Наш проект в рамках рабочего визита в Таттинский улус исследовал места, где пролегал легендарный Якутско-Охотский тракт, по которому также проходила телеграфная линия, построенная под руководством начальника Иркутского почтово-телеграфного округа Роберта Юльевича Зонненбурга. Якутско-Охотский телеграф был первым крупным объектом на территории Якутии, в строительстве которого упор был сделан на местные трудовые ресурсы. Известно, что в строительстве в качестве подрядчика принял участие светило якутской литературы Алексей Елисеевич Кулаковский-Өксөкүлээх Өлөксөй.
Первоочередной задачей поездки являлась разведка состояния Якутско-Охотского почтово-телеграфного тракта и изучение местности на предмет возможности проведения съемок эпизодов второй серии документального фильма “Пути великих свершений”.
В вылазке личное участие принял наш друг, соратник, Заслуженный работник транспорта РФ и РС(Я), генеральный директор АО “Таттаавтодор” Иван Бочонин, также он предоставил еще один автомобиль, без которого немыслимо лезть в глушь. Помимо этого, участники нашего проекта, прибывшие из Якутска, традиционно остановились на ночь в служебной гостинице дорожного предприятия, где по традиции, заведующей Марией Михайловой было организовано прекрасное питание и все условия для полноценной работы и отдыха.
В поездку со стороны Ытык-Кюельского литературно-художественный музея-заповедника «Таатта» был приглашен его директо, руководитель Таттинского отделения Русского географического общества Владимир Таппыров. В рамках съемок второй серии документального фильма планируется часть эпизодов, связанных с деятельностью старых почтовых трактов, которые как известно, возникли по инициативе Витуса Беринга, снять на территории музея. Для этого рассматривается возможность реконструкции на его территории здания почтового стана, что впоследствии, помимо съемок, послужит для развертывания на базе музея “Хадаайы” тематического объекта, посвященного тематике Якутско-Охотского тракта. На мой взгляд, все для этого начинания в наличии: свободная земля, заинтересованные люди, неподалеку даже расположена коневодческая база, как говорится, есть где разгуляться фантазии.
Выезд из села Ытык-Кюель состоялся рано утром 15 апреля по утренней изморози. Так как в настоящее время старый тракт не обслуживается и пользуется только для вывоза заготовленного сена, дров проезд, как и ожидалось был доступен только для внедорожной техники, то бишь исключительно для тракторов и мы особых иллюзий по поводу сквозного проезда через почтово-телеграфные станции Лебегинская, Мельджегейская к реке Амга, где располагалась станция Амгинская, не питали.
Вначале осмотрели территорию литературно-художественного музея и наметили места пригодные для строительства почтового стана. Далее наш путь пролегал в местность Дьиэбэгэнэ, где располагалась станция Лебегинская. Путь занял у нас около 40 минут по проселочным дорогом. Состояние зданий и характер местности хорошо виден на снимках с квадрокоптера:
Вот что записал в своем дневнике инженер Роберт Зонненберг в своем путевом дневнике о станции Лебегинская, которую он посетил весной 1909 года:
Въ Лебягинской мы пообѣдали, расположившись для этого въ сравнительно чистой станціонной юртѣ. Пока подкрѣплялись да обсушивали шарфы и согрѣвали рукавицы, ямщики пригнали и перепрягли лошадей. Черезъ часъ мы тронулись въ дальнѣйшій путь. Лѣсомъ здѣсь дорога узенькая; зимою нарта проходитъ, но лѣтомъ передвиженіе исключительно верхомъ, а перевозка грузовъ вьюкомъ.
Записав интервью, полюбовавшись весенними пейзажами, характерными для центральной Якутии мы выехали в сторону следующей станции – Мельжегейской. Расстояние до нее около 25 километров, но дорога оказалась сильно заметена снегом, в какой-то момент проезд стал невозможен, шедший впереди УАЗик завяз в снегу, пришлось поработав лопатами возвращаться.
Повода для расстройства у нас не было, потому как по пути, после выезда с Лебегинской, почти сразу вдоль дороги, в лесу на возвышенности начали встречаться телеграфные столбы, простоявшие здесь свыше 100 лет, а сколько их лежит под снегом неизвестно, а их при строительстве было поставлено около 18 000 штук, длина варьировалась от 7 до 8 метров, помимо этого было необходимо вырубить на всем протяжении просеку шириной 20 метров, притом все работы проводились вручную.
Сохранность для своего солидного возраста поразительная, почти в первозданном виде лежит и стальной провод, сечением около 4 мм, по которому бежал сигнал. На столбах имеются даже изоляторы, на вид как будто новые, один из них, а также кусок провода был нами изъят для передачи в фонд Черкехского музея.
Обратный путь прошел гладко, в селе Боробул (Победа) посетили памятник видному государственному и общественно-политическому деятелю, Секретарю Якутского окружкома ВКП(б), Председателю ЯЦИК и СНК ЯАССР, Директору ЯЦЭС, Народному комиссару коммунального хозяйства Ананию Кононовичу Андрееву.
В Боробуле выехали на федеральную трассу “Колыма”, 176 километров которого находится под ведением АО “Таттаавтодор” и спокойно доехали до Ытык-Кюеля. Недалеко от въезда в село, с недавних пор находится, пожалуй, единственный на территории Якутии памятник первому президенту России Борису Ельцину, который был поставлен таттинскими дорожниками на месте приземления президентского вертолета.
Какое бы к Ельцину не было отношение в настоящее время, но при нем именно здесь, во время его приезда в Татту в 1993 году было подписано соглашение об отчислении 25% средств от добытых в Якутии алмазов в бюджет республики. Благодаря тем деньгам и были построены Республиканский медицинский центр, Центр материнства и детства, здание естественных наук ЯГУ (КФЕН) и другие объекты, воплощены многие масштабные национальные проекты, задуманные первым президентом Якутии Михаилом Николаевым.
Выехав после обеда с Ытык-Кюеля, вечером наша делегация благополучно вернулась в Якутск. Хотелось бы выразить благодарность таттинцам за гостеприимный прием и помощь в организации предпоказа нашего фильма и осуществлении выезда по знаковым местам, касающихся деятельности Якутско-Охотского почтово-телеграфного тракта.
Пора подводить итоги. Оказавшись в местах по которым прошел старый, еще императорский почтово-телеграфный тракт, останки которой все еще встречаются на всем его протяжении, начинаешь понимать и осознавать масштабность, значение в истории, ценить колоссальный труд наших предков, вручную строивших и обслуживавших этот инженерный шедевр своего времени. В наше время эстафету у почтово-телеграфного тракта, можно сказать, перехватили дорожники и связисты, среди них одним из достойным продолжателем дела свих предков является Генеральный директор АО “Таттаавтодор” Иван Бочонин.
Собранный материал в последующем будет использован в выпусках телепередачи “Пути великих свершений”, создании статей, которые будут опубликованы помимо сайта нашего проекта и на площадках других СМИ, также по результатам поездки будет решаться вопрос с локациями к второй части документального фильма.
В ближайшее время, “как только так сразу”, будет опубликован видеоролик, рассказывающий о ходе рабочей поездки.