было образовано еще в XVIII веке из крестьян переселенцев из Верхоленского Илимского края, кстати тоже когда-то входившего в состав Якутского воеводства, потом отделившаяся как самостоятельное. Все у нас здесь группируется в купе.
Женой этого работника якута Константина была уже русская крестьянка. Соответственно, женой его сына тоже была русская крестьянка. Хотя, говорить «русская крестьянка» здесь уже не приходится потому, что в тот период шло родовое смешение между камчадалами и русскими старожилами. Так как, сами понимаете, русское население было мизерным, а камчадальское было значительным. В конечном итоге вся Камчатка к предреволюционному периоду была одной общей семьей. Как ни копни обязательно найдешь эту родовую связь.
Как я уже говорил, в революционное время начались перемещения, передвижения и наши герои Колесовы оказываются сначала в Паратунке, это уже окрестности Петропавловского порта, Петропавловска-Камчатского.
Судьба самого Иннокентия Николаевича прослежена пока еще очень слабо. Потому что данных мало, в период Великой Отечественной войны архивные материалы из Камчатки отправлялись в Томск, частью были утеряны, довольно таки все сложно.
Но мы знаем, что он стал кадровым офицером уже в начале Великой Отечественной войны и концу войны он уже был подполковником. Затем мы обнаруживаем в данных Министерства обороны, что он был генерал-майором, командовал дивизией, но финал тоже очень и очень неожиданный, ожиданный для того времени, неожиданный только для нас. Он умер в 1968 году, родился в 1918-м, то есть ему было всего лишь 50 лет и к тому моменту он уже был гражданским. Как мы выяснили, он в это время работал начальником автохозяйства в санатории Начикинский. Это в 120 километрах от Петропавловска Камчатского в Елизовском районе.
Почему же он стал гражданским? Видимо, так как в то время шло сокращение армии, хрущевское сокращение армии, он попал под это сокращение. И его ранняя смерть, вероятно, связана и как с ранами Великой Отечественной, и возможно, и с тем, что он лишился этой военной карьеры.
Он никогда ничего не афишировал. Даже сегодня никто в селе Начики никто не помнит, что среди них был генерал, отставной генерал. Видимо, все-таки это было стрессовое состояние. Поэтому вся эта история проходила мимо нас до тех пор, пока в нашем музее «Страна рыбы и рыбоедов» не оказалась Татьяна Пальчинская со своей сестрой. Когда я рассказывал о Великой Отечественной войне и показал фотографию генерала Колесова они вдруг переглянулись и Татьяна говорит:
– Слушайте, так я же видела эту фотографию у родственников.
– Да, у кого?
– У Колесовых.
Было налицо совпадение по фамилии. Всю информацию, которой я тогда располагал касательно генерала Колесова я передал Татьяне. Они опять переглядываются: «Так это же, кажется наш дядя, двоюродный дядя, двоюродный брат нашей матери Рачнеды». Татьяна ухватилась за эту тему, начала ее развивать, вышла на родственников. Странное вообще дело, девчонки эти, оказывается, воспитывались в детдоме.
Татьяна серьезно принялась за поиски, обзвонило большое количество людей, работала в архивах. И однажды ей позвонила женщина: «Вы ищете могилу Колесова? Вы знаете у меня сын похоронен в Дальнем и я постоянно ухаживаю за могилой и я видела, что рядом похоронен какой-то Колесов». В то время, как я уже говорил, в Начиках никто не знал о генерале и не связывали понятие «генерал» и фамилию «Колесов».
Она съездила к могиле, оказалось, что там сохранилась табличка с нержавейки со всеми данными – 1918 года рождения, дата смерти 1968, имя Иннокентий Николаевич Колесов. Тут стало понятно – да, это действительно он. И Татьяна ринулась в военкомат дабы увековечить славное имя генерала-фронтовика, а ей там говорят: «А мы ничего не знаем, не наше это дело…».
На этом все бы и закончилось, если бы информация не начала просачиваться в якутскую прессу. Там то по другому относятся к героям, особенно к героям-землякам. С того времени эта тема в Якутии живет, эта тема в Якутии важна, к сожалению этого я не могу сказать о Камчатке…
Генералу Колесову и в целом Камчатке будет посвящен декабрьский выпуск нашей телепередачи, которая выйдет в эфир НВК «Саха» 30 декабря в 15:45 по якутскому времени.