Начало читайте по ссылкам:
Покинув село Догордон, 21 февраля экспедиция благополучно вернулась обратно в город Хабаровск. Утром 22 февраля к нам присоединилась Виктория Баторовна Малакшанова – сотрудник научно-исследовательского сектора этнографии Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова.
В начале 2018 года она была в числе участников экспедиции “Пути великих свершений” в Тугуро-Чумиканский район Хабаровского края, во время которой потрясла всех своей стойкостью к трудностям и лишениям походной жизни.
Рано утром, загрузив книги и альбомы, переданные Гродековским музеем для раздачи населению, мы выдвинулись к озеру Болонь, а именно в нанайское село Джуен, которое расположено на западном берегу и административно входит в Амурский район Хабаровского края.
Маршрут пролегал через хорошо нам известную по Сахалинской экспедиции трассе Р-454 Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре. Правда, на этот раз едем по ней до села Вознесенское, затем по льду Амура переправляемся в город Амурск. Далее двигаемся в юго-западном направлении через поселок Эльбан прямиком на Болонь. Этот участок был нам не знаком, так что полагались только на навигатор. Ночевка предполагалась уже в городе Комсомольск-на-Амуре. Общий километраж выходил около 620 километров.
Часа через четыре после выезда с Хабаровска достигли села Вознесенское. Здесь спустились на лед Амура и переправились напрямик на Амурск, этот маневр был призван существенно сократить наш маршрут.
С Вознесенского нам открылся впечатляющий пейзаж величественного Амура, окаймленного горами хребта Ян-де-Янге, которыми в свое время был сильно впечатлен Владимир Арсеньев. Картину немного портил только дым из трубы Амурской ТЭЦ.
Ледовая дорога вывела нас в пригород Амурска, машин мало, переправа оборудована попроще, чем зимник через Лену, видимо, сказывается наличие неподалеку моста через реку.
Миновав город, навигатор повел нас в юго-западном направлении. Пришлось немного поплутать, но все же, в конце-концов, где-то в 15 часов добрались до села Джуен.
После встречи нового 1918 года у якута Михаила Сургучева (может все таки Сергучева?) экспедиция под руководством Владимира Арсеньева 6 января двинулась на восток, вдоль хребта Ян-де-Янге. Как в шутку заметил Семен Ермолаев – “Ян-де-Янге” – это от якутского “Айан да айан…”, что примерно можно перевести как “Путь да путь…”. Современное название хребта звучит как Джаки Унахта-Якбыяна.
Недостаток припасов, в первую очередь еды, вынудил Арсеньева сократить маршрут экспедиции. Вместо намеченного пункта – реки Горин было принято решение идти на озеро Болонь. С огромными трудностями пересекли хребет, миновали реки Уркан, Хочен и 21 января вышли к реке Харби (Харпи). Здесь он, расплатившись, расстался с эвенками. С экспедицией остался только проводник якут А. Луганов.
Вскоре по Харпи путники вышли к озеру Болонь и перед ними встала дилемма: либо идти к нанайскому стойбищу Нергунь, далее двигаться к русской деревне Малмыж, либо идти по целине прямиком к Амуру. Поскольку второй вариант казался более рискованным в виду отсутствия информации о местности, то был выбран первый вариант.
Под конец маршрута 27 января разыгралась сильная метель. Арсеньев с проводником якутом Лугановым протоптал дорогу к озеру, но к утру лыжню напрочь замело. Тогда Луганов со студентом Делле отправились за помощью в стойбище Нергунь, которое находилось в 15 верстах. Через несколько дней они вернулись в сопровождении нанайцев, и вскоре экспедиция в полном составе прибыла в Нергунь.
Легендарная “Олгон-Горинская” или как еще ее называют “Кур-Олгонская” экспедиция Владимира Арсеньева достигла финальной точки своего маршрута – города Хабаровск 18 февраля. Событиям, произошедшим в ходе экспедиции, Владимир Клавдиевич посвятил рассказы “В тундре” и “Быгин-Быгинен”. Помимо них он готовил к печати труд “Кур-Олгонская экспедиция в горную область Ян-де-Янге”, но по каким-то причинам работа не была напечатана, а рукопись считается утраченной.
Происхождение названия села Джуен, по всей видимости, происходит от нанайского “дюен” – “в глубине находящийся мыс”, а судя по книге “Истоки. От А до Я на карте района” Геннадия Толмачева от “дуэ” – “таежный”.
История села началась с 1928 года, когда здесь семьи Андрея Даниловича Бельды и Захара Ивановича Киле построили первые избы. Постепенно на берег озера начали переезжать целыми семьями и родами нанайцы с реки Харпи. В настоящее время в селе проживает около 500 человек. Абсолютное большинство – 98% населения относят себя к нанайскому народу.
Село стоит на высоком берегу озера, с которого открывается потрясающая своей красотой панорама на Болонь. До противоположного берега расстояние, на мой взгляд, ориентировочно километров 10-12. Озеро Болонь мелководна – наибольшая глубина 4 метра, благодаря чему вода летом хорошо прогревается, что хорошо сказывается на росте водорослей. Насколько я знаю, где водоросли и стоячая вода – там и царство карася, которую называют спасительницей якутского народа. Как здесь вскоре убедился, не только якутского.
Если взглянуть по азимуту примерно на 110°, на середине озера можно увидеть остров вулканического происхождения Ядасен. Существует нанайское предание, что когда-то Ядасен и Гиудельген были юношей и девушкой, но злые духи превратили их в камни… Такая вот печальная легенда. Второй остров, к сожалению, я не смог высмотреть.
В селе возле школы экспедицию встретили глава сельской администрации Елена Александровна Дмитриева, директор Джуенской основной общеобразовательной школы Маргарита Николаевна Самар, руководитель школьного музея Ирина Васильевна Гаер, известная народная мастерица Людмила Викторовна Ходжер и работники школы.
В начале встречи Георгий Никонов познакомил присутствующих с проектом “Пути великих свершений”, рассказал об Олгон-Горинской экспедиции Арсеньева. Затем слово было передано Виктории Малакшановой, которая поведала о величайшем вкладе Владимира Клавдиевича в деле изучения этнографии местных народов, также упомянула о титаническом труде, проделанном им на посту директора Гродековского музея, особо подчеркнув роль Арсеньева в систематизации и каталогизации фондов.
В завершение своей речи Виктория Баторовна передала от имени Гродековского музея несколько экземпляров только что выпущенного альбома “Нанайцы” и ряд других изданий.
В свою очередь, Георгий Никонов преподнес в дар школьной библиотеке и администрации села тома Исторического альбома “Пути великих свершений” как в бумажном, так и в электронном виде.
Далее последовал рассказ Егора Борисова об Охотском и Аянских трактах и особой роли народа саха, якутских кузнецов и лошадей в деле освоения Дальнего Востока и Северо-Западной части Америки. Свое выступление Егор Егорович закончил, по своему обыкновению, исполнением якутских песен под баян.
Затем слово было передано хозяевам. Глава администрации села Елена Дмитриева сказала нам интересную вещь, оказывается, половина учащихся школы – это приемные дети. Как и по всей стране, в 90-х и 2000-х резко упала рождаемость и, как следствие, количество учеников снизилось до 40 человек. Поэтому местное население с недавних пор начало целенаправленно брать детей на воспитание с детских домов со всего Хабаровского края. Тем самым, число ребятишек школьного возраста было доведено до 84 учащихся.
Также Елена Дмитриевна коснулась экономических, социальных аспектов деятельности села. В целом, как мне показалось, в последние десять лет, в основном благодаря господдержке и смекалке населения, жизнь в селе, можно сказать, налаживается.
Встреча продолжилась в школьном краеведческом музее, где широко представлены предметы быта, одежда, орудия охоты и рыбалки, изделия народных мастеров, собраны материалы по истории села. С экспозицией нас познакомила ее руководитель Ирина Васильевна Гаер. Подробнее про музей можно посмотреть на видео:
После посещения музея хозяева пригласили нас в школьную столовую. Среди предложенных блюд нас больше всего поразила “Тала” – строганина со спинной части карася с черемшой. Несмотря на экзотичность очень вкусно и питательно. Помимо сырого, хозяева угостили нас еще и жареным карасем. Что примечательно, с рыбы перед жаркой особым образом извлекаются кости.
За трапезой речь зашла, пожалуй, о самом знаменитом сыне нанайского народа, о Заслуженном артисте РСФСР, Заслуженном артисте Якутской и Бурятской АССР, Николае Ивановиче Бельды, больше известном как Кола Бельды. Наверняка, все помнят строки песни в его бесподобном исполнении:
Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним
И отчаянно ворвёмся прямо в снежную зарю.
Но, к сожалению, не все знают факт того, что он во время Великой Отечественной войны, будучи круглым сиротой, приписав себе пару лет, сбежал на фронт, став юнгой Тихоокеанского флота. Участвовал в боевых действиях на Корейском полуострове, награжден Медалью Нахимова, медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией», Орденом Отечественной войны 2 степени.
Финалом посещения Джуена стала торжественная установка на стене Дома культуры памятной таблички, посвященной “Олгон-Горинской” экспедиции Владимира Арсеньева.
На прощание нам показали этнографическое поселение нанайской семьи образца конца XIX начала ХХ века, то есть времен “Олгон-Горинской” экспедиции Арсеньева.
Как рассказала Елена Дмитриева, окна в них делались из рыбьего пузыря, а полы покрывались глиной. Комплекс был построен в 2006 г. как часть туристического маршрута “Птичий перекресток” на средства Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству.
Солнце уже скатывалось к горизонту и мы, обретя здесь новых друзей, открыв для себя много нового и неизведанного, наполненные яркими впечатлениями, взглянув на прощание снежные просторы Болони и величественный силуэт хребта Ян-де-Янге, выехали в город Комсомольск-на Амуре.
Продолжение следует…
Остальные части читайте по ссылкам: