Чистейший воздух, живописнейшие горы в окружении бесконечной тайги, стелящиеся до горизонта наледи, прозрачнейшие воды многочисленных горных рек и, конечно же, гостеприимнейшие люди, переполненные любви к своему бесподобному краю, к своей истории и могущественная современная техника, идущая по следам великих первопроходцев прошлого — вот чем запомнилась эта уникальная экспедиция под названием «Якутск-Охотск. По следам Витуса Беринга».
Экспедиция, которая состоялось с 25 марта по 7 апреля 2024 года, помимо своих основных задач, направленных на изучение старого «екатерининского» тракта и наследия, оставленного экспедициями Витуса Беринга, имела ещё массу задач чисто практического толка, в основном имеющих отношение к развитию связей между соседними регионами. Их перечень довольно широк это, например, оценка возможности возобновления функционирования зимника, восстановления регулярного авиасообщения с Якутка до Охотска, прокладки новых туристических маршрутов, налаживания новых связей в сфере бизнеса, содействия между регионами в развитии традиционных промыслов, таких как оленеводство и многое другое. Немаловажной целью экспедиции также явилось испытание новой техники, поступившей буквально этой зимой на вооружение МЧС Якутии — вездеходов отечественного производства «Бурлак».
Преодолённое экспедицией расстояние из Якутка в Охотск и обратно, в общей сложности, составило более 2400 километров, из которых 800 — полное бездорожье, где пришлось, в прямом смысле, прорубать себе проезд сквозь тайгу. Хотя, казалось бы, примерно половину пути шли по старому зимнику, по ней последний грузовик прошёл в 90-х годах прошлого столетия, в настоящее время всё проросло тальником, молодняком и почти полностью завалено сухостоем.
Горные речки, коих очень много в тех местах, изобилуют коварными промоинами, наледями, а их берега порой представляют собой обрывы, недоступные для обычной колёсной техники. И вдобавок этой зимой, даже по словам местных, выпало аномально много снега, что тоже добавляло сложности, особенно для колес Бурлаков, так как было непонятно, что скрыто под снежным покровом. Сюда же можно добавить полное отсутствие населения на отрезке от Аллах-Юня до Арки и какой-либо достоверной информации по предстоящему маршруту. В этом вопросе всецело доверились нашему проводнику, потомственному оленеводу Алексею Афанасьевичу Слепцову.
С Алексеем нас свел случай. Было это в 1 марта 2022 года в Якутске, об этом расскажу чуть позже. Тогда наш проект только выпустил первый совместный с телеканалом «Моя планета» документальный фильм «Дойти до края. Сибирский континент», посвящённый Семёну Дежнёву, а продолжить цикл планировалось фильмом про Витуса Беринга и о его экспедициях, который должен быть приурочен 300-летнему юбилею 1-й Камчатской экспедиции, то есть выйти на экраны в 2025 году.
По плану работы над новым фильмом, помимо Якутска и центральной Якутии, съёмки должны были пройти на Камчатке, мысе Челюскина, что на Таймыре, в Булунском улусе, и, конечно же в Охотске и по историческому тракту, по которому команда командора снабжалась из Якутска. Из задуманного пока что удалось закончить съемки на Камчатке, в том числе и на острове Беринга, где, собственно и погиб командор. Что же касается остальных локаций, то все, как и многое, находится на стадии реализации, проще говоря, пока идут поиски финансирования.
Нужно отметить, что благодаря экспедиции «Якутск-Охотск. По следам Витуса Беринга» удалось немного поснимать по старинному Якутско-охотскому тракту, что тоже немало, но в виду дефицита времени в самом Охотске работа была проведена суммарно только около одного дня.
Сама идея экспедиции по маршруту Якутск-Охотск среди участников проекта «Пути великих свершений» появилась почти сразу после начала его реализации. Была и попытка достичь Охотска со стороны Оймякона на вездеходах «Странник» в далеком 2016 году.
Переход тогда возглавил Иннокентий Жуляров, также в ней приняли участие наш друг, известный драматург Семен Ермолаев — Сиэн Өкөр и оператор, тогда еще ГУП «ТЦТР», Тит Николаев. Экспедиция выдвинулась летом, местность в тех краях кратко можно описать как «горы да топи», что и стало причиной схода с дистанции.
В июле того же 2016 года экспедиции проекта «Пути великих свершений» проплыв с Усть-Маи до Нелькана на моторных лодках, а оттуда пересев на грузовики удалось достичь берега Охотского моря – поселка Аян. Примечателен состав экспедиции, куда вошли известный музыкант Виталий Власов, драматург Василий Харысхал, краевед Аким Татаринов, олонхосут Валентин Исаков и другие.
С недавних пор, воспользовавшись услугами турфирмы ООО «Усть-Мая тур» под руководством Ларисы и Василия Поповых, любой желающий может пройти тем маршрутом, воочию увидеть первозданную природу и прикоснуться к истории Якутско-Аянского тракта.
Охотск еще долгое время оставался для нашего проекта недостижимой целью. К этой теме, как уже говорилось выше, мы вернулись в 2022 году с началом подготовки съемок для документального фильма под условным названием «Код Беринга». Прорабатывались различные варианты логистики съёмочной группы — на снегоходах, вертолёте, вездеходах и так далее, быстро стало понятно, что без проводника, знающего местность было не обойтись. Через общего знакомого нам тогда удалось выйти на уроженца села Арка Хабаровского края, потомственного оленевода, охотника, Алексея Афанасьевича Слепцова, на человека как свои пять пальцев знающего свои родные края, где представители его рода Бадьырка кочевали со своими оленями с незапамятных времён.
Удивительно, но, как говорится, факт, Алексей той весной как раз приезжал с сестрой Валентиной в Якутск, чтобы закупиться у нас продуктами, горючим и другими необходимыми товарами… Как он рассказал, летать в Хабаровск может быть и дешевле, но оттуда он ничего сможет привезти.
А с Якутска, говорит, договорился с таксистом и все, можно хоть что доставить. Тем более что с недавних пор функционирует круглогодичная автомобильная дорога до Усть-Маи, оттуда уже легко можно добраться до Югорёнка, Солнечного, даже до Аллах-Юня, а далее ходовой день на снегоходе до местности Капитанская засека, где стоит основная зимняя база Слепцовых.
Только тогда, когда на столе была развёрнута карта местности и на ней Алексей с сестрой указали возможные маршруты, по которым экспедиция могла бы попасть в Охотск, до нас начала поступать достоверная информация о возможных маршрутах будущей экспедиции. До этого мне казалось, что проехать по земле до Охотска почти нереальная задача.
Не откладывая в долгий ящик, тогда же в марте 2022 года, нашим проектом была организована автомобильная экспедиция в посёлок Аллах-Юнь Усть-Майского улуса, где помимо исследования истории Охотского, Аянского трактов, событий времён Гражданской войны, промышленного освоения района, разведали «на месте» обстановку и возможности для дальнейшего продвижения в сторону Охотска. Ещё в ходе подготовки к поездке, познакомились с сотрудниками старательской артели «Поиск», ведущей деятельность в Аллах-Юне, которые оказали содействие и в той экспедиции 2022 года, как и в экспедиции этого года, за что им хотелось бы выразить огромную признательность.
Затем наступило вынужденное двухлетнее затишье, вызванное отсутствием средств на осуществление планов, которое прервалось в начале текущего, 2024 года. Тогда я не знаю как, но руководителю проекта «Пути великих свершений» Георгию Никонову через Ил Дархана Якутии Айсена Николаева и Зампреда законодательного собрания республики Ил түмэн Афанасия Владимира вышел на Начальника ГУ МЧС Якутии генерал-майора внутренней службы Павла Гарина и в результате переговоров удалось договориться об участии в экспедиции ГУ МЧС Якутии с целью испытания техники, а испытывать было что, в декабре 2023 года на вооружение поступили на вооружение трехосные вездеходы отечественного производства на шинах пониженного давления «Бурлак». Параллельно экспедиция заручилась поддержкой Якутского отделения Русского географического общества. Старт наметили не позднее конца апреля. Начался поиск спонсоров, утверждение целей, маршрута.
Больная тема, которая преследует наш проект уже многие годы, как уже говорилось, постоянный дефицит, а порой и полное отсутствие средств на дальнейшую работу. Таким образом, поиск финансирования, налаживание связей, как я убежден – это наиважнейший и сложнейший этап подготовки к любому мероприятию. Поэтому я считаю своим долгом перечислить всех спонсоров и тех, кто принял активное участие в организации данной экспедиции:
- Якутское отделение Русского Географического общества.
- Правительство Республики Саха (Якутия).
- Правительство Хабаровского края.
- Государственное Собрание — Ил Тумэн, Республики Саха (Якутия).
- Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) по Дальневосточному федеральному округу.
- Главное управление МЧС России по Республике Саха (Якутия).
- Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия).
- Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республике Саха (Якутия).
- Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).
- Общественное движение «Ассамблея народов Республики Саха (Якутия).
- Администрация МР «Усть-Майский» Республики Саха (Якутия).
- Администрация Охотского муниципального округа, Хабаровского края.
- ПАО «Ленское объединенное речное пароходство» г. Якутск.
- АО «Комдрагметалл Республики Саха (Якутия)», г. Якутск.
- АО «Таттаавтодор», с. Ытык-Кюель.
- ООО «Политехника ДВ», г. Якутск.
- ООО «Хоту тент», г. Якутск.
- ООО «Усть-Мая тур», с. Усть-Мая.
- Издательство «Русский остров» г. Владивосток.
Впервые в экспедиции, организованной нашим проектом приняли участие представители бизнес-сообщества, что, на мой взгляд, сильнее подчеркнуло практическую направленность целей экспедиции. Колоссальная поддержка была оказана со стороны властей Якутии и Хабаровского края, администрациями сел, поселков, организаций, музеев, школ, которые мы посетили по ходу преодоления маршрута.
С наилучшей стороны показали наши спасатели, выучка, профессионализм, командных дух ребят выше всяких похвал и не нуждается в хвалебных одах. Меня удивило отношение завода, выпускающего «Бурлаки», отправить сервисного инженера из Кургана в Якутию, дабы принять участие в испытаниях – дорогого стоит, молодцы! Видимо, сказывается, что рынок нашей республики еще не насыщен вездеходами такого класса, удивительно, что ими еще не сильно интересуются наши золотари и подобного рода организации, но возможно, даже скорее всего, в этом я ошибаюсь. Состав экспедиции:
- Владимиров Афанасий Семенович — заместитель Председателя Государственного Собрания-Ил Тумэн, Республики Саха (Якутия).
- Никонов Георгий Дмитриевич – советник Главы Республики Саха (Якутия).
- Махатыров Афанасий Спиридонович – Генеральный директор ООО «Хоту тент».
- Захаров Утум Егорович – журналист, писатель, драматург, фотограф экспедиции, член Якутского республиканского отделения Русского географического общества.
- Попов Владимир Ермакович — краевед, представитель ООО «Усть-Мая тур».
- Никонов Дмитрий Георгиевич – оператор, видеограф, разработчик и редактор сайта проекта «Пути великих свершений».
- Слепцов Алексей Афанасьевич – проводник, Хабаровский край.
- Комаров Валерий Валентинович – начальник ПСО (арктическое) ГУ МЧС России по РС(Я).
- Любинец Игорь Викторович – начальник ПСП (водолазное) ГУ МЧС России по РС(Я).
- Малюшин Ярослав Михайлович – начальник ПСП №1(арктическое) ГУ МЧС России по РС(Я).
- Брундуков Николай Геннадьевич – спасатель ПСП №1(арктическое) ГУ МЧС России по РС(Я).
- Мостовщиков Яков Михайлович – сервисный инженер завода «Бурлак», г. Курган.
Впервые участники экспедиции собрались за два дня до выезда на базе ГУ МЧС Якутии, в кабинете начальника ПСО Валерия Комарова, которого после экспедиции привычнее все же звать Валентинычем. Начальник произвел на меня впечатление человека добродушного, требовательного, прямолинейного и простого в общении, позже я узнал, что он перешел в спасатели из речников.
Совещание прошло «как обычно», из разряда «не опаздывать…, взять…, не забыть…, прихватить…, не брать… и т.д. Оказалось, Валентиныча их высокое начальство обычно не «отпускает» на экспедиции, больше привлекая к штабной работе, а тут, к его безмерной радости и удивлению «таможня дало добро» на личное участие.
После собрания многие из нас впервые увидели вездеходы, которые почти на 2 недели станут для нас домом. Размеры впечатляют, но меня больше смутили, казалось бы, слабенькие турбодизели Cummins объемом 2,8 литра, китайской сборки, со всем навесным оборудованием от них же. Аналогичные двигатели ставят на Гаезель Некст и подобные машины.
По словам Якова Мостовщикова, сервисного инженера от завода, это такое требование продиктовано условиями государственного тендера, куда не допускаются основные узлы, произведенные в «недружественных странах», а так, при частном подходе возможность установки практически любых узлов на выбор клиента существует. Яков Михалыч, или «дядя Яша», «Михалыч» уже третий раз у нас в республике, как он сказал: «Это у меня уже третья якутская экспедиция» и, как оказалось в итоге, по его же словам, эта экспедиция из них получилась самой сложной. Дядя Яша хорошо эрудирован, скромен, с хорошими манерами, обходителен – эдакий типичный инженер советской школы, по крайней мере, я так себе представляю советскую техническую интеллигенцию. По долгу службы он объездил на «Бурлаках» весь север, бывал на Ямале, Чукотке, Камчатке, не говоря уже о русском севере, поэтому неплохо осведомлен о традициях и устоях народов севера, знает все о снеге, очень уверен в «Бурлаках», настоящий патриот, в хорошем смысле этого слова, своего завода. Дядя Яша, по моим наблюдениям, доехал до Охотска в одних полиуретановых калошах и заводской робе, по крайней мере, я его в теплой куртке видел только в день отъезда, видимо, настолько он привык к быту в вездеходе, для него эта машина – дом родной.
На следующий день мы с драматургом Утумом Захаровым обклеили вездеходы наклейками организаторов и спонсоров экспедиции. С Утумом я познакомился во время съемок документального фильма «Дойти до края. Сибирский континент» в селе Туор-Кюель Таттинского района, в то время он работал в качестве корреспондента в одном из республиканских изданий.
По словам моего отца, в раннем детстве, когда наша семья жила в Таатте, я с братом играли с Утумом, но ка сожалению, я оттуда не помню ни одного кадра. Утум спокоен, рассудителен, вдумчив, немногословен, настоящий Писатель, как его нарек второй водитель «Бурлака-1», хохмач, весельчак, заядлый рыбак, мужик, всю жизнь проработавший дальнобойщиком Николай Брундуков или, в виду возраста и опыта, просто дядя Коля.
В гараже вовсю кипела работа, Михалыч колдовал над вездеходами, остальные тоже не сидели без дела, шла примерка термоизолирующей “юбки” для наших “Бурлаков”, пошитых ООО “Хоту тент”, известного в наших краях, прежде всего, как производитель портативных гаражей “Наташа”, название которых уже давно стало нарицательным, в Якутии их не иначе как Наташами никто не называет. Кроме них предприятие, резидент якутского “Технопарка” шьет почти весь спектр туристического снаряжения, палатки, спальники, накидки, а также узкоспециализированные изделия почти для всех отраслей народного хозяйства. В последнее время фирма активно развивает и смежные направления, например, из них можно выделить туризм. Учитывая увлеченность, упорство, деловые качества руководителя предприятия Афанасия Махатырова, в успешной реализации планов можно не сомневаться.
Руководителем экспедиции, по совместительству ответственным за взаимодействие с местными властями был назначен давний друг нашего проекта заместитель председателя Законодательного собрания Якутии Ил Түмэн Афанасий Владимиров. Сам он из приленских ямщиков, уроженец села Эргис, что недалеко от города Покровска, живой, жизнерадостный, целеустремленный, простой, в общем, человек из народа. Благодаря педагогическому прошлому, Афанасий Семенович по «девичей» специальности детский тренер по хоккею, отлично находит общий язык с детьми, что не раз было продемонстрировано в совместных встречах со школьниками, в которых принимал участие проект «Пути великих свершений». Примечательно, что он еще не повесил коньки на гвоздь и до сих пор не прочь погонять шайбу, к тому же является председателем ассоциации хоккея Якутии.
Старт экспедиции был намечен 25 марта на 9 часов утра. Участникам надлежало быть к 08:00 на базе ГУ МЧС, что по Вилюйскому тракту. Обошлось без критичных опозданий, загрузка вещей в вездеходы прошла быстро, основной груз был со вчерашнего дня был на борту, загрузили с помощью погрузчика запасное колесо на крышу «Бурлака-1», стало интересно, а как мы будем, в случае замены колеса, поднимать наверх в полевых условиях))).
На проводах присутствовали пресса, руководство МЧС, представители Якутского отделения Русского географического общества, знакомые, родные друзья участников. Настроение у всех приподнятое, всем не терпится поскорее в путь.
После коротких напутственных речей и традиционного якутского обряда алгыс от нашего штатного алгысчыта, доктора медицинских наук Егора Борисова-Буор Булгунньах вездеходы с позывными «Бурлак-1» и «Бурлак-2» в 09:10 выдвинулись в путь.
Я был распределен в экипаж «Бурлак-2», где разместились начальник со стороны спасателей, он же водитель Владимир Комаров, заводской инженер, второй водитель Яков Мостовщиков, «гражданский» начальник экспедиции Афанасий Владимиров, руководитель проекта «Пути великих свершений», советник Главы Якутии Георгий Никонов, Генеральный директор ООО «Хоту тент» Афанасий Махатыров, и в Усть-Мае к нам должен был присоединиться еще один человек – представитель от ООО «Усть-Мая тур» Владимир Попов. Экипаж «Бурлак-1»: спасатель, водитель Игорь Любинец, спасатель, второй водитель Николай Брундуков, спасатель Ярослав Малюшин, драматург Утум Захаров, проводник Алексей Слепцов, который ожидал нас в Аллах-Юне. Такая вот разномастная во всех отношениях команда, но тем не менее, как показала практика, все сложилось неплохо.
Бурлаки идут легко, сидишь очень высоко, обзор отличный, многие прохожие и автомобилисты приветствуют, снимают на видео. Благодаря габаритам, которые сопоставимы с камазовскими, «Бурлак» – 2900, «КАМАЗ» — 2500 мм, вездеходы без проблем передвигаются по городу и любым автомобильным дорогам.
В Нижнем Бестяхе известный блогер под ником «Эркин Питерский якут», в миру Игорь Ермаков, по просьбе ребят, привез «фанеру», забытую в Якутске. «Фанера» точнее фанерный лист был необходим для оборудования спальных мест в «Бурлаке-1». Немного пообщавшись мы поехали дальше.
Наши вездеходы с позывными «Бурлак-1» и «Бурлак-2» различных комплектаций, первый – грузовой, в нем за «рулевой рубкой» и «кают-компанией» совмещенного с «камбузом» расположен просторный монообъемный грузовой отсек со стеллажами, а второй вездеход грузопассажирский, у него вместо грузового сделано два отсека, где основной объем занимает пассажирский, который легко трансформируется четырехместную спальню, за ней небольшой разделенный переборкой грузовой отсек. Для простоты выложу спецификацию от производителя:
При необходимости можно жить не выходя из вездехода, если конечно, решить вопрос с туалетом и гигиеническими процедурами. Доступ к основным узлам и агрегатам, которые расположены в так называемой «лодке», возможен с салона, стоит только распахнуть люки, занимающие всю площадь пола. «Лодка» условно герметична и защищает снизу силовую установку, трансмиссию, баки и прочее от воздействия окружающей среды, воды, температур, снега, грязи и вносит свою лепту в положительную плавучесть всей конструкции.
По трассе легко держится крейсерская скорость 50-60 километров в час, и в районе 17 часов, по пути пообедав в Эмиссах, у села Бетюнцы на ~220 километре переправились через реку Амга. Далее дорога идет по притокам Алдана, рекам Нуотара и Мокуйа до Усть-Маи, а это что-то около 160 километров отличной гравийки. Этот участок был введен только в 2018 году, строительство шло целых 20 лет…, конечной точкой автодороги, по задумке, должен стать глубоководный порт Аян, который больше всего подходит в качестве морских ворот для нашей республики. Охотск в плане гидрологии и других показателей существенно проигрывает в этом Аяну. Но это дело далекого будущего.
Что же касается горючего, то тут все предельно просто, заправились под завязку в Якутске, дозаправляемся в Эльдикане, чего нам должно хватить до Охотска. Судя по спецификации, на машине установлены основной расходный бак на 80 литров и 4 дополнительных бака по 160 литров, всего запас горючего составляет 720 литров – проблем с горючкой возникнуть не должно, если, конечно, все пойдет по плану. Затруднений с подзарядкой гаджетов и съемочного оборудования тоже возникнуть не должно – в каждом вездеходе предусмотрены по 12 гнезд usb, часть из них с поддержкой быстрой зарядки, даже установлен преобразователь на 220 вольт, на котором можно кипятить воду, готовить еду, правда на «Бурлаке-2» он не функционировал, приходилось все готовить на газовой плите. Благо, кухонная зона, где размещен раскладной стол, оборудован вытяжкой, угореть невозможно.
В 19:30 прибыли Усть-Маю, основанную датчанином Мартином Шпанбергом, состоявшем на российской службе, участником обоих Камчатских экспедиций Витуса Беринга. У стелы при въезде в поселок нашу экспедицию хлебом-солью, оладьями, кумысом встретила делегация, представляющая основные национальности улуса – якутов, эвенов, русских, среди них, конечно же, были и официальные лица.
Здесь к нам присоединился 11-й участник экспедиции Владимир Ермакович Попов, который вместе с супругой Ларисой Аркадьевной занимаются туризмом и организуют комбинированные туры на моторных лодках и автомобилях до села Аян, что на побережье Охотского моря. С ними мы познакомились во время экспедиции 2022 года в Аллах-Юнь. Кому интересно, более подробно о туре к Охотскому морю можно узнать на сайте ООО «Усть-Мая тур». Основная задача, Владимира Ермаковича – оценка туристического потенциала маршрута следования экспедиции «Якутск-Охотск. По следам Витуса Беринга» и налаживание деловых связей по местам пребывания.
После церемонии встречи первым делом отужинали в кафе у Поповых, затем желающие заселились в гостиницу, а остальные решили переночевать возле Администрации улуса на берегу Алдана в своих вездеходах. Гостиница называется «Ассоль», та же, где мы ночевали два года назад, но хозяева вместо старого здания построили новое двухэтажное. Стоимость 2500 с человека.
26 марта
С утра после встречи с населением экспедиция направилась к следующей маршрутной точке, к поселку Аллах-Юнь. Дорога отличная. К полудню перебрались по ледовой переправе на правый берег Алдана и достигли Эльдикана, что 63 километрах от Усть-Маи.
На заправке случился небольшой форс-мажор, не было электричества. Заправиться было жизненно необходимо, ведь это последняя АЗС на маршруте, следующая будет только в Охотске. Пока ждали мы осмотрели близлежащую достопримечательность – памятник «Слава труду» с грузовиком МАЗ-200 на постаменте, дань памяти о некогда существовавшей здесь автобазе, которая обслуживала дороги к золотодобывающим артелям Аллах-Юная, Солнечного, Брендакита, Югоренка.
Непродолжительное время, с 1948 по 1953 годы поселок Эльдикан являлся административным центром канувшего в лету Аллах-Юньского района, а основан поселок был в 1941 году, как пристань, как узловой пункт для связи с вышеупомянутыми золотодобывающими поселками. Места красивейшие, чего не скажешь, к сожалению, о поселке, где от населения в 3500 человек, в настоящее время осталось только около 1000. Некогда здесь был даже ремонтно-эксплуатационный участок речного пароходства, сейчас здесь работают нефтебаза, угольный склад, подразделение «Якутскэнерго».
Где-то в 13:30 дали свет. К этому времени успели пообедать. Первые дни в ход шли домашние заготовки, готовить не приходилось, только кипятили воду и разливали по термосам. Скоропортящиеся продукты хранились в неотапливаемом грузовом отсеке, консервы и бакалею держали в ящике из фанеры. План на сегодняшний день – Аллах-Юнь, это примерно 250 километров.
Далее дорога по рекам Дюннекян, Эльдиканка выходит на левый приток Аллах-Юня реку Сахара. Еще засветло, встретили сломанный КАМАЗ ППР, за рулем гости из ближнего зарубежья, наша помощь не потребовалась. Едем дальше, проезжаем сворот на Югоренок, выходим к Левой Сахаре.
Уже начинает темнеть и в сумерках видим – стоит грузовик и безнадежно буксует, водители машут лопатами в попытках то ли откопать, то ли забросить под колеса песок и камни. Мы попытались вытянуть, не получилось, слишком тяжело для относительно легкого «Бурлака».
Пока возились, со стороны «Аллаха», местные обычно в своей речи опускают вторую часть «Юнь», приезжают чурапчинцы на «Сурфе» и сообщает, что в эту сторону едет «Урал». Со спокойной душой уже в свете фар едем дальше, до Аллах-Юня остается еще около 70 километров. В 20 часов остановились, перекусили, Валентиныч по спутнику выходил на ежедневный сеанс связи со штабом МЧС Якутии, все нормально. Там же на стоянке обнаружился автокран «Урал» вставший на ночевку, Афанасий Семенович сообщил им о застрявшем грузовике, выехали ли они на спасение, неизвестно.
23:00 прибыли в Аллах-Юнь. Несмотря на то, что поселок закрыт, местами виден свет от окон, даже кое-где светят уличные фонари. Благодаря нашему старому знакомому сотруднику золотодобывающей артели «Поиск» Виталию Калашникову, часть команды разместилась в гостевом доме. Ермакович ушел ночевать к знакомым. Рядом с гостевым домом навалена куча хороших дров, само здание из бруса, довольно старое, но еще ладное. В помещении натоплено, на столе стоит чья-то провизия. Каково же было наше удивление встретить здесь женщин-ветеринаров, откуда вы бы думали? – Из Амги!
За ужином они рассказали, что возвращаются с плановой вакцинации оленей. Почему так далеко? Оказалось, что территория Усть-Майского улуса и часть территории Охотского округа Хабаровского карая относятся к зоне ответственности Управления ветеринарной службы аж Амгинского улуса Якутии… Так вот, звали тех отважных женщин Федора Илларионова и Светлана Анисимова, а водитель Анатолий Никифоров, по его словам – внук Конона Никифорова-Куонаан Бандьыыт.
С Амги до Аллах-Юня они доехали на «Буханке», а отсюда к оленеводам на снегоходах. Как водится, без приключений не обошлось. В пути ночью у них сломалась машина, вокруг ни души, нашли заброшенную избушку, дров нет, растопить печку нечем. Пришлось пустить на дрова полы и все, что было под рукой. Такая у них служба, не каждому мужику под силу, особенно это касается городских пижонов. Как же можно облегчить работу ветеринарной службы? На мой взгляд, нужно предоставить, как в тех же «загнивающих» штатах, вертолет, хватило бы какого-нибудь захудалого «Робинсона» или, на худой конец, закупить «Бурлаки», оленей то ближе никак не подгонишь… Но, реалии жизни в нашем государстве таковы, что вертолетов и горючего не хватает даже для людей, а на другие, никому не нужные цели денег никогда не жалко.
27 марта
Ночью спал как убитые, встал рано. Вышел на улицу, там дядя Яша уже весь в обслуживании техники, а ребята занимаются утренними делами. Спокойно позавтракали, в меню мясо, завернутое в оладьи, значит «пирожки» и фирменные якутские лепешки от Ермаковича, это у нас такая «пицца».
В 08:20 начали загружаться в машины и тут смотрю, подкатил снегоход, привычным движением спрыгнул невысокий, судя по движениям, довольно ловкий человек и быстрыми, семенящими шагами направился в нашу сторону. Пригляделся, да это же Алексей! Наш проводник Алексей Афанасьевич Слепцов. В этой глуши каждый мало-мальски знакомый человек при встрече воспринимается почти как родной, странное чувство, которое напрочь пропадает в городе. Поздоровались, обнялись, справились о делах, здоровье, познакомили с участниками экспедиции.
Алексея, согласно его роли проводника, определили в экипаж «Бурлак-1», вездеходу, которому была отведена почетная роль ведущего. У них на борту 3 профессиональных спасателя и все необходимое оборудование: бензопилы, всевозможный инструмент, электрогенераторы, нашлось место даже для железной печки. Водитель – Игорь Любинец, водолаз, спасатель первого класса и, к тому же, он уже имеет большой опыт вождения всевозможных вездеходов, в том числе и «Бурлака».
Опыту же второго водителя тоже не приходится сомневаться, как я уже говорил выше, дядя Коля Брундуков. Обладатель исключительно тонкого, специфичного, в хорошем смысле этого слова, чувства юмора, до прихода в службу спасения длительное время работал дальнобойщиком. Каждому прекрасно известны смекалка, особые навыки, мужество, присущих нашим северным «дальнобоям».
Третий спасатель в экипаже – Ярослав Малюшин или, как его величают ребята «Ярик», веселый, юморной, жизнерадостный парень, обладающий недюжинной физической силой, родом из Нюрбы, альпинист.
08:35 Выезжаем с гостиницы, Алексей отгоняет к родственникам свой снегоход, «Бурлаки» следуют за ним. Подъезжаем к дому, из сеней выходит пожилая бабушка – тетя нашего Алексея Ульяна Гавриловна Николаева и машет рукой, ей, как я узнал позже, 90 лет и она приходится сводной сестрой бойца со знаменитого снимка фронтового корреспондента Евгения Халдея, подписанного как «Участник боев за столицу Германии артиллерист-якут Михаил Алексеев в Берлине».
Очень жаль, что тогда в Аллахе, нам не удалось ближе познакомиться, поговорить, записать интервью бабушки Ульяны. Только на обратном пути, поздно вечером удалось заглянуть к ней, буквально на 15 минут, и немного поговорить. Как оказалось, она прекрасно говорит по-якутски, хотя подчеркивает, что она эвенка. Раньше якутский язык был повсеместно распространен по всему Дальнему Востоку, не говоря уже об Охотоморье, Колыме, выступал в качестве языка межэтнического общения.
Как рассказал Алексей, его родители тоже свободно владели якутским языком. Разгрузили 3 баула, которые мы привезли по просьбе нашего проводника из Якутска. В этом нам помог родной племянник Алексея – Николай, практически единственный представитель молодого поколения, который хоть как-то помогает старикам держать своих оленей. Основная масса молодежи, по словам Алексея, давно обрусела и осела в населенных пунктах. Когда он рассказывает об этом сразу меняется интонация, темп речи, чувствуется волнение, искренняя досада и сожаление. Он говорит, что племянник постоянно с малых лет находился у них в стойбище, поэтому чувствует некое чувство обязанности, которое не дает ему окончательно покинуть родную тайгу, оленей.
Летом Николай работает по найму у старателей, «старательствует», а зимой помогает Алексею и его сестре в их нелегком ремесле оленеводов. Они оба перешагнули за 60 лет, дают о себе знать различные болячки и тут без посторонней помощи уже никак.
Дальше решили навестить контору старательской артели «Поиск». На часах 09 часов, телефон давно, уже вчера выключен, ибо нет связи. У одноэтажного офиса как у сельпо, деловито снуют работники, вокруг штабелями хранятся ящики с запчастями, припасами, много землеройной техники, контейнеров, стоит козловой кран, видны амбары, которые вполне возможно, как и здание офиса, стоят еще с советских времен. Есть сеть «вайфай» с доступом во всемирную паутину, но мне не удалось подключиться, да особо и не старался, страждущие, вроде как смогли отправить срочные сообщения. Начсостав нашей экспедиции зашли в контору старателей.
Спустя короткое время отец «выводит» руководство артели на запись интервью. Вышли уже знакомый нам Виталий Калашников и Главный инженер предприятия Владимир Федоров, за что им хотелось бы выразить признательность. Если рассказать вкратце, если я не ошибаюсь, Виталий Валерьевич родился здесь, в Аллах-Юне, работал в милиции, с закрытием поселка не стал покидать родной поселок, с тех пор трудится в артели. Сейчас он здесь самый главный, я бы сказал, «шериф». Владимир Георгиевич Федоров – 1945 года рождения, в Аллах-Юне с 1962 года, знает о своем уже родном Аллахе все.
Не буду пересказывать Википедию, но история поселка, района интересна и познавательна, записанное интервью тому свидетель. Если совсем коротко, то золото здесь добывается с довоенных времен, а о его наличии доложил один из первооткрывателей Алданского золота, небезызвестный латыш Вольдемар Бертин еще в 1915 году, когда велись изыскания по Якутско-Охотскому тракту. С января 1934 года, который считается годом начала становления золотодобывающей промышленности в Усть-Майском улусе, все работы по геологической разведке этого золотоносного района передаются Якутскому отделению союзного треста «Золоторазведка», а управляющим назначается все тот же Бертин.
Наконец, в 1939 году был организован Всесоюзный государственный золотопромышленный трест «Джугджурзолото», в составе которого числились поисковые управления такие как Бурхалинское, Евканджинское, Светлинское, Баатыльское, Минорское, Ыныкчанское и Юрское. В том же году был основан Аллах-Юньский район, который просуществовал до 1953 года, так и хочется связать это событие с масштабной амнистией, но этого я не знаю, так или иначе, скорее всего в связи с укрупнением районов ЯАССР, территория была передана Усть-Майскому району.
За время Великой Отечественной войны трестом «Джугджурзолото» было добыто 23 тонны золота. Это по тем временам огромные показатели, особенно принимая в расчет то, что трестом «Якутзолото», который разрабатывал Алданский район, добыл 16,5 тонны драгоценного металла. В знак признания выдающихся достижений и за участие в социалистическом соревновании коллектив прииска Ыныкчан был удостоен переходящего Красного Знамени Государственного комитета Обороны СССР.
Всего в военное время в Аллах-Юньском районе на золотодобыче было занято около 4000 человек, среди них свыше 800 женщин. Что же касается поселка Аллах-Юнь, то своего пика в численности населения достигал в 1939 году с показателем в 2600 душ, а в последующие годы, вплоть до 90-х это число держалось на уровне 2000 жителей.
Отсутствие существенного прироста разведанных запасов россыпных месторождений для добычи мускульным трудом привело к расформированию треста «Джугджурзолото» и создания на его основе, постановлением Минцветмета 7 января 1957 года, треста «Якуталмаз».
Кадровый состав треста в ноябре месяце вместе с техникой, оборудованием был сформирован в колонны и организованно отбыл в бассейн реки Вилюй. Автомобилей не было, все грузилось в сани на тракторной тяге, люди жили в балках. Во время движения работали передвижные школы, больницы, столовые, даже выпускались «боевые листки». Отец в молодости слышал, как старики рассказывали про вереницу из саней проходившей по территории Таттинского района. Колонна прибыла на место, где сейчас расположен город Мирный только в марте и, сразу, практически с ходу приступила к строительству промышленной инфраструктуры и поселка. Таким образом получается, что старейшая отрасль, золотодобыча – финансовая опора Якутская АССР при своем становлении, дала жизнь алмазодобывающей отрасли, которая до сих пор дает львиную долю поступлений в бюджет современной Республики Саха.
С развалом Союза в Аллахе, как и во многих подобных рабочих поселках, наступили сложные времена. Агония длилась порядка 10 лет, как итог в 2004 было принято решение о закрытии поселка. Сейчас здесь проживают около 30 человек и это без учета вахтовиков. По сравнении с 2022 годом, когда мы были в крайний раз, в Аллахе стало как-то многолюднее, живее что ли. Причины этого Виталий Калашников объяснил началом сезона заезда сезонных рабочих и приездом специалистов Управления сельского хозяйства.
В настоящее время жизнь в поселке держится только благодаря старательской артели «Поиск». На их обеспечении дорожная инфраструктура, в том числе и автодорога, ведущая с трассы Усть-Мая-Югоренок до поселка, дизельный генератор для выработки электричества. Будем надеяться, что в поселке когда-нибудь опять закипит жизнь, заработают школы, откроются детские сады, хотя этого, скорее всего, никогда не случится. Как только истощатся запасы золота, легендарный «Аллах» уйдет в безвестность.
09:10 «Бурлаки» выезжают из поселка и наматывают на колеса последние километры обслуживаемой автодороги. Я еще не представляю, что нас ждет впереди. Пролетев 17 километров, по указанию нашего проводника Алексея, сворачиваем на снежную целину и берем курс на Анчу. Скорость сразу катастрофически падает, стравливаем давление в баллонах, но все же, вопреки моим ожиданиям, вездеходы по снегу идут легко и уверенно. Впереди порядка 400 километров абсолютного бездорожья, где мы будем полностью полагаться на знания Алексея, навыки водителей, надежность «Бурлаков».
Фотографии: Скриншоты с видео автора
Продолжение следут.