Источник: камчадалы.ru
Мохнаткины
Мы впервые отмечаем эту фамилию в Якутии в 1691 году в связи с событиями, которые в народе называли «оспенным поветрием»:
«Стенка Григорьев Мохнатко в прошлом во 199 м [1691] году в Якутцком умер воспою. И в нынешнем в 200 м [1692] году июня в 26 день приверстан в ево Стенькино место казачей сын Стенька Семенов Олесов в холостой оклад [Л.35].
И еще одна запись: «Митька Елизарьев Мохнатко и Луток он же» [РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 330. Л. 52]
В 1720 году в Якутске отмечен только один Мохнаткин: «Служивой Осип Максимов сын Мохнаткин сказал деветнатцети лет холост» [РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 2361. Л. 68 об.].
Но в 1748 году в Верхнекамчатском остроге отмечены в чиле разночинцев и служивых людей Алексей, Василий и Федор Мохнаткины.
Василий, по сообщению Степана Петровича Крашенинникова, вел по заданию ученого метерологические наблюдения.
Впоследствии казачья ветвь Мохнаткиных на Камчатке исчезает, но с 1740-х годов появляются многочисленные Мохнаткины на территории современной Корякии — по крайней мере, в документах тех лет мы встречаем двух участников корякского восстания – новокрещенных Василия и Льва Мохнаткиных, как и служилого Василия Мохнаткина (см. «Колониальная политика царизма…», стр. 98, 99, 113).
А имя Василия Мохнаткина осталось в истории в связи с событиями корякского восстания.
Сохранился донос — «Скаска ясачного иноземца» Орликова от 13 апреля 1746 г., к которой есть приписка: «У сей скаски иноземческие речи переводили здешняго Нижняго Камчатского острога служилыя Егор Иконников, Савин Пономарев да Охоцкой команды служилой же Василей Мохнаткин».
О чем же доносил «ясачный иноземец»?
«1746 года апреля 13 дня Ламахаручевского острога новокрещеной ясашной иноземец Петр Орликов, при присудствии заседающих господ высокопреподобнейшего отца архимандрита Иоасафа Хотунцевского и ревизий мужеска полу душ благородного господина капитана Завьялова, Якуцкого полку капрала Алексея Лебедева и прикащика Осипа Росторгуева, сею скаскою объявил.
Апреля де 3 дня сего 1746 года отправлен он был по ордеру от приказной избы чрез Столбы до Озерной реки для наведывания тайным образом таковой вести, не убили ли посланных для ясашного сбора служилых Степана Шапкина с товарищи, до которой реки он и доежал. А того ж апреля 7 дня приехал он на Озерную реку к тоену Отомначике, в оном остроге первую нощь ночевал и о побитии ясашных сборщиков у тоена спрашивал, токмо оной тоен с родником своим Керугой, а по крещении Семеном Минюхиным сказали: ясашныя де сборщики за сбором ясашным ушли на остров и затем де их долго нет, что знатно лед разбило и нельзя им обратно попасть. А того ж апреля 8 дня услышал он, Орликов, от тоена Хотомначики и с родника ево Керуги, что оныя сборщики конечно имеются на острове. Того ради оной Орликов объявляющего ему о том иноземца Керугу для вероятного к команде объявления звал в Нижней острог, которой напротив того говорил: «пойдем де мы в юрту». И будучи он, Орликов, с ним Керугой в юрте, между протчим оной Керуга ему объявил, что де сборщиков поголовно всех на Юмгиной реке у Умьевушки четверо олюторов, Карагинской тоен и Алексей с братом Лазуковым убили, и при том говорил в бытность де ево, Керуги, у Умьевушки олюторы и Алексей с братом Лазуковым говорили: ежели де увидишь Орликова, скажи ему, чтобы он с нами ж был в одном согласии, а чюкчи де, коряки и юкагири на погромление здешняго Нижняго Камчатского острога к нам в споможение притти хотят, и нас де людей много, руским людям не поддадимся и приедем де все с женами и с детьми в здешней Нижней Камчатской острог и, которые де там имеются хорошие дворы, в тех де будет жить Лазуков с командою и будет де ожидать с моря судов. При чем оной Керуга ему, Орликову, приказывал: вы де с Ламахаручем знаете, когда с моря суда приходят, смотрите, чтоб де они, прибыв к берегу, назад на море не ушли, а возьмем де мы их обманом. А на лето де две байдары олюторов с женами и с детьми, а имянно тоен с братом, которого имени он, Орликов, сказать не знает, уже совсем на поселение в Нижней острог приттить намерены, а на Авачу де будет Умьевушкин зять Канач с табуном и будет де ожидать судов, который из Охоцка прибудут. А другия де пойдут, совокупясь с тигильскими, на погром в Большерецк и в Верхней остроги. И при том оной Керуга ему, Орликову, сказывал, что де в Большерецке людей немного, и хотя де этих наших руские люди и прибьют, то де на лето будут чюкчи, которых де руские люди убить никак не возмогут, а юкагиры де и чюкчи колымскую дорогу уже заперли, коряки же де с чюкчами замирение возымели, объявляя: доколе де нам между собою иметь брань и от руских терпеть, мы де их, чтоб они на нашей земле не были, всех до единого искореним. А оленныя де коряки изобрав близ здешняго острога моховое оленное кормовише, будут на оном, переселяся оттуду, жительство иметь, а наши де камчадалы будут жить в самом остроге и иметь командира Алексея Лазукова камчюга. А хотели де они быть в острог по насту на костянных полозьях в нынешнем же апреле месяце и взять острог с северной страны с задняго бастиона на утреней зоре, уповая, что де руские люди во оное время весьма разоспятся. И на вышепредложенныя речи Керуги, Семена Минюхина ясашной иноземец Петр Орликов, опасаясь, чтоб не принять ему от того Керуги с прочими смерти, сказал ему: я де с вами в заговоре быть готов, только де пришлите ко мне четырех человек, которые де бы мне, когда наши родники подымутся в поход и будут на Столбы, весть поддержали. И на то оной Керуга ему, Орликову, сказал: я де твои речи, чтоб он к тебе тех людей прислал, Умьевушке скажу, а к прочим де тоенам, а имянно Поучева острога к Камаку, по крещении Стефану Кузнецову, с Уки реки от Начики, по крещении Ивана Колегова для призывания онаго Камака во общее согласие послан де будет того ж острога иноземец Карымча Черной, а по крещении Алексей Тихонов сын Антипин. И при всех вышеписанных Керуги с ним, Орликовым, разговорах представляет он свидетелей Столбовской реки есаула Ломача, по крещении Потапа Колегова, и Тениву, по крещении Петра Холщевникова, да вышеписанного ж Хотомначики зятя Кожача, по крещении Ивана Невотчикова, которых он с собою сюда в Нижней Камчатской острог и привез для доказательства, и в сей де своей скаске сказал он, Орликов, самую истину без всякой лжи и утайки и в том он во всем вышеписанном утверждается».
А вот и приговор, который касался и Мохнаткиных:
«…камчадалам и олюторам Экче, Халюпу, Апле, Таннию, Хваволу, Лехту, Атакану, Амгытку, Апляжу да Ивашке, итого десяти человекам за убивство ими в 1746 году посланных к ним с Камчатки для ясашного сбору служилых и новокрещеных десяти ж человек, да корякам же новокрещеным Василью да Льву Мохнаткиным, Спиридону Бекиреву, Петру, Семену и Данилу Колеговым, Якову Антипову, Никите Заеву, Максиму Тиханову, Никите Чижевскому, Семену Минюхину, Ивану Ащепкову за убивство ж ими и взятье в полон в том же году в Столбовском остроге ясашных коряк, всего тридцати шести человек, и за протчия их показанные в приложенном экстракте важный злодейственныя вины, а согласникам оных убийц и имевшим намерение к тому ж бунту и измене, корякам же и камчадалам Каначю, Ипине, Леонтью Куске, Тиаке, новокрещенным Петру Эрангиму, Петру ж Васильеву с товарищи политическую смерть: положа на плаху и сняв со оной, бить кнутом нещадно и, вырезав ноздри до кости, вывесть с Камчатки из их жилищ в город Якуцк и написать тамо в ясак».
В 1759 году Василий Мохнаткин служит в Якутске:
Имянной список имющим в береговой работе ссыльным, а кто имены, о том значит ниже сего: … Василий Мохнаткин.
В 1812 году в Нижнекамчатске еще служили сотник Ларион Васильевич (1784 г.р.), а также его брат — казак Андрей Васильевич (1792 г.р.) Мохнаткины, но потом русская фамилия Мохнаткиных исчезает на полуострове.
А северная фамилия аборигенов Мохнаткиных, встречается как среди коряков, так и среди камчадалов (ительменов): в 1904-1905 годах участие в обороне Камчатки принимают коряки Аристарх, Андриан, Григорий, Иван, Константин, Трофим, Федор Мохнаткины из Паланы и камчадалы Иван, Никифор, Роман, Тарас Мохнаткин из Кахтаны.
Фамилия Мохнаткиных также была отмечена в 1893 году в селении Укинском — здесь проживал камчадал Михаил Спиридонович Мохнаткин (46 лет) .
Сын дружинника Ивана Мохнаткина из Паланы стал жертвой небезызвестного «Тигильского дела» в период сталинских репрессий:
Мохнаткин Кирилл Иванович, родился в 1893 г., Камчатская губ., Тигильский р-н, с. Палана; коряк; малограмотный; б/п; был членом рыболовецкой артели.. Проживал: Камчатская губ., Тигильский р-н, с. Палана. Арестован 27 июля 1938 г. Приговорен: облпрокурор Камчатской обл. 1 декабря 1939 г., обв.: по ст. 58-1а-2-7-11 УК РСФСР. Приговор: на основании ст.4 п.1 УПК дело прекращено. Умер под стражей во время следствия 25 июля 1939 г. Реабилитирован 19 декабря 1989 г. Реабилитирован постановлением прокурора Камчатской обл.
Мохнаткина Юлия Петровна, уроженка села Кахтана, в 1953 г. Мохнаткина поступила на подготовительное отделение факультета Севера Института им. Герцена. После работала в Институте химии Кольского филиала АН СССР, окончив факультет биологии и химии. Ее работа была связана с созданием физико-химических основ комплексной разработки минерального сырья. На тот период было опубликовано семь научных статей в журнале «Неорганическая химия» и сборнике «Физико-химические исследования соединений и сплавов редкоземельных элементов». В 1976 году сделала доклад в Москве на совещании по физико-химическому анализу». Вестой 1979 года защитила диссертацию «Сульфатные соединения гафния со щелочными элементами и аммонием». Кандидат химических наук.
Анатолий Никонович Мохнаткин (07.08.1949 – 12.11. 2009) — уникальный корякский мастер, неподражаемый актер и хореограф, солист Государственного академического корякского ансамбля танца «Мэнго».
И осталось пополнить этот список якутскими именами…